ТЕСТЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЯ
Метод разработан Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций. Цель: Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с не Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Материалы: Бланк социометрического опроса, список членов группы, со-циоматрица. Подготовка исследования: Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора. Критерий -это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы Вы хотели работать?») и негативные («С кем бы Вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев. Порядок исследования: Перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как^ нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Примерный текст инструкции: «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно опре- делились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать Ваши пожелания при организации деятельности Вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах, исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов». Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. Возможны три основных способа выбора: а) количество выборов ограничивается 3-5; б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предло С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор. В настоящем пособии приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию. Бланк социометрического опроса Ф.И.О._________________________ курс (группа)__________________ Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов Вашей группы с учетом отсутствующих. 1. Если Вашу группу будут расформировывать, с кем бы Вы хотели про б) в) 2. Кого бы Вы из группы пригласили на свой День рождения? б) 3. С кем из своей группы Вы пошли бы в многодневный туристический по- 'Д9 а) б) в) Обработка и интерпретация результатов 1. Составление социоматрицы. Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса. Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная). выборов Количество полученных выборов (79) - социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11x9) = 99. Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»: сумма взаимных выборов 4.5 Сгр=................................................................................... = —-=0,04 общее число возможных выборов в группе 99 Показатель хорошей групповой сплоченности - 0,6 - 0,7. 2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени». Каждая окружность в социограмме имеет свое значение. 1) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают 2) Второй круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие 3) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие 4) Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ Для определения круга лиц. чье мнение важно для данного индивида и группы в целом, разработана методика «референтометрия». На первом этапе эксперимента, результаты которого представляют и самостоятельный интерес, члены группы производят взаимооценки друг друга по определенному набору качеств, например: умный, добрый, веселый, честный. смелый, общительный, эрудированный, физически сильный, выдержанный, внешне привлекательный, скромный, энергичный, трудолюбивый, властный, уверенный в себе, отзывчивый и т.п. На специальных опросных листах перечислены фамилии членов группы, а по горизонтали вверху - качества, подлежащие оценке. Оценка степени выраженности у других членов группы предложенных качеств личности производится по пятибалльной шкале, градуированной от I (полное отсутствие и оцениваемого испытуемого данного качества) до 5 (яркая выраженность данного качества). Затем членов группы просят представить, что их группа подлежит расформированию, и каждый член группы должен отметить знаком «+» три-пять членов своей группы, с которыми он особенно хотел бы взаимодействовать дальше, и знаком «-» тех три-пять человек, с которыми он мог бы в случае необходимости расстаться без сожалений. Через несколько дней начинается основной этап: он проводится в процессе индивидуальной беседы экспериментатора с каждым испытуемым, в ходе которой дают понять, что ему предоставят возможность ознакомиться с некоторыми оценками, которые ему дали товарищи по группе. «Чье мнение о себе Вам хотелось бы узнать в первую очередь?». Далее, выясняются еще две фамилии. Эти данные заносятся в таблицу. Экспериментатор знакомит каждого с опросными листами выбранных им трех испытуемых при условии, что лицо, чей опросный лист захотел посмотреть _ испытуемый, не возражает против того, чтобы его оценки стали известны кому-либо в группе. Если человек не хочет, чтобы его опросный лист был показан тем товарищам, которые захотят его посмотреть, то экспериментатор должен строго соблюдать правило неразглашения данных, сославшись на нежелание автора их публиковать. При обработке результатов подсчитывается количество полученных выборов, определяется референтометрический статус по формуле: 3R11 + 2R21 + R31 С1 =-------- ,--------------------- , где С1 - референтометрический статус 1-го члена группы; R11 - количество первых выборов, полученных 1-м членом; R21 - количество вторых выборов, полученных 1-м членом; R31 - количество третьих выборов, полученных 1-м членом; N - количество членов в исследуемой группе. По данным эксперимента рисуется карта референто метрической дифференциации, с выделением «звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых» и т.п. ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ. Конфликт: основные виды. Основные источники конфликтов. Типы исхобов в конфликтных ситуациях: тактики и стратегии. Стили общения с трудными людьми. Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и между целыми народами. В семье, на работе, в походе, на отдыхе. Обидно легко разрушаются человеческие связи, проливается кровь... Конфликт (от латинского conflictus) - столкновение противоположно направленных противоречивых тенденций. Основная причина конфликта в неудовлетворенности социальных потребностей человека в группе: низкий статус, мало любви и уважения окружающих, нет чувства защищенности в коллективе, нет условий для самовыражения, самоутверждения. Нахождение в группе для личности всегда конфликтно: - с одной стороны, личность нуждается в других людях для достижения - с другой стороны, личность стремится сохранить свою свободу, незави
- отступление - молчание, отсутствие увлеченности, обособление: - пугающая информация - критиканство, ругательства, демонстрации пре - жесткий формализм - формальная вежливость, установление норм, бук - попытки обольщения: кокетство, капризы, детскость; - превращение дела в шутку; - разговоры на посторонние темы; - поиск виноватых - самобичевание, ложная скромность, обвинения кол Кроме внутренних психологических причин конфликта возможны внешние производственные причины: - несогласованность или противоречивость целей разных групп работни - нечеткое распределение прав и обязанностей; - чрезмерная загруженность, превышающая личные возможности; - несоответствие занимаемой должности, некомпетентность; - неблагоприятный стиль руководства: - плохие условия труда; - неопределенность личных целей и перспектив роста; - психологическая несовместимость членов коллектива: - нахождение коллектива в стадии распада; - исчерпание личных возможностей и интересов. Исследованиями установлено, что приблизительно 80 % производственных конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. Если конфликтующих спросить о причине разногласий, они, как правило, говорят о своих обидах: «Он сказал..., он думал.... хотел...», а не о производственных причинах. Суть межличностных конфликтов в нежелании понять другого, встать на его точку зрения. Из-за сильных эмоций блокируется объективный анализ ситуации, сужается сознание. Установлено, что на конфликты и переживания по поводу них тратится около 15 процентов рабочего времени. Различают три группы конфликтов: - конфликт выбора в условиях изобилия. Это конфликт двух (или более) - конфликт выбора наименьшего зла. Мучительный конфликт здесь состо - конфликт противоположного восприятия. Конфликт возникает из-за Если внимательно присмотреться к стилю общения отдельных людей в конфликтных ситуациях можно заметить типичность этого поведения. Для одного характерным лозунгом является: «Лучшая защита - это нападение», для другого - «лучше плохой мир. чем хорошая война», для третьего - «Пускай думает, что он победил». Источник конфликтов между людьми - в самих людях, в разнообразии их точек зрения, потребностей, привычек, приоритетов, целей. Конфликт как движущая сила развития - вещь, как известно, необходимая: иначе новое не может победить старое, отжившее. Демократизация, усиление «человеческого фактора» - роли, инициативы и прав отдельной личности в экономике, политике, в быту - увеличивают число конфликтных ситуаций. Все больше конфликтов разбирается судами, арбитражами, комиссиями. И это не удивительно: чем более интенсивный и творческий характер имеет совместная деятельность, тем более часто и остро происходят конфликты. Основным источником конфликта является раздражение. Оно может возникнуть со временем при любых взаимоотношениях. Причиной может послужить обида, воображаемая обида или новые обиды как отголоски старых, которые сохранились. Попытки выразить раздражение иногда могут привести к еще большим обидам. Ваше раздражение может подпитывать раздражение другого человека и наоборот, а закончиться это может скандалом или полным прекращением общения (или начнутся разговоры за спиной друг друга). По-видимому, это не способ прерывания порочной спирали. Каждый участник конфликта усматривает в действиях противоположной стороны злые намерения и считает каждое новое действие очередной атакой. Источником конфликта также может быть недоверие. Важно, чтобы беспокойство в отношении доверия было вскрыто в самом начале. Если вы не уверены, что доверяете кому-то, то очень трудно (если вообще возможно) установить хорошие взаимоотношения. Со временем они портятся, поскольку им не достает основного элемента человеческого общения. А если вы хотите выждать и посмотреть, сохранятся ли такие взаимоотношения, то вы не сможете внести в них свой вклад. Вы потеряете намного больше, если окажется, что вы имели достаточные основания не доверять этому человеку. Ваши потери будут связаны с ненадежностью этого человека, а также со временем и энергией, затраченными на неудавшиеся взаимоотношения. Таким образом, лучше в первую очередь проверить обоснованность своих сомнений или вообще не вступать ни в какие взаимоотношения. Страх также один из самых опасных источников конфликта. Иногда опасения и внутренний раздор не дают высказать то, что вы хотите сказать или что вы думаете в конфликтной ситуации. Это может привести вас к чувству разочарования и в конце концов может быть даже к обиде. Эти отрицательные эмоции могут легко повлечь за собою замкнутость, а это сделает конфликт еще более сложным для разрешения. Таким образом, необходимо не только научиться избавляться от своего раздражения, но и научиться справляться со страхами и внутренним раздором. Эти страхи могут быть разными по природе. Страх получить отказ может удержать вас обратиться с просьбой к руководителю или к коллеге по поводу служебного повышения или возможности большей самостоятельности. Затем, не получив того, чего вы хотели, вы можете начать испытывать враждебность или раздражение по отношению к тому человеку, и это может отравить ваши последующие взаимоотношения. В результате вы действуете с опаской или. может быть, вы даже пытаетесь оправдать свою сдержанность, убеждая себя в том. что этот человек нечестен, что он вам не по душе, что он ваш недруг, или что-либо подобное. Однако, эта кажущаяся действительность скрывает истинную, глубоко запрятанную причину нарушившихся взаимоотношений - ваш страх перед неудачей. Не высказав напрямую своего желания, вы можете потерпеть именно ту неудачу, которой боялись. Есть и другие страхи: страх оказаться в смешном положении, страх потерять время, страх оказаться несостоятельным и т.п. не имеет значения, какова природа страха. Для того чтобы преодолеть страх, его необходимо распознать. Следует решить, обоснован ли этот страх в сложившейся ситуации и поработать над его устранением. Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое: дружбу, собственность, мир и спокойствие. При поверхностном рассмотрении может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако, пока эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, пока ситуация, обусловившая конфликт, изменится по иным причинам (например, человек, с которым вы конфликтуете, уезжает). Иногда подспудные нужды выражаются в жестко удерживаемых и в кажущихся неизменными позициях. Представьте, например, двух занимающих равные положения служащих, которые хотят получить более высокую должность в компании. Это может привести к взрыву враждебности, которая ухудшит производительность труда. А иногда такие скрытые нужды и желания определяют реакцию человека (или сверхреакцию) в той или иной ситуации. Например, вы можете встретить знакомого безобидной фразой типа: «Привет, какие новости на работе?», - а в ответ получите взрыв раздражения. Могли ли вы знать, что у него конфликт с начальником и он теряет работу? У вас не всегда в наличии полная информация обо всех причинах столкновения или конфликта. Однако, вы можете научиться тому, как определять истинное положение вещей. Ключевая задача - это определение нужд и опасений, которые часто глубоко скрыты. Общение, основной инструмент для разрешения большинства конфликтов, само по себе часто бывает причиной конфликтной ситуации. Любое нарушение общения может привести к конфликту, и многочисленные примеры из каждодневной жизни служат тому доказательством. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно. Иногда кто-то слушает невнимательно. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда, в результате непонимания, враждебности или обиды общение вообще прекращается. К счастью, для преодоления этих препятствий вы можете прибегнуть к огромной силе человеческого общения. Некоторые знания и практика помогут вам составить необходимое обращение, которое будет выслушано ина которое вам будет дан ответ. Существуют различные модели поведенияв условиях конфликтныхситуаций. Рассмотрим одну из них - модель Д.Джонсона. Одним из существенных положений ее является утверждение, что в конструктивном разрешении конфликтов играют роль определенные факторы: 1. Адекватность отражения конфликта. Ошибка людей состоит в том. что часто неправильно воспринимаются собственные намерения, позиции и действия. Неправильно часто воспринимаются и точки зрения оппонента. В этом случае уместно говорить о типичных искажениях восприятия. К ним относятся: а) «иллюзия собственного благородства»: это означает, что в конфликте, с б) «поиск соломинки в глазу другого»: каждый из «противников» четко видит недостатки другой стороны, но не осознает своих собственных недостатков. Каждая из конфликтующих сторон с негодованием реагирует на действия конфликтующей стороны, но не замечает смысла собственных действий по отношению к другой стороне. в) «двойная этика»: «противники» осознают, что совершают одинаковые том, что его действия правомерны и правильны, а действия противоположной стороны - неадекватны и плохи. Причины, которые приводят к искажению восприятия конфликтной ситуации, еще больше увеличивают его и вовсе не способствуют конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Если имеет место очень сильное искажение восприятия в конфликте, то человек может оказаться «в ловушке собственной предвзятости», поскольку он не замечает никаких иных чувств своего партнера, кроме враждебности. Тогда человек переходит в наступление. 2. Открытость иэффективность общения конфликтующих сторон. Общение 3. Создание климата взаимного доверия и сотрудничества. Оно основано 4. Определение существа конфликта. Чем лучше партнеры осознают существо отдельных элементов конфликта. тем легче им будет найти средство эффективного поведения. Было бы очень желательно, чтобы обе конфликтующие стороны могли согласовать свои воззрения на то, как они определяют ситуацию конфликта. В некоторых случаях возникает конфликт между менеджером, отвечающим за качество дорогостоящей продукции, и руководителем, отвечающим за реализацию этой продукции. Возникает производственная ситуация, сталкивающая их интересы. Спрашивается, какой возможен выход из такого положения? Выход из конфликтапредполагает использование нескольких существенных моментов: а) определение основной проблемы, связанной с возникновением конфлик б) определение причины конфликта: в) поиск путей разрешения конфликта и совместное решение о выходе ич Следует помнить, что нет универсальных способов выхода из конфликтных ситуаций. Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффектив- ного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. Существует пять основных стилей разрешения конфликта.Они описаны и широко использованы в программах обучения управлению делами, в основу которых положена система, называемая методом Томаса - Килмена (метод разработан Кеннетом У.Томасом и Ральфом X. Килменном в 1972 году), система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух или более сторон. Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса -Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разюешения конфликта. Эта сетка поможет вам определить собственный стиль или стиль любого другого человека. Начните со стороны, на которой отмечены активные и пассивные действия. Если ваша реакция пассивна, то вы будете стараться выйти из конфликта: если она активна, то вы предпримите попытки разрешить его. Такие оценки вы можете сделать для себя и для других участвующих в конфликте сторон. Верхняя часть сетки относится к совместным действиям. Если вы предпочитаете совместные действия, то вы будете пытаться разрешить конфликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в нем участвуют. Если же предпочитаете действовать индивидуально, то вы будете искать свой путь решения проблемы или путь уклонения от ее решения. Степень сотрудничества в поведении также легко может быть оценена для вас и для других людей. Когда вы сложите вместе эти две части сетки, вы получите матрицу из пяти стилей со стилем компромисса в середине. Он в равных мерах включает совместные и индивидуальные действия, а также пассивное и активное поведение. Если вы внимательнее рассмотрите эти различные стили, то вы можете узнать тот. к которому вы обычно прибегаете в конфликтных ситуациях; вы можете также определить и те стили, которыми обычно пользуются связанные с вами люди. Однако, в определенных условиях вы можете отдать предпочтение другому стилю. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Итак, кратко опишем каждый из стилей. Стиль конкуренции Как показывает сетка, человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Рационалист может сказать: «Меня не беспокоит то. что думают другие. Я собираюсь доказать им. что у меня есть свое решение проблемы». Или, согласно описанию динамики процесса Томасом и Килмен-ном, вы стараетесь, в первую очередь, удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества: и если воля ваша достаточно сильна, то вам это удается. Это может быть эффективным стилем в том случае, когда вы обладаете определенной властью; вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них. Однако это. вероятно, не тот стиль, который вы хотели бы использовать в личных отношениях: вы хотите ладить с людьми, но стиль конкуренции может вызывать у них чувство отчуждения. А если вы применяете такой стиль в ситуации, в которой вы не обладаете достаточной властью, например, когда по какому-то вопросу ваша точка зрения расходится сточкой зрения начальника, вы можете обжечься. Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль: - исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение - вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и пред - решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для - вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;
- вы находитесь в критической ситуации, котбрая требует мгновенного - вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда - вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо Когда вы используете этот подход, вы можете быть недостаточно признанным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат. Но если вашей основной целью является признание и хорошие отношения со всеми, то этот стиль использовать не следует; он рекомендуется скорее в тех случаях, когда предложенное вами решение проблемы имеет для вас большое значение, когда вы чувствуете, что для его реализации вам необходимо действовать быстро, и когда вы верите в победу, потому что обладаете для этого достаточной волей или властью. Стиль уклонения Второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации реализуется тогда, когда ны не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью. Все это - серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию. Вы можете попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт. Вы можете подумать: «Я не собираюсь заниматься этим сейчас». Короче говоря, вы не делаете попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого вы уходите от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные приемы. Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда вы вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным также, если вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Вместо того, чтобы создавать напряженность, стараясь немедленно решить проблему, вы можете позволить себе дать отсрочку и сознательно уклониться от решения сегодня. Может быть, вам потребуется создать впечатление, что вы вернетесь к этому вопросу при удобном случае: иными словами, этот подход может выглядеть как промедление или уход от ответственности. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда вы чувствуете, что для решения конкретной проблемы вы не располагаете достаточной информацией. Если вы должны занять выжидательную позицию и ответ может дать само время, то лучше признать это и сказать себе «Сейчас я не могу заниматься этим.Я подожду». Наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения: - напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабле - исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение настолько - у вас трудныйдень, а решение этой проблемы может принести дополни - вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою - вы хотите выиграть время, может быть, для того, чтобы получить допол - ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта по - у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желатель - вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему: - пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытие и Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль уклонения «бегством» от проблем и от ответственности, а не эффективным подходом к разрешению конфликта, в действительности, уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне вероятно, что если вы постараетесь игнорировать ее, не выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если нет, то вы сможете заняться им позже, когда будете к этому больше готовы. Стиль приспособления Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то. что вы действуете совместное другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью: таким образом, вы уступаете и смиряетесь с тем. чего хочет оппонент. Томас и Килменн говорят, что вы действуете в таком стиле, когда жертвуете своими интересами в пользу другого человека, уступая ему или жалея его. Поскольку, используя этот подход, вы отодвигаете свои интересы в сторону, то лучше поступать таким образом тогда, когда ваш вклад в данном случае не слишком велик или когда вы делаете не слишком большую ставку на положительное для вас решение проблемы. Это позволяет вам чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если будете чувствовать себя обиженным. Если вы считаете, что уступаете в чем-то важном для вас и чувствуете в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае, очевидно, неприемлем. Он может оказаться неподходящим и в той ситуации, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается, в свою очередь, поступиться чем-то или этот человек не оценит сделанного вами. Этот стиль следует использовать тогда, когда вы чувствуете, что, немного уступая, вы мало теряете. Вы можете прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию. Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, поскольку вы можете использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако, основное отличие состоит в том, что вы действуете вместе с другим человеком; вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, чего хочет другой. Когда же вы применяете стиль уклонения, вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека. Вы просто отталкиваете от себя проблему. Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: - вас не особенно волнует случившееся; - вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми: - вы чувствуете,
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1809)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |