Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия повышения эффективности применения мер поощрения



2016-01-26 667 Обсуждений (0)
Условия повышения эффективности применения мер поощрения 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема эффективного применения мер поощрения в исправитель­ном учреждении заслуживает особого внимания. Дело в том, что можно иметь удачно продуманную систему мер поощрения в законодательстве, однако она окажется неэффективной, если не следовать выработанным


Глава 23. Правовое регулирование применения мер поощрения...

педагогической наукой и практикой рекомендациям по ее правильно­му применению. В связи с этим существует отдельное направление в де­ятельности исправительных учреждений, которое называется дисципли­нарной практикой применения поощрительных норм уголовно-испол­нительного права.

Необходимость изучения дисциплинарной практики обусловли­вается тем, что поощрительные меры как различные по своей сути явле­ния должны применяться строго индивидуально. В этой связи нужна обобщенная методика применения этих мер, основанная на их прин­ципах и целях.

Специалисты, занимающиеся исследованием дисциплинарной прак­тики, пришли к выводу, что ее необходимо изучать по двум на­правлениям: а) анализ наиболее типичных ошибок, допущенных ад­министрацией исправительного учреждения при применении мер поощрения; б) определение рекомендаций по применению поощритель­ных мер7. Рассмотрим эти направления.

Типичные ошибки в дисциплинарной практике применения поощри­тельных мер администрацией исправительного учреждения:

1. Часто поощрение носит формальный характер, остается незамечен­ным как осужденными, так и администрацией учреждения. Вокруг по­ощряемых не создается атмосфера значимости, заслуженности поощре­ния, в результате оно теряет смысл и целесообразность. Например, после применения к конкретному осужденному такой меры поощрения, как условно-досрочное освобождение, в колониях забывают провести собра­ние осужденных, на котором следует отметить доверие, оказанное адми­нистрацией осужденному, или осветить это событие в стенной печати и т. п. Иначе говоря, не соблюдается ритуал условно-досрочного освобож­дения, который может оказать серьезное влияние на положительную ори­ентацию других осужденных.

2. Неполный и необъективный учет данных о личности поощряемых
осужденных. Известно, например, явление приспособленчества осуж­
денных к требованиям администрации, когда они, внутренне не вос­
принимая процесс исправления, стараются быть на виду: вступают в са­
модеятельные организации, соблюдают правила поведения, устраивают­
ся работать на престижные места и т. п. Но в совершенном преступлении
они не раскаялись, выводов из прошлого не сделали и при благоприятно
сложившихся ситуациях могут совершить новое преступление.

3. Нередко дается неверная оценка степени исправления осужден­
ных. Например, допускается неполный учет данных о поведении осуж­
денных или, наоборот, односторонняя оценка этого поведения может
привести к неправильному выводу о степени исправления осужденного


Уголовно-исполнительное право

и к несправедливому применению той или иной меры поощрения. В этой связи особенно опасно применять поощрения, связанные с осво­бождением осужденных из мест лишения свободы. Часто на практике оценивают результаты исправления осужденных по одному юридичес­кому факту - отношению к труду, то есть за производственные показа­тели. Это приводит к тому, что за перевыполнение производственных заданий нередко поощряются нарушители режима, не вставшие на путь исправления. Практикуются также представления к переводу в коло­нии-поселения осужденных в качестве необходимой рабочей силы или специалистов (например, водителей автомашин). В результате такие по­ощрения своей воспитательной функции не выполняют, цели наказания не достигаются, так как многие осужденные возвращаются обратно в ис­правительные колонии.

4. В дисциплинарной практике некоторых исправительных учрежде­
ний применяются массовые поощрения по праздничным датам (порой
до 200-300 человек) или в честь выполнения производственных пла­
нов, окончания школы, профессионального училища и т. п. Такие ак­
ции ни к чему хорошему не приводят, а, наоборот, оказывают разлагаю­
щее влияние на осужденных, способствуют их безразличному отноше­
нию к поощрениям. В этих случаях воспитательное воздействие мер
поощрения нивелируется.

5. При реализации поощрительных норм допускаются послабления
для некоторых осужденных. Выделение «любимчиков» вызывает нега­
тивную реакцию со стороны других осужденных, ибо игнорируются
принципы равенства всех перед законом, законности и справедливости.
Если это происходит по инициативе начальника отряда, то он быстро
может потерять авторитет среди осужденных. Свое отношение к нему они
переносят на всех представителей администрации колонии.

6. На практике допускается непоследовательное применение мер по­
ощрения: от более значимых к менее значимым. Элементарная логика
говорит о том, что сначала следует обращаться к мерам поощрения разо­
вого характера, затем - к мерам поощрения, изменяющим правовой
статус осужденных. Игнорирование этого правила приводит к серьез­
ным ошибкам в деле исправления осужденных, несоблюдению основ­
ных принципов применения прогрессивной системы отбывания наказа­
ния.

7. Увлечение одной-двумя мерами или одинаковыми мерами в от­
ношении одного осужденного. При этом не учитываются интересы по­
ощряемых, например чаще других применяется такая мера поощре­
ния, как разрешение дополнительно расходовать деньги на приобрете­
ние продуктов питания и предметов первой необходимости. Иногда

248


Глава 23. Правовое регулирование применения мер поощрения...

происходит массовое применение данной меры, не предоставляется до­полнительное краткосрочное или длительное свидание осужденным, имеющим семьи и детей.

8. На практике нередко правомерное поведение поощряется по про­
шествии длительного отрезка времени. Такое запоздалое поощрение ут­
рачивает свое воспитательное воздействие.

9. Случается, что меры поощрения применяются к нарушителям режима
Вынесение таких поощрительных приказов отрицательно сказывается не
столько на поощряемом осужденном, сколько на всем коллективе осужден­
ных. Иногда применяются меры поощрения к осужденным, имеющим не­
погашенные и неснятые взыскания. Целесообразно сначаладосрочно снять
ранее наложенные взыскания, а затем обращаться к иным мерам поощрения.
Если осужденный получил поощрение, не заслужив его, то оно не выполняет
стимулирующую функцию, отрицательно влияет на окружающих, посколь­
ку мотивы такого поощрения для них непонятны.

 

10.Некоторые представители администрации исправительного уч­
реждения при применении меры поощрения игнорируют мнение
самодеятельных организаций и коллектива осужденных. Несомненно,
более эффективным будет то поощрение, которое поддерживается боль­
шинством осужденных. Иногда администрация идет на поводу у советов
коллективов отряда или колонии, решивших поощрить осужденных, не
заслуживающих этого. В любом случае нужно внимательно изучить пове­
дение и личность осужденного, объективность мнений коллектива осуж­
денных, прежде чем принять решение о поощрении.

11.Дисциплинарная практика часто не придерживается эстетических
требований к оформлению тех или иных мер поощрения. Например,
нередко в помещениях отрядов можно встретить стенды с портретами
передовиков производства, похожими на карикатуры. Иногда меры по­
ощрения не объявляются перед осужденными, выносятся келейно, а по­
рой скрытно. Воспитательного эффекта они не приносят.

Указанные недостатки в дисциплинарной практике применения мер поощрения являются основными, или типичными, чаще встречающи­мися в деятельности персонала исправительного учреждения. Несомнен­но, этим перечнем они не исчерпываются, их больше. Главное, знать их и постараться не допускать в практической деятельности по применению мер поощрения к лицам, лишенным свободы.

В завершение приведем рекомендации, направленные на повышение эффективности применения мер поощрения. Серьезный вклад в их раз­работку внес профессор А.Ф. Сизый8. Суть их сводится к следующему.

1. Поощрительные нормы должны реализовываться на основе стро­жайшего соблюдения принципов законности, гуманизма, справедливо-


Уголовно-исполнительное право

сти, уважения прав человека и др. Одновременно применяемые меры поощрения не должны носить формальный характер, а быть целесооб­разны и максимально индивидуализированы.

2. При применении мер поощрения нельзя устанавливать каких-либо
привилегий отдельным осужденным. Основания их применения ко всем
без исключения осужденным должны соответствовать закону, то есть быть
фактически и юридически обоснованы.

3. Применять меры поощрения следует так, чтобы они стимулирова­
ли точное и неукоснительное соблюдение осужденными требований ре­
жима отбывания наказания, правил внутреннего распорядка, обязанно­
стей, возложенных на них законом.

4. Поощрительная мера должна применяться на основе объективных
данных, свидетельствующих о хорошем поведении осужденного, его
добросовестном отношении к труду и обучению. В этом смысле она дол­
жна удовлетворять поощряемого осужденного и поддерживаться кол­
лективом. Только справедливое поощрение может оказать стимулирую­
щее воздействие как на самого поощряемого, так и на других лиц.

5. Необходимо достойно оценивать каждый значительный успех осуж­
денного, позитивный поступок, любую полезную инициативу. Такой
подход будет способствовать укреплению авторитета администрации
исправительного учреждения.

6. Следует анализировать причины и мотивы позитивного поведения
осужденного, изучать конкретную ситуацию, складывающуюся вокруг
него.

7. Чтобы поощрительная мера достигла цели и была эффективна, важно
вовремя заметить в осужденном начавшийся перелом поведения в луч­
шую сторону. Невнимание к человеку в этот период может отбить жела­
ние исправиться. При этом следует замечать не только успехи осужден­
ного, но и то, как он их добился.

8. Применение поощрительных норм должно быть направленным и
последовательно стимулировать правомерное поведение осужденных.
Отмечая достигнутые успехи в поведении и полезной деятельности осуж­
денных, администрация и коллектив осужденных должны вызывать у них
стремление достигнуть еще больших результатов.

9. Необходимо обращать внимание на осужденных с замкнутым ха­
рактером, укреплять их веру в свои возможности.

10. В дисциплинарной практике следует руководствоваться прави­
лом о первоначальном использовании менее значительных мер поощре­
ния. Когда администрация без особой надобности применяет макси­
мальный стимул, осужденные перестают реагировать на иные поощри­
тельные меры. Это устраняет возможность эффективно использовать всю

250


Глава 23. Правовое регулирование применения мер поощрения...

группу мер поощрения. Следует назначать то поощрение, которое наи­более соответствует положительным действиям, однако за менее значи­тельные поощрительные поступки должны применяться первоначаль­ные виды поощрений (благодарность, награждение подарком и пр.) и соответственно за активное положительное поведение - более весомые поощрения.

11. Всякое поощрение должно быть объявлено своевременно, в про­
тивном случае оно может не оказать стимулирующего влияния.

12. Необходимо сочетать моральные и материальные стимулы право­
мерного поведения. Это будет способствовать удовлетворению осужден­
ными своих материальных запросов, а также этических и нравственных
потребностей. Нецелесообразно часто применять материальные меры
поощрения, что может привести к формированию корыстных мотивов.
Они начинают восприниматься как нечто обычное и должное, посте­
пенно утрачивая свою стимулирующую функцию. При этом необходи­
мо учитывать возрастные особенности личности осужденных, так как из­
вестно, что лица старшего возраста, как правило, проявляют интерес к
мерам материального вознаграждения, лица молодежного возраста - и
к материальным, и к моральным мерам.

13. Кандидаты на поощрение должны предварительно обсуждаться
на заседании совета коллектива осужденных либо на общем собрании
бригады, отряда. В особенности следует учитывать мнение совета воспи­
тателей отряда, в состав которого входят работники производства и учи­
теля, сотрудники оперативного отдела и отдела безопасности, а также
другие имеющие отношение к воспитанию осужденных лица.

14. При применении поощрительных мер к лицам, которые встали на
путь исправления, необходимо учитывать их участие в воспитательных
мероприятиях и работе самодеятельных организаций осужденных. Це­
лесообразно привлекать близких родственников поощряемого осужден­
ного для оценки его поведения, выяснять, как он поддерживает отноше­
ния с семьей, оказывает ли ей материальную помощь, изменилось ли
отношение осужденного к общественным ценностям и т. д.

15. Нельзя допускать массового применения поощрений, например
в праздничные дни, поскольку их эффективность обеспечивается с по­
мощью строго индивидуального подхода к каждому поощряемому.

16. Необходимо проявлять осторожность при поощрении рецидиви­
стов. Не поощрять их несправедливо и неправомерно, но при поощре­
нии следует соблюдать сдержанность.

17. Реализация поощрительных норм персоналом должна основывать­
ся на единых режимно-педагогических требованиях, предъявляемых к
осужденному. Если при оценке персоналом оснований поощрения воз-

251


Уголовно-исполнительное право


никли расхождения, то они не должны подвергаться гласности. Если реализация поощрительной меры уже состоялась, то ее отменять не сле­дует.

18. При реализации мер поощрения необходимо обеспечивать их
гласность и торжественность. Приказы и постановления о них нужно
объявлять на разводах, построениях, проверках и собраниях осужден­
ных. Для широкой огласки и оказания воспитательного воздействия на
других осужденных их следует популяризировать по местному радио,
через печать, наглядную агитацию. Объявления о поощрениях желательно
зачитывать лично начальнику учреждения или его заместителю.

19. Целесообразно ежеквартально в каждом исправительном учреж­
дении на методических советах либо собраниях сотрудников с участием
работников прокуратуры и общественности производить анализ
дисциплинарной практики. Должны быть разработаны единые методи­
ческие рекомендации о порядке применения мер поощрения. Выше­
стоящим органам управления уголовно-исполнительной системы сле­
дует распространять положительный опыт в данном направлении.

Эффективность применения мер поощрения к осужденным, лишен­ным свободы, зависит от законной деятельности должностных лиц адми­нистрации исправительного учреждения, самодеятельных организаций осужденных, представителей общественных формирований, а главным образом, оттого, насколько качественно и целеустремленно ими будет осуществляться работа по формированию у воспитуемых позитивной ответственности.

1 См.: Сизый А.Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права
(проблемы теории и практики). Рязань, 1994. С. 22.

2 См.: Там же. С. 14-20.

3 См.: Там же. С. 31.

4 См.: Сабиптов Р.А. Понятие посткриминального поведения // Уголовно-
правовые средства борьбы с преступностью. Омск, 1983. С. 27-30.

5 См.: Исправительно-трудовое право. М., 1971. С. 310-311.

6 См.: Комментарий к Основам исправительно-трудового законодательства Со­
юза ССР и союзных республик. М., 1972. С. 123.

7 См.: Сизый А.Ф. Указ. соч. С. 174-185.

8 См.: Там же. С. 181-191.


Глава 24

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВЗЫСКАНИЯ

К ОСУЖДЕННЫМ, ЛИШЕННЫМ СВОБОДЫ

§ 1. Понятие нарушения порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях

Изучение практики реализации мер юридической ответственности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, с очевидностью свидетельствует, что наиболее распространенным ее видом является дис­циплинарная ответственность. По объему и значимости как в контексте недостаточной изученности, так и в чисто прикладном плане этот вид ответственности всегда занимал и занимает ведущее место среди иных видов юридической ответственности осужденных.

Попытаемся сначала сформулировать определение понятия нару­шения, которое выступает основанием для привлечения лица, лишен­ного свободы, к дисциплинарной ответственности в случае отступле­ния им от установленного уголовно-исполнительным законодатель­ством режима, то есть порядка отбывания наказания в исправительном учреждении (ч. 1 ст. 115 УИК РФ).

Уголовно-исполнительное законодательство, в отличие от уголовно­го и административного, не содержит ни дефиниции противоп гвного деяния (дисциплинарного проступка), ни его конкретных составов, за исключением злостных нарушений режима. Между тем в Уголовно-ис­полнительном кодексе Российской Федерации и ведомственных норма­тивных актах (Правила внутреннего распорядка исправительных учреж­дений, Инструкция о надзоре за осужденными в исправительных коло­ниях) имеются различные признаки, которые можно объединить понятием дисциплинарного проступка. Они характеризуют проступок с традиционной точки зрения: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Отсутствие хотя бы одного из названных призна­ков указывает на то, что в деянии осужденного нет состава проступка, а это, в свою очередь, исключает применение к нему дисциплинарных санк­ций.

Объектом посягательства любого проступка в местах лишения сво­боды является установленный в исправительном учреждении правопо-

253


Уголовно-исполнительное право

рядок, регулируемый нормами уголовно-исполнительного права. По­сягательства на данный правопорядок выступают в виде нарушений тре­бований режима отбывания наказания. Объектом, на который не­посредственно посягает тот или иной проступок, являются конкретные обязанности (запреты) осужденного, а также личность другого осужден­ного либо представителя администрации, иные блага, охраняемые зако­ном.

Дисциплинарные проступки осужденных с точки зрения объекта посягательства наносят определенный вред общественным отношениям, складывающимся в процессе исполнения наказания. Нарушения режи­ма нередко выливаются в ощутимые экономические и нравственные по­тери. В тех случаях, когда дисциплинарные проступки осужденных при­обретают характер общественно опасных деяний, они перерастают в пре­ступления, влекущие уголовную ответственность.

К признакам объективной стороны дисциплинарного проступка преж­де всего относится само противоправное деяние, посягающее на уста­новленный правопорядок в местах лишения свободы. Оно может быть выражено в форме как действия, так и бездействия. Круг таких деяний весьма широк и неоднороден, что является одной из причин отсутствия в уголовно-исполнительном законодательстве единой, целостной систе­мы составов проступков (кроме злостных нарушений). Такое положение дел - существенный недостаток законодательства, так как должностные лица исправительного учреждения, производящие проверку по факту нарушения режима, а также пользующиеся правом наложения взыска­ний, в ряде случаев самостоятельно решают вопрос о противоправности того или иного деяния осужденного, что на практике может привести к нарушению прав осужденных.

Не случайно Минимальные стандартные правила обращения с за­ключенными настоятельно рекомендуют, чтобы поведение осужденных, составляющее дисциплинарный проступок, определялось законом или распоряжением компетентных административных властей1. В связи с этим весьма актуальной представляется разработка Дисциплинарного устава (Положения), в котором были бы закреплены виды (составы) дис­циплинарных проступков осужденных и меры взыскания за совершение каждого из них.

Противоправное деяние, по сути, - единственный обязательный эле­мент объективной стороны дисциплинарного проступка. Однако, когда нарушение режима повлекло конкретные вредные последствия, к объек­тивной стороне необходимо отнести сам вред, а также причинную связь между деянием и наступившими последствиями. В литературе по трудо­вому праву, например, наличие вредных последствий рассматривается в

254


Глава 24. Правовое регулирование применения мер взыскания...

качестве обязательного элемента дисциплинарного проступка. Допол­нительными (факультативными) признаками проступка следует считать предмет посягательства, место, способ его совершения и др.

Важное значение в объективной стороне дисциплинарного проступ­ка имеет время его совершения. Если в трудовом праве проступком при­знается только то деяние, которое совершено во время исполнения ра­ботником своих трудовых обязанностей, то в уголовно-исполнительном праве дисциплинарным проступком может признаваться деяние, совер­шенное в любое время суток (например, употребление спиртных напит­ков, картежные игры и т. п.). Но не всякое деяние по времени его совер­шения можно отнести к нарушению режима. Так, отказ осужденного работать по благоустройству территории (в порядке очередности) после отбоя не будет являться дисциплинарным проступком.

Субъектом проступка применительно к рассматриваемому составу может быть только лицо, осужденное за преступление и отбывающее на­казание в исправительном учреждении. Хотя требования режима могут быть нарушены не только осужденными, но и представителями адми­нистрации и отдельными гражданами (например, передача осужденным запрещенных предметов), ответственность по нормам уголовно-испол­нительного права могут нести только осужденные.

С субъективной стороны совершение дисциплинарного проступка в местах лишения свободы характеризуется совокупностью признаков, отражающих психическое отношение правонарушителя к своему про­тивоправному деянию и возможным вредным последствиям. В первую очередь, в качестве такого признака выступает вина. Проступком мо­жет считаться лишь то нарушение режима, которое произошло по вине осужденного. Невыполнение осужденным нормы выработки (сменно­го задания) по причинам, от него не зависящим (в силу недостаточной . квалификации или ограниченной трудоспособности, отсутствия фронта работ, необходимого инструмента и т. п.), не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, а следовательно, и режима вви­ду отсутствия вины осужденного.

В зависимости от формы вины дисциплинарные проступки осуж­денных квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым или косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом са­монадеянности или небрежности).

Кроме того, необходимо иметь в виду, что на степень вины влияют различные смягчающие и отягчающие обстоятельства. Однако в отличие от уголовного и административного в трудовом и уголовно-исполни­тельном законодательстве указания на них отсутствуют. В силу этого мож­но согласиться с мнением авторов, считающих, что некоторую часть об-

255


Уголовно-исполнительное право

стоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность при соверше­нии уголовных или административных правонарушений, можно рассмат-я ривать применительно к уголовно-исполнительному праву с учетом осо-,« бенностей нарушений порядка отбывания наказания, совершаемых осужденными.

Субъективная сторона дисциплинарного проступка охватывает так­же мотив, побудивший осужденного совершить нарушение режима, и цель, которую он преследовал, совершая его. Выяснение мотивов и це­лей правонарушения помогает установить степень опасности (вреднос­ти) проступка и избрать меру дисциплинарной ответственности.

Таким образом, дисциплинарный проступок (нарушение режима) можно определить как противоправное, виновное деяние (действие или бездей­ствие) лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, которое посягает на установленный законодательством порядок отбывания нака­зания в исправительных учреждениях, выражающееся в несоблюдении правил поведения или в невыполнении им своих обязанностей.

Все нарушения режима осужденных можно разделить на несколько классификационных групп в зависимости от тяжести проступков и лиц, их совершающих. Стоит заметить, что такое деление не только представ­ляет исследовательский интерес, но и имеет важное прикладное значе-i ние.

Относительно тяжести проступка в литературе есть несколько точек зрения. В научных источниках одни авторы выделяют тяжкие и менее тяжкие проступки, относя к первым (грубым) отказ от труда, мелкое хулиганство, угрозу, оскорбление, употребление спиртных напитков и наркотических веществ, изготовление и хранение запрещенных предме­тов, ко вторым - недобросовестное отношение к труду (невыполнение норм выработки или установленного задания), уклонение от обучения в школе и профессиональном училище, самовольный выход из локально­го участка, а также все иные виды нарушений. Другие авторы, кроме тяжких и менее тяжких, выделяют также малозначительные нарушения, которые не влекут существенных последствий, а в основном характери­зуют личную недисциплинированность осужденного (курение в неотве­денном месте, нарушение дисциплины строя и формы ношения одежды, распорядка дня, несоблюдение правил личной гигиены ит. п.).

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1970), а затем и Уголов­но-исполнительный кодекс РФ среди дисциплинарных проступков осуж­денных к лишению свободы выделяют злостные нарушения. Так, в ч. 1" ст. 116 УИК РФ под злостным нарушением порядка отбывания наказа­ния понимаются: употребление спиртных напитков либо наркотичес­ких средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, не-

256


Глава 24. Правовое регулирование применения мер взыскания...

повиновение представителям администрации или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или пере­дача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудитель­ных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назна­ченного судом или решением медицинской комиссии; организация за­бастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство; лесбиянство; организация группировок осужден­ных, направленных на совершение указанных правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Представляется, что эти нарушения нуждаются в кратком комментарии.

Употребление спиртных напитков либо наркотических средств или пси­хотропных веществ. При рассмотрении этого вида нарушения следует руководствоваться перечнем синтетических и природных веществ, рас­тений, препаратов, лекарственных средств, которые включены Постоян­ным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России в спи­сок наркотических средств. К их числу относятся также психотропные вещества, предусмотренные Венской конвенцией 1971 г. «О психотроп­ных веществах» (галлюциногены, стимулирующие средства, например эфедрин, ацетон, и др.).

Мелкое хулиганство определяется административным законодатель­ством как действия, демонстративно нарушающие общественный по­рядок. Они могут проявляться, например, в нецензурной брани в об­щественных местах, оскорбительном приставании к осужденным, пред­ставителям администрации, а также в поведении, характеризующем пренебрежительное отношение осужденного к общественным интере­сам (ст. 201 КоАП РФ).

Под угрозой представителям администрации исправительного учреж­дения следует понимать психическое воздействие, выраженное устно или письменно либо через третьих лиц. Угрозу применения насилия в отно­шении представителя персонала исправительного учреждения необхо­димо рассматривать не как злостное нарушение осужденным установ­ленного порядка отбывания наказания, а как совершение преступле­ния, предусмотренного ст. 321 УК РФ «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества».

Неповиновение администрации исправительного учреждения заклю­чается в открытом, демонстративном отказе от исполнения обращенного к осужденному требования сотрудника исправительного учреждения, который в силу выполняемых им функций имеет основанное на законе право предъявлять такое требование, а осужденный обязан его выпол-

нить.

9 Уголовно-исполнительное право. Том 2


Уголовно-исполнительное право

Оскорбление представителей администрации выражается в унижении чести и достоинства лиц, ее представляющих, их дискредитации, подры­ве морального престижа.

Мужеложство - это половое сношение мужчины с мужчиной. Не могут признаваться мужеложством иные формы удовлетворения поло­вой страсти двух мужчин. Лесбиянство - половое сношение женщины с женщиной.

Организация забастовок. Под забастовкой понимается прекращение работы группой лиц (звена, бригады, участка, цеха, предприятия), со­провождающееся выдвижением отдельных требований администрации в целях решения трудовых (и не только) конфликтов. Организация забас­товок состоит в осуществлении действий, направленных на подготовку, подстрекательство осужденных к прекращению работы, выдвижение тре­бований к администрации исправительного учреждения, а также в руко­водстве действиями участников забастовки.

Организация групповых неповиновений осужденных заключается в их подготовке, подстрекательстве к ним осужденных с целью открытого от-1 каза от выполнения законных требований персонала исправительного 1 учреждения. Активное участие в них выражается в призывах и принуж­дении других осужденных к неповиновению, выдвижении требований к администрации исправительного учреждения.

Изготовление, хранение или передача запрещенных предметов. Исчер- ] пывающий перечень запрещенных предметов определен в приложении к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений. Из- ] готовление запрещенных предметов подразумевает действия, в результа-1 те которых были произведены данные предметы без разрешения адми-1 нистрации. Под хранением следует понимать умышленные действия, свя-1 занные с нахождением запрещенных предметов во владении осужденного (при себе, в общежитии, на рабочем месте, в тайнике и других местах). Передача представляет собой умышленные действия по перемещению запрещенных предметов.

Организация группировок осужденных. Группировкой осужденных следует считать устойчивую группу из двух и более лиц, создаваемую с целью оказания отрицательного воздействия на осужденных, вовлечения их в противоправные действия (употребление алкоголя, наркотиков, кар­тежные игры и т. д.). Если группировка образовалась в целях совершения преступлений, то этот факт должен рассматриваться не как злостное на­рушение порядка отбывания наказания, а как совершение преступле­ния, предусмотренного ст. 210 УК РФ «Организация преступного сооб­щества (преступной организации)».

258


Глава 24. Правовое регулирование применения мер взыскания...

Злостным в законе также признается совершение в течение года по­дгорного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор (ч. 2 ст. 116 УИК РФ). Таким образом, в основу понятия злостного нарушения порядка отбывания наказания положены два признака. В одном случае - единичный тяж­кий проступок, а в другом - повторное совершение в течение года раз­личных по степени тяжести нарушений.

В юридической литературе определение злостного нарушения, пре­дусмотренное ч. 2 ст. 116 УИК РФ, некоторыми авторами подвергается сомнению2, поскольку в основу злостного характера положена не тя­жесть проступка, а тяжесть дисциплинарного взыскания. На практике может произойти так, что за повторное курение в не отведенном для этих целей месте, небрежную заправку постели, опоздание в строй или любой иной малозначительный проступок осужденный в соответствии с ч. 3 ст. 116 УИК РФ может быть признан злостным нарушителем установ­ленного порядка отбывания наказания.

Законодатель установил, что осужденный признается злостным нару­шителем постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновре­менно с наложением взыскания. Однако в законе не указан период, в течение которого осужденный, признанный злостным нарушителем, продолжает оставаться таковым. Это, в свою очередь, приводит на прак­тике к различному толкованию указанной нормы.

§ 2. Меры дисциплинарной ответственности осужденных и их классификация

Проблема классификации мер дисциплинарной ответственности осужденных к лишению свободы в науке уголовно-исполнительного права не изучалась. В силу указанного обстоятельства она не получила Должного освещения ни в учебниках, ни в научных публикациях. Вме­сте с тем в теории других отраслей права, в частности административ­ном и трудовом, проблемы дисциплинарной ответственности получи­ли достаточно глубокое изучение и по вопросу классификации мер Дисциплинарной ответственности. Следует отметить, что в юридичес­кой литературе нет единства мнений о том, какие из мер воздействия за проступки считать дисциплинарными. Одни авторы к мерам дисцип­линарной ответственности относят только дисциплинарные взыскания, а Другие - все иные дисциплинарные меры.

259


Уголовно-исполнительное право

При отнесении тех или иных мер воздействия к мерам дисциплинар­ной ответственности принято учитывать три основных критерия: во-пер­вых, связан ли проступок со службой того или иного лица; во-вторых, налагается ли мера воздействия в порядке служебной подчиненности; в-третьих, есть ли реальное претерпевание отрицательных последствий виновным.

Таким образом, под мерами дисциплинарной ответственности сле­дует понимать все меры, которые применяются к осужденным за совер-S шение (либо в связи с совершением) нарушений установленного по­рядка отбывания наказания. При тщательном анализе всего многооб­разия мер дисциплинарной ответственности мы пришли к выводу, что их можно (скорее, необходимо) классифицировать по ряду основанию в зависимости от главной цели применения; по субъекту, к которому меры воздействия применяются; по характеру претерпевания и др.

Рассмотрим подробнее классификационную группу мер дисципли­нарной ответственности, выделяемую в зависимости от главной цели иж применения. Эта группа наиболее значима не только в теоретическом, но] и в прикладном аспекте. Пользуясь указанным критерием, все меры мож­но подразделить натри группы: 1) дисциплинарного пресечения; 2) дис­циплинарного взыскания; 3) дисциплинарного восстановления.

Пресекать - значит прекращать, уничтожать, останавливать, то есть уст­ранять что-либо, не доводить



2016-01-26 667 Обсуждений (0)
Условия повышения эффективности применения мер поощрения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия повышения эффективности применения мер поощрения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)