Познавательные процессы личности
Все, что мы знаем об окружающем нас мире и о самих себе, так или иначе прошло через наши органы чувств. Всенаши знания, таким образом, являются продуктом того, что мы либо видели, либо слышали, либо держали в руках, осязали; очень большая часть этих знаний формируется в результате прочитанного или услышанного от кого-то. Английский философ Джон Локк (1632-1704) в книге «Опыт о человеческом разумении» писал: «В разуме нет ничего, что бы не прошло предварительно через ощущения». Это положение стало краеугольным камнем сенсуализма -учения, признающего ощущение единственным источником познания. Название этого учения происходит от латинского слова sensus - чувство, ощущение. Последователь Локка в теории познания французский просветитель ЭтьенБонно де Кондильяк (1715-1780) в книге «Трактат об ощущениях» дает образное описание роли органов чувств в формировании разума. Он изображает мраморную статую, которую наделяет сначала обонянием, затем восприятием вкуса, потом осязанием и, наконец, слухом и зрением. Приобретая чувства одно задругим, мертвая статуя оживает, у нее возникают идеи, появляется разум. «Все способности души... могут происходить просто из самого ощущения» - вот заключение, к которому Кондильяк ведет читателя, проследив с ним оживление мертвой статуи. По традиции считается, что у человека пять органов чувств - зрение, слух, обоняние, вкус и кожная чувствительность. «Слух, зренье, нюх и вкус и осязанья нить охватывают все, что можно ощутить» - писал великий ученый Востока Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037). Если говорят: «Я почувствовал это шестым чувством», то это значит: «Я почувствовал это неизвестно каким образом». Между тем, у человека гораздо больше пяти органов чувств. В одной только коже есть органы чувств для восприятия прикосновения (клетки Меркеля и нервные сплетения вокруг волосяных луковиц), давления (тельца Фатера - Пачини), тепла (тельца Руффини). холода (колбы Краузе), боли (свободные нервные окончания в коже). Подсчитано, что на одном квадратном сантиметре кожи имеется 100-200 болевых точек. 12-15 Холодовых. 1-2 тепловые, около 25 точек, воспринимающих давление, и' около 25 - воспринимающих прикосновение. Эти последние точки распределены по телу неравномерно - их значительно больше на кончиках пальцев, отсюда и их чувствительность, гораздо более тонкая, чем кожи других частей руки. Зрение - тоже не один орган чувств: есть световая чувствительность, осуществляемаяпалочками сетчатки, и цветовая, осуществляемая колбочками. Внешние органы чувств {экстерорецепторы) делят на дистантные (зрение слух, обоняние) и контактные (вкус, кожная чувствительность). Однако имеется еще большее число внутренних органов чувств (интерорецепторы). Это прежде всего чувствительность слизистой оболочки пищеварительного тракта, которую можно рассматривать как продолжение кожной и вкусовой чувствительности. Но и все другие органы и кровеносные сосуды имеют чувствительность. Эти органы бдительно следят за тем, чтобы не нарушалась нормальная работа органов, чтобы поддерживались на нужном уровне температура тела, кровяное давление, уровень сахара в крови и другие константы организма. Третья группа органов чувств - проприорецепторы - посылает в мозг сигналы от мышц, связок, суставов, без этой чувствительности невозможны были бы движения исохранение позы. Сигналы, поступающие в мозг от интерорецепторов и проприорецепторов. в обычных условиях не доходят до сознания, но играют очень большую роль в корректировке и сохранении физиологических констант, в организации движений. Эти сенсорные коррекции жизненно необходимы организму. Основными вводными воротами восприятия, «окнами в мир», являются зрение и слух: через них мы получаем большую часть впечатлений о мире, в котором живем. Именно на этих каналах связи с миром построено человеческое обучение и воспитание. Именно посредством зрения и слуха происходит общение людей, включение человека в общество, «социализация» человека. Опыт воспитания слепоглухонемых детей убедительно показал: если использовать сохранившиеся у них органы чувств для введения той информации, которую здоровые дети в обычных условиях получают через зрение и слух, можно добиться хорошего развития интеллекта, полноценного становления личности. Таким образом, для развития интеллекта необходимы ощущения и восприятия, простейшие из психических процессов. Именно с них начинается овладение опытом, накопленным человечеством. В психологии под ощущением понимают простейший психический процесс, элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств. Так. ощущениями считают желтое, кислое, теплое. На основе ощущений формируется восприятие - отражение в сознании человека(в виде целостных чувственных образов) предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие у человека включает в себя осознание предметов, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. Объективной основой восприятия как целостного образа является единство различных сторон и свойств объекта, который воздействует как комплексный раздражитель. Но ведь в жизни мы никогда не видим просто «зеленое». Человек с младенческих лет видит зеленую траву, зеленый лист, зеленое платье матери, зеленую игрушку. И быть может, не восприятие игрушки складывается из ощущений зеленого, мягкого, шероховатого и т.п., а, наоборот, восприятие «зеленого» вы- деляется как вычленение общего свойства травы, листа, платья, игрушки. Человек искусственно дробит восприятие на элементы и называет их элементарными ощущениями. Зрение и слух - вот те органы, через которые человек получает большую часть сведений об окружающем его мире. Наше восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от органов чувств (глаза или уха), но и от того, чего мы ждем, от прогноза. Восприятие- активный процесс, связанный с выдвижением различных предположений. Разные люди могут видеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится и к слуховому восприятию, и к восприятию речи. То, что видит (или слышит) человек, определяется не целиком тем, что ему показали (или сказали). Существенно влияет на узнавание то, чего ждет человек, его вероятностный прогноз. Человек не просто видит, он рассматривает объект. В процессе восприятия участвуют прошлый опыт, ожидания, опасения, значимость для человека того, что он воспринимает. Если кто-то сказал или написал нечто, а другой его слушал или читал, значит ли это, что второй понял мысль первого точно так, как понимал ее говоривший или писавший? Увы, совсем не обязательно. Это всегда чувствовали поэты -ив прошлом («мысль изреченная есть ложь» - Тютчев), и в наши дни («В письмах все не скажется и не все услышится. В письмах все нам кажется, что не так напишется» - Симонов). Каждое описание содержит не только сведения непосредственно о событии. но косвенно также информацию об авторе описания, уровне его культуры, опыте, его отношении к данному явлению. Рассказ о событии никогда не идентичен событию - он в той или иной степени, иногда в неявном виде, но обязательно содержит позицию автора описания. Среди психических процессов особое место занимает Внимание. Это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Благодаря вниманию наша деятельность имеет определенную избирательную направленность - из большого числа объектов мы выбираем лишь необходимые и сосредоточиваем на них нашу психическую деятельность. Объектом внимания может выступать внешний мир, сама психическая деятельность, наши переживания, мысли. Внимание не может быть беспредметным. Напряженное внимание имеет характерные внешние проявления - мимику. позу, движения, задержку дыхания. По этим признакам можно судить, насколько внимателен человек. Внимание как элемент сознания развивается в труде и в общении людей, в их общественной деятельности. В зависимости от активности человека в организации внимания и от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает непосредственно под влиянием внешних раздражителей, действующих в данный момент, которые вызывают оптимальное возбуждение в определенных участках коры большого мозга. По своим физиологическим механизмам непроизвольное внимание является ориентиро Непроизнольноевнимание характеризуется отсутствием предварительной готовности человека к данному восприятию или действию, внезапностью (возникает сразу после раздражения), непродолжительностью ( пока действуют соответствующие раздражители). Произвольное внимание - результат сознательных (волевых) усилий человека, оно направляется требованиями деятельности и характеризуется целенаправленностью (определяется задачами, которые ставит человек перед собой в той или иной деятельности), организованностью (человек заранее готовится быть внимательным, сознательно организует и направляет свое внимание на выполнение той или иной деятельности), устойчивостью (внимание сохраняется более или менее долгое время, в зависимости от выполнения той или иной деятельности или плана работы). Произвольное внимание вызывают следующие основные причины: Сознание долга и обязанностей, способствующее выполнению данного вида деятельности. Интересы человека, его мотивы, побуждения к занятию. Привычка работать, выполнять ту или иную деятельность как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях. Зная психологические ифизиологические особенности процесса внимания, можно развивать его. управлять им и, значит, эффективно организовывать деятельность человека. Поэтому руководитель, организатор производства должен всегда учитывать условия, облегчающие произвольное и непроизвольное внимание, обстановку, организацию рабочего места, психическое и физическое состояние человека. Память. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание (связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности), сохранение, воспроизведение (использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось), забывание (выпадение определенногоопределенного материала из деятельности). Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность личности. Память можно определить как совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением. События жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, котороетребуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась-вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг в конце концов уже не мог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память - это способность не только к запоминанию, но и к забыванию. Процессы, связанные с памятью. Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти. И наконец, третий этап - это извлечение (воспроизведение) хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили. Кодирование. Основной его процесс происходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляется анализ и идентификация различных характеристик информации. Хранение: (архивизация). Это накопление материала в памяти. В зависимости оттого, вовлекаются ли при этом эпизодическая или семантическая память архивизация происходит по-разному. В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Можно выделить несколько способов «укладки» информации в памяти они зависят от сложности и других особенностей запоминаемого материала. Существуют такие формы организации памяти, которые определяются чисто внешними причинами - самой сущностью того, что следует запомнить Во-первых, возможна пространственная организация, позволяющая установит! связи и «опорные точки» в нашем физическом и социальном окружении. Линейная организация позволяет найти какое-либо слово в словаре или имя в телефонной книге благодаря тому, что мы знаем алфавит. Этот же принцип дает нам возможность ориентироваться в днях недели и месяцах или, например, находить нужн\ю страницу в книге. Имеются также формы организации материала, более или менее произвольно формирующиеся «изнутри». Во-первых, можно предположить существование ассоциативной организации, при которой мы группируем совмести; моменты с какими-либо общими признаками. Извлечение. Эффективность извлечения информации тесно связана с тем насколько хорошо организован материал в памяти. Действительно, информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запомнилась. В извлечении информации из памяти важную роль играет контекст, нам всегда легче узнать какой-то элемент среди других, предъявляемых вместе с ним, чем вспомнить что-то без каких-либо опорных точек или объектов сравнения. Это касается людей всех возрастов, но в наибольшей степени - пожилых. Видимое ослабление памяти (особенно кратковременной) у стариков, которые часто видят в этом начало «склероза», нередко бывает связано не с нарушением самой памяти, а с уменьшением способности извлекать из нее информацию. Забывание. Забывание может быть связано с различными факторами. Например, возраст, в котором запоминается то или иное событие, неиспользование усвоенного материала или, наконец, характер этого материала. Важную роль играет также интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешают предшествующие или последующие события. Забывание может быть связано и с некоторыми бессознательными мотивациями. Наконец, целые «блоки памяти» стираются порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к утрате функции некоторых тканей. Успехи нейрохирургии позволили сделать ряд наблюдений, приоткрывших завесу над мозговыми механизмами памяти. Во время операций больных с височной эпилепсией канадский нейрохирург и невролог У.Пенфилд обратил внимание на следующий факт. При электрическом раздражении височной области больные вспоминали события своей жизни, казалось, совершенно забытые ими. Было бы неверным, однако, делать из этих и подобных им наблюдений вывод о том, что память локализуется в височной доле мозга. При поражении височной области память сохраняется. Это подтверждается опытами на животных, проведенными западным физиологом Лешли. После удаления различных участков коры мозга у животных Лешли не смог обнаружить нарушения таких приобретенных навыков, как пробежка в лабиринте или открывание дверцы. Многолетние исследования привели Лешли к заключению, что изолированную локализацию следа памяти где-либо в нервной системе выявить невозможно. Ограниченные области могут иметь существенное значение для обучения или хранения следов какого-либо частного вида поведения, но энграмма - измененное состояние живой ткани, лежащее в основе памяти, - представлена во всей коре в целом. Вместе с тем Лешли обнаружил, что чем обширнее повреждение коры, тем тяжелее нарушения функции. Таким образом, память как и другие сложные психические функции, невозможно локализовать в какой-либо части мозга. Предметом исследования современной нейропсихологии является организация сложных функций, в том числе и памяти, - исследования того, что именно вносит каждая из зон мозга в организацию процессов памяти Последнее время все чаше говорят о связи между памятью и сном. Этому способствовали новые данные о природе и роли сна в нервной деятельности. Под влиянием новых экспериментальных данных физиологи и психологи перестали смотреть на сон как на период покоя, чистого отдыха мозга, его «разлитого торможения». Сон оказался фазой активной работы мозга, но существенно отличной от той работы, которая протекает в период бодрствования. Некоторые ученые считают, что во сне происходит переработка, упорядочение информации, полученной организмом в состоянии бодрствования. Во время сна происходит отбор и фиксация в памяти нужной информации, устранение ненужной, проис-ходиг«совершенствование мозговых программ в свете нового опыта. Ослабляется память при соматических болезнях, при недосыпании или недоедании. Следует отметить и ухудшение запоминания в душном помещении -обстоятельство, которым так часто пренебрегают, несмотря на его очевидность В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1. Объект запоминания, т.е. то, что запоминается: 1) образная - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее 2) словесно-логическая - выражается в запоминании, сохранении и вос 3) двигательная (моторная) - проявляется в запоминании и воспроизведе 4) эмоциональная - память на пережитые чувства. 2. Степень волевой регуляции памяти. Различают: 1) произвольную (специальные мнемические приемы и действия); 2) непроизвольную. 3. Длительность сохранения информации: 1) кратковременная - процесс 2) долговременная - характеризуется относительной длительностью и 3) оперативная - запоминание каких-либо сведений на время, необходимое Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости. прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Мы всегда лучше запоминаем то. что хотим выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Мы также дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца. Мнемотехнические приемы представляют собой род «гимнастики для ума», позволяющей запоминать списки предметов или тезисы предстоящей речи. Однако не существует никаких «трюков» для выработки хорошей памяти. Лучший способ усовершенствовать ее - это научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания. Мышление и мыслительная деятельность Мышление - познавательный процесс, творчески и опосредовано отражающий связи, отношения, законы объективного мира. Мышление возникает на основе и позже чувственного познания. Виды мышления формируются последовательно в развитии психики ребенка, отражая историческую последовательность в развитии мышления. Предметно-действенное мышление начинает развиваться с 1 1 месяцев жизни. Этот период соответствует наличному развитию сенсорной речи и1 значительному развитию чувственного познания. Наглядно-образное развивается в единстве с предметно-действенным на втором-третьем годах жизни на основе освоения предметных действий и развития активной речи. Доминирует в младшем школьном возрасте. Конкретно-логическое развивается в дошкольном возрасте, но доминирует у подростков; тесно связано с изучением конкретных наук, с конкретной предметной деятельностью, с развитием логической речи. Абстрактно-логическое элементарно может быть и в дошкольном, но более отчетливо в младшем и среднем школьном возрасте. Доминирует оно в юности. В развитой степени оно может быть безобразно, если оно решает математические, логические, лингвистические, или философские проблемы. Люди зрелого возраста в зависимости от своих умственных задатков, условий жизни, обучения и воспитания, способностей и профессиональной деятельности имеют индивидуально-доминантное мышление при наличии всех видов -уровней мышления. Активность мышления проявляется в проблемной ситуации, в которой необходимо решить нестандартную задачу для удовлетворения потребности. Все возможные задачи включены в четыре группы - алгоритмические, полуалгоритмические, полуэвристические и эвристические. Первый вид решают стереотипно на основе одного способа независимо оттого, кто и где решает. Второй тип имеет варианты стереотипного решения различной степени совершенства. Третий вид требует творческого решения, что определяется творческими возможностями личности. Полуэвристическая задача может быть решена, безусловно, но качественно различно в зависимости от творческой одаренности решающего субъекта - насколько он способен извлечь необходимую информацию из кратких условии задачи, насколько способ его решения экономичен и эффективен. Задачи четвертого вида не все могут быть решены в настоящем, но могут быть только поставлены как перспектива будущего решения. В процессе решения задач необходимо: 1. Анализ ее условий. 2. Определение значимого известного и искомого. 3. На основе сравнения выявленных элементов условий, их сравнения, син 4. Определить способ решения. 5. Логический конкретный план решения по отдельным вопросам. 6. Процесс решения. 7. Результат решения. 8. Выводы. 9. Практические рекомендации. Мышление как процесс может быть в составе любой деятельности: материально-практической, спортивной, художественной. Если мышление включено в какую-либо деятельность, то в ней мышление играет служебную роль относительно цели, содержания и результата деятельности. Иное положение мышления в мыслительной деятельности, в которой цель, содержание и результат - познание. Поэтому мыслительная деятельность имеет право на существование как самостоятельная в познании, обучении, научном исследовании. Существует своеобразная ветвь мыслительной деятельности, которая называется эвристика (греч.- нахожу! эврика!). Корни данной ветви относят к Древ- ней Греции, где под эвристикой понималась совокупность логических приемов теоретического исследования и отыскания истины. В современной науке под эвристикой понимают - процесс искания и открытия нового - методы открытия нового - наука о творческой деятельности - метод обучения творческой активности. Эвристика как момент открытия нового, связана с механизмом «инсайта» -озарения, мгновенного нахождения способа решения задачи. Эвристические методы - нестандартные планы и программы. Эвристические рассуждения могут быть предварительными, предположительными, вероятностными, цель которых - найти путь к верному решению проблемы. Функция эвристики - сокращение перебора вариантов решения. Воображение. Это психический процесс создания новых образов (представлений) предметов на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, оставшихся в сознании человека от прошлого опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Воображение не может развернуться на пустом месте. Пищей для воображения служат знания и впечатления. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, тем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для создания новых образов. Воображение необходимо в любой деятельности человека, без него не может совершиться ни один сложный психический процесс. Как и все психические процессы, воображение обусловлено деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Исследования показывают, что процессы воображения осуществляются в его глубоких отделах, в частности в гипоталамусе. У некоторых людей, отличающихся богатым воображением, оно может влиять на протекание физиологических процессов. Например, когда Флобер писал сцену отравления Эммы Бовари. он ясно ощутил во рту вкус мышьяка. Ряд студентов медицинских вузов находят в себе признаки многих болезней, когда их изучают, хотя в действительности их нет. Образы фантазий у впечатлительных людей вызывают соматические (телесные) изменения. Описанные случаи влияния воображения на органические и соматические процессы - факты нормальной мозговой деятельности. Различают непроизвольное и произвольное воображение, исходя из особенностей и причин его возникновения. Произвольное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что человек по одному описанию представляет себе тот или иной предмет, образ, которые он никогда раньше не воспринимал (например, никогда не видел моря, но по описанию может себе представить его). Воссоздающее воображение позволяет человеку при чтении художественного произведения представить образ литературного * героя, по описанию упражнений - новую игровую комбинацию и т.д. Воссоздающее воображение необходимо инженеру, архитектору при чтении чертежа, топографу при работе с картой. Творческое воображение характеризуется созданием новых оригинальных идей, предметов, действий в процессе деятельности человека. Творческое воображение осуществляется на основе анализа и синтеза накопленных знаний. Мечта - образ желаемого будущего - занимает особое место в структуре произвольного воображения. Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она является одним из элементов научного предвидения. В мечте может быть выражен смысл всей жизни. Человеку свойственно мечтать, это доставляет ему радость (о неприятном человек не мечтает), удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Реальная мечта - это начало прогноза и научного планирования. К.Э.Циолковский пронес через всю свою жизнь страстную мечту о межпланетных полетах. Дерзновенная мечта, казавшаяся в свое время несбыточной. сейчас воплощается в жизнь. Электрическая лампочка, телевизор, самолет, космическая ракета и т.п. - это опредмеченное воплощение в жизнь мечты многих поколений людей. Осуществленная мечта порождает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Речь. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Это единство возможно благодаря существованию языка. Язык - это система словесных знаков, необходимых для человеческого общения и мышления. Язык - продукт общественно-исторического развития человеческого общества. В мире существует более 5000 языков. Каждый имеет определенный словарный фонд и грамматический строй. В общении человек использует лишь незначительную часть языкового богатства. Речь - это практическое применение человеком языка в целях общения с другими людьми. Речевая деятельность человека и язык изучаются не только психологией, но и другими науками, прежде всего лингвистикой. В последнее время быстрыми темпами развивается пограничная дисциплина - психолингвистика. В данном пособии вы еще не раз встретитесь с понятиями речь, язык. т.к. именно речевой процесс является главенствующим в области коммуникации и деловых отношений. Воля. Для выполнения разнообразных служебных управленческих и производственных задач часто требуется напряжение всех психических сил. При этом достижение любой цели требует целеустремленности, инициативы, настойчивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стойкости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли. Воля - это одна из сторон человеческой психики, обеспечивающих человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью при учете определенно складывающихся обстоятельств. Волевые качества в своей основе аккумулируют в себе компоненты эмоционально-волевой устойчивости, связывают интеллект и моральные структуры личности. И.М.Сеченов пишет: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безликая воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства». К волевым качествам относятся: целеустремленность, инициативность, настойчивость, выдержка и самообладание, мужество, смелость, решительность, стойкость. Названным положительным волевым качествам противостоят их антиподы: нецелеустремленность, безынициативность, отсутствие настойчивости, невыдержанность, трусость, нерешительность, нестойкость. Человек, наделенный такими качествами, безволен, не способен к выполнению даже самой элементарной задачи. По мнению известного психолога А.Г.Ковалева, волевая недостаточность может проявляться в чрезвычайно многообразных формах, подразделяемых на : пассивные и активные формы волевой недостаточности. К пассивным формам относятся легкая внушаемость и несамостоятельность, отсутствие настойчивости. К активным формам следует отнести импульсивность, упрямство. Изучение общих форм проявления волевой недостаточности важно для того, чтобы отличить подлинные волевые качества от пародии на них. а также чтобы избрать правильные пути и средства для волевого воспитания и самовоспитания. Воспитывать волю можно в любой обстановке. Повседневная жизнь, учебные занятия предоставляют для такого воспитания немало возможностей: воля воспитывается в преодолении любых трудностей. Эмоциональный мир личности Издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца - «ум с сердцем не в ладу» и т.д. Исследование эмоциональной жизни оставалось долгое время уделом поэзии и музыки. Зачем нужны чувства? Каковы их функции? Какую роль играют они в психической жизни человека? Эмоции и чувства, как и все психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. Понятия «эмоции» и «чувства» обозначают различные психические явления. В эмоциях и чувстЕ.ах отражаются потребности человека, вернее, то. как эти потребности удовлетворяются. В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и симпатий. Эмоции - это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В эмоциях и чувствах отражается соотношение между тем. «чего хочет» человек, и тем «что он может». А в результате во многом возникает то, «что он есть». Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется прежде всего в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. По мнению психофизиолога П.В.Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно. На этой основе создана своеобразная формула эмоций: Э = П ( Н - С ), где Э - эмоция, П - потребность ( в формуле она берется с отрицательным знаком), Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности, С -информация, которую можно использовать, то, что известно. Человек унаследовал механизм эмоций от своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, голод, жажда, страх Это простейшие эмоции. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе аппарата эмоций сформировались более сложные человеческие чувства. Чувства развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом, в ходе формирования общественных отношений и присущи лишь человеку. Чувство - это одна из форм отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям. Создано много различных схем для обозначения эмоциональных явлений. Например, «отец психологии» Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: удовольствие - неудовольствие; напряжение -разряжение: возбуждение -торможение. Современный американский исследователь эмоций К.Изард (его книга «Эмоции человека») считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные -производными. Какой бы список эмоций мы не рассматривали, всегда обнаруживается одна интересная особенность: к любой положительной эмоции - эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую или. противоположную, что составляет полярность чувств и эмоций. Люди отличаются по эмоциональной впечатлительности. Одни и те же события одного оставляют равнодушным, другого слегка взволнуют, а у третьего вызовут сильнейшее переживание. Отличаются люди по своей эмоциональной устойчивости, по степени влияния на них различных эмоциональных ситуаций. Иногда встречаешься с эмоциональной неразвитостью, эмоциональной тупостью, эмоциональной глухотой. Классификацию эмоций и способы их опознания предложил психолог Б.И.Додонов в книге «Эмоция как ценность»: 1. альтруистические эмоции, которые возникают на осн.ове потребности в 2. коммуникативные эмоции - на основе потребности в общении. 3. глорические эмоции (от лат. gloria - слава) связаны с потребностью в са 4. праксические эмоции вызываются той деятельностью, которой занят че 5. пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба), в основе лежит потребность 6. романтические эмоции, в основе которых лежит стремление ко всему не 7. гностические эмоции (от греч. gnosis - знание) связанные с познавательной 8. эстетические эмоции возникают под влиянием произведений искусства, 9. гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в 10. акизитивные (от фр. acguisition - приобретение), которые связаны с ин Виды эмоциональных состояний Настроение - это эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всю психи<
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |