Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общественное движение за охрану памятников природы в Украине 1 страница



2016-01-26 441 Обсуждений (0)
Общественное движение за охрану памятников природы в Украине 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




История заповедного дела в Украине

История заповедного дела в Украине

В.Е. Борейко

Издание второе, дополненное, 2001 г.

В книге рассказывается об истории заповедного дела в Украине (Х век - 1980), о замечательных деятелях заповедного дела, освещены философские и этические вопросы создания и функционирования охраняемых природных территорий. Книга иллюстрирована уникальными историческими фотографиями.

© Борейко В.Е., 1995
© Борейко В.Е, 2001
© Киевский эколого-культурный центр, 2001

 

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Предисловие ко второму изданию

Второе издание представляет собой значительно переработанную и дополненную версию "Истории заповедного дела в Украине". В нее вошли рассказы о десяти замечательных деятелях отечественного заповедного дела, а также уникальные фотографии и фотодокументы. Специальная глава посвящена философскому осмыслению наших усилий по спасению участков дикой и окультуренной природы.
Владимир БОРЕЙКО


ГЛАВА 1 ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО
Х век - 1850

Х век - 1850

Феномен заповедного дела в том, что природные заповедные объекты имелись во все времена и у всех народов, (в том числе и у киевских славян - язычников). С возникновением религии, эти празаповедники стали посвящаться богам, иметь сакральное значение. По природным свойствам "особенно приятными" для славянских языческих богов считались вершины гор (Бескиды, Лысая гора в Киеве), возвышенности, гроты, долины, леса и рощи, - местности тихие, дикие и удаленные от жилья. Леса и рощи своим величием, таинственностью производили возвышающее впечатление на входящего в них, возбуждая в его душе мысль о близости божества. Священными, охраняемыми божествами и народными традициями могли стать целебные источники, особо красивые природные объекты (горы, водопады, рощи, отдельные валуны, деревья), пещеры, расщелины, представляющие как бы прямое сообщение с подземным миром. Многие природные местности становились священными из-за связанных с ними мифами о тех или иных событиях из жизни богов. Так, древние греки, проживавшие на побережье Азовского и Черного морей (территория современной Украины), считали священными острова Тендра и Джарылгач. Остров Тендра 2400 лет до нашей эры они посвятили Ахиллу, и звался он Ахилловым бегом. На острове в честь Ахилла были сооружены храмы и статуя героя (2). Другие природные объекты становились священными и охраняемыми вследствие связанных с ними особенных обстоятельств или исторических событий. Так, места жизни богов, погребение знатных предков могли иметь сакральное значение.

Таким образом, у славян Киевской Руси природные объекты заповедались как священные в основном по следующим причинам: мифическим; нравственным; политическим; историческим. Кроме этого, заповедными священными местами становились те територии, где то или другое божество пользовалось наибольшим почетом, а также местности, особенно "приятные" божествам своими природными свойствами (естественный вид и т.д.).

Сколько же в языческой дохристианской Киевской Руси (в рамках современной Украины) имелось священных рощ и других заповедных объектов? По-видимому, на этот вопрос точно не ответить. Можно лишь привести некоторые известные цифры по другим странам: в Эстонии было 800 священных рощ, в древней Индии священные рощи занимали 6% территории страны, в Нижегородской области России на 1994 г. у современных марийцев имелось около 40 действующих священных рощ.

У славян-язычников Киевской Руси заповедные рощи, заменявшие им храмы, именовались: богатырские места, гайбог, божница, праведный лес, святибор. В священных дубовых рощах наиболее старые деревья обносились оградой, за которую могли заходить только жрецы. Византийский император Константин Багрянородный свидетельствовал о богослужении славянских язычников: "Приходя на остров Св. Георгия, русины совершали жертвоприношения под великим дубом" (1). В Уставе Владимира о церковных судах упоминается о тех, кто молится в "рощении", а в Ипатьевской летописи - о службе у куста. У некоторых славян заповедные священные рощи назывались раем. Профессор Е. Аничков считал, что на месте, где нынче находится Киево-Печерская Лавра, много лет назад шумела листвой священная роща - обиталище киевских богов. Славяне Киевской Руси содержали "заповедные гаи" возле своих селений, как правило, на возвышенных местах. Судить-рядить шли в чащи, туда, куда не достигал луч света. А осенью у священных рощ собирались девушки, чтобы "слушать духов", шепотом падающих листьев предсказывающих будущее.

Священной рощей в Киеве была также Шулявская роща (Кадетская роща) на берегу речки Лыбедь, вырубленная во время гражданской войны. До 1919 г. она была любимым местом отдыха киевлян. Сейчас от этой рощи остался лишь один 400-летний дуб.

Кроме священных рощ, заповедными у восточных славян считались озера, некоторые реки (например, Буг), ключи и ручьи. Древний летописец Прокопий писал, что славяне "обожают реки, нимф и некоторых других духов, приносят им жертвы и по жертвам гадают о будущем" (1). В Уставе Владимира о судах говорится, что молятся возле воды, в правилах Митрополита Иоанна читаем, "еже жрут бесов и болотом и колодязем" (1). Уже в христианской Киевской Руси, во времена сильного княжеского владения (когда власть начинает уничтожать священные рощи), возникают природные заповедные объекты, имеющие другие, утилитарные функции. Это - рассадники дичи и охраняемые места охот для князей.

Так, при князе Владимире Мономахе в конце XI в. под Киевом было несколько охраняемых урочищ, где охотились только князья - "Зверинец", урочище Соколий Рог (3). Заповедными объектами являлись и бортнические угодья. Понятия "заповедные деревья" и другие встречаем во многих царских указах, причем наказания за посягательство на них были очень строги: "За дуб, буде хоть одно дерево срубит, также и за многую заповедных лесов посечку, учинена будет смертная казнь" (4).

В царствование Екатерины II фабрикам и заводам предписывалось выделить пятую часть своих лесов в качестве "заказных рощ" для нужд кораблестроения.

По донским рыболовным правилам (1835 г.) заповедным от рыбной ловли объявлялось тридцатисаженное пространство стержня реки Дон в районе Войска Донского и 15-саженное - в реке Северский Донец. Места сии обозначались специальными знаками. Мельники обязывались во время хода рыбы на нерест держать "холостые скрыни" мельничьих плотин открытыми. Указ русского Сената от 10 ноября 1832 г. повелевал выделять в неприкосновенный запас из лесов казенных крестьян "заказные рощи".

В 1888 г. в Российской империи был принят лесоохранный закон, признавший защитными леса вдоль рек, на горах и склонах, сдерживающие пески и т.д. Эти леса оберегались от рубок, то есть становились в какой-то мере заповедными.

В 1840 г. в докладной записке министру государственных имуществ России специалисты-лесоводы писали "относительно составления лесной карты России, требующие особых мер охраны" (5).

Часть природных объектов уже в XVIII в. начали заповедовать исключительно с целью сохранения красоты природы. Так, известный польский деятель охраны природы В. Шафер пишет, что в 1765 г. стало охраняемым лесное урочище на Монастырском острове на Днепре для целей "исключительно идеалистических" (6). По одним сведениям, остров охранялся по распоряжению Запорожского коша, по другим источникам - по указу князя Потемкина.

По-видимому, этот случай, когда природные объекты охранялись исключительно из эстетических соображений - в XVII-XVIII вв. не единственный.

Заповедными леса становились не только в законодательном порядке. Знаток русского языка В.И. Даль писал: "Заповедать лес, запретить в нем рубку: это делается торжественно: священник с образами, или с хоругвями, обходит его, при народе и старшинах, поют "Слава в вышних", и запрещают въезд на известое число лет" (7).

Надо сказать, что такой способ заповедания часто оказывался более эффективным, чем сторожа и суровые законы. Поэтому многие помещики Европейской части Российской империи, как описывал путешественник Василий Зуев в 1787 г., предписывали "своим попам ежегодно обходить лесные дачи с образами и святою водою и заклинать того, кто возложит секиру на дерево, совершенного своего роста не достигшее" (8).

"Прадедами" современных заповедников можно считать и тщательно охраняемые леса монастырей. Благодаря Ахтырскому монастырю сохранился лес на Ворскле, Святогорскому - урочище меловой сосны. Лесное урочище Китаево, Голосеевский лес, Конча-Заспа под Киевом тоже сохранились благодаря монахам. В 1921 г. урочище Конча-Заспа стало заповедником. Святогорские (горы Артема) горы - в 1997 г. национальным парком. Еще одним видом "празаповедников" были засечные леса близ южных и юго-восточных окраин Московского государства, в междуречье Днепра и Дона, на территории современных Харьковской и Белгородской областей. Такие леса строго охранялись. С целью охраны засечных лесов московским царем издавались специальные указы. Система засечных, охраняемых лесов просуществовала до конца XVII в. В некоторых местах бывших засечных лесов потом создавались настоящие заповедники.

Литература

01. Головацкий Я.Ф., 1992. Виклади давньослов'янських легенд, або мiфологiя, Київ: Довiра, 92 стр.

02. Наукова хронiка, 1928 // Вiсник природознавства, № 1, стр. 53.

03. Насимович А.А., 1979. Дореволюционный период в развитии заповедного дела. Опыт работы и задачи заповедников СССР. М.: Наука, 1979. стр. 7-20.

04. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р., 1978. Особо охраняемые природные территории, М.: Мысль, 295 стр.

05. ЦГИА СПб, ф. 398, оп. 1, д. 38, л. Зоб.

06. Szafer W., 1965. Zarys historii ochrony przyrody w Polsce // Ochrona Przyrody i jei Zasobow, т. I Краков, стр. 53-105.

07. Даль В., 1981. Толковый словарь живого великорусского языка, М.: Русский язык, т. I, 700 стр.

08. Бюллетени ХОЛП, 1916. № 2, стр. 101.

09. Рыжиков А.И., 1994. Инстинкты - вера - разум (рукопись), 12 стр.

10. Редько Г.И., Шлапак В.П., 1993. Петр I об охране природы и использовании природных ресурсов, К.: Либiдь, 171 стр.


1850-1917

1850-1917

В конце ХIХ века в Западной Европе зародилось неведомое даже наиболее культурным деятелем античности, средневековья и эпохи Просвещения движение за охрану памятников природы.

С развитием культуры вместо утилитарных или религиозных мотивов охраны природы стали выдвигаться требования охраны красоты ландшафта, исторических и легендарных памятников, научные и этические мотивы.


Заповеди классиков заповедного дела
Заповеди классиков заповедного дела

Первым российским ученым, поставившим в научном плане на Украине вопрос заповедания, стал профессор Василий Васильевич Докучаев. В начале первой половины 90-х годов ХІХ века под его руководством в степях России и Украины - в междуречьях Волги и Дона, Днепра и Дона работала "Особая экспедиция по облесительным и обводнительным работам в степях южной России", организованная Лесным департаментом. В 1895 г. В.В. Докучаев опубликовал ее "Труды", в которых писал: "Чтобы реставрировать степь, по возможности, в ее первобытном виде, чтобы воочию убедиться в том могущественном влиянии, какое может оказать девственный травяной покров на жизнь, и количество грунтовых и поверхностных вод; чтобы не дать возможность окончательно обестравить наши степи (как обезлесили лесостепную Россию); чтобы сохранить этот оригинальный степной мир потомству навсегда; чтобы спасти его для науки (а частью и практики); чтобы не дать безвозвратно погибнуть в борьбе с человеком целому ряду характернейших степных, растительных и животных форм - государству следовало бы заповедать... на юге России больший или меньший участок девственной степи и предоставить его в исключительное пользование первобытных степных обитателей, каковы вышеупомянутые, ныне вымирающие, организмы. И если на таком участке будет устроена постоянная научная станция..., то нет сомнения, затраты... сопряженные с устройством таких заповедной дачи и станции, быстро окупятся, и притом сторицею" (1).

В письме к своему полтавскому коллеге А.А. Измаильскому 10 мая 1894 г. ученый сказал: "Как Вы уже знаете, вероятно, из газет, я хлопочу теперь о том, чтобы в наших степях был заповедан участок (не меньше 100 десятин) девственной степи, участок, предоставленный в исключительное пользование самой природы - так сказать, первобытных обитателей (растений и животных) девственной степи. На этом участке будет выстроена постоянная научная станция (с необходимыми принадлежностями), доступная для ученых всех стран..." (25).

Таким образом, В.В. Докучаев первым высказал блестящую идею о работе постоянной научной станции на базе заповедного объекта, что потом было с успехом применено в советских заповедниках. Взгляды В.В. Докучаева на научную работу заповедников развил в 1910 г. известный ботаник Иосиф Конрадович Пачоский, проживавший в Херсоне. Говоря о важности организации в украинских степях ботанических станций с заповедными участками, он набросал краткую программу их научной деятельности, отмечая особую важность многолетних наблюдений за фауной и флорой наиболее типичных участков заповедных объектов.

Профессор Московского университета Григорий Александрович Кожевников в 1908 г. одним из первых в Российской империи научно обосновал идею создания заповедников. Его слова стали "катехизисом" отечественного заповедного дела. "Чтобы иметь возможность изучать природу", - писал Кожевников, - "мы должны стараться сохранить ее в ее первобытной неприкосновенности в виде ее наиболее типичных формаций. Конечно, надо стремиться более всего сохранить целинную степь и первобытный лес таежного типа. Какая цель сохранения таких нетронутых участков? Прежде всего чисто научная, а затем, конечно, и практическая, т.к. только научное изучение природы дает нам прочные основы для практической деятельности (...)" (2).

Действительный член Российской Академии наук, один из основателей отечественного заповедного дела, ботаник Иван Парфеньевич Бородин в 1914 г. дополнил взгляды Г.А. Кожевникова о заповедниках несколько с других позиций: "Сколько бы защитных участков ни устроили у себя наши соседи, они не в состоянии заменить наших будущих заповедников. Раскинувшись на огромном пространстве в двух частях света, мы являемся обладателями в своем роде единственных сокровищ природы. Это такие же уники, как картины, например, Рафаэля, - уничтожить их легко, но воссоздать нет возможности" (3).

Другой классик отечественного заповедного дела Дмитрий Константинович Соловьев, дополнил в 1918 г. взгляды Г.А. Кожевникова и И.П. Бородина еще одной существенной деталью: по его мнению, "заповедником (постоянным) называется определенная площадь, объявленная неприкосновенной навсегда" (4).

Основоположник научного лесоведения Г.Ф. Морозов в 1910 г. высказал принципиально новую мысль о том, что выделение заповедных участков должно происходить, по возможности, планомерно и на основе ботанико-географического разделения, то есть так, чтобы заповедные участки имелись в каждой ботанико-географической области, представляя своей совокупностью ряд характернейших и наиболее ценных в научном отношении типов растительности. Так возник научно обоснованный географический принцип организации системы заповедников, получивший широкое признание (5).

Приват-доцент Харьковского университета Валерий Иванович Талиев в своей книге "Охраняйте природу!", вышедшей несколькими изданиями в 1913-1914 годах, писал: "Красота природы имеет собственную высшую ценность: она должна быть охраняема независимо от узко-практических задач: красивый ландшафт, живописная дорога, богатый воспоминаниями обрыв и пр. являются таким же национальным богатством в области духа, как и минеральные залежи и пр. в области материальной культуры" (6).

Этико-эстетические идеи В.И. Талиева в заповедном деле продолжил в 1917 г. известный российский инженер, уроженец Одессы Владимир Евгеньевич Тимонов. "Однако, сильнее и плодотворнее всего, - писал он, - стремление к охране природы там, где оно коренится в любви к ней и к родине. Всякая здоровая любовь к отечеству связана неразрывно с любовью к его природе. Грозные очертания гор, величавые лесные чащи, задумчивые дали степи и вообще особенности пейзажа дают основной тон настроению духа народа, но и более мелкие черты природы, как например, жизнь озерных или морских птиц, пещеры, выдающиеся деревья и т.п., часто связываются с народной поэзией и влияют на духовную сторону многих поколений. Для непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать ее корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы" (7).

Известный российский географ, этнограф и археолог Дмитрий Николаевич Анучин в 1914 г. так характеризовал мотивы защиты памятников природы: "...охрана диктуется целым рядом мотивов, во-первых, пробудившимся сознанием красоты более или менее девственной природы и стремлением сохранить сравнительно уже редкие в культурных странах участки такой природы для будущих поколений; во-вторых, эстетическими потребностями, побуждающими к сохранению красивых ландшафтов, живописных долин, скал, водопадов, рощ, деревьев и т.п., между прочим - и для художественных целей, для потребностей пейзажистов; затем - научными и образовательными мотивами, необходимостью или желательностью сохранения на будущее время в естественной обстановке замечательных и редких географических, геологических, ботанических и зоологических объектов; наконец - гигиеническими целями, для сохранения типичных участков леса, степей, гор, где бы лица, живущие в искусственной обстановке городского и фабричного быта, могли дышать иногда чистым воздухом, отдыхать на лоне нетронутой природы, наслаждаться ее естественными красотами" (8).

Но наиболее ярким выразителем этико-эстетического подхода к заповедному делу был известный петербургский энтомолог, профессор Андрей Петрович Семенов-Тян-Шанский. Человек высокой культуры, тонкий ценитель поэзии, музыки и оперы, переводчик Горация и исследователь Пушкина. Еще в 1913 г. он писал: "Заповедники должны давать, следовательно, широкие и поучительные картины той естественной гармонии и того естественного развития, которые складывали природу данной климатической и почвенной зоны в определенные типы или формации до нарушения человеком естественных условий их существования" (9).

В 1919 г. в статье "Свободная природа, как великий живой музей, требует неотложных мер ограждений", его взгляды нашли более четкое отражение: "...свободная природа во всех своих нетронутых человеком участках есть великий синтетический музей, необходимый для нашего дальнейшего просвещения и умственного развития, - музей, который, в случае его разрушения, не может быть воссоздан руками человека. (...). Не говоря о том, что нетронутая человеком природа дает ему ничем не заменимые эстетические наслаждения, возвышая его душу, - на нас лежит и большой нравственный долг перед природой, - сыновний долг перед матерью (...).

Создавая и уважая законы всякого разумного общежития, мы не можем не сознавать, что на земной поверхности имеет высшее право свободного существования все на ней от века живущее" (10). Таким образом А.П. Семенов-Тян-Шанский одним из первых в Российской империи высказался о праве первобытной природы на существование, как одной из главных мотиваций заповедания. Он писал: "Уже ради сохранения... "резервов свободной природы"... надо систематически воспитывать в населении чувство сострадательной любви ко всему живущему, ко всему имеющему право существования наряду с человеком" (30).

Огромное влияние на развитие заповедного дела на Западной Украине оказал польский правовед, экономист и публицист, пионер охраны природы Ян Павликовский. Он пошел дальше идеи Конвенца и его последователей о музейной охране отдельных памятников природы, предлагая взять под защиту природный и исторический лик земли: "Охрана природы - есть сохранение лика земли, следовательно ее красоты и самобытных черт. Это борьба с пустотой, монотонностью, отвращением, банальностью, бесхарактерностью и скукой, которая угнетает нас, лишенная естественного очарования окрестностей (...). Вид земли нашей дает свидетельство духовной культуры и взаимно оказывает на обитателя культурное влияние. Каков человек - такое и жилище, но какое жилище - таков и человек" (28). Таким образом Я. Павликовский обосновал и развил идею создания национальных парков в местах рождения и становления нации.

 

Три подхода к заповедному делу
Три подхода к заповедному делу

Наряду с научным и этико-эстетическим подходами к заповедному делу в Российской империи (и в украинской ее части) существовал еще и третий подход - утилитарный. Он предполагал создание заповедных объектов исключительно для охраны определенных видов охотничьих зверей, птиц, промысловых рыб, участков леса, защиты почв от эрозии, рек от высыхания.

Так, в Крыму в первом десятилетии ХХ века на государственных землях казною охранялись следующие лесные объекты: сосновый лес от Ялты до Ай-Петри, буковый лес возле Козьмо-Доминианского монастыря, можжевеловые леса в Ханаки-Туакской лесной даче и между Алупкой и Судаком. В Крымской Яйле, в районе Ай-Петри партией Крымских водных изысканий был взят в долговременную аренду участок в 200 десятин, часть из которого охранялась (26).

В июле 1881 года в С.-Петербурге организуется Российское общество рыбоводства и рыболовства, открывшее вскоре свои филиалы в Киеве, Прибалтике и других регионах.

Общество разработало и опубликовало в 1884 г. проект Общих правил рыболовства в России, состоящий из 58 статей, которые, к сожалению, так и не были утверждены.

Особый раздел регламентировал создание заповедных мест. "Места, которые по исследованию сведущих людей окажутся особенно благоприятными для размножения ценных пород рыб, могут быть, по усмотрению правительственных учреждений или ходатайству земства, признаны заповедными местами и изъяты из рыболовства. Признание какой-либо местности заповедною утверждается Министерством Государственных Имуществ" (11).

В 1893 г. киевский рыбовод И.Н. Фалеев создает Киевский отдел Российского общества рыбоводства и рыболовства, и в этом же году добивается взятия под охрану Общества известного киевского нерестилища - озера Конча под Киевом. Этот природный участок стал четвертым заповедным объектом на территории современной Украины. В 1895 г. публикует в трех номерах "Вестника рыбопромышленности" свое интереснейшее исследование "Днепровское рыболовство", впервые подняв вопрос о создании рыбных заказников в Украине. "Подобные места, - писал И. Фалеев, - при хорошем выборе дали бы, на мой взгляд, громадное приращение рыбного богатства. Лоза и вообще растительность, окружающая заповедные озера или заливы, должна быть в неприкосновенности" (12).

И.Н. Фалеев также пытался, но не смог добиться заповедания другого известного днепровского нерестилища под Киевом - Вишенских озер.

Активно создавались и заповедные объекты сугубо в охотничьих целях. Так, у князя Юсупова в Крыму, в урочище Большой Бабучан близ деревни Каккар на 800 заповедных десятинах за оградой паслись муфлоны и олени.

Строго охранялись царские охоты - Беловежская пуща, Гатчина, Спала, Скерневицы, Крымская и Кубанская охоты. Заведовало ими специальное Управление по императорским охотам. Одной из последних - в 1913 г. - в горных лесничествах Крыма организовали собственную Его Величества Крымскую охоту.

Для этого был сооружен охотничий домик, проведено Романовское шоссе из Ялты в Алушту, завезены туры из Дагестана, олени с Северного Кавказа, зубры из Беловежья. Угодья бдительно охранялись татарами-объездчиками.

Граф Потоцкий основал в 1900 г. заповедник-зоопарк Пилявин в 5500 десятин заповедного леса в Новгород-Волынском уезде Волынской губернии. Там водились бобры, медведи, черные аисты. Были завезены зубры, муфлоны, бизоны, четыре вида оленей и т.д.

Все шло к тому, что в Российской империи необходим был орган, который занимался бы охотничьими заповедниками. В октябре 1916 г. было принято правительственное постановление "Об установлении правил об охотничьих заповедниках", дававшее министру земледелия и государственных имуществ право образовывать на казенных землях государственные охотничьи заповедники. Первыми их них стали Саянский и Баргузинский - в Сибири, планировался Кубанский.

Заповедные объекты организовывались на Украине также для научных и эстетических целей.

В 1894 г. министр Двора его императорского величества граф Воронцов-Дашков по согласованию с министром земледелия России дал команду выделить в распоряжение В.В. Докучаева три степных опытных участка, в которых ученый завещал поддерживать заповедный режим - Каменно-Мостский, Мариупольський и Старобельський. Первые два впоследствии реорганизовали в опытные учреждения, а в Старобельском, у села Городище (ныне Беловодский район Луганской области) были проведены обводнение, облесение и выделено несколько хорошо сохранившихся "неприкосновенных участков" сухой ковыльно-типчаковой степи, где велась научная работа. Старобельский участок В.В. Докучаев посетил в мае - начале июня 1892 г., когда и выделил заповедный степной участок площадью около 12 гектаров. В 1900 г. херсонский землевладелец Адлер выделил для В.В. Докучаева заповедный участок из своих владений (25). Таким образом Деркульский целинный участок стал на Украине третьим (1892 г.), после "Памятки Пеняцкой" и Аскании-Нова заповедником в современном понимании этого слова. В настоящее время Старобельский степной участок Докучаева существует площадью 12 га и входит в состав Юницкого заказника (32).

Своеобразными охраняемыми объектами были в Украине частные дендрологические парки - Софиевка, Тростянец, Александрия, Веселые Боковеньки, Устиновка. Некоторые из них стали в 20-30-е годы государственными заповедниками УССР. Всего к 1917 г. в Украине насчитывалось около 150 частных дендропарков (к сожалению, после революции и гражданской войны их уцелело около десятка.

В некоторых из них велась научная работа, все дендропарки тщательно охранялись, а посещение их приравнивалось к посещению церкви и театра. Когда в 1902 г. Максим Горький захотел посетить Софиевку, его не пропустили из-за отсутствия парадной одежды. Прекрасный дендропарк Веселые Боковеньки заложил в 1893 г. внук героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова - М. Давыдов. Для этого он продал свои богатейшие имения. В 1916 г. Давыдов ходатайствовал перед Императорским Русским Географическим обществом о заповедании парка и передаче его в ведение Общества.

Но, конечно, самым известным не только в Украине, но и во всей Российской империи заповедником была Аскания-Нова, созданная Ф.Э. Фальц-Фейном. Еще в 1883 г. Ф.Э. Фальц-Фейн оградил 8 десятин земли в Аскании-Нова, где содержал несколько степных животных (31).

Первый участок целины в районе урочища Кроли Фридрих Фальц-Фейн стал охранять после окончания университета - с 1889 г. Эту дату и можно считать началом организации первого заповедника в Российской империи. Добавлю, что вначале, при разделе отцовского наследства Фридриху достался Доренбург, а Владимиру - Аскания. Но увидев огорчение Фридриха, брат обменялся с ним имениями.

Участок в урочище Кроли оказался не очень удачным - по нему ранее проходил чумацкий шлях, и по совету ботаника И.К. Пачоского Фальц-Фейн закладывает в 1898 г. новые заповедные участки в 500 и 120 десятин, где начинаются постоянные исследования И.К. Пачоским и другими учеными. Таким образом Аскания-Нова является вторым на Украине заповедником в современном понимании этого слова. Затем, в имениях братьев были заложены еще три участка в 45 десятин. Любопытно, что уже тогда эти участки имели буферную зону. В 1887 г. Фридрих создает зоо- и ботанический парки, а в 1890 г. - открывает природоведческий музей.

Были прорыты скважины на глубину 70 метров, из которых мощными насосами выкачивали для поливов ежедневно по 300 тысяч ведер воды. Позже Фридрих Эдуардович провел в Асканию водопровод, телеграф, телефон, электрическое освещение, построил почту, больницу, создал большую библиотеку.

Крупным научным учреждением становится и зоопарк. Его штат состоял более чем из 100 человек, из них 10 - квалифицированных экскурсоводов.

Далеко за пределы России разошлась слава о "райском саде". С 1912 по 1917 гг. его посетило 12850 человек. Здесь бывали профессора И.К. Пачоский, Г.Н. Высоцкий, М.М. Завадовский, Н.Н. Клепинин, М.Ф. Иванов, И.И. Иванов, А.А. Браунер, немецкий ученый Лейдекер, путешественник П.К. Козлов и даже сам царь Николай II, который за успехи в Аскании пожаловал Фридриху потомственное дворянство. Позже Николай II восторженно писал своей матери об Аскании: "Удивительное впечатление, точно картина из Библии, как будто звери вышли из Ноева Ковчега" (31).

В начале 1917 г. Ф.Э. Фальц-Фейн покидает Асканию. Живет в Москве, где занимается природоохраной, организует Московское общество охраны природы. Он пишет в Харьков профессору В.И. Талиеву: "В отношении охраны степи необходимо высказаться по поводу нижеследующего: 1) мой защитный участок целинной степи в 500 дес. представляет собою объект большой научной ценности; 2) остальная целинная степь, расположенная вокруг этого участка, как сенокосная и выпасная, является необходимым окаймлением и дополнением для участка защитного, ограждая этот последний от засорения и видоизменения флоры" (13).



2016-01-26 441 Обсуждений (0)
Общественное движение за охрану памятников природы в Украине 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общественное движение за охрану памятников природы в Украине 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)