Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ



2016-09-16 888 Обсуждений (0)
НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребительский тип. Конформистский тип. Аристократический тип. Героический тип. Религиозный тип.

В культурологии XX века не раз предпринимались попытки строить не столько классификации, сколько типологии. Как О.Шпенглер выделял архети­пы различных культур (Шпенглер О. Закат Европы -М.,1993), а К.Юнг - пси­хологические типы (Юнг К. Психологические типы. - М., 1992), такой же метод можно применить и к исследованию нравственных процессов. Преимущество подобного подхода заключается в том, что он стремится учесть все многообра­зие нравственного, не задавая однопланового критерия в анализе. Предлагае­мые типы нравственности и соответствующие им типы нравственной личности не совпадают с исторической последовательностью, в каждую эпоху есть пред­ставители всех типов сразу. Они не имеют прямой связи с социальной средой. хотя большие социальные группы часто разделяют единый моральный стерео­тип. Хочется разграничить нравственные типы личности не по внешним морали критериям (историческим периодам, социальному происхождению, связи с идеологией), а по ее собственным сущностным признакам. Логика самой мора­ли приводит к тому, что типы оказываются такими, а не иными. Хотя их раз­граничение не является строгим в научном смысле.

Не раз говорилось, что устройство морали многопланово и противоречиво, ее логика - во многом «женская» в своей прихотливости. Составляя типологию, хотелось бы сохранить эту «открытость» миру, незавершенность развития и полемики. Поэтому сами типы личности можно обрисовать только очень приблизительными штрихами.

Итак, у морального сознания и поведения есть свои специфические черты: противопоставлять должное и сущее, реагировать на идеальные санкции, руко­водствоватьсяавтономным решением воли и бескорыстными мотивами, дейст­воватьпо всеобщему внеситуативному правилу и т.д. Естественно, что у разных нравственных типов личности эти признаки проявятся тем или иным способом. Можно расположить нравственные типы по степени усиления специфических признаков морали. Казалось бы, чем сильнее они выражены, тем более хорошей оказалась бы личность соответствующего типа. Между тем. оценочные крите­рии здесь не срабатывают. Не может быть «лучших» и «худших» типов морали. Этоне исключает того, что есть люди хорошие и плохие, но хорошие люди тоже бывают разных видов. Соответственно, их ценностный мир будет существенно различаться. Именно ценности, как самый высокий этаж в структуре нравствен­ного сознания, оказывают определяющее воздействие на всю его конструкцию.

В описании каждого нравственного типа личности показано: общий смысл его моральных взглядов, господствующую моральную ценность, присутствие специфических признаков морали, их неповторимое сочетание, жизненную судьбу людей такого типа. Классификация не покажется надуманной, ибо м\


каждым типом читатель увидит живое лицо, узнает себя, своего знакомого, ли тературный персонаж. Однако, сух<дения такого рода всегда довольно условны

«Потребительский» тип.

Начнем с самого простого и «маломорального» типа личности. Он широкс распространен, его логика понятна даже ребенку. Мораль а его представлении -это установление в обществе, которое позволяет индивиду достигать счастья Она полезна и во многом приятна. Как в примитивной схеме воспитания: веди себя хорошо - получишь конфетку. Бескорыстие морального мотива является для такого мышления еще непосильно сложной идеей. Человек этого типа наде­ется найти в морали средство получения той или иной жизненной «конфетки». Вот почему он и назван условно «потребительским типом», такой человек счи­тает, что польза является основным, а главное - единственным, мотивом пове­дения. Значит и моральные поступки - одна из разновидностей полезных. Они должны вести к цели, к успеху, приобретению всяких благ и, в конечном счете, к счастью. Стремление к счастью представляет главную ценность для этого типа нравственной личности.

Ориентация «потребителя» закономерно является индивидуалистической. Каждый стремится к счастью поодиночке, и только потом, поскольку мне не­уютно блаженствовать одному, я начинаю размышлять и заботиться о счастье других людей. Если я достиг успехов в жизни, мне хочется поделиться своим ре­цептом с другими людьми - пусть им тоже будет хорошо. (Типичный пример тому - творчество Д.Карнеги и другие пособия, типа «Как заработать милли­он». «Как выйти замуж»). Общий принцип морали таков: стремись к своему счастью в той мере, в какой это не мешает ближнему стремиться к его счастью. Если последнее ограничение отсутствует, то бесконтрольное личное процвета­ние превращается в аморальное хапужнлчество и агрессию по отношению к лю­дям.

Искомое счастье понимается «потребителем», как достижение: денег, сла­вы, власти, благополучия семьи и т.п. А все это - ценности социальные. Да. по­требительский тип хочет приобрести как можно больше для себя, но только в обществе и благодаря его содействию эти мечты могут сбыться. Вот почему та­кой человек может быть общественно полезным, приятным в общении, пре­красным семьянином. Кроме того, поскольку всего этого надо еще добиться, то этот тип деятелен, активен. А значит от него могут исходить и светлые идеи, и прогрессивные преобразования. Для деятельного человека на первый план в морали выдвигаются не мотивы, а поступки. Сложная моральная мотивация, как указывалось выше, здесь не нужна. Решительность его основана на убеж­денности в своей правоте.

Какому же источнику моральных правил доверяет такая личность'.' В пер­вую очередь - самому себе. Применение же общих соображений зависит от си­туации, в которую я попал. И это второй источник нравственности. А посколь­ку ситуации бесконечно разнообразны, то и правила морали не вечны, а весьма относительны. На практике такой релятивизм может докатиться до полной безнравственности. Когда всякие нормы порядочности забываются, ситуация и личная выгода позволяют мне с легкостью попирать права других.


Конечно, людям с другим типом нравственной организации потребитель­ский образец может представляться и «мещанским», и «деляческим», и «хищным». В ответ на эти обвинения «потребитель» может предъявить свои собственно моральные заслуги. Пусть идеалы не столь возвышенны, зато они воплощены в жизнь; пусть мы не очень бескорыстны, но жизнь наша налажена и в асоциальные крайности мы не впадаем; пусть мы несколько эгоистичны, за­то заботимся о нуждах человека и не терзаем его невыполнимыми требования­ми.

За этими ценностными ориентациями просматривается образ активного человека, предпринимателя по роду деятельности, буржуа по социальной при­надлежности, прагматика по стилю мысли, жизнелюба по мироощущению. Его можно обнаружить во все времена. Главной нравственной ценностью людей потребительского типа является счастье, мотивом - польза, ориентациями -индивидуализм, релятивизм, социальность и активность.

«Конформистский» тип

Люди с возвышенным складом ума считают конформизм пороком, союзни­ком всякого зла, соглашательством с несправедливостями мира. Однако, огля­дитесь вокруг: добродетель огромного большинства держится на добром согла­сии с окружающей социальной средой. Оставь таких людей без поддержки об­щественного мнения - они собьются с «пути истинного», так как не в силах под­держать нравственные ориентиры самостоятельно. Типичный пример тому -молодой человек, приехавший из деревни в город и без присмотра «пустившийся во все тяжкие». С давних пор маменьки боятся «развращающего влияния света», «столицы», «дурного общества», «улицы» и т.д. и т.п. Эти стра­хи и смешны, и оправданны. Тот. чья нравственность зависит от одобрения и осуждения окружающих, легко поддается влиянию. В нем слабо воспитана ав­тономия морального духа, внутренняя убежденность, чувство личной ответст­венности за совершенные поступки. Казалось бы, здесь отсутствуют важнейшие признаки морального поведения. Однако посмотрим на личность такого типа в привычных для нее условиях.

Главная ценность конформистского типа - это чувство общности с соци­альной средой. Будь то родная деревня, нация, класс или просто круг знакомых, именно социальная группа является для такой личности источником нрав­ственных норм и представлений. Если в окружении укоренились высокие тре­бования к поведению, человек вырастает прекрасно воспитанным. Может быть, даже с излишней строгостью. Возвышенные идеалы, забота о репутации. верность христианским добродетелям - так и вырисовывается пансион благо­родных девиц, «приличное общество» всех времен и народов. Держится оно на широко разносящемся общественном мнении, когда каждый проступок приво­дит в огласке. Санкция следует незамедлительно: «отказать от дома», «не пода­вать руки», «я с тобой не играю». Страх, «что станет говорит княгиня Марья Алексеевна», вовсе не случаен. Этот страх нелеп для развитой личности, но до­биваться подобной самодостаточности от всех и вся - бесплодная затея.

Мало того, что личность здесь социально ориентирована, ее устремления носят коллективистский характер, а не индивидуалистический, как у «потребителя». Личному счастью предпочитается всеобщее согласие, приспо-


собление к господствующим ценностям считается лучшим путем нравственного совершенствования, в главный мотив поведения - быть, как все. А потому, разпоследующие поколения поступают, как и предыдущие, складываются мощные традиции, которые придают устойчивость нравам.

«Конформистский» тип нравственной личности в равной степени может сложиться и в среде дворянства, и в среде крестьянства, и в любой другой «среде». В плане сознания эта личность пассивна, ибо все нормы выработаны давным давно. Но при внутренней пассивности критерием нравственности здесь являются поступки. Поведение предписано обычаем, грань между моральным и привычным может почти стираться. Поведение приличное становится синонимом хорошего, а нравственная непохожесть изгоняется. Если «потребительский» тип наивно верит, что все люди одинаковы, то «конформистский» хочет, чтобы все были одинаковы - похожи на него. Отсюда - нетерпимость к другим моральным системам, но достаточная снисходитель­ность к нарушителю внутри своей среды. Если только он нарушает правила, но не отвергает сами нормы. Грешник может раскаяться и вновь будет принят «н лоно». Страшнее же инакомыслия зверя нет. Идеи, на которых мораль держит­ся, полагаются не подлежащими обсуждению. Вот почему мотивы особо не вы­ясняются: предполагается, что есть один правильный мотив. Это представление для бесхитростных душ., не ведающих о борьбе равно моральных мотивов, о «глубинах» и «безднах» души, о бесконечном ее самообмане.

Итак, основная нравственная ценность конформистского типа - это кол­лективное счастье. Такая социальная ориентация предполагает любовь к тра­дициям, приспособление к ним, желание поступать «как все», ориентациюна дела в сочетании с непоколебимой верой в основы нравственности.

«Аристократический» тип

Название говорит само за себя. Аристократизм первоначально считался достоинством, передаваемым по наследству. И раз ты от рождения принадле­жишь к сословию, которое выше других, то честь его нельзя ронять. Знать мо­жет обеднеть, попасть в опалу, быть свергнута революцией,но чувство своей «особости». которая не зависит от переменчивости земной судьбы, остается.

Чувство собственного достоинства, которого нельзя отпять - вот отличи­тельная черта нравственного аристократизма. Оно, как известно, встречалось у венецианского гондольера или разбойника не реже, чем у напудренного при­дворного или рыцаря. Такими «аристократами» могут оказаться илюди арти­стического мира. Принадлежа искусству, они всегда чувствуют себя вознесен­ными над простыми смертными. Ими могут быть ученые или философы, горцы и даже нищие. В этих кругах каждый должен быть личностью, и достаточно яр­кой. Такой человек отвечает за свои поступки не перед общественным мнением а только перед самим собой.

Мораль особых социальных групп противостоит обыденным нравам своей эпохи. А нравственная личность аристократического типа противостоит любым общественным условностям и правилам, если они не в согласии с ее совестью Такой индивид неизбежно асоциален. Нет, он не обязательно будет разбойни­ком или даже просто нарушителем порядка. Но его мораль будет странной, не­похожей. Его моралью. Естественно, что в своей основе такая ориентация ин-


дивидуалистична. Из всех специфических черт морали аристократический тип воплощает (и выпячивает) все то, что связано с автономией нравственной лич­ности, самозаконодательством воли, свободой выбора.

Свобода - вот основная нравственная ценность этого типа. Потому отсут­ствие счастья или привычного социального положения не могут сломить чело­века с аристократическим духом. Была бы возможность оставаться самим со­бой. Свобода по отношению ко внешним условиям делает «аристократа» не­сколько равнодушным к нравам окружающей среды. Если социальная среда и кажется этому типу недостаточно нравственной, он не стремится преодолеть ее косность, а предоставляет самой себе, пока она не посягает на его личную сво­боду. Это пассивный в поведенческом отношении тип. Он обожает свой внут­ренний моральный мир и действует сообразно своим убеждениям, не интересу­ясь практическими последствиями.

«Аристократ» поглощен собой, а потому вполне терпим к чужим взглядам и слабостям. Чего он не позволяет себе, то снисходительно допускает у других. Они «низшие», что с них требовать. Идеалы же ничья низость и безнравствен­ность поколебать не может. Не могут поколебать их и идеологические нападки, чего так боится «конформистский» тип.

Каков же источник морали для «аристократического» типа нравственной личности? Как ни странно, это тоже традиция, но не социальная, внешняя, об­рядовая, а традиция духовная. В поступках «моральный аристократ» блюдет свое достоинство, стремясь не уронить идеал, который видят только люди духа. В его мотивах представлены не правила среды, а некая «нравственность вооб­ще», ставшая моею. Мотив здесь выглядит как «внутренний голос» то ли Бога, то ли гения, то ли сокровенного «я», которого надо слушаться, если не хочешь утратить самого себя.

Внутренний голос совести является надежным источником нравственных правил. Но не следует забывать, что он может вводить в заблуждение.

«Аристократ» полон духовных переживаний и устремлений, но их источник кажется ему иррациональным. Так нравственность делается сродни искусству. для нее тоже надо быть особо одаренным, творческим человеком.

Итак, главная нравственная ценность аристократического типа

- это свобода быть самим собой, для этого он индивидуалистично сосредо­точен на внутреннем мире, мотивах поведения, чистоте идеалов, следует духов­ным традициям. Поэтому же при общей асоциальной ориентации он пассивен по отношению к общественной среде, толерантен, а иногда и равнодушен.

Героический тип

Герой, по определению, всегда борется с обстоятельствами. Это могут быть исторические события, люди, идеи. Факт тот, что в глазах героя они являются недостаточно нравственными и он хочет эти обстоятельства преобразовать. Как и «аристократ», «герой» выделяется на фоне социального окружения. Но про­тивостоит ему не пассивно, а активно и наступательно. Он не желает прими­риться с миром, каков он есть. И не потому, что задеты его личные интересы. «Потребитель» тоже может быть прекрасным борцом за справедливость, если он сам обижен и надеется получить от этой справедливости некоторую пользу для себя. «Герой» противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с


идеалом, с идеей абсолютного добра. А поскольку в мире почти ничто не со­вершенно, то. начав борьбу с какой-нибудь частной несправедливостью, прихо­дится потом сражаться со всем миром. Но «героя» это не смущает. Чем больше врагов, тем сильнее задор. Если противников много, значит я борюсь с чем-то существенным, делаю важное дело. Если я выступаю против злых, значит я доб­рый. В этом месте личность героического типа подстерегает первая опасность -полюбить борьбу ради борьбы. Зла так много, что церемониться не приходится. Потому для «героя» проблема целей и средств - наиболее острая. Как бы в пылу побед не потерялось главное - идея, ради которой все затевалось.

Идея играет в нравственном сознании героического типа личности веду­щую роль. Это вообще идейный человек. В отличие от всех предшествующих. где теории привлекались как бы задним числом для обоснования интуитивно занятой жизненной позиции. Здесь же рациональная аргументация является ве­дущим мотивом поведения. И этим мотивам придается чрезвычайное значение. Конечно, «герой» - человек действия, но нравственный смысл для него несут не столько события, сколько их объяснение. И врагом морали окажется всякий, кто делает то же, что и сам «герой», но по другим мотивам. Терпимость - не ге­роическая добродетель.

Какого же рода идеи очаровывают нравственное сознание «героя»? В пер­вую очередь - это поиск справедливости. Справедливость - основная моральная ценность этого типа нравственной личности. Счастье и смысл жизни пости­гаются в борьбе за нее, и свобода состоит в том, чтобы поставить себя (добровольно!) на службу этой Идее. Как бы ни понимал каждый конкретный человек, в чем состоит справедливость, ясно, что это понятие относится на­столько к внутреннему миру личности, сколько к общественным взаимосвязям. Потому личности героического типа - это люди социально ориентированные. Мысль о служении обществу встречается здесь обязательно. Но, в отличие от «конформиста», «герой» интересуется не текущими, а перспективными задача­ми. Он стремится к тому обществу, которое должно быть в соответствии с идеалом справедливости.

Разницу между сущим и должным «герой» ощущает очень остро, потому люди этого типа обладают чрезвычайно развитым чувством долга. А если по­нимать, что напряженное долженствование это сущностная черта морали, то понятно, что специфику нравственности данный тип воплощает с наибольшей силой. Это «самый моральный» тип.(Иногда даже гиперморальный тип, когда человек забывает, что кроме нравственных ценностей есть и другие, вовсе не безнравственные ценности). Человеку долга все остальные кажутся недостаточ­но совершенными.

Если нравственной развитие возможно, то оно совершается благодаря этим людям. Что бы охраняли «конформисты» и «аристократы», если бы «герои» не искали новых путей9 Нравственное сознание давно погрязло бы в пучине само­довольства. Героическая нравственная личности открывает не только новые пу­ти, но и новые идеи, размышление о моральных проблемах стимулирует герои­ческие ориентации нравственного сознания. Недаром в юности почти все - ге­рои, пока идет поиск и формирование своего «я", мало того, что «герой» всегда «неудобен», вносит дискомфорт в существование окружающих и беспокойство и


их умы. Он далеко не всегда прав и по большому моральному счету, очень мно­го зависит от идеи, которой такой человек предался. Идея «героя» всегда воз­вышенная и благородная. Но конкретных теорий справедливости много, и горе. если одна окажется примитивной, не учитывающей сложность и многогран­ность мира. Тогда «герой» окажется фанатиком от морали и на деле будет раз­рушать те основания нравственности, которые собирался поддерживать.

Однако личное благородство людей этого типа не вызывает сомнений, если они заблуждаются, то заблуждаются искренне. Потому такие люди неизменно вызывают моральное восхищение. Каждая эпоха гордится своими героями. Окружающие могут быть не всегда согласны с ними по части конкретных по­ступков и решений. Однако даже враги признают высокое нравственное досто­инство такой личности, которое нельзя отнять. В этом «герой» подобен «аристократу». Он - это он; человека можно убить, но уничтожить в нем мо­раль, невозможно. Потому что источник ее лежит вне досягаемости земных властей.

Героический тип личности встречается не только среди социальных ре­форматоров, иначе таких людей было бы немного. Как говорится , «в жизни всегда есть место подвигу». Самые простые поступки обычного человека могут осуществляться на основе сложных мотивов и высоких ценностей.

Итак, героический тип нравственной личности главной ценностью полага­ет справедливость, занимает активную и социально заинтересованную жизнен­ную позицию, обращает внимание на рациональные мотивы поведения и их идейное обеспечение, в целом имеет высокоморальную ориентацию.

Религиозный тип

Это наименование, как и предыдущее, очень условно. К религиозному типу нравственной личности могут относиться даже атеисты. В свою очередь ве­рующие могут жить моральной жизнью героического, конформистского и даже потребительского типа. Те же христианские заповеди люди исполняют, исходя из самых различных побуждений. Но чаще всего религиозный тип личности встречается у людей искренне верующих. Чувство, что я хожу под Богом и ис­поведую нравственность перед лицом Бога, составляет здесь основу мироощу­щения. В глубине своей души я могу общаться с Создателем Всего, сокровенное «я» может напрямую соприкасаться с самыми высшими ценностями и смысла­ми. Потому не коллективом приходят к нравственности, это дело индивидуаль­ное, источником ее не может быть общество, моральный закон выше социаль­ного. Социальный говорит об удобном устройстве земного сообщества, мо­ральный - о смысле жизни этого сообщества и отдельных людей. Закон смысла жизни имеет сверхъестественное происхождение в том плане, что он выше вся­кой конкретной жизни. Для человека религиозного типа Бог не обязательно диктует конкретные заповеди, ведь заповеди - это нормы, которые и люди мо­гут изобрести. И вообще в морали свободная личность всякий раз решает зада­чу самостоятельно и в детальных предписаниях не нуждается. Бог поддерживает моральный миропорядок в целом, хранит его тайну. Он дает личности воз­можность причаститься к тайне смысла жизни, благодаря чему можно не только знать смысл, но и переживать его.


Главная нравственная ценность «религиозного» типа нравственной лично­сти - смысл жизни. Все нормы, принципы, идеалы - вторичны. Это частности по сравнению с чувством своей неслучайности в мире, в бытии в целом. Чувство гармонии Божьего творения, где каждая былинка имеет свое назначение, пе­реходит здесь в учение о предназначении человека. Учения могут быть самые разные: христианские и буддийские, ортодоксальные или лично изобретенные. Все они находят источник нравственности вне человека и общества. Она ока­зывается укорененной в закономерностях более фундаментальных, чем земные. Называются ли они Богом, законом кармы, законом Космоса или иначе, не имеет существенного значения. Выходя мыслью и чувством за пределы только человеческого, личности такого типа выходят и за пределы только морального. Обычная нравственность здесь сама собой разумеется, но «мораль для людей» считается ограниченной и в общем-то несовершенной. Если «герой» считает мир несовершенным, он стремится преобразовать его.

«Верующий» же считает мир неисправимым и стремится сам выйти за его пределы. Отрешенностью от земных правил жизни люди религиозного типа раздражают всех остальных, поскольку их действия не имеют видимого резона. Мотивом поведения выступает сильное моральное чувство, сродни любви. Не­даром любовь предлагается христианством как универсальный способ отноше­ния к миру. Это редкий и сложный мотив. Излишне говорить, что рациональ­ное обоснование поступков не играет здесь особой роли. Аргументы подбира­ются в свете общей линии, которая может выглядеть со стороны как догма. Од­нако против догматичности верховного идеала говорит его жизненность и жизнеспособность. Словно личность земная получает от верховного идеала всякий раз конкретный совет. «Верующий» скажет, что нравственные решения даются путем откровения или озарения. Как и «аристократу», ему слышится внутренний голос, голос совести. Но он знает источник этого голоса.

Несмотря на поглощенность духовными мотивами, внутренней жизнью, мораль личности «религиозного» типа отнюдь не созерцательная. Не новые способы мысли, а новые способы жизни должна утвердить мораль. Люди -этого типа ведут очень простую жизнь. Не аскетическую, но неприхотливую в личном плане. Они активны и деятельны в отношении других, однако понимают что всякая деятельность - не самоцель, и то, что глобальные законы мироздания ею не изменишь. А потому их практичность, в отличие от «потребителя», не имеет целью личную пользу. А может быть и вообще не преследует особой пользы Своими поступками я лишь поддерживаю высшие ценности в иерархии мира

Естественно, что тот. кто способен увидеть «подобие Божье» в самом по­следнем человечишке. обладает поистине безграничной терпимостью к слабо­стям людским и в области мысли, и в области поступков. Это не презрительная терпимость «аристократа» и уж, конечно, не равнодушие. Это понимание отно­сительности всякой человеческой истины, а потому и относительности заблуж­дения: понимание того, что злые поступки происходят в основном от слабости. а злые мысли - от глупости, а не от природного зла. Для «верующего» врагов нет. «низших» нет, «чужих» нет. У него обострено чувство морального равенст-


ва всех людей и единства человеческого рода. А это один из самых существен­ных признаков морального воззрения на мир.

Итак, религиозный тип личности исповедует мораль, где ведущей ценно­стью является смысл жизни, мотивом - любовь к человеку и чувство высшегоединства с людьми и миром. Это внесоциальная, но активная личность, чье ми­ровоззрение выходит за пределы чисто морального и руководствуется пережи­ванием ценностей высокого порядка.

В заключение следует еще раз напомнить о признаках, положенных в основу описания основных нравственных типов личности. Это высшие мо­ральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье, справедливость. Это воз­можные источники морального закона: общество, Бог или сама личность Это значимость мотивов или поступков, идей или чувств, простых норм или высоких идеалов. Это приверженность долгу или привычке, индивидуализму или коллективизму, социальной или внесоциальной ориентации. Это актив­ная или пассивная жизненная позиция, нетерпимая или толерантная, праг­матическая или специфически моральная. Комбинации этих признаков от­ражают многообразное, но неслучайное строение самой нравственности.

ПРА КТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Вопросы для размышления и самоподготовки:

1. Мы рассуждаем о типах личности. Тождественны ли понятия «сильная
личность» и «нравственная личность»? Может ли нравственная личность быть
слабой?

2. Много ли нравственных аристократов в аристократическом обществе.
если судить по знакомой вам художественной литературе9

3. Роман М.Ю.Лермонтова называется «Герой нашего времени». К какому
нравственному типу вы отнесли бы Печорина?

4. Наполеона не назовешь образцом нравственности, хотя он был героем
для своего поколения, да и для последующих. Почему9

5. Подвиги на войне невозможны без героической нравственной ориента­
ции. Какая, по-вашему, идея вдохновляла героев Великой Отечественной вой-

ны'.'

6. Какие качества, по вашему мнению, наиболее присуши юности, а не зре­
лому возрасту: бестактность, скупость, максимализм, уважение к друзьям, не­
терпимость, хамство, раздражительность, занудство, лицемерие, правдивость.
искренность, вспыльчивость, любезность, кокетство, мужество, стеснитель­
ность, общительность, мудрость.

7. Разделите выделенные вами качества на положительные и отрицатель­
ные. Каково происхождение тех и других?

*■+■:*,-:*^ *******************************************************

Темы контрольных работ и рефератов:

1. Любовь как основа нравственности в христианской этике.

2. Источники формирования нравственных типов личности:

а) психологические (влияние темперамента, склада ума, эмоций и воли):


б) социально-исторические (влияние исторических обстоятельств, образ жизни, групповых социальных ориентации, системы образования).

Литература для самостоятельной подготовки:

Каган М.С. Мир общения. - М, 1988. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.

Тест «Ваш тип совершенствования»

Почти каждому человеку хотелось бы видеть себя и других в чем-то со вершеннее. Из психологических качеств чаще всего не хватает тех, которые пе речислены в таблице. Представьте, что у Вас появилась уникальная возмож ность развить в себе любое из этих качеств - но только одно. Что именно Вь хотели бы добавить себе в первую очередь? Обведите номер соответствующегс качества в левой половине таблицы (себе).

А теперь представьте, что стало возможным развить любое из указанных качеств в других людях, но опять же только одно. Что бы Вы хотели добавить окружающим в первую очередь? Обведите номер этого качества в правой поло­вине таблицы (Другим).

 

 

  Другим
I 2 -1 5 6
В ы () с;>1(К и г A Б Б А Б А
. 1(1О1> II >К'.'1 ШП'Л hit 01 П11 i H Г Г Н Г В
Itскрип nm'ini H Г Г Н /■' Н
( 11.1Ы ftrj.'lll 4 A i; Б А Б А
(очуяатия 5 В Г Г В Г  
Унеренноспн 6 A П Б А Б  

Обработка результатов:

Существует четыре типа психологического совершенствования. Для Вис наиболее характерен тот, который обозначен буквой, стоящей на пересечении выделенных Вами строки и столбца:

А - стать тверже вместе со всеми (сделать мир сильнее):

Б - утвердиться самому в более мягком окружении;

В - смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим:

Г - стать мягче вместе со всеми (сделать мир добрее).


ГЛАВА 3



2016-09-16 888 Обсуждений (0)
НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (888)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)