С целью создания развивающей образовательной среды для социально-коммуникативного развития детей педагоги:
используют различные формы подачи детям информации: текстовую, аудиальную, визуальную;
используют карты, знаковые системы, схемы и планы, глобус;
организуют наблюдение, исследование и экспериментирование;
создают разнообразные ситуации совместной деятельности детей, в ходе которой у них возникнет необходимость согласования намерений и координации действий;
моделируют обобщённые ситуации поступков на игровых персонажах. Используют при этом схему: обидчик — пострадавший — носитель справедливости;
обеспечивают детям возможность руководить в игре действиями воспитателя.
Лет
Общая задача
Подзадачи
Что для этого необходимо сделать
Региональный компонент
1. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности
Ø продолжить работу по формированию произвольности и опосредованности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия): в играх с правилами; при выполнении заданий на воспроизведение образца; обучая работе по словесной инструкции; в рамках работы по обучению движению; в контексте общения со взрослым; в контексте поведения в обществе;
Ø осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму):
подготовить руку к обучению письму;
начать подготовку к технике письма;
формировать элементарные графические умения;
упражнять в анализе и синтезе условных изображений предметов
проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного (письменного) шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и пр.);
формировать ориентировку на листе бумаги;
знакомить и учить ориентироваться в разлиновке «линейка»;
упражнять в штриховке (редкая штриховка карандашом одного цвета;
двумя карандашами разного цвета; частая штриховка карандашом одного цвета)
Ø подготовить к обучению чтению:
дать представление об истории письменности и книгоиздания; знакомить с буквами в разных вариантах их графики;
Ø содействовать становлению мотивации к учебной деятельности, воспитывая у ребёнка желание повышать свою компетентность (уровень своих возможностей), овладевая новым содержанием.
создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;
знакомить с важностью учения для успешности во взрослой жизни; использовать автобиографические рассказы педагога и художественную литературу о необходимости и ценности учения;
рассказывать детям о школе, водить на экскурсии в школу
Ø формировать предпосылки и простейшие навыки трудовой деятельности в быту и в природе
предлагать участие в совместном со взрослым труде, принуждая к нему;
продолжать знакомить с профессиональным трудом взрослых;
дать детям представление о существующем обмене товарами и услугами;
дать представление о зависимости чувств, настроения людей от качества труда других; поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;
подчёркивать его значимость для других
Ø совершенствовать навыки самообслуживания и добиваться их качества;
дать представление о деятельности учения и ученика:
знакомить с правилами поведения на уроке в школе, правилами общения детей и взрослых;
дать представление о предметах, которыми пользуется ученик на уроке в начальной школе, их назначении, способах действия с ними (карандаш, ластик, линейка, линованная бумага);
учить ориентироваться и рисовать на бумаге в клетку и в линейку;
Ø совершенствовать навык подчинения своего поведения правилу в игре (настоль-ной, шансовой, спортивной, сюжетной, подвижной) и способности к эмоциональной саморегуляции;
Ø создавать условия для дальнейшего развития игровой деятельности, самодеятельной сюжетно-ролевой игры с полноценным развёрнутым сюжетом, который протяжён во времени;
побуждать детей развивать действие, играя в «игру с продолжением» на протяжении многих дней
2. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
Ø продолжить работу по развитию речи детей как способа передачи своих мыслей, чувств, отношения другим людям:
развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи; приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника;
формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада
работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ);
отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми;
отрабатывать диалог в театрально-игровой деятельности, в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и пр.)
Ø учить детей общению со взрослыми в формальной ситуации в позиции учитель — ученик (обращаться по имени и отчеству, обращаться на «вы», пользоваться вежливы-ми формами обращения, ждать, пока взрослый освободится)
постепенно вводить правила поведения на занятии: отвечать по одному, поднимать руку, во время занятия не ходить по группе и не разговаривать о постороннем и т. п.
Ø формировать культуру поведения
Для этого необходимо знакомить ребёнка с правилами:
культурного поведения за столом;
поведения в общественном месте (не кричать; не разговаривать громко; не бегать; не трогать всё руками; не портить вещи и т. д.);
вежливости (здороваться при встрече, вставать при разговоре со стоящим взрослым; уступать место в транспорте пожилым людям, более младшим детям; пропускать вперёд женщин и пожилых людей при проходе в дверь, не перебивать собеседника в разговоре);
приличия (не протягивать первым руку старшим; не жевать жевательную ре-инку во время разговора);
Ø формировать интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты
формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы; части суток; дни недели; месяцы; год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и др.);
формировать потребность планирования своей деятельности и жизни
Ø показать детям, что в основе социальных понятий (семья, Родина) лежат особые отношения к близким людям; к месту, где родился и живёшь;
Ø начать формировать элементарные географические представления в соответствии
с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и физической картой мира; с различными природно-климатическими зонами, с природными богатствами; со странами и народами);
дать первичное представление о различных социальных группах и сообществах:
ближайшее окружение — семья, группа; соседи; жители одного города или посёлка; граждане страны.
Дать представление о различных объединениях людей по содержа-тельному признаку: трудовой коллектив, творческая группа, клуб по интересам, дружеская компания и т. п.;
расширять представление о различных формах культурного досуга. Воспитывать
интерес к посещению театров, концертов, музеев
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Республики, стремление сохранять национальные ценности.
оформление уголков ряжения (предметы удмуртского костюма) во всех возрастных группах; посещение театров
-встречи с артистами театров, с работниками теле - и радиокомпаний, с артистами
филармонии
3. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности
Ø содействовать становлению ценностных ориентаций
на материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций знакомить детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;
вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;
раскрывать смысл ситуаций морального выбора и его последствий для самого человека и для тех, с кем этот выбор связан;
начинать закладывать предпосылки критической моральной самооценки
Ø продолжать развивать у детей уверенность в себе и своих силах, способствовать становлению адекватной самооценки, вносить в образ Я понимание ребёнком своих положительных качеств, сильных сторон своей личности
применять для решения познавательных задач проблемные ситуации, проектную деятельность, подчёркивая успех каждого ребёнка в достижении поставленной общей цели
Ø проводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования достигнутого результата;
Ø закладывать основу психологической устойчивости к неуспеху и вырабатывать установку на его конструктивное преодоление
спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы; рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности;
на материале литературных произведений показывать детям, что успеха в определённом виде деятельности герои добивались благодаря упорству, повторению попыток её освоения, совершенствованию своих навыков и умений
Ø содействовать становлению социально ценных взаимоотношений между детьми в группе
привлекать детей к установлению правил поведения в группе, правил организации игры, совместной продуктивной деятельности;
обеспечить условия развития и педагогической поддержки самостоятельной сюжетной детской игры: расширять кругозор детей с целью обогащения игровых сюжетов, показывать детям различные образцы поведения героев литературных произведений в различных ситуациях
Ø укреплять доверие и привязанность ко взрослому, реализуя потребность ребёнка в общении со взрослым в различных ситуациях, в том числе в ходе специально организованных занятий
учить детей общению со взрослыми в формальной ситуации учитель — ученик;
вводить правила поведения и общения на занятии
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...