С целью создания развивающей образовательной среды для социально-коммуникативного развития детей педагоги:
используют одновременно рассказ и показ, соединяя восприятие и речь;
подают образовательный материал сюжетно, сочиняют сказки и истории;
организуют театрализацию, разыгрывают различные реальные и вымышленные социальные ситуации с последующим их обсуждением; используют в воспитательно-образовательной работе схему: обидчик — пострадавший — носитель справедливости;
внимательно выслушивают рассказы детей об их наблюдениях и размышлениях;
чрезвычайно деликатно относятся к проявлениям детской фантазии, не высказывая подозрений в умышленной лжи; вносят в группу хорошо иллюстрированную познавательную литературу, обеспечивая её сменяемость;
используют тематические коллекции в работе с детьми;
эффективно и максимально возможно используют художественное слово, сказки, образные сравнения для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия природы; используют художественную литературу с природоведческим содержанием, в которой применён приём анимации (одушевления) животных, растений, предметов;
показывают личный пример бережного отношения к предметам и заботливого отношения к людям, животным, растениям;
создают в группе ситуации совместного со взрослым посильного для детей и разнообразного по содержанию бытового труда, в котором дети участвуют по желанию. Не принуждают детей к участию в труде, но всемерно отмечают значимость их усилий, их помощь взрослому и реальные положительные последствия и результат труда; учат детей выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с просьбой взрослого и добиваться результата (ухаживать за комнатными растениями, наводить порядок в группе, накрывать на стол и др.); обеспечивают наличие в группе персональных детских фотоальбомов. Поощряют интерес детей к фотографиям друг друга;
создают фотолетопись жизни группы;
обеспечивают детям возможность руководить в игре действиями воспитателя;
строят педагогический процесс на основе комплексно-тематического принципа;
по возможности совершают с детьми прогулки за пределы детского сада, в тёплое время года устраивают маленькие походы и «пикники»;
расширяют представления детей о труде взрослых: проводят экскурсии (видеоэкскурсии) на стройку, в магазин, парикмахерскую, на почту и т. п.
Лет
Общая задача
Подзадачи
Что для этого необходимо сделать
Региональный компонент
1. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности
Ø создавать условия для формирования произвольности и опосредованности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия) в играх с правилами;
при выполнении заданий на воспроизведение образца; при обучении работе по словесной инструкции; в рамках работы по обучению движению;
в контексте общения со взрослым;
в контексте поведения в обществе
учить детей играть в игры с правилами (настольные, настольно-печатные, шансовые, подвижные, спортивные, хороводные). Раскрывать детям смысл и значение правил для успешной организации совместных игр;
при выполнении заданий на воспроизведение образца в продуктивных видах деятельности (конструировании, аппликации) учить пользоваться вспомогательными приёмами, анализировать образец и делить его на фрагменты (выделять начало и ближайший отрезок работы, фиксировать уже воспроизведённые элементы), сравнивать результаты работы с образцом;
учить приёмам поэлементного сопоставления;
развивать умение создавать продукт по заданному разделённому на составные части и неразделённому образцу с повышением степени сложности;
учить работать по словесной инструкции: обеспечивать понимание необходимости точного выполнения словесной инструкции в определённых ситуациях;
знакомить с примерами негативных последствий неточного выполнения словесных инструкций;
учить понимать, удерживать и выполнять словесную пошаговую инструкцию, инструкцию в два действия;
проводить дидактические игры с поочерёдным инструктированием ребёнком партнёров по игре;
учить детей общению со взрослыми в формальной ситуации в позиции учи-тель — ученик (обращаться по имени и отчеству, обращаться на «вы», пользоваться вежливыми формами обращения, ждать, пока взрослый освободится);
постепенно вводить правила поведения на занятии (только в первую поло-вину дня на занятиях интеллектуально-познавательного цикла): отвечать по од-ному, поднимать руку, во время занятия не ходить по группе, не разговаривать о постороннем и т. п.;
формировать культуру поведения: знакомить ребёнка с правилами культурного поведения за столом;
правилами поведения в общественном месте (не кричать, не разговаривать громко, не бегать, не трогать всё руками, не портить вещи и т. д.); правилами вежливости (здороваться при встрече, вставать при раз-говоре со стоящим взрослым; уступать место в транспорте пожилым людям, более младшим детям; пропускать вперёд женщин и пожилых людей при проходе в дверь, не перебивать собеседника в разговоре);
правилами приличия (не протягивать первым руку старшим, не жевать жвачку во время разговора)
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям республики, стремление сохранять национальные ценности.
Ø формировать способность к адекватной оценке результатов деятельности, в том числе собственной
вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта его деятельности
Ø поддерживать в детях мотивации к познанию, созиданию, общению, игре;
Ø расширять представления детей о способах трудовой деятельности (профессии, бытовой труд и мир увлечений);
Ø развивать способность в течение длительного времени разворачивать систему взаимосвязанных целей;
Ø помогать ребёнку овладевать различными способами достижения собственных целей;
Ø закладывать основу психологической устойчивости к неуспеху и вырабатывать
установку на его конструктивное преодоление
спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п.;
рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности;
обсуждать пословицы «Терпенье и труд всё перетрут», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» и др.
Ø формировать предпосылки трудовой деятельности
Ø формировать начальные навыки сотрудничества в продуктивной деятельности, партнёрства в движении, музицировании, коллективном исполнении, командных видах спорта
создавать ситуации совместной продуктивной деятельности, позволяющей детям получать интересный коллективный продукт;
организовывать получение общего результата, требующего непосильного для одного объёма работы. Объединять для этого индивидуальные продукты деятельности детей. Использовать созданные вещи для украшения группы, игры, подарков разным людям;
организовывать совместную деятельность двух детей. Ставить перед ними цели, достижение которых невозможно без согласования действий обоих участников
Ø формировать навык подчинения своего поведения правилу в игре (настольной, шансовой, спортивной, сюжетной, подвижной)
2. Своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
Ø продолжать формировать представление о добре и зле;
Ø транслировать детям общечеловеческие ценности
на материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций знакомить детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, дружбы, любви и верности, созидания и труда;
предоставлять детям возможность почувствовать себя носителями этих ценностей и проявлять гуманное и уважительное отношение к другим: помогать по дому родителям, проявлять милосердие к больным, инвалидам и обездоленным
Ø воспитывать патриотизм, обогащая детей знаниями о родной стране — России
знакомить с понятиями «моя страна», «мой город (посёлок, село, деревня)», «мой край», с именами героев края, города и т. д.;
дать детям начальное представление о государстве, в котором они живут;
о названии государства, его символике, территории и расположении;
об устройстве государства; о столице России — Москве; о том, что государственный язык России — русский; формировать ценность процветания и безопасности Родины;
воспитывать любовь к родной природе, восхищение её красотой;
рассказывать о национальных природных богатствах, уникальных объектах природы, самых важных вехах в истории родного края
оформление уголков ряжения (предметы удмуртского костюма) во всех возрастных группах; посещение театров
-встречи с артистами театров, с работниками теле - и радиокомпаний, с артистами
филармонии
Ø воспитывать патриотизм через формирование уважения к родной культуре и гордости за неё
знакомить детей с произведениями народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства; народной музыкой, песней, танцем, костюмом;
приобщать детей к достижениям отечественной культуры (искусства, науки, техники), ставшим вкладом в мировую культуру
Ø воспитывать детей в духе уважения и интереса к различным культурам
дать представления о культуре, отличающейся от родной (народная музыка, изобразительное искусство, танец, костюмы разных стран и народов). Обращать внимание не только на внешние отличия, но и на сходство ценностных ориентаций различных культур;
дать первичное представление о различных социальных группах и сообществах: ближайшее окружение — семья, наша группа
Ø систематизировать представления детей о труде: что такое профессиональный труд;
сфера производства и сфера услуг;
дать представление о деньгах, истории их происхождения, заработной плате;
о роли денег в жизни современного сообщества людей.
3. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности
Ø поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях;
Ø развивать активность, инициативность, самостоятельность
постепенно формировать у детей ощущение своей возрастающей взрослости и компетентности через организацию ситуаций межвозрастного взаимодействия в рамках детского сада (помощь малышам и их педагогам);
продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях;
отмечать и публично поддерживать успехи детей;
уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков
Ø содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками, формировать их как доброжелательные и равноправные:
предотвращать негативное поведение; обеспечивать каждому ребёнку физическую безопасность со стороны сверстников; способствовать осознанию детьми необходимости соблюдать правила, нормы жизни группы
дать представление о законе как регуляторе поведения взрослых в сообществе;
устанавливать правила справедливого и равноправного распределения и использования игрушек, оборудования и пр., знакомить с ними детей и следить за соблюдением этих правил;
создавать условия для реализации на практике прав каждого на выполнение в совместной деятельности привлекательных и престижных функций. В организуемой воспитателем совместной продуктивной деятельности, дидактических играх, труде по благоустройству и украшению группы и т. п. предоставлять возможность поочерёдного выполнения каждым ребёнком функций ведущего, руководителя, арбитра, инициатора общего дела и др.
Ø формировать заботливое отношение к более младшим детям, желание и готовность заботиться о них, помогать им и защищать их
ставить детей относительно более младших в позицию тех, кто реализует свои возможности для блага других;
давать концерты самодеятельности для малышей, в которых каждый участвует в меру своих возможностей и желания (без отбора и репетиций);
всей группой, подгруппами или индивидуально делать для малышей игрушки, пособия и т. п.;
мотивировать помощью малышам работу на других занятиях («А потом мы споём им эту песенку, прочитаем стихотворение, подарим эти вещи»)
Ø укреплять доверие и привязанность ко взрослому, реализуя потребность ребёнка во внеситуативно-личностном общении
находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о том, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их представлениях о том, кем и какими они станут, когда вырастут (сфера профессиональной деятельности, увлечений, как они будут жить, какая будет семья и т. п.);
внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребёнка, уточняя его позицию, взгляды. Не спешить с педагогической корректировкой жизненных планов ребёнка;
по приглашению детей участвовать в организуемых ими играх на тех ролях,
которые предлагают сами дети, уточняя, как они хотели бы, чтобы взрослый исполнял эту роль;
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь ко всем детям и заботу о них;
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
рассказывать детям события из жизни педагога, делиться яркими воспоминаниями и впечатлениями
Ø формировать отношение к окружающему миру:
закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру;
содействовать проявлению уважения ко всему живому;
способствовать гуманистической направленности поведения;
поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия;
поддерживать познавательное отношение к миру
побуждать делиться с друзьями игрушками, сладостями, помогать другим детям;
не позволять брать без разрешения чужие вещи, учить сохранять верность данному слову, уважать частную собственность;
использовать в качестве подарков для пожилых людей, сотрудников образовательной организации, родителей, малышей результаты художественного труда и продуктивной деятельности детей;
организовывать сюжетно-ролевые игры, по ходу которых дети осуществляют помощь тем, кто в ней нуждается, проявляют сочувствие и сопереживание попавшим в трудную жизненную ситуацию
Ø закладывать основы морального поведения:
формировать представления о положительных и отрицательных поступках и их носителях;
формировать противоположное отношение к носителям бытующих в детском обществе одобряемых и осуждаемых поступков;
вносить в образ Я ребёнка представление о наличии у него положительных моральных качеств;
формировать способность принимать критику взрослых и сверстников
побуждать делиться с друзьями игрушками, сладостями, помогать другим детям;
не позволять брать без разрешения чужие вещи, учить сохранять верность данному слову, уважать частную собственность;
использовать в качестве подарков для пожилых людей, сотрудников образовательной организации, родителей, малышей результаты художественного труда и продуктивной деятельности детей;
организовывать сюжетно-ролевые игры, по ходу которых дети осуществляют помощь тем, кто в ней нуждается, проявляют сочувствие и сопереживание попавшим в трудную жизненную ситуацию
Ø содействовать становлению ценностных ориентаций:
приобщать детей к общечеловеческим ценностям;
приучать уважать права и достоинство других людей: родителей, педагогов, детей, пожилых людей;
побуждать детей проявлять терпимость к тому, что другой человек не такой, как они;
формировать важнейшие векторы нравственного, духовного развития: ориентацию на продуктивный и необходимый для других людей труд; ориентацию на стабильную семейную жизнь; ясные представления о добре и зле; приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения к жизни каждого существа, верности, доброты; уважение к старшим, к культуре и истории своего народа и к своей стране.
побуждать делиться с друзьями игрушками, сладостями, помогать другим детям;
не позволять брать без разрешения чужие вещи, учить сохранять верность данному слову, уважать частную собственность;
использовать в качестве подарков для пожилых людей, сотрудников образовательной организации, родителей, малышей результаты художественного труда и продуктивной деятельности детей;
организовывать сюжетно-ролевые игры, по ходу которых дети осуществляют помощь тем, кто в ней нуждается, проявляют сочувствие и сопереживание попавшим в трудную жизненную ситуацию
Ø развивать эмпатию: при восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые попали в сложную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду