Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира
Реализация задач образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется с учетом программы «Радуга»
Года
Общая задача
| Подзадачи
| Что для этого необходимо сделать
|
1. Содействовать своевременному и полноценному физическому и психическому развитию каждого ребёнка
| Ø содействовать развитию исследовательской деятельности в рамках реализации предметно-манипулятивной игры; через манипулирование и экспериментирование (с предметами рукотворного мира и неживой природы), наблюдение за объектами и явлениями природы обогащать представления детей;
Ø побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным наознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открытие и закрытие и т. п.);
Ø активизировать практический опыт детей через проигрывание «проблем» игрушек и бытовых предметов
| |
2. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
| Ø расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения (различать некоторые признаки (например, мягкий, белый, звонкий), действия (например, бегает, прыгает), состояния (болеет, плачет, смеётся) и др.);
Ø закреплять первичные представления детей о функциональных возможностях предметов;
Ø знакомить с предметным наполнением групповых помещений, участка;
Ø соотносить реальные предметы, окружающие ребёнка, явления с их изображения-ми на иллюстрациях, с игрушечными аналогами.
| |
3. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению личности
| Ø формирование познавательного отношения к окружающему миру через поддержку любознательности и инициативы детей в познании мира
| создавать в группе развивающую предметную среду, способствующую освоению детьми сенсорных эталонов и стимулирующую исследовательскую активность детей (дидактические игрушки, природный материал, предметы быта);
побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. Открывать ребёнку новые стороны предметов, объектов и явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки-пояснения, вопросы.
|
Технология реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие»
С целью формирования у детей познавательных действий, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации взрослые (педагоги):
создают условия для постижения предметного содержания мира с помощью анализаторов и манипулирования с объектами (по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю»);
создают условия для интенсивного эмоционального освоения окружающего мира;
проводят адаптационные мероприятия;
организуют наблюдения («Мир за окном», прогулки);
организуют экспериментирование;
формируют сочувственное и бережное отношение к миру посредством решения «проблем игрушек» (их ремонта), изготовления подарков и сюрпризов для малышей; проводят мини-праздники;
проводят педагогические беседы; проводят регулярные прогулки;
создают каждому ребёнку условия для хранения личных вещей и предметов, вызвавших его интерес («сокровищницы»)
Года
Общая задача
| Подзадачи
| Что для этого необходимо сделать
|
1. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности
| Ø поддерживать в детях мотивацию познания, созидания;
Ø расширять представления о целях человеческой деятельности (покупка продуктов, приготовление еды, стирка и уборка, строительство, лечение и пр.);
Ø поддерживать элементарное экспериментирование с отдельными объектами;
Ø поощрять проявление интереса детей к окружающему;
Ø организовывать наблюдения за объектами и явлениями природы, рукотворными предметами.
| |
- Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
| Ø расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения;
поощрять проявления самостоятельной познавательной активности;
Ø развивать представления о мире человека:
продолжать знакомить с предметным содержанием окружающего рукотворного мира (наименование, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов);
начать целенаправленно знакомить с различной деятельностью людей в обществе и дома (предметы-помощники; трудовые действия);
в игровой форме начать знакомить со строением собственного тела;
формировать представления о факторах, влияющих на здоровье (продукты питания, сон, прогулка, движение, гигиена);
Ø развивать представления о мире природы:
передавать информацию об отдельных представителях растительного и животного мира (внешние признаки и яркие характерные особенности);
знакомить с некоторыми природными материалами (дерево, глина), выделять их свойства и качества
| |
- Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности
| Ø формировать отношение к окружающему миру:
поддерживать у детей интерес к познанию окружающей действительности;
показывать детям пример бережного отношения к природе, к другим людям;
Ø развивать представления о мире человека:
упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к окружающим;
ввести традицию «Исправляем — помогаем», проводить мини-праздники с рукотворными предметами и материалами;
Ø развивать представления о мире природы:
вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними;
осуществлять уход за растениями;
проводить мини-праздники с природным материалом (шишки, вода, снег, песок и пр.);
формировать позицию помощника и защитника по отношению к объектам природы
| |