Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оксиды и гидроксиды металлов



2016-01-26 2277 Обсуждений (0)
Оксиды и гидроксиды металлов 0.00 из 5.00 0 оценок




В зависимости от степени окисления металла оксиды и гидроксиды металлов могут проявлять основные, амфотерные и кислотные свойства.

Mn+2O

Mn(OH)2

основный

Mn2+3 O3

Mn(OH)3

амфотерный

Mn+4O2

Mn(OH)4

амфотерный

 

Mn+6O3

H2MnO4

кислотный

 

Mn2+7O7

HMnO4

кислотный

С получением и применением металлов связывают развитие цивилизации («бронзовый век», «железный век»). Развитие научно-технического прогресса, потребности общества послужили толчком для создания сплавов на основе титана, молибдена, вольфрама и других металлов для увеличения коррозионной стойкости, для придания особой твердости, тугоплавкости, устойчивости в агрессивных средах. В большинство сплавов входят самый используемый на сегодняшний день металл – железо и «молодые» металлы – алюминий и магний. Каждый сплав не есть простая сумма свойств его компонентов.

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. Осуществите следующие превращения:

MgH2àMg(OH)2àMgOàMgàMgSO4àMg(NO3)2àMgOHNO3

2. Составьте уравнения взаимодействия металлического бария с простыми веществами: кремний, бром, газообразный азот, селен, кислород, газообразный водород. Укажите степени окисления атомов в продуктах реакций. Назовите продукты реакций.

3. Составьте уравнения возможных реакций взаимодействия металлического алюминия со следующими веществами: раствор серной кислоты, раствор гидроксида калия, раствор хлорида марганца (II), газообразный хлор, кристаллическая сера, оксид бария, оксид железа (III).

4. Определите массу марганца, восстановленного при взаимодействии 26,2 г оксида марганца (IV) алюминием массой 10,2 г.

5. Алюминиевые стружки поместили в растворы ацетата натрия и ацетата цинка. Составьте уравнения протекающих реакций. Какие признаки реакций вы будете наблюдать.

 

СРАВНЕНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ

I – III ГРУПП ГЛАВНЫХ ПОДГРУПП

ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ.

АЛЮМИНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

Рассмотрите сравнительную характеристику щелочных и щелочноземельных металлов, представленную в таблице 6:

Таблица 6

Сравнительная характеристика щелочных и щелочноземельных металлов

  Щелочные металлы Щелочноземельные металлы
Положение в периодической системе   I группа главная подгруппа Li Na K Rb Cs Fr II группа главная подгруппа Ca Sr Ba Ra
Строение атома 1 валентный электрон на внешнем уровне n S1 2 валентных электрона на внешнем уровне n S2
Нахождение в природе и получение В природе встречаются в виде солей, получают электролизом расплава соединений В природе встречаются в виде солей, получают электролизом расплава соединений
Химические свойства   В соединениях Ме+1 Самые активные металлы, восстановительные свойства самые высокие   В соединениях Ме+2 Активные металлы. Менее активные по сравнению с щелочными металлами

Металлы хранят под слоем масла или керосина, чтобы не допустить контакта с водой и воздухом. Металлы пожароопасны. При их воспламенении нельзя тушить водой, так как с водой вступают в реакцию. Щелочные и щелочноземельные металлы тушат порошковым огнетушителем или песком.

На воздухе и в кислороде образуют пероксиды (кроме лития)

2 K + O2 = K2O2

(как побочный продукт – оксид)

На воздухе и в кислороде образуют оксиды

2Ca + O2 = 2CaO

(как побочный продукт – пероксиды СаО2)

Втесняют водород из воды и растворов кислот-неокислителей.

Не взаимодействуют с растворами щелочей. Не вытесняют менее активные металлы из растворов солей, так как реагируют с водой, а не с солью.

 

Гидриды – белые твердые вещества, подвергаются гидролизу с выделением газообразного водорода

KH + H2O = KOH + H2

BaH2 + H2O = Ba(OH)2 + H2

Оксиды и гидроксиды основного характера, растворимые в воде вещества белого цвета.

 

Соли

NaCl – поваренная соль

Na2CO3 – сода кальцинированная

NaHCO3 – сода питьевая

Na2SiO3 – жидкое стекло, силикатный клей

K2CO3 –поташ, древесная зола

СaCO3 – известняк, мел

СaSO4 · 2H2O – гипс

2CaSO4 · H2O –алебастр

(основа строительных материалов)

Растворимые соли кальция обеспечивают жесткость воды. Временную или карбонатную жесткость устраняют кипячением

t

Ca(HCO3)2 = CaCO3↓ + H2O + CO2

 

Некарбонатную жесткость устраняют переводом солей кальция в нерастворимый карбонат с помощью соды, поташа.

CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2NaCl

 

Алюминий

Алюминий – самый распространенный металл в земной коре. Изучение свойств алюминия интересно, во-первых, с целью повторения свойств амфотерных соединений, а во-вторых, с целью демонстрации влияния защитной оксидной пленки на свойства металлов.

Получение алюминия возможно только электролизом, т.е. разложением электрическим током оксида алюминия.

2Al2O3 = 4Al + 3O2

Для понижения температуры плавления оксида алюминия (от 20500 С до 9500 С) к оксиду алюминия добавляют криолит Na3[AlF6].

Алюминий – активный металл, сильный восстановитель, он расположен в первой четверти ряда напряжений металлов, но в силу наличия на поверхности металла очень тонкой, но прочной оксидной пленки, алюминий вступает во взаимодействие при повышенной температуре. С водой реагирует только в случае удаления оксидной пленки (например, путем образования амальгамы с металлической ртутью).

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

С растворами кислот алюминий реагирует, на первый взгляд, медленно, несколько секунд признаков реакции не наблюдается. В это время происходит растворение оксидной пленки в кислотах. На холоде алюминий не реагирует с концентрированными кислотами-окислителями H2SO4 иHNO3. Эти кислоты пассивируют металл, наращивая толщину оксидной пленки.

Алюминий образует амфотерные оксид и гидроксид. Следовательно, металл, его оксид и гидроксид должны взаимодействовать с кислотами и щелочами.

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2 + 3H2

(механизм взаимодействия рассматривался на занятии № 13)

Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O

Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O

Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O

t

Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O

Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

в растворе тетрагидроксоалюминат натрия

Задание 1. Осуществите превращение по предложенной схеме:

NaOHà Naà Na2SO4àNaClàNaOHàNaAlO2àAl(OH)3à Al2O3

 

1) NaOH à Na Существует единственный способ получения щелочных и щелочноземельных металлов и алюминия – электролиз расплавасоединения этого металла.

элек. ток

4 NaOH à 4Na + O2 + 2H2O

(на первый взгляд кажется, что должны получить металлический натрий и молекулы ОН, но устойчивых молекул ОН не существует, они перегруппировываются по схеме 4ОН = 2Н2О + О2)

 

2) Na à Na2SO4 Натрий – активный металл, он расположен в ряду активности металлов до водорода, следовательно, взаимодействует с кислотами

Na + H2SO4 = Na2SO4 + H2

 

3) Na2SO4 à NaCl К сульфату натрия необходимо добавить соединение, содержащее хлорид-ионы Cl-, но так как и сульфат и хлорид натрия растворимы в воде, в правой части уравнения необходимо получить осадок (осадить сульфат-ионы). В противном случае реакция практически будет неосуществима.

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4

 

4) NaCl à NaOH При электролизе растворов солей щелочных металлов получить металл нельзя (используют расплав соли), выделяется газообразный водород, катионы металла остаются в растворе, образуя щелочи. (Тема «Электролиз» в данном пособии не рассматривается)

элек. ток

2NaCl +2H2O = H2↑ + Cl2 + 2NaOH

 

5) NaOH à NaAlO2 В продукте появляются атомы алюминия – металла, образующего амфотерные соединения, следовательно, и оксид и гидроксид алюминия могут реагировать с гидроксдом натрия.

t

NaOH + Al(OH)3 = NaAlO2 + 2H2O

 

6) NaAlO2 à Al(OH)3 Алюминат натрия, полученный действием щелочи, можно разрушить, «нейтрализуя» эту щелочь.

NaAlO2 + HCl + H2O = NaCl + Al(OH)3

7)Al(OH)3 à Al2O3 Нерастворимые гидроксиды металлов разрушаются при нагревании.

t

2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O

 

 

ЗАНЯТИЕ 13



2016-01-26 2277 Обсуждений (0)
Оксиды и гидроксиды металлов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оксиды и гидроксиды металлов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)