Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЕВРОПЕ XIX в



2016-01-26 1145 Обсуждений (0)
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЕВРОПЕ XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок




Социологический интерес к изучению европейских городов в первой по­ловине XIX в. был стимулирован быстрым ростом их числа, неоднородностью городского населения в период индустриализации, поляризацией (расслоение на очень бедных и очень богатых) и пауперизацией (материальное и духовное падение людей) населения, увеличением преступности и всплеском классо­вой борьбы. Общественное мнение все более тревожил «бедняк» как постоян­ная потенциальная угроза устоям общества. В наиболее развитых странах Ев­ропы — Англии и Франции —возник социальный заказ на эмпирическое изу­чение условий жизни, благосостояния и особенностей поведения различных категорий городского населения, в основном трудящихся и неимущих.

Одним из первых исследованиями в новой области занялся английский статистик Джеймс Кей-Шаттлуорт, стоявший у истоков санитарной гигие­ны (моральной статистики) городов. Он создал централизованную сеть со­ветов по районам города и через штатных инспекторов, снабженных опрос­ником, получал нужные данные. Вопросы касались состояния жилищ, чис­ла проживающих, обстановки, состояния одежды, рода занятий, здоровья и пр. Его фундаментальное исследование «Моральные и физические усло­вия жизни текстильных рабочих Манчестера» (1832) содержит информацию, которая и сегодня не потеряла своей актуальности.

В XIXв. в Европе сформировалось самостоятельное направление, полу­чившее название социографии (школа Ле Пле) — монографическое описание территориальных и профессиональных общностей с опорой на статистику и наблюдение, результаты которых обычно используются для анализа динами­ческого (исторического) состояния объекта в различное время. К социогра­фии нередко относят, например, исследования, проведенные Б. и С. Вебб, Ф. Энгельсом. Заметный след оставили так называемые монографические исследования рабочих семей Фредерика Ле Пле(1806—1882). В своем шес­титомном труде «Европейские рабочие» (1877— 1879) он дал исчерпывающую типологию рабочих семей по образу жизни, профессиям и бюджету, инфор­мацию о технико-экономическом развитии отраслей, профессиональном продвижении молодые рабочих, условиях жизни. Его техника поиска инди­каторов для измерения и диагностики социальных отношений получила свое дальнейшее развитие в современной социологии. В ряду классиков социо­логии города в американских учебниках неизменно называют работу Ф. Эн­гельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845).

14 Жизнедеятельность молодежи среднего города России: молодежь Таганрога / Под ред. В.В. Чичи-лимова. Таганрог, 1997; Чичилимов В.В. Энергия социального интеллекта населения среднего го­рода России. Социологический дигитальный инфомодельный атлас. Таганрог, 2002.

Во Франции к числу родоначальников эмпирической ветви социологии города можно отнести Луи Вилларме (1782—1863). Объехав множество горо­дов и промышленных центров, он написал ряд работ, содержащих большое количество разнообразных фактов и наблюдений из жизни простых людей. Эти данные легли в основу его работ, посвященных пауперизации и поло­жению рабочих в городе.

Немалую роль в изучении социальных проблем города сыграли работы французского врача Александра Паран-Дюшатле(1790—1836). Европейскую известность ему принес двухтомник «Проституция в Париже» (1834), для подготовки которого он использовал данные статистики, документы поли­ции, интервью и личные наблюдения. Его интересовали не только демографи­ческие характеристики проституток, их число в городе и его изменения во вре­мени, но и черты, раскрывающие быт и психологию этого замкнутого мирка, — социальное происхождение и место рождения проституток, их социальные характеристики, отношение к семье, браку, религии, а также причины, которые привели их к проституции.

Значительный вклад в развитие социологии города внес Чарлз Бут (1840— 1916). Вышедшее в 1889—1903 гг. 17-томное произведение «Жизнь и труд лю­дей в Лондоне»35 отличалось тщательной проработкой методики, техники сбора и анализа данных. Бут стоял у истоков течения, изучавшего экологию города, и социального картирования городских районов. Статистическое описание ох­ватывало сравнительный анализ условий жизни различных слоев населения, связи бедности с занятостью, условиями труда и регулярностью доходов. Три года Бут жил в кварталах лондонской бедноты и провел тысячи интервью с работодателями, профсоюзными лидерами, рабочими. Исследование охвати­ло весь Лондон и потребовало неимоверных усилий. Например, отчет Бута о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью. Город был поделен на 50 районов, которые были упорядочены по пяти критериям: про­центу бедности, проценту скученности населения, уровню рождаемости, уров­ню смертности, проценту ранних браков. Была сделана попытка сопоставить эти критерии. Деление населения на «высший», «средний» и «низший» клас­сы также было соотнесено с 50 районами города. Для сравнения районов Бут разработал сводный индекс, полученный при подсчете среднего ранга по че­тырем указанным критериям36.

Бут создал новую классификацию населения на три класса (низший, сред­ний и высший), сравнил условия жизни и труда работников различных от­раслей промышленности. Исследование показало, что на некоторых улицах центральной части Восточного Лондона живет до 58% лиц, отнесенных в первые четыре группы «бедных», а среднее число бедных во всем городе — 30,7%. Среди методических находок Бута представляет интерес идея созда­ния цветных социальных карт различных районов Лондона для того, чтобы наглядно видеть распределение групп населения в городе. Сегодня социаль-

35 Booth Ch. The Life and Labour of the People in London. L., 1902-1903. Vol. 1-17.

36 Ковалева М.С. Эмпирические социальные исследования в XIX в. // История буржуазной социоло­гии XIX - начала XX в. М., 1979. С. 119-142.

ное картирование городом стало обязательным атрибутом урбанистики. Бут, по существу, был одним из предшественников «экологии города», ставшей позднее основной темой Чикагской социологической школы в США.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕОРЕТИКИ

В 1905 г. появилась работа Макса Вебера«Город»37 — фрагмент более круп­ного труда, посвященного анализу экономических систем. Вебер одним из первых показал, что последствием городского образа жизни выступает сни­жение вероятности личностных контактов одновременно с ростом частоты контактов вообще. Этот исторический процесс связан с ростом численнос­ти населения городов в капиталистическую эпоху.

Важнейшим экономическим признаком города у него выступает регуляр­ный обмен между местным и пришлым населением, получение прибыли и удовлетворение потребностей жителей, т.е. наличие товарно-денежных от­ношений и рынка. По отношению к нему другие признаки выполняют вто­ростепенную роль: крепостные стены, размещение в городе княжеской вла­сти, собственного суда, объединений бюргеров и ремесленных гильдий.

Сравнивая между собой восточный и западный города, Вебер утвержда­ет, что восточный тяготеет скорее к организации поземельной общины, а западный — к профессиональной корпорации. По этой причине на Востоке не могло зародиться гражданского общества. Его родиной служили антич­ные города-полисы и средневековые города-коммуны.

Город в хозяйственном смысле Вебер предлагает отличать от города в ад­министративно-политическом смысле. В первом правят бал рынок и день­ги, во втором — крепость, гарнизон и наемная армия (пришедшая на смену добровольной народной дружине). Предшественниками городских крепос­тей были сеньориальные бурги (herrschaftiche Burgen), которые почти везде, где имело место городское развитие, были тесно связаны с ним (в Древнем Китае, Индии, в Египте и Месопотамии, в гомеровской Греции, у этрусков, кельтов и германцев). Город как особое политическое образование (politisches Sondergebilde) примыкал обычно к такому бургу, принадлежавшему королю. Бург, ойкос, полис, рынок, крепость — пожалуй, основные исторические ка­тегории, при помощи которых Вебер разворачивает социологический ана­лиз города.

В экономическом отношении Вебер делит город на две основные груп­пы — город потребителей {Konsumentenstadt) и город производителей (Produzentenstadi). Материальное процветание города во многом зависит от того, какие социальные слои являются крупными потребителями. В разных культурах и в разные исторические эпохи градообразующими группами-спонсорами выступали различные социальные группы, в частности сеньо­ры со свитой из вассалов (средневековая Европа), чиновники (Китай), круп­ные землевладельцы-рантье, прожигающие в городах доходы от своих вла­дений (Россия до 1861 г.), наконец, городские рантье, т.е. представители городской аристократии (раннекапиталистическая Европа).

37 Вебер М. История хозяйства. Город/Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Куч­кова. М., 2001.

Производительной основой города, также в разное время и в разных ме­стах, выступали селяне, привозившие свою продукцию в город, античные и средневековые ремесленники, изготовлявшие прямо в городе свои изделия и здесь же их продававшие, наемные рабочие и служащие. Античные эргас-терии, ремесленные цехи, мануфактуры, заводы и фабрики — все они пред­ставляют исторические типы Produzentenstadt.

Поскольку города часто возникали на пересечении морских или караванных путей, то торговая прослойка наряду с другими группами населения внесла зна­чительный вклад в эволюцию города и явилась исключительно активным фер­ментом городской культуры. Для социолога, считает Вебер, не менее важно

выяснить, от чего зависит покупательная способность городского населения: опре­деляется ли она присутствием вотчинни­ков и рантье, тратящих в городе деньги, заработанные на селе, создающих рынок занятости для ремесленников и сервис­ных служб, или же она объясняется нали­чием развитого ремесла, реализующего свою продукцию и на местном рынке, и в окрестностях. В конечном итоге мини­мум существования для занятого населе­ния города зависит от тех средств, кото­рые перепадают ему от представителей знати в виде платы за товары или в виде заработка (в случае работы ремесленни­ков на заказ). В такой ситуации ремеслен­ник ближе к типу наемного рабочего, чем ктипу предпринимателя. Специализация и профессиональное разделение труда в городе поднимаются на более высокий, чем прежде, уровень: ремесленники одних цехов становятся покупателями то­варов, произведенных другими. Капитализм поднимает ProduzentenstadtHSLMaK-симальную высоту, поскольку мануфактура, фабрика и массовое производство превращают город в мощный промышленный узел.

Вебер указал несколько принципиальных функций, которые отличали город от других населенных мест: защита, управление, обмен (торговля), ремесленное производство, промышленность (в противовес сельскохозяй­ственному производству) и разделение труда, приводящее к повышению эффективности общественного производства.

Особенностью древневосточных городов (Древний Египет, Ближний Во­сток, Индия и Китай) Вебер считал необходимость проведения крупных об­щественных работ (ирригация, регулировании стока рек), которая опреде­лила возникновение особого слоя царской бюрократии. Вначале чиновники лишь руководили строительными работами, выступали своего рода прора­бами «строек века». Но позже временная функция превратилась в постоян­ную, социальная практика переросла в социальный институт, а социальный слой стал мощным социальным классом. Поскольку чиновники не только определяли рабочий график стройки, но ведали распределением рабочей силы, а также снабжением больших масс людей и финансовым обеспечени­ем работ, им были поручены и налоговые функции.

Так постепенно сложился государственный аппарат управления, взявший в свои руки военно-хозяйственное снабжение армии. Государственная (т.е. снабжаемая и снаряжаемая за счет государства) армия стала основой бюро­кратической машины. Из добровольной народной дружины, собираемой по случаю боевых действий и обороны страны, египетская (и не только египет­ская) армия превратилась в профессиональную, костяк которой составляли наемные солдаты, причем не обязательно выходцы из местных племен, но и иностранные наемники. Чиновники, на ранней стадии представлявшие чи­сто гражданское ведомство, через несколько столетий составили силовой блок, который не только распоряжался сырьевыми и человеческими ресур­сами страны, но и диктовал правителю свою волю — явно или неявно. Си­ловое ведомство опиралось на хорошо обученную вооруженную массу, а на­род оказался безоружным. Ему оставалось лишь подчиняться.

Перед лицом мощной и планомерно организованной силы не могло воз­никнуть (в качестве противовеса власти государя) самостоятельной граждан­ской общины. Такова эволюция восточного города. В противоположность этому на Западе в городах действовал принцип самоснабжения, самоснаря­жения, что обеспечивало военную самостоятельность каждого ополченца38.



 

Рис. 10 Ядро поофессиональной египетской [и не только египетской) армии составляли наемные солдаты зачаст/ю иностранны

П. Уитли, рассматривая эволюцию форм городской культуры, обнаружил такие примеры, которые не подпадали под классификацию Вебера. Расши­рив типологию городов, он выделил следующие исходные формы: ритуаль­ный город, т.е. предназначенный для консервации социальных традиций; административный город — место нахождения центральной государственной власти, характерный для столиц империй; торговый город, т.е. такой, в ко­тором формировался класс богатых купцов, оказывавших влияние на город-

38 Вебер М. Город. Пг., 1923. С. 49.

ские власти в стремлении заставить их своей политикой создать благопри­ятные условия для производства богатства и капитала; по мере перерастания торгового капитала в промышленный возникали промышленные центры, т.е. города превращались в центры капиталистического производства19.

Немецкий социолог Фердинанд Теннисдля характеристики сельской посе­ленческой общности людей предложил концепцию гемайншафта — общины. Городская поселенческая общность — это не община, а скорее ассоциация лю­дей — гезельшафт. Здесь, в отличие от сельских поселений, гораздо ниже сте­пень социального контроля за поведением людей и выше уровень разводов и под­ростковой преступности. В городах больше людей, страдающих психическими

расстройствами, выше степень отчужден­ности друг от друга, ниже средняя про­должительность жизни. Согласно теории аномии Эмиля Дюркгейма и Луиса Арта, города по своей природе враждебны чело­веческим отношениям. Город заставляет человека отдаляться от других, обезли­ченное общение постепенно входит в привычку. Первые исследования, при­ведшие к таким выводам, были проведе­ны в Чикаго еще в 1930 г. Корреляцион­ные связи показали, что уровень психи­ческих расстройств выше в тех районах, где не сбалансирован половой состав на­ селения, в семьях, где не было радио. Немалый вклад в развитие социоло­гической теории города внесли идеи Георга Зиммеля,изложенные им в ра­боте «Метрополии и психическое здоровье» (1903)40, где он исследовал воз­действие рационализации и монетаризации городской жизни на увеличение нервных стрессов, взаимосвязь денежной экономики и калькуляции с изме­нением ценностных ориентации и стереотипов поведения людей, возникно­вение анонимной свободы, отчуждения и разрушения социальных связей.

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

Значительной вехой в формировании социологии города стала деятель­ность знаменитой Чикагской школы (Э. Берджес, Р. Парк, Л. Вирт) в 1920— 1930-е гг. Идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы, президент Американской социологической ассоциации (1925) Роберт Парк(1864— 1944)41 исследовал социальную мобильность и сформулировал понятие мар­гинальной личности. Созданная им социальная экология послужила теоре-

w Wheatly P. The Pivot of the Four Quarters. Chicago, 1971.

40 Simmel G. The Metropolis and Mental Life // The Sociology of Georg Simmel. Glencoe, 111., 1950.P. 409-424.

41 Получил образование в университетах Мичигана, Гарварда, Берлина, Страсбурга и Гейдельберга. Дол­гое время был журналистом-газетчиком, затем специалистом по рекламе, аналитиком в различныхкрупных промышленных корпорациях. В Чикагский университет он пришел в 1913 г., когда ему было49 лет. Помимо учебника широко известна его работа «Иммигрантская пресса и ее контроль» (1922).

тическим основанием исследовательской программы по изучению локаль­ных сообществ в Чикаго; ее прикладной вариант для социологии города был разработан Э. Берджесом42 и сохраняет свое значение до сих пор. Социаль­но-экологическая теория Парка изложена в его работах «Социальная эколо­гия», «Человеческая природа и коллективное поведение», «Социология и современное общество»43 и др., а также в учебнике «Введение в науку соци­ологии» (совместно с Э. Берджесом)44. Большой популярностью пользовалась его работа «Город» (1925), где он проанализировал влияние социального окружения на человеческую жизнь, рассмотрел биологические и экономи­ческие факторы городской жизни.

Американский ученый, профессор Чикагского университета и сотрудник Р. Парка, президент Американской социологической ассоциации (1947) Луис Вирт(1897—1952) первым ввел внаучный оборот термин «урбанизм» как со­циологическую категорию. В своей урбанистической концепции Вирт дока­зывает, что для городского образа жизни характерны ослабление первичных связей, становящихся фрагментарными и поверхностными, усиление ано­нимности общения, уменьшение социальной роли семьи и соседской общи­ны, преобладание вторичных, формально-ролевых отношений, ослабление роли традиций и социальной солидарности.

В своей книге «Урбанизм как образ жизни»45 он характеризовал урбани­зацию исходя из размеров территории, плотности и гетерогенности город­ского населения. Основное значение он придавал двум факторам: а) воздей­ствию города на психологическое состояние жителей и б) влиянию города на социальную структуру населения. Согласно Вирту, экономические про­цессы способствуют фрагментации городской жизни на обособленные сфе­ры, соответствующие различным видам деятельности. Этот процесс, назван­ный дифференциацией, ослабляет социальные связи, в результате чего ин­дивид чувствует себя все более одиноким в равнодушном мире.

В конце 1930-х гг., проводя исследования в рамках гуманистической эко­логии — общей для всей Чикагской школы теоретико-методологической платформы, Вирт разрабатывает понятие городского образа жизни. Для этого он связал воедино характеристики пространственной и социальной органи­зации крупного города (большая численность, высокая концентрация, соци­альная неоднородность населения) с характеристиками особого городского типа личности, который формируется в замкнутых городских пространствах. Городской образ жизни он противопоставлял традиционному укладу жизни сельской общины46, что делал еще Ф. Теннис, прорабатывая знаменитую

42 При переводе фамилии Burgess на русский язык можно встретить несколько вариантов: Берджес,Берджесс, Бергесс и Бургесс (данное написание встречается в кн: Смелзер Н. Социология. М., 1994).В распространенности каждого из них можно легко убедиться, включив варианты в поисковую ин­тернет-систему. Невозможно заранее сказать, какой из них правильный, но в социологии в отно­шении имени чикагского социолога утвердились два варианта — Берджес и Берджесс. Следуя нор­мам русского языка, возникшим в последнее время, мы сохраняем написание Берджес (см. анало­гию: Леви-Строс).

43 Park R.E. Human Communities: The City and Human Ecology. The Collected Papers of Robert Ezra Park.Vol. II. Glencoe, 111., 1952.

44 Park R.E., Burgess E.W. Introduction to the Science of Sociology. Chicago, 111., 1924.

45 Wirth L. Urbanism as a Way of Life//The American Journal of Sociology. 1938. Vol. 44. № 1.

46 Луис Вирт, родившийся в маленькой деревушке в Германии, знал, конечно, не понаслышке сель­скую жизнь, ее особенности и влияние на социальные взаимоотношения людей.

концепцию Gemeinschaft и Gesellschaft. Как и он, Вирт считал, что общение горожан носит поверхностный, формальный, анонимный характер. Личные связи (семейные, соседские, дружеские) в городской среде распадаются, со­циальная сплоченность и социальный контроль ослабляются. Отсюда неус­транимое следствие — рост социальной дезорганизации, с одной стороны, и сегментация личности — с другой.

Концепция городского образа жизни, выдвинутая Виртом, продолжает оставаться одной из наиболее авторитетных в западной социологии, хотя эмпирические исследования, проведенные в более позднее время, и не под­твердили его утверждения о распаде личных связей в крупном городе.

Другой представитель Чикагской школы и соратник Парка Эрнст Берджес(1886—1966) разрабатывал прикладной вариант социальной экологии47. Главны­ми областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Он много занимался разработкой исследовательской процедуры. Широко извест­на, в частности, его методика концентрических зон, с помощью которой он выявил социальную неоднородность пространства большого города.

Вместе с Парком они составляли блестящий исследовательский коллек­тив, усилиями которого сформировалось новое направление в социологии. Чикагская школа получила всемирное признание, были решены многочис-

Врезка



2016-01-26 1145 Обсуждений (0)
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЕВРОПЕ XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЕВРОПЕ XIX в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)