Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, особенности и принципы государственного управления



2016-01-26 700 Обсуждений (0)
Понятие, особенности и принципы государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное управление — разновидность социального управления, под которым

понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.).

Место и роль государственного управления в механизме государственной власти

определялись следующими характеристиками:

а) государственное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению

единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную

специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

б) государственное управление — деятельность исполнительно-распорядительного

характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь

законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием не-

обходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

в) государственное управление — прерогатива специальных субъектов, обобщенно

обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или

же органы государственного управления',

г) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в

процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-

культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого

руководства была обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении)

органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности,

выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производ-

ства;

д) государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая "на

основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной

деятельности.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

• демократизм – народ выступает единственным источником власти;

• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе соблюдения и исполнения законодательства;

• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы;

• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации;

• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ;

• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, с учетом отраслевых особенностей объекта управления;

• территориальный – формирование системы управления основывается на административно-территориальном делении;

• функциональный – органы исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления;

• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий;

• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

Метод управленческой деятельности, это способ достижения поставленных целей.

34. Понятие и содержание исполнительной власти

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную

ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти РФ, тесно

взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей

нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви.

Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти

другой, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и

наоборот.

Исполнительная власть самостоятельна, но только в фун-кционально-

компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в

общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная

часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится

на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть

можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой

государственной власти или же ее механизма. Однако необходимо учитывать, что дей-

ствующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой

исполнительной власти как государственно-правового института, а лишь субъектов,

реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус

федеральных и региональных органов исполнительной власти).

3. Исполнительная власть — непременный атрибут государственно-властного

механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с

законодательной и судебной властями. До принятия Конституции РФ 1993 г.

законодательная власть осуществлялась только на федеральном и республиканском

уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные

ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты Федерации вправе

осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76

Конституции РФ). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется

исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три ветви государственной

власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении

не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий

и учреждений, негосударственных формирований.

4. Исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий,

есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность,

поведение, право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличительным при-

знаком является то, что власть реализуется в отношении к различным (коллективным или

индивидуальным) элементам государственно-организованного общества, то есть в

общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции,

пра-воприменителъного (правоисполнительного) характера. Данное качество

исполнительной власти наиболее существенно, так как раскрывает ее особую

государственно-правовую природу, позволяет отграничить исполнительство такого

характера от исполнительства (исполнения), присущего любой организованной ячейке

человеческого коллектива или общества в качестве средства управления собственными

делами (самоорганизация).

5. Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не

может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий

вид такой деятельности — не сама власть, а лишь форма ее практической реализации.

Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной

деятельности. Власть — сущностное выражение таковой деятельности, ее

функциональной направленности и компетен-ционной определенности, то есть категория

базового характера. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государствен-

ному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид

государственно-властной деятельности.

6. Исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной

деятельности, по своей сути правоприменительна. Это — ее принципиальное качество и

назначение. Однако имеется в виду правоприменение особого рода. Так, судебная власть

также является правоприменительной, но применение (исполнение) требований

законодательства осуществляется ею преимущественно в негативных случаях, то есть

когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении

либо в судебной правоохране. Для исполнительной же власти характерно в основном

правоприменение позитивного характера, то есть прямое исполнение требований

законодательства прежде всего в целях нормальной и эффективной работы всех

находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т. п.

7. Исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит,

что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных

исполнительной компетенцией — органами исполнительной власти. Естественно, что

ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государственной власти.

Исполнительная власть приобретает динамические качества через деятельность

этих государственных органов. Федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему

исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ). Таковы четко определенные

конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики

исполнительной власти.

8. Исполнительная власть, имея субъектное выражение, не может пониматься как

система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную

деятельность. Из ст. 77 Конституции РФ вовсе не вытекает вывод о том, что единая сис-

тема органов исполнительной власти и есть сама исполнительная власть. Она получает

свое выражение в их практической деятельности.

9. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией РФ организуется и

осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или

законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий (т. е.

компетенции) между федеральными исполнительными органами и аналогичными

органами субъектов Федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному

договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11

Конституции РФ).

10. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном

распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты

государственной власти, как-то: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и

иные воинские формирования (например, внутренние, железнодорожные войска), ми-

лиция, службы внутренней и внешней безопасности и т. п



2016-01-26 700 Обсуждений (0)
Понятие, особенности и принципы государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, особенности и принципы государственного управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (700)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)