Дисциплинарное производство в исправительных учреждениях
При рассмотрении вопроса о производстве по делам о дисциплинарных проступках осужденных к лишению свободы, следует оговориться, 265 Уголовно-исполнительное право что ни в законе (УИК РФ), ни в других нормативных правовых, в том числе ведомственных, актах эта процедура, на наш взгляд, четко не определена. В УИК РФ имеются лишь нормы, регулирующие порядок применения взысканий (ст. 117), а также определяющие круг должностных лиц и их полномочия в указанной сфере (ст. 119). Это свидетельствует о пробелах уголовно-исполнительного (в широком смысле) законодательства. Междутем исходя из анализа его норм, норм иных отраслей законодательства, в частности административного и трудового, а также устоявшейся, хотя и не везде единообразной, практики их применения в исправительных учреждениях можно сформулировать некоторые подходы к устранению отмеченных пробелов. Дисциплинарное производство в исправительных учреждениях распадается на ряд стадий: 1) возбуждение дисциплинарного производства; 2) дисциплинарное расследование; 3) рассмотрение дел о дисциплинарных проступках; 4) обжалование и опротестование решений по дисциплинарным де 5) исполнение решений о применении мер дисциплинарной ответствен Возбуждению дисциплинарного производства в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, предшествуют обнаружение и фиксация нарушений порядка отбывания наказания. Фиксирование дисциплинарного проступка осуществляется дежурной сменой, а также любым представителем администрации исправительного учреждения. По факту нарушения составляется рапорт на имя начальника учреждения. Если нарушение режима происходило на виду у нескольких должностных лиц, то в этом случае составляется акт. Кроме того, если имеются предположения, что осужденный находится в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, производится его освидетельствование медицинским работником, о чем составляется справка, которая приобщается к рапорту (акту) и передается оперативному дежурному для занесения факта нарушения в специальный журнал. Нарушитель, как правило, водворяется в штрафной (дисциплинарный) изолятор до прихода начальника учреждения, но не больше чем на 24 часа. В иных случаях, когда, например, нарушение допущено в сфере трудовой деятельности, к документу, в котором фиксируется нарушение дисциплины, приобщаются необходимые справки о дневной норме выработки, сменном задании и т. п. Завершение стадии возбуждения дисциплинарного производства осуществляется руководителями исправительного учреждения (начальником 266 Глава 24. Правовое регулирование применения мер взыскания... аля его заместителями), которые поручают тому или иному сотруднику учреждения (как правило, начальнику отряда, сотруднику оперативного отдела или отдела безопасности) либо работнику предприятия учреждения, если проступок осужденного связан с нарушением трудовой дисциплины, провести дисциплинарное расследование. Дисциплинарное расследование начинается с изучения имеющихся материалов по факту нарушения порядка отбывания наказания. При этом устанавливаются очевидцы правонарушения, характер наступивших в результате его совершения неблагоприятных последствий, а также причины и условия, ему способствовавшие. С осужденным, допустившим нарушение режима, проводится беседа, в которой выясняются мотивы совершения проступка и иные обстоятельства, приведшие к нему. У осужденного отбирается письменное объяснение, а если он отказывается от этого, лицо, производящее проверку, составляет справку (либо акт при проведении беседы в присутствии иных лиц) об отказе осужденного дать письменное объяснение. В случае совершения осужденным злостного нарушения режима, а также если нарушение связано с употреблением спиртных напитков или наркотиков, лицо, которому поручено производство дисциплинарного расследования, выносит заключение по факту проверки дисциплинарного проступка. В этом документе указываются характер допущенного осужденным нарушения, причины и условия, способствовавшие его совершению, а также меры, направленные на их устранение. Заключение утверждается руководителем учреждения, а указанные в нем меры отражаются в приказе и подлежат исполнению ответственными лицами. Рассмотрение дел о дисциплинарных проступках. Порядок применения мер взыскания к осужденным регулируется ст. 117 и 137 УИК РФ. Так, ч. 1 ст. 117 УИК РФ гласит, что при назначении дисциплинарного взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. С учетом этих требований закона начальник учреждения (или начальник отряда в рамках своей компетенции) выносит постановление о наложении на осужденного дисциплинарного взыскания или объявляет осужденному устное взыскание. Закон определяет сроки наложения взысканий. Так, взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с нарушением производилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий (ч. 1 ст. 117 УИК РФ). 267 Уголовно-исполнительное право Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные Взыскания - только в письменной форме постановлением начальника ис«: правительного учреждения или лица, его замещающего (ч. 2 ст. 117 УИК РФ), на специально предусмотренном бланке. Дисциплинарный штраф налагается только за злостные нарушения, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет (ч. 3 ст. 117). Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры производится с указанием срока содержания вних(ч.4ст. 117). Косужденным, переведенным в помещения камерного типа, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помеще-у ния камерного типа, а к осужденным, содержащимся в единых помещениях камерного типа, - кроме перевода в помещения камерного типа и единые помещения камерного типа (ч. 6 ст. 117). Обжалование и опротестование решений по дисциплинарным делам. Уголовно-исполнительный закон прямо не регулирует порядок обжалования осужденными применяемых к ним администрацией исправительных учреждений мер дисциплинарной ответственности, хотя о праве осужденных на подачу жалобы говорится в ст. 12,15, ч. 4 ст. 87 УИК РФ и др. Анализ этих статей подтверждает отсутствие системы процессуаль-t ных норм, обеспечивающих быструю, безотказную и эффективную процедуру рассмотрения жалоб осужденных и принятие по ним правовых решений. Нормативную основу процесса рассмотрения жалоб осужденных составляют нормы, содержащиеся в ст. 15УИКРФ, § 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. В соответствии с ч. 1 ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов, которые излагаются как в устной, так и письменной форме (ч. 2). Подача жалобы осужденным на решение и действия администрации учреждений, исполняющих наказания, не приостанавливает эти действия и исполнение решений (ч. 5 ст. 15 УИК РФ). Рассмотрение нами адресатов жалоб осужденных показало, что подавляющее их большинство сосредоточивается в органах прокуратуры, осуществляющих надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях, и управлениях по исполнению наказаний, где ведется статистический учет и анализ поступающих жалоб. Изучение предмета жалоб, тем или иным образом связанных с применением мер дисциплинарной ответственности в исправительных учреждениях, позволило объединить их в несколько групп, включающих жалобы: 268 Глава 24. Правовое регулирование применения мер взыскания...___________ 1)\на действия администрации мест лишения свободы, связанные с наложением дисциплинарных взысканий; 2) по поводу перевода из одного исправительного учреждения в дру 3) по поводу режимных ограничений (помещения осужденных в 4) на грубость персонала. Сложившийся за многие годы процессуальный порядок рассмотрения жалоб осужденных в общем виде представляется следующим: жалоба или заявление осужденного регистрируется в журнале, и в зависимости от ее предмета и адресата администрацией исправительного учреждения принимается решение о направлении жалобы в судебные инстанции разного уровня, прокуратуру. Жалобы, не требующие проведения сложных проверок, должны разрешаться в срок от трех до десяти дней. При возникновении необходимости детальной проверки срок рассмотрения может быть увеличен до одного месяца, о чем должно быть сообщено заявителю. Частью 4 ст. 12 УИК РФ предусмотрена подача жалобы осужденными в любые внутригосударственные организации и даже межгосударственные судебные и иные органы по защите прав человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Для уголовно-исполнительного права эти процедуры более чем необходимы в силу особого положения осужденных к лишению свободы, о чем свидетельствует практика таких стран, как Германия, США, где право на обращение в суд осужденными является общепризнанным. Например, в пенитенциарных учреждениях Великобритании вынесение решений по дисциплинарным проступкам традиционно считалось внутренней областью Тюремного управления. Их пересмотр находился вне судебной компетенции. Однако в результате прецедента, созданного апелляционным судом в 1976 г., было установлено, что дела о дисциплинарных проступках, которые могут повлечь за собой строгие меры взыскания, должны рассматриваться на основе общего права. Таким образом, появилась возможность пересмотра решений о дисциплинарных проступках заключенных в судебном порядке. Вместе с тем нельзя, на наш взгляд, слепо копировать зарубежный опыт и попадать в положение, подобное сложившемуся, например, в Америке, где суды завалены жалобами осужденных по самым различным поводам. Закон РФ от 24 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» устанавливает право 269 Уголовно-исполнительное право каждого гражданина обращаться с жалобой в суд, если он считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, учреждений или должностных лиц нарушены его права и свободы, р соответствии с названным законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), кроме тех, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий и решений, в отношении которых законодательством предусмотри иной порядок судебного обжалования. Для лиц, лишенных свободы, исключений не сделано, поэтому жалобы осужденных могут быть предметом судебного рассмотрения. Исполнение решений о применении мер дисциплинарной ответственности. Согласно закону (ч. 1 ст. 117 УИК РФ) взыскание исполняется не медленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня ег наложения. Условия содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, а также одиночных камерах регулируются ст. 118 УИК РФ. Так, осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час. Осужденные, переведенные в порядке взыскания в помещения камерного типа или одиночные камеры, имеют право: - ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и - получать в течение шести месяцев одну посылку или передачу и - пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полт - с разрешения администрации исправительного учреждения име Осужденные, водворенные в штрафной изолятор, а также переведенные в помещения камерного типа или одиночные камеры, работают отдельно от других осужденных. Во время содержания осужденных в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа или одиночных камерах питание неработающих осужденных осуществляется по пониженным нормам. С учетом медицинского заключения питание этих осужденных может осуществляться по обычным нормам. 270 \ Глава 24. Правовое регулирование применения мер взыскания... ----- v--------- В\соответствии с § 23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденным запрещается брать с собой в штрафные и^дисциплинарные изоляторы имеющиеся у них продукты питания и Личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубного порошка wm пасты, зубной щетки. Курение осужденным запрещено (для обеспечения пожарной безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических требований). При Приеме осужденных в штрафные и дисциплинарные изоляторы они подвергаются полному обыску, после чего при наличии возможности переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями. Продукты питания сдаются на склад и выдаются осужденным после отбытия ими меры дисциплинарного взыскания. Администрация принимает меры к их сохранности, однако если в силу естественных причин от длительного хранения продукты испортились, об этом комиссионно составляется акт, и они уничтожаются. Осужденным, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или одиночные камеры в порядке взыскания не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, полотенца, мыла, зубного порошка или пасты, зубной щетки, табачных изделий и спичек. Им разрешается иметь при себе учебники, простые карандаши, авторучки, стержни, тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться библиотекой, выписывать книги, журналы и газеты. Лица, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и на курсах профподготовки, в период нахождения их в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и в одиночных камерах на занятия не выводятся. Им предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями. При переводе осужденных из помещений камерного типа, единых помещений камерного типа либо одиночных камер в штрафные изоляторы за проступки, совершенные в ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, срок их содержания в штрафных изоляторах в срок содержания в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах не засчитывается. В случае перевода осужденного в ПКТ, ЕПКТ за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания к лишению свободы в штрафном изоляторе срок содержания в ПКТ, ЕПКТ исчисляется после отбытия взыскания в Штрафном изоляторе. Досрочное освобождение осужденных из штрафных изоляторов, помещений камерного типа, единых помещений камерного типа и оди- 271 Уголовно-исполнительное право ночных камер может производиться только по медицинским показани Не менее важным является решение вопроса о снятии взыскания, ко Поощрение в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания применяется к тем осужденным, которые за нарушение требований порядка отбывания наказания подвергались дисциплинарному взысканию. В уголовно-исполнительном законодательстве (ч. 3 ст. 114 УИК РФ) определено, что досрочное снятие таких взысканий, как выговор и дисциплинарный штраф, допускается не ранее трех месяцев со дня отбытия взыскания. Что касается взысканий в виде водворения в штрафной (дисциплинарный) изолятор, помещение камерного типа, единое помещение камер'ного типа и одиночную камеру, то их досрочное снятие в порядке поощрения может быть произведено не ранее шести месяцев со дня отбытия. В части 8 ст. 117 УИК РФ определено, что, если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания. Необходимо отметить, что и в трудовом праве существует норма, запрещающая применять к работнику меры поощрения в течение срока действия дисциплинарного взыскания. Возникает вопрос: когда взыскание будет считаться отбытым? Нет сомнений в том, что, например, срочные взыскания в виде водворения в штрафной изолятор и перевод в помещение камерного типа необходимо считать отбытыми с момента освобождения осужденного из этих помещений. А с какого же момента считать отбытыми взыскания в виде выговора и дисциплинарного штрафа? Вопрос этот может решаться по-разному. Во-первых, со дня подписания постановления о наложении взыскания и, во-вторых, с момента объявления его осужденному либо производства удержаний (дисциплинарный штраф). На наш взгляд, указанные взыскания, поскольку они не связаны с какими-либо сроками, правильно будет считать отбытыми с момента объявления их осужденным. Такой подход разделяется и подавляющим большинством практических работников исправительных учреждений. На практике возникал вопрос о том, можно ли поощрять осужденного, имеющего неснятые дисциплинарные взыскания, поскольку не было прямого запрещения в уголовно-исполнительном законодательстве на этот счет. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 75-ФЗ определил, что к осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, 272 \ Глава 24. Правовое регулирование применения мер взыскания...____________ моэ^ет быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее заложенного взыскания (ч. 4 ст. 114 УИК РФ). Встатье 119 УИК РФ дан перечень должностных лиц, применяющих мерыроощрения и взыскания (субъекты дисциплинарного производства) i осужденным. Этим правом в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. К участникам дисциплинарного производства следует отнести лиц, производящих дисциплинарное расследование, свидетелей (очевидцев) совершения нарушения, лиц дежурной смены, обнаруживших факт дисциплинарного проступка, медицинских работников и других лиц, участвующих в дисциплинарном производстве (члены комиссии учреждения, решающей вопросы, связанные с изменением вида исправительного учреждения), в том числе лиц, которые обеспечивают исполнение дисциплинарных взысканий (например, младшие инспекторы по штрафному изолятору и помещению камерного типа). 1 См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М., 1999. 2 См., напр.: Епанешников B.C. Юридическая ответственность осужденных к Глава 25 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ, ЛИШЕННЫХ СВОБОД § 1. Правовая природа труда осужденных к лишению свободы и его цели Человеческий труд составляет основу существования каждого общества. «Вся так называемая всемирная история, - писал К. Маркс, - есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом»1. Мыслители прошлого, рассматривая социальную сущность труда, всегда подчеркивали его значение как мощного воспитательного фактора в жизни общества. Особую актуальность эта черта приобретает в отношении лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы. Не случайно законодатель, устанавливая в ст. 9 УИК РФ основные средства исправления осужденных, называет среди них и общественно полезный труд. Известно высказывание А.С. Макаренко о том, что труд без идущего рядом воспитания - нейтральный процесс2. Следует заметить, что и воспитание без использования возможностей производительного труда малоэффективно. Участие в производственном процессе развивает у осужденных творческие способности, формирует такие чувства, как коллективизм, ответственность, сознание своей полезности и необходимости обществу. Одной из наиболее важных проблем в сфере правового регулирования труда осужденных является вопрос о соотношении права указанных лиц на труд и их обязанности трудиться. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд. Ни Конституцией России, ни трудовым законодательством, ни каким-либо иным федеральным законом обязанность трудиться в общегражданском статусе не предусмотрена. Более того, упомянутая статья Конституции и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) запрещают принудительный труд. Если обратиться к ч. 1 ст. ЮЗУИКРФикч.Зст. 13,ч. 15 ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», регламентирующих привлечение лиц, лишенных свободы, к труду, то несложно определить важнейшее отличие статуса осужденных от общегражданского (конституционного) 274 Глава 25. Правовое регулирование труда осужденных, лишенных свободы статуса, заключающееся в предусмотренной указанными законодательными актами обязанности трудиться. Невыполнение осужденным любой из нормативно закрепленных обязанностей влечет за собой возможность применения специальных санкций, то есть дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 115 УИК РФ. Нет ли противоречия между предписаниями упомянутых законодательных актов и конституционным запретом принудительного труда (ч. 2 ст. 37 Конституции), а также соответствуют ли нормы уголовно-исполнительного права требованиям, установленным в международных актах и стандартах? Для ответа на эти вопросы необходимо прежде всего определить, что понимается под термином «принудительный труд». Согласно одному из важнейших международно-правовых актов в сфере труда, каким является Конвенция Международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930) под термином «принудительный труд» понимается всякая работа, требуемая от какого-либо лица под угрозой наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2). В ст. 4 ТК РФ конкретизированы основания, позволяющие считать труд принудительным, а также случаи, в которых он таковым не признается. Принудительный труд должен быть запрещен в каждом из государств, ратифицировавших данную Конвенцию3. Однако в п. «с» этой же статьи Конвенции, а также в п. «с» ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966)4 подчеркивается, что термином «принудительный или обязательный труд» не охватывается какая бы то ни было работа, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого наказания. Данная норма воспроизведена и в ч. 4 ст. 4 ТК РФ. Более того, в ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (1955) закреплена обязанность заключенных трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями. Таким образом, установление в УИК РФ обязательности труда лиц, лишенных свободы, не противоречит ни Конституции РФ и трудовому законодательству, ни международным актам и стандартам в области прав человека. Применительно к конституционному праву человека на труд следует отметить, что ни один федеральный закон или иной нормативный правовой акт, включая уголовно-исполнительное законодательство, это право не ограничивает. В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР УИК РФ не содержит обязанности администрации исправительных учреждений обеспечивать осужденных работой. В статье 103 УИК РФ, а также в ст. 13и 14 275 Уголовно-исполнительное право Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплены право и обязанность администрации привлекать осужденных к труду. Следовательно, праву администрации привлекать осужденных к труду корреспондирует обязанность последних трудиться. Обязанность персонала обеспечить осужденн работой, которой соответствовало бы право этих лиц на труд, законо, тельством не предусмотрена. Учитывая данное обстоятельство (в первую очередь отсутствие закрепленных в федеральном законе безусловных гарантий), а также ограничение осужденных в ряде других правомочий в сфере труда, право на труд для осужденных к лишению свободы трансформируется в законный интерес. Таким образом, одной из важных особенностей правового статуса осужденных, лишенных свободы, в сфере трудовых отношений является обладание ими законным интересом на труд и возложение на них специальной обязанности трудиться. Осужденные, как и все остальные граждане России, своим трудом участвуют в создании совокупного общественного продукта, являющегося достоянием всего общества. Труд осужденных не имеет каких-либо коренных отличий от труда других граждан, наличие которых говорило бы о его особой правовой природе. В то же время трудовые отношения лиц, отбывающих наказание, не могут не иметь особенностей в правовом регулировании, обусловленных спецификой их правового положения и проявляющихся в его целях. В процессе привлечения осужденных к труду преследуются следующие основные цели: 1) воспитательная. Производительный и квалифицированный труд 2) экономическая. В период отбывания наказания осужденные рабо Следует остановиться на таком важном аспекте рассматриваемого вопроса, как соотношение воспитательной и экономической целей. В ч. 5 ст. 103 УИК РФ подчеркивается, что производственная деятельность осуж- 276 Глава 25. Правовое регулирование труда осужденных, лишенных свободы денных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Однако в течение длительного времени данное требование оставалось лишь декларацией и необходимость обеспечения производственно-хозяйственной деятельности имела очевидный приоритет над всеми остальными задачами, поставленными перед исправительными учреждениями. Как справедливо подчеркивает директор Федеральной службы исполнения наказаний К). И. Калинин, общественно полезный труд, хотя и провозглашался одним из основных средств исправления осужденных, на самом деле стал целью существования самой исправительно-трудовой системы, а последствия индустриализации как главного фактора и показателя ее успешной деятельности негативно сказываются до настоящего времени5. За последние годы многое изменилось. В частности, стала другой формулировка ч. 5 ст. 103 УИК РФ; в соответствии с рекомендациями, изложенными в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, в ст. 1 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» как важнейшем законе, регулирующем деятельность уголовно-исполнительной системы, закреплен принцип, согласно которому интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Значительные изменения ожидаются и в организации труда осужденных. Зафиксированный в законе принцип обусловливает необходимость перехода от государственных унитарных предприятий, какими в настоящее время являются на рынке производственные предприятия УИС, к центрам трудовой адаптации в исправительных колониях и учебно-производственным мастерским в воспитательных колониях. В результате такого перехода будет устранен едва ли не последний основной атрибут системы, оставшейся от времен ГУЛАГа, - обязательное получение прибыли от использования труда осужденных (а от этой цели невозможно отказаться, оставаясь в правовых рамках коммерческих образований, какими являются государственные унитарные предприятия), и перейти к современной модели исправительного учреждения как центра социальной реабилитации; 3) оздоровительная. Общеизвестно, что физический труд закаливает 4) предупредительная. Занимая значительную часть времени осуж 277 YzonqeHo-ucnonHumenbHoe право Дискуссионным является вопрос о том, преследует ли труд осужденных карательную цель. При ответе на него нужно помнить, что в демократическом государстве такая цель в отношении труда граждан, в том числе отбывающих уголовные наказания, не должна и не может ставиться. Правовое регулирование труда осужденных в настоящее время действительно сохраняет некоторые отличия от того, как регламентированы трудовые отношения остальных граждан. Причем эти особенности носят, главным образом, ограничительный характер. Так, у осужденных меньшая, чем у свободных граждан, продолжительность отпуска, время работы в период отбывания наказания не засчитывается в непрерывный трудовой стаж и т. п. Однако нельзя смешивать цель, которую ставит законодатель при нормативном закреплении трудовых отношений осужденных, с содержанием этих отношений, регулирование которых обусловлено особенностями правового статуса рассматриваемой категории лиц и исполняемого в отношении их наказания. В истории отечественного законодательства имеется немало примеров, когда посредством труда пытались ужесточить наказание. Например, в ИТК РСФСР 1970 г. длительное время существовала норма, согласно которой осужденные, отбывающие наказания в исправительно-трудовых колониях особого режима, должны были использоваться, как правило, на тяжелых работах (ч. 2 ст. 37). Данное требование не только входило в противоречие с одной из основополагающих норм общих положений ИТК РСФСР, закрепляющей общественно полезный труд как основное средство исправления и перевоспитания осужденных (ст. 7), но и было экономически нецелесообразным6. § 2. Трудовые отношения осужденных к лишению свободы как объект правового регулирования Особенностью правового регулирования трудовых отношений осужденных является то, что они регламентируются нормами как трудового, так и уголовно-исполнительного права7. Часть норм, устанавливаемых Трудовым кодексом, а также нормы Федерального закона 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г.)8 действуют в отношении осужденных непосредственно. Однако специфика правового положения осужденных обусловливает наличие особенностей в правовом регулировании их труда. Как подчеркивалось ранее, в отличие от ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей свободу труда граждан, ст. 103 УИК РФ закрепляет обя- Глава 25. Правовое регулирование труда осужденных, лишенных свободы занность осужденных трудиться. В этой статье, а также в ст. 13,14 и 17 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливаются обязанность администрации обеспечивать привлечение осужденных к труду, право привлекать их к труду с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности. Но из общего правила предусмотрен ряд исключений. На основании ч. 2 ст. 103 УИК РФ, атакже в соответствии с трудовым законодательством и законодательством РФ о социальной защите инвалидов9 разрешается трудиться по желанию следующим категориям осужденных: мужчинам старше 60 лет; женщинам старше 55 лет; инвалидам 1 -й и 2-й группы. Статус осужденных в области трудовых отношений может изменяться только федеральными законами, а конкретизироваться - подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми главой государства или федеральными органами исполнительной власти, то есть актами Президента РФ, Правительства РФ и Минюста России10. Важное место в правовом регулировании трудовых отношений осужденных занимает организация их трудовой деятельности. Переход России к рынку потребовал изменений и в данной сфере. Предприятия исправительных учреждений были признаны государственными унитарными предприятиями. Однако успешно конкурировать на рынке с другими коммерческими организациями они не могли в связи с изношенностью оборудования, более низкой профессиональной подготовкой работников (осужденных), недостаточным финансированием и отсутствием необходимой правовой основы. В рамках действовавшего ИТК РСФСР производственному комплексу, по-прежнему двигавшемуся в направлении дальнейшей индустриализации, развиваться было практически невозможно. Значительным шагом на том этапе концептуального видения перспектив развития пенитенциарной системы России было принятие в 1993 г. Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В отличие от ИТК РСФСР, допускавшего возможность привлечения осужденных к труду на других предприятиях (не относящихся к исправительно-трудовым учреждениям) лишь в исключительных случаях, в ст. 17 Закона были закреплены нормы, предусматривающие несколько основных форм организации трудовой деятельности осужденных. Их принятие позволило осуществлять раличные виды деятельности для обеспечения функционирования учреждений, исполняющих наказания, развития их социальной и производственной сферы в новых экономических условиях. Согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ и ст. 17 указанного Закона основными формами привлечения осужденных к труду являются: 279
Уголовно-исполнительное право 1) собственные производства учреждений, исполняющих уголовные
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |