Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основных средств исправления



2016-01-26 475 Обсуждений (0)
Основных средств исправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Регулирование посредством норм права всех особенностей правового положения осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, -за' дача чрезвычайно сложная. Это обусловлено не только существующий противоречием между социальным назначением колоний-поселений ** отнесением их к системе учреждений, исполняющих наказания в щ$с лишения свободы, но и рядом других обстоятельств, о которых поЙде'Г речь в данном параграфе.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ посвящает правовому регули^ рованию условий содержания в колониях-поселениях две статьи. ОднакС этого недостаточно для отражения всей специфики деятельности данный Учреждений. Отсутствуют также какие-либо специализированные подза^ Конные нормативные правовые акты, в которых законодательные установи ления могли бы найти развитие и конкретизацию. Между тем потребность'


Уголовно-исполнительное право


Глава 29. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях


 


в единообразном применении правовых норм и исполнении наказания столь высока, что Главное управление исполнения наказаний было вьь нуждено самостоятельно разработать и утвердить Положение о колониях-поселениях2 . И хотя данный документ не является нормативным право­вым актом, он до настоящего времени служит правовым ориентиром для

правоприменителей.

Статья 129 УИК РФ устанавливает, что в колониях-поселениях осуж^ денные, как правило, проживают в специально предназначенных для них общежитиях. В этих учреждениях не применяется такой привычный для исправительных колоний закрытого и полуоткрытого типа термин, как «рабочая зона», и существенно иное содержание вкладывается в понятие «жилая зона». Обусловлено это тем, что в соответствии с уголовно-испол­нительным законодательством (ч. 1 ст. 129 УИК РФ) осужденные вправе свободно передвигаться в пределах колонии, а в п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ употребляется также термин «границы колонии-поселения». Однако уголовно-исполнительное законодательство не разъясняет, где заканчи­ваются пределы колонии, что входит в ее границы, и это вызывает значи­тельные расхождения в их понимании правоприменителями.

В упомянутом Положении установлено, что, если колония-поселе­ние расположена на территории населенного пункта (а таких колоний-поселений подавляющее большинство), онадолжна быть огорожена за­бором, имеющим контрольно-пропускной пункт. В данном документе установлено, что границы колонии-поселения утверждаются начальни­ками территориальных органов уголовно-исполнительной системы по согласованию с местными органами самоуправления и должны быть рас­положены не далее чем за 5 км от центра дислокации колонии.

Учитывая, что колонии-поселения создавались с целью приобщения осужденных к жизни на свободе, обеспечения им возможности обще­ния со свободными гражданами, территория колонии-поселения долж­на не только охватывать часть земли, ограниченную забором (жилую зону), но и включать в себя все пространство в пределах установленных границ. Если колония-поселение находится в населенном пункте, ее границы захватывают и часть его территории.

Однако профессионально-целевой подход, который нередко предоп­ределяет содержание решений, принимаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы при отсутствии четких нормативных предпи­саний, обусловливает создание таких локальных норм, которые не по­зволяют осужденным выйти за пределы ограждения без специального разрешения. В этом случае жилая зона всеми участниками уголовно-исполнительных правоотношений воспринимается так, как в исправй' тельных колониях, а территорией колонии-поселения считается про*


схранство внутри ограждения. По существу, открытое учреждение пре-врашается в полуоткрытое, однако не нормативно-правовым, а право­применительным путем.

Еще одной отличительной особенностью колоний-поселений явля­ется то, что осужденные с разрешения администрации могут передви­гаться без надзора и вне границ колонии, но в пределах территории соот­ветствующего административно-территориального образования. Такое разрешение может быть получено в связи с характером выполняемой ими работы или их обучением.

Согласно ч. 4 ст. 129 УИК РФ осужденным разрешается заочно обу­чаться в высших и средних профессиональных образовательных заведе­ниях, расположенных в пределах того же административно-территори­ального образования, что и колония-поселение. Причем, как подчер­кивается в ч. 4 ст. 108 УИК РФ, администрация колонии с учетом имеющихся возможностей содействует осужденным в этом процессе.

На территории колонии, помимо общежитий для осужденных, распо­лагаются все хозяйственные, коммунально-бытовые и административные помещения. Здесь оборудуется штрафной изолятор, отделяемый от ос­тальной территории забором сплошного заполнения. В зависимости от планового лимита наполнения колонии он оборудуется 1-3 общими камерами на 4-6 мест каждая и 1-3 двухместными камерами. Помеще­ния камерного типа в этих учреждениях не создаются.

В колониях-поселениях отсутствует вооруженная охрана, но осуще­ствляется надзор. Как подчеркивается в Инструкции о надзоре за осуж­денными, содержащимися в исправительных колониях, система надзора в колониях-поселениях устанавливается с учетом места расположения и границ колонии. Надзор за осужденными на территории колонии-посе­ления и прилегающей к ней местности осуществляется дежурной сменой, в основном способом патрулирования3. Следует отметить, что ч. 4 п. 5.7.3 Инструкции, предоставляющая осужденным возможность передвигаться без надзора в пределах территории соответствующего субъекта Россий­ской Федерации, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением, входит в противоречие с ч. 4 ст. 129 УИК РФ, согласно которой осужденным может быть разрешено такое передви­жение только в пределах административно-территориального образова­ния. В том случае, если субъект Федерации имеет административно-тер­риториальное деление, передвижение без надзора осужденным может быть Предоставлено лишь в пределах того административно-территориального °бразования (например, района), на территории которого расположена к°лония-поселение, но никак не в пределах всей территории субъекта


Уголовно-исполнительное право

Содержанием надзора, осуществляемого в колониях-поселениях охватывается проведение обыска осужденных, общежитий, досмотр по­сылок, посещение жилых помещений и личного хозяйства осужденных

и т. д.

Наиболее наглядной особенностью условий отбывания наказания в колониях-поселениях является то, что осужденные вправе носить граж­данскую одежду (за исключением форменной), пользоваться наличны­ми деньгами без ограничения, иметь при себе ценные вещи. Количество получаемых ими посылок, бандеролей и предоставляемых свиданий не ограничивается. Следует отметить, что в колониях-поселениях не при­меняется понятие «краткосрочное свидание» ввиду того, что осужден­ные могут встречаться с любыми гражданами, находясь вне ограждения, но в пределах границ колонии.

С разрешения начальника колонии-поселения, оформленного поста­новлением, и при наличии жилищных условий осужденные могут про­живать на арендованной или собственной жилой площади на территории колонии-поселения или за ее пределами, но «в пределах границ террито­рии муниципального образования»4. Термин «территория муниципаль­ного образования» также требует толкования, причем легального, то есть обязательного для правоприменителей.

Возможность проживания осужденного с семьей закреплена в уго­ловно-исполнительном законодательстве посредством такой правовой категории, как законный интерес. Для его реализации требуется при­сутствие не только формального (наличие у осужденного семьи и жи­лой площади), но и материального (соответствие осужденного требу­емой степени исправления) признаков. В данном случае он не дол­жен допускать нарушений установленного порядка отбывания

наказания.

Статистика свидетельствует, что семья является мощным антикрими­ногенным фактором, способствующим избранию осужденным правопо-слушного поведения в период отбывания наказания. Эти осужденные зна­чительно реже допускают нарушения установленного порядка отбывания наказания, отличаются добросовестным отношением к труду, оказывают содействие администрации в положительном влиянии на других осуж­денных. В то же время возможность использования данного фактора в вос­питательном воздействии на лиц, отбывающих наказания, существенно

356


Глава 29. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях

щих в общежитиях. Закон указывает лишь на то, что они обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц, а периодич­ность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Закреплена также особенность применяемых видов мер поощ­рения и взыскания. К осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, могут применяться: мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней; меры взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.

В действительности различия проявляются практически в каждой сфере реализации осужденными своих прав и законных интересов или выполнении обязанностей, начиная с незыблемости конституционного права на неприкосновенность жилища и заканчивая тем, что утрачивают смысл запреты, установленные в приложении № 1 к Правилам внутрен­него распорядка исправительных учреждений5, характеризующие спе­циальный статус осужденных, лишенных свободы.

Пробелов, или неопределенностей, в правовом регулировании стату­са осужденных, проживающих с семьями, еще больше, чем при закреп­лении правового положения осужденных, содержащихся в колониях-поселениях. Объясняется это тем, что весьма сложно вычленить права и обязанности осужденного, в том числе право пользования или владения запрещенными для осужденных предметами, от прав членов его семьи, а также определить правомочия администрации колонии по обеспечению надзора. Особенности статуса этой категории осужденных закреплены лишь в самом общем виде.

Поскольку надзор в колониях-поселениях играет чрезвычайно важ­ную предупредительную роль, законодатель, конкретизируя общеграж­данское право на жилище, в п. «б» ч. 1 ст. 129 УИК РФ счел необходимым подчеркнуть, что администрация колонии-поселения вправе в любое время посещать жилые помещения, в которых проживают осужденные. Следует иметь в виду, что под жилыми помещениями понимаются исключитель­но общежития осужденных. Вторгаться в жилище, в котором осужден­ный проживает с семьей, против его воли - значит нарушить конститу­ционное право членов семьи осужденного на неприкосновенность жи­лища.

К предупредительным мерам следует отнести и такую, как представ­ление лиц, содержащихся в колониях-поселениях для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, и совершивших умыш­ленные преступления небольшой и средней тяжести, в суд для перевода в Исправительную колонию общего режима, а осужденных, ранее пере-

357


Уголовно-исполнительное право

веденных в колонию-поселение из исправительных колоний общего и строгого режимов, - на прежний вид режима в порядке реализации норм института изменения вида исправительного учреждения. Основанием для такого перевода является признание осужденного злостным нарушите­лем установленного порядка отбывания наказания. Необходимо под­черкнуть, что признание осужденного злостным нарушителем не обязы­вает администрацию направлять представление для перевода в охраняе­мые колонии. Закон (ч. 4 ст. 78 УИК РФ) оставляет принятие такого решения на усмотрение администрации.

В соответствии со ст. 97 УИК РФ, регламентирующей выезды осуж­денных за пределы исправительных учреждений, осужденные, отбываю­щие наказания в колониях-поселениях, обладают законным интересом на краткосрочные и длительные выезды. И хотя реализует его лишь не­значительная часть осужденных (около 5 % в год), это в 4—5 раз больше, чем в исправительных колониях общего и строгого режимов. Данный показатель еще раз подчеркивает назначение колоний-поселений как учреждений, условия содержания в которых более всего направлены на ресоциализацию осужденных.

По прибытии в колонию у осужденного отбираются паспорт и дру­гие личные документы и выдается документ установленного образца* удостоверяющий личность. Осужденный обязан всегда иметь его при I себе.

В отличие от остальных категорий осужденных к лишению свободы труд лиц, содержащихся в колониях-поселениях, регулируется законо-fi дательством о труде, за исключением правил приема, увольнения и пере-!11 вода на другую работу.

Заинтересованность осужденных в результатах своего труда в колони­ях-поселениях значительно выше, чем в других исправительных учреж-* j дениях. Это связано с тем, что в колониях-поселениях трудоспособные.•'] осужденные оплачивают все расходы на свое содержание (питание, одеж-да, жилищно-коммунальные, культурно-бытовые услуги и т. д.) за счет собственных средств.

Заработанные деньги они получают на руки полностью, за исключени-емудержаний, предусмотренных ст. 137ТКРФ. В отличие от другихосуж-денных к лишению свободы на лиц, содержащихся в колониях-поселени^' ях, не распространяется действие ч. 3 ст. 107 УИК РФ, устанавливающей] гарантированный минимум заработной платы, то есть предельный размер! удержаний. Эта сфера правоотношений рассматриваемой категории осуж­денных, какзакрепленовч. Зет. 129 УИК РФ, регламентируется трудовым] законодательством, согласно которому максимальный размер удержаний не может превышать 50 %(ч. 1,2ст. 138ТКРФ).

358


Глава 29. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях

В том случае, если осужденные не работали по причинам, не завися­щим от них, и не получали за это время заработной платы и пособий, все перечисленные виды обеспечения и обслуживания осуществляются по установленным нормам содержания осужденных за счет сметы колонии-поселения. Этим лицам взамен натуральных видов обеспечения разре­шается выдавать денежную компенсацию, конкретный размер которой устанавливается начальником территориального органа УИС, исходя из действующих розничных цен в регионе и пособия по временной нетру­доспособности не менее минимальной ставки заработной платы, прихо­дящейся на один рабочий день6.

В соответствии со ст. 98 УИК РФ осужденные, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам. Причем последние выплачиваются осужденным независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств. Данная статья конкретизируется в Положении об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, объяв­ленному Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государствен­ному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду».

Помимо обычных пособий, выплачиваемых всем отбывающим ли­шение свободы (по временной нетрудоспособности, кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; беременно­сти и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовремен­ное пособие при рождении ребенка, кроме случаев, когда дети осуж­денных находятся на полном государственном обеспечении), осужден­ным в колониях-поселениях выплачивается также ежемесячное посо­бие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Такое пособие могут получать как матери, так и отцы, то есть лица, фактически осуществляющие уход за ребенком. Право на по­лучение этого пособия сохраняется в случае работы осужденного, нахо­дящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабо­чего времени или на дому.

В случае временной утраты трудоспособности осужденные получают ■чистки нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждени­ях и затем предъявляют их администрации по месту работы. Размер по­собия по временной нетрудоспособности составляет от 60 до 100 % за­работка осужденного.

359


Уголовно-исполнительное право


Глава 29. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях


 


Как и все осужденные, лица, содержащиеся в колониях-поселениях, могут повышать свой общеобразовательный уровень, обучаясь в вечер­них (сменных) общеобразовательных учреждениях. В этом случае на основании ст. 176 ТК РФ им предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе - 9 календарных дней, в 11-м (12-м) классе - 22 календарных дня.

Отличительной особенностью статуса осужденных в этой сфере явля­ется то, что согласно ч. 4 ст. 129 УИК РФ они обладают субъективным правом на заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального об­разования. При этом на них распространяется действие ст. 174-175 ТК РФ, предоставляющих ряд дополнительных гарантий и льгот обучаю­щимся.

Колонии-поселения - единственный вид исправительных учрежде­ний, в котором осужденные не разделяются по полу. В то же время по­давляющее большинство колоний - сугубо мужские, поскольку в об­щей массе осужденных мужчины составляют около 90 %. Хотя совмест­ное содержание мужчин и женщин в одном учреждении законом допускается, проживают они в разных (отдельных) общежитиях, свобод­ный доступ в которые лицам другого пола, как правило, запрещен.

Если говорить о вероятных перспективах развития института коло­ний-поселений, то можно предположить, что ввиду своей несомнен­ной эффективности он сохранится при всех новациях, определяемых осуществляемым в настоящее время реформированием уголовно-ис­полнительной системы. В то же время одним из возможных путей ре­шения проблем правового регулирования, часть из которых была на­звана выше, является необходимость разделения учреждений, входя­щих в институт колоний-поселений. В этом случае колонии-поселения для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов, по-прежнему останутся в рамках данного института и будут развиваться как открытые тюрьмы или учреждения открытого типа с соответствующим лишению свободы способом правового регу­лирования. Два других вида колоний-поселений - для осужденных за неосторожные преступления и осужденных, совершивших умышлен­ные преступления небольшой и средней тяжести, - должны быть вы­ведены из системы исправительных учреждений и формироваться как учреждения, исполняющие наказания в виде ограничения свободы либо пробации.

360

 


1 См.: По запросу Останкинского районного суда Северо-Восточного адми­
нистративного округа города Москвы о проверке конституционности пункта «г»
части третьей статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федера­
ции: Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2003 г. № 106-О.

2 См.: Положение о колониях-поселениях уголовно-исполнительной системы
МВД России: Утв. приказом ГУИН МВД России от 5 ноября 1997 г. // Преступ­
ление и наказание. 1998. № 3.

3 См.: Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных
колониях: Утв. приказом Минюста России от 7 марта 2000 г. № 83 (с изм. от 24 декаб­
ря 2002 г.) // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной вла­
сти. 2000. № 28.

4 Там же.

5 В приложении № 1 закреплен перечень вещей и предметов, продуктов пита­
ния, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках,
передачах, бандеролях либо приобретать.

6 См.: Инструкция об условиях и оплате труда лиц, отбывающих наказания в
исправительно-трудовых учреждениях и содержащихся в лечебно-трудовых про­
филакториях: Утв. приказом МВД РФ от 14 декабря 1992 г. № 453. П. 8.9.

 


 


Глава 30

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ

ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

§ 1. Возникновение, развитие и социальное назначение воспитательных колоний

Особенности организации исполнения уголовных наказаний в отно­шении несовершеннолетних вытекают из положений уголовного законо­дательства. Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает не­совершеннолетнего преступника как специального субъекта уголовной ответственности. Это проявляется в том, что в Общей части УК РФ выде­лен специальный раздел, регламентирующий особенности уголовной от­ветственности и наказания несовершеннолетних. По сравнению со взрос­лыми преступниками для несовершеннолетних снижен максимальный срок лишения свободы - не более 10 лет (ст. 88 УК РФ), определен со­кращенный вариант видов наказаний, установлены иные сроки примене­ния условно-досрочного освобождения, погашения судимости.

Все несовершеннолетние осужденные для отбывания наказания в виде лишения свободы направляются в воспитательные колонии. В целях за­крепления результатов исправления, завершения среднего (полного) об­щего образования или профессиональной подготовки осужденные, до­стигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии (ВК) до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года.

Социальное назначение воспитательных колоний, наряду с другими факторами, отражает характеристика содержащихся в них осужденных. На 1 января 2004 г. в 62 воспитательных колониях уголовно-исполни­тельной системы (в том числе в трех колониях для несовершеннолетних женского пола) содержалось более 16 400 осужденных, из них 945 осуж­денных женского пола. По статистическим данным и результатам науч­ных исследований1, несовершеннолетние осужденные в воспитатель­ных колониях характеризуются следующим образом: в возрасте от 14 до 16 лет - 11 %; от 16 до 17 - 64,5; от 18 до 19 - 23,1, от 20 до 21 года -1,4 %. До осуждения не учились и не работали 47 %, учились во вспомо­гательных школах 5,5 %, в спецшколах - 2 %. Более 9 % осужденных

362


Глава 30. Порядок и условия исполнения наказания в ВК

были лишены до осуждения родительского попечения. Из содержащих­ся в воспитательных колониях осужденных 97,4 % впервые отбывают лишение свободы, из них 63,5 % ранее осуждались условно или к ним применялись принудительные меры воспитательного воздействия. Ра­нее отбывавшие лишение свободы составляют около 4 %. В последние годы наметилась тенденция роста рецидива преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными.

В обществе вызывает опасение уголовно-правовая характеристика несовершеннолетних. Большая часть (75 % общего числа отбывающих наказания в виде лишения свободы) несовершеннолетних осуждены за совершение корыстных преступлений. С 1993 г. наблюдается рост на­сильственных преступлений: количество отбывающих наказания за убийство возросло на 35,1 %, за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью - на 55,1 %.

В воспитательных колониях более трети воспитанников (36 %) со­ставляют лица, осужденные к лишению свободы на срок от 3 до 5 лет, отмечается устойчивый рост лиц, осужденных на срок от 8 до 10 лет (за три года примерно на 4 %).

Приведенная социально-демографическая характеристика свидетель­ствует, что несовершеннолетние осужденные требуют специальных мер исправительного и последующего ресоциализационного воздействия.

Воспитательные колонии относятся к исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем их роль и социальное назначение существенным образом отличаются от иных видов исправи­тельных учреждений. Прежде всего они исполняют лишение свободы в отношении несовершеннолетних осужденных, для которых требуются особый порядок и условия исполнения и отбывания наказания. На осо­бенности личности несовершеннолетнего указывается в международных стандартах по исполнению уголовных наказаний, которые обращают вни­мание государств на то, что несовершеннолетний преступник - это ребе­нок со всеми вытекающими из этого последствиями (несформировавшая-ся психика, не завершен процесс социального воспитания и социализации личности, отсутствие устойчивости криминальных навыков, свойств). По­этому основные усилия следует прикладывать к осуществлению воспита­тельного воздействия на несовершеннолетних осужденных.

Основным международным документом в сфере исполнения уголов­ных наказаний, в том числе лишения свободы, в отношении несовер­шеннолетних являются Минимальные стандартные правила ООН, каса­ющиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Несмотря на их рекомендательный характер, они повсеместно вНедряются государствами - членами ООН.

363


Уголовно-исполнительное право

Пекинские правила устанавливают принципы организации исполне­ния лишения свободы и обращения с несовершеннолетними правонару-; шителями в исправительных учреждениях: помещение несовершеннолет­них в пенитенциарные учреждения должно рассматриваться как крайняя мера, и срок содержания в таком учреждении должен быть по возможнос­ти непродолжительным; несовершеннолетние лица должны содержаться в местах заключения отдельно от взрослых; целями воспитательной работы с несовершеннолетними являются их полноценная общеобразовательная и профессиональная подготовка, обеспечение ухода за ними, защиты и по­мощи (социальной, медицинской, психологической, физической); ро­дители и опекуны должны иметь право посещать осужденных; к исправ­ляющимся необходимо применять условное освобождение в более ши­роких масштабах, чем ко взрослым осужденным, и по возможности в ранние сроки; освобождающиеся условно из исправительных учрежде­ний должны получать поддержку со стороны общества и находиться под надзором специальных органов; особое внимание государств должно уде­ляться реинтеграции несовершеннолетних, то есть созданию надлежащих условий для их вхождения в жизнь общества с помощью специальных уч­реждений и организаций (исправительные учреждения для несовершен­нолетних, центры дневной подготовки, воспитательные дома), а также дру­гих форм и методов воспитательного воздействия.

Кроме Пекинских правил, 14 декабря 1990 г. Генеральной Ассамб­леей ООН были приняты Правила ООН, касающиеся защиты несовер­шеннолетних, лишенных свободы, которые определяют принципы и цели управления учреждениями для несовершеннолетних, основания клас­сификации осужденных, физические условия отбывания наказаний, условия труда, отдыха, отправления религиозных обрядов, порядок ме­дицинского обслуживания, дисциплинарные процедуры, пути поддер­жания позитивных социальных контактов, средства ресоциализации после освобождения.

«Лишенные свободы несовершеннолетние имеют право на условия и услуги, отвечающие всем требованиям санитарии, гигиены, уважения достоинства человека. Исправительные учреждения для несовершенно­летних и условия в них должны соответствовать цели исправления пре­бывающих в них несовершеннолетних при уделении должного внима­ния потребности несовершеннолетних в уединении, эмоциональным стимулам, возможностям общения со сверстниками, участию в занятиях спортом, физкультурой и проведению досуга (пп. 31,32 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы).

Основные положения указанных международных стандартов полу­чили закрепление в действующем уголовном и уголовно-исполнитель-

364


Глава 30. Порядок и условия исполнения наказания в ВК

ном законодательстве. Однако, перенимая международный опыт испол­нения наказаний в отношении несовершеннолетних и ориентируясь на стандарты, выработанные мировым сообществом, в отношении данной категории осужденных не следует отказываться и от собственных нацио­нальных достижений в этой сфере. История воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России изобилует мно­гими положительными примерами.

Учреждения для несовершеннолетних преступников были образова­ны после проведения судебной реформы в 1864 г. и принятия Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, где говорилось о создании приютов для малолетних от 10 до 17 лет. Становление системы воспита­тельных учреждений для несовершеннолетних преступников завершается принятием и утверждением императором Закона от 5 декабря 1866 г. «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несо­вершеннолетних преступников», закрепившего принципы раздельного содержания несовершеннолетних осужденных, порядок и условия от­бывания ими лишения свободы.

После 1917 г. Советское государство осуществляет лояльную уголов­ную политику в отношении несовершеннолетних преступников. Декре­том СНК от 14 января 1918 г. «О комиссиях несовершеннолетних» были упразднены суды и тюремное заключение для несовершеннолетних. Все несовершеннолетние, содержавшиеся в тюрьмах, арестных домах, под­лежали освобождению. Одновременно все исправительно-воспитатель-ные колонии были переданы в ведение Народного комиссариата госу­дарственного призрения (переименованного вскоре в Наркомат соци­ального обеспечения), в составе которого учреждается специальный отдел по управлению местами содержания несовершеннолетних. В целом уго­ловно-исполнительная политика была направлена на реорганизацию старых и создание новых учреждений для несовершеннолетних право­нарушителей. Временная инструкция Наркомата юстиции (НКЮ) от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» предусматривала создание реформаториев* и зем-

' Первый российский реформаторий был устроен в приспособленных и пере­оборудованных для этой цели зданиях исправительной тюрьмы в Сокольниках (в Настоящее время это СИЗО «Матросская тишина»). В реформатории направлялись по приговору суда лица мужского пола в возрасте от 17 до 21 года, признанные виновными в совершении каких-либо преступных деяний, а также бесприютные и беспризорные - по постановлениям местных народных судей. На практике ^Да направлялись несовершеннолетние и по постановлениям комиссий по делам Несовершеннолетних. В исключительных случаях по решению правления рефор­матория в число воспитанников могли быть приняты лица моложе 17 лет или

365



Уголовно-исполнительное право

ледельческих колоний как учреждений воспитательно-карательных, куда направлялись не только несовершеннолетние, но и преступники моло^-дежного возраста рабоче-крестьянского происхождения.

В этот период все учреждения для несовершеннолетних правонару­шителей, подчиненные Народному комиссариату социального обеспе­чения, были переданы в ведение Народного комиссариата просвеще­ния. Создаются новые типы учреждений для трудновоспитуемых детей, подростков и несовершеннолетних правонарушителей: детские колонии (например, Полтавская колония, которой руководил А.С. Макаренко), трудовые коммуны и институты трудового воспитания для особо труд­ных подростков. Несовершеннолетние правонарушители направлялись в эти учреждения по решениям комиссий по делам несовершеннолет­них.

С 1924 г., после принятия ИТК РСФСР, создаются трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей, в которые с 1929 г. стали направляться несовершеннолетние, лишенные свободы, а также лица, в отношении которых комиссии по делам несовершеннолетних вынес­ли постановление об их помещении в специальные учреждения. При распределении по учреждениям проводилась дифференциация несо­вершеннолетних не только по уголовно-правовым критериям, но и по признаку социальной принадлежности. Правонарушители-рецидиви­сты в возрасте от 16 до 20 лет отбывали наказания в общих местах за­ключения.

В последующие годы в законодательстве и на практике продолжается поиск наиболее эффективных форм и способов исполнения лишения сво­боды в отношении несовершеннолетних. Политика Советского государ­ства была направлена на предупреждение новых преступлений и ресоци-ализацию данной категории правонарушителей. Уголовно-исполнитель­ный процесс в учреждениях для несовершеннолетних строился на приоритетности общего и профессионального образования, развитии чув­ства коллективизма, социальной ответственности и т. п. С середины 30-х годов прошлого века ведутся поиски новых форм исправления и трудовой подготовки несовершеннолетних правонарушителей. Государству требо-

старше 21 года. Срок помещения в реформаторий не был установлен, суды часто выносили неопределенные приговоры, комиссии по делам несовершеннолетних вообще не устанавливали сроков содержания правонарушителей. Сроки пребыва­ния несовершеннолетних в реформаториях устанавливались его руководством И зависели от того, насколько поддается исправлению и обучению воспитанник. Срок содержания продлялся в том случае, если не было завершено обучение осу*' денного.

366


Глава 30. Порядок и условия исполнения наказания в ВК вались квалифицированные рабочие в самых различных сферах народно­го хозяйства. Трудовые дома преобразовываются в школы фабрично-за­водского ученичества (ФЗУ) особого типа.

Параллельно в качестве эксперимента развиваются трудовые комму­ны Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), которым отводилась основная роль в борьбе с детской беспри­зорностью и преступностью несовершеннолетних. Они воплотили в сво­ей работе интересный опыт перевоспитания наиболее трудно поддаю­щихся исправлению осужденных молодежного возраста, имевших ус­тойчивые традиции и связи с преступной средой. Это своеобразие заключалось в том, что их работа не была связана никакими юридичес­кими рамками постановлений и приговоров. Молодые рецидивисты в возрасте от 16 до 21 года направлялись в коммуны из мест лишения сво­боды независимо от сроков наказания. Деятельность трудовых коммун основывалась на принципах ответственности членов коммуны за свои поступки перед всем коллективом, широкого самоуправления, полного самообслуживания, оказания большого доверия членам коммуны и требовании окончательного отказа от преступного прошлого. В основе исправления и перевоспитания правонарушителей лежали труд и об­разование. (Опыт деятельности коммун изложен в работах А.С. Мака­ренко «Марш 30-го года», «Флаги на башнях» и др.)

С принятием ИТК РСФСР 1933 г. школы ФЗУ передаются в Нарко­мат юстиции. Было определено, что эти учреждения предназначены для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 15 до 18 лет, поме­щаемых в школы на основании приговоров судов, постановлений ко­миссий по делам несовершеннолетних и других уполномоченных на то органов. В подзаконных нормативны



2016-01-26 475 Обсуждений (0)
Основных средств исправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основных средств исправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)