Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международно-правовая защита авторских прав в международном частном праве



2016-01-26 1947 Обсуждений (0)
Международно-правовая защита авторских прав в международном частном праве 0.00 из 5.00 0 оценок




Права на ИС условно подразделяются на:

1) авторские права

2) смежные

3) право на промышленную собственность

Основным источником в РФ явл-ся ч. 4 ГК, вступившая в силу 1 января 2008 г. Данный НА полностью основан на международных обязательствах, принятых РФ. Понятие интеллектуальной соб-ти б. впервые определено в Конвенции об учреждении всемирной организации интеллектуальной соб-ти. В любом случае, ИС имеет строго территориальный характер, поэтому для признания своих прав в др. гос-ах обладателям прав необходимо повторное заявление приоритета своих прав.

Единственным способом преодоления территориального характера - заключение международного соглашения о взаимном признании и защите прав на результаты ИС, возникшие в др. государстве.

Права на ИС имеют ряд др. особенностей:

- территориальный характер

- не отчуждаемость исключительных прав

- ограниченный срок защиты.

В рамках нац-го законодательства разных гос-в в отношении порядка и условий охраны интеллектуальной соб-ти устанавливается нац-ый режим для иностранцев.

С точки зрения международного частного права Российской Федерации регулирование правоотношений, осложненных иностранным элементом, в области авторского права, как и в целом в области интеллектуальной собственности, осуществляется в международной форме, т.е. посредством международно-правовых норм. Это связано с отсутствием коллизионных норм в национальном законодательстве РФ.

Осн.источниками авторского права с участием иностранного элемента в РФ явл-ся след.док-ты:

- Ч4 ГК

- Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.

- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.

- Двусторонние соглашения о взаимном признании и защите авторских прав – действуют с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой и Швецией.

- Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. 1993 г. Оно не содержит норм материального хар-ра, а направлено на выполнение гос-вами СНГ обязательств в области авторских и смежных прав, вытекающих из участия Советского Союза во Всемирной конвенции 1952г.

 

Международно-правовое регулирование авторских прав претерпело определенную эволюцию. Начало международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928 г.

Бернская конвенция 1886 г. является своего рода образцом «монументальности» действия международных норм. На сегодняшний день участниками Бернской конвенции, в число которых входят Российская Федерация, практически все бывшие союзные республики (за исключением Узбекистана и Туркмении), США, Китай, являются более 150 государств.

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Во Всемирной конвенции содержится ряд материально-правовых норм, количество которых значительно меньше, чем аналогичных норм, включенных в Бернскую конвенцию:

• положение о том, что авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводы произведений, охраняемых на основании Конвенции;

• срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;

• понятие «выпуск в свет» означает воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведений для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции.

ГК РФ ст. 1211 п7. В отношении договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации применяется право страны, на территории которой действует передаваемое приобретателю исключительное право, а если оно действует на территориях одновременно нескольких стран, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности правообладателя.

42. Международные соглашения об охране авторского права. Статус конвенций. Предмет регулирования. Правой режим установленный конвенциями: общие положения

Территориальный характер авторского права является серьезным препятствием для международного сотрудничества в области обмена результатами творческой деятельности. Необходимость международно-правовой защиты авторских прав и их признания на территории других государств стала очевидной более 100 лет назад. В связи с этим унификация авторского права началась уже в XJX в. — в 1886 г. была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует в ред. 1971 г.). Государства-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения (его административные функции выполняет ВОИС). Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г. Основа Конвенции — материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование — применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда. При определении субъектов охраны в Бернской конвенции используется территориальный принцип охраны — предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опубликования). Решающим признаком является не национальность (гражданство) автора, а национальность произведения, однако в отдельных случаях учитывается и национальность автора. Авторы из стран —членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах пользуются их собственные граждане (т.е. национальным режимом), а также правами, специально оговоренными в Конвенции. Такая же охрана предоставляется авторам — гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза. Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств —членов Союза. Таким образом. Конвенция устанавливает различные условия охраны опубликованных и неопубликованных произведений.Максимальный срок охраны авторских прав составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличениесроков охраны в соответствии с национальным законодательством.В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право государства первой публикации произведения.На переводы, фотографии,кинофильмы и другие объекты сроки охраны снижены.

Конвенция предусматривает две группы авторских прав:

1) Личные имущественные и неимущественные права, установленные национальным законодательством государства, в котором испрашивается требование об охране.

2) Специальные права: исключительное право автора на перевод своего произведения, на его воспроизведение и публичное исполнение, передачу по телевидению и радио, переделку, магнитную запись и т.д. Предусмотрено ограничение права автора на перевод — автор утрачивает исключительное право на перевод, если он в течение 10 лет не воспользовался этим правом.

Отличительные особенности Бернской конвенции — существенные ограничения свободного использования произведений, наличие ряда формальностей по регистрации произведений, обратная сила действия положений Конвенции (однако каждое государство само определяет применение на своей территории этого начала). Объекты охраны — права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный (не исчерпывающий) перечень видов таких произведений.

В 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (действующая редакция — 1971 г.), имеющая более универсальный характер, чем Бернская. Россия участвует в этой Конвенции с 1973 г. как правопродолжатель СССР. В Преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель — дополнить уже действующие нормы международного авторского права, но не заменить или нарушить их. Всемирная конвенция содержит большое количество отсылок к национальному законодательству, меньший объем материально-правовых предписаний, чем Бернская конвенция.

В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договор — Договор ВОИС по авторскому праву.Этот Договор установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав прямо связана со стимулированием литературного и художественного творчества. Впервые в мировой практике указано, что охрана распространяется не только на форму выражения произведения, а на идеи и процессы; объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению.

Особое место среди универсальных международных договоров занимает Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., которая предусматриваетзапрет двойного налогообложения как авторских, так исмежных прав.

Среди региональных соглашений о международно-правовой охране авторских прав следует отметить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г., регламенты и директивы Европейского совета (директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского нрава 1993 г.

43. Авторские прав иностранцев в РФ и российских авторов в других странах

Авторские права - совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. В настоящее время объектами авторского права явл-ся произведения литературы, искусства, а также компьютерные программы и базы данных.

Специфика и условия охраны авторских прав с иностранным элементом в том, что они определяются законом того гос-ва, на территории которого имел место юр. факт, послуживший основой для возникновения авторских прав. Т.о., признание авторских прав основано на принципе национальности произведения.

В отношении произведений иностранных авторов, которые впервые б. изданы за границей, в РФ действует 2 режима:

1) охраняемые произведения – произведения, опубликованные после вступления для РФ в силу соответствующих МД. При этом, РФ принимает участие в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, 1886 г. (для РФ вступила с 13 марта 1995 г.); Всемирная конвенция об авторских правах, 1952 г. (для РФ с 27 мая 1973 г.), несколько двухсторонних договоров о взаимном признании и защите авторских прав (с Австрией, Болгарией, Венгрией. Кубой, Швецией). Режим таких произведений определяется нормами международных соглашений и нормами российского права.

2) не охраняемые произведения – произведения, не подпадающие под действие ни одного из МД. Автор неохраняемых произведений на территории РФ не получают защиту своих исключительных прав (Узбекистан).

Действующее законодательство устанавливает сроки охраны авторских прав:

  • С т.з. ГК срок составляет жизнь автора плюс 70 лет после его смерти,
  • по Бернской конвенции – жизнь автора плюс 50 лет после смерти,
  • по Всемирной конвенции – жизнь автора плюс 25 лет после смерти.

Всемирная конвенция 1952 г. устанавливает льготы для развитых гос-в, там сроки охраны сокращены до 10 лет после опубликования.

Обе конвенции исходят из принципа нац-го режима, устанавливается, что объем авторских прав определяется нац-ым законодательством гос-в – участников. Любое гос-во – участник м. увеличить перечень гарантий для обладателей авторскими правами.

Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883 г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам — гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами — гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участие государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.

Передача произведений российских авторов для использования за рубежом. В течение долгого времени российские авторы были фактически лишены возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с предоставлением прав зарубежным пользователям. В соответствии с законодательством бывшего СССР передача авторских прав за рубеж производилась только через Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП).В случае нарушения данного порядка договор автора или его правопреемника, самостоятельно заключенный с иностранным пользователем, признавался ничтожным. В этой связи права иностранного пользователя не охранялись на территории СССР, а доходы, полученные автором, считались незаконными.

В настоящее время российские авторы распоряжаются принадлежащими им авторскими правами самостоятельно, в том числе могут свободно передавать их зарубежным пользователям. Авторские договоры с ними заключаются в общем порядке и могут подчиняться по выбору сторон российскому или иностранному праву. При отсутствии соглашения о подлежащем применению праве действует российское право как право страны, где имеет местожительства или основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания авторского договора.



2016-01-26 1947 Обсуждений (0)
Международно-правовая защита авторских прав в международном частном праве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международно-правовая защита авторских прав в международном частном праве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1947)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)