МА ТЕРНА Л ДЛЯ СЕМИНА РСКОГО ЗА НЯТИЯ. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал Нр 1НЯРМ Ml,! ПГ\К1Л Tkl В структуру речевого общения входят: 1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его ечи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность доступность, правильноть построения фразы и ее доходчивость, правильность роизношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2. Речевые зуковые явления: темп речи ( быстрый, средний, замедленный), модуляция вы-эты голоса( плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм эавномернын, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), инто-ация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в бщении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возик аю щи е при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.: раздели-ельные звуки — это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализа-ии — «хм-хм», «э-э-э» и др. В человеческом контакте выделяют дистантные зоны расположения людей пространстве при общении: — интимная зона (15 - 45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хоро- — личная или персональная зона (45 - 120 см) для обыденной беседы с — социальная зона (120 - 400 см) обычно соблюдается во время официаль- — публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой груп- Мимика — движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное остояние. способна дать истинную информацию о том. что переживает чело-ек. Мимические выражения несут более 70 процентов информации, т.е. глаза, згляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так. амечено. что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его лаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. По своей специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в >айоне лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы дело-юго партнерства; светский — когда взгляд опускается ниже уровня глаз собе-едника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского не-финужденного общения; интимный — когда взгляд направлен не в глаза собе-едника. а ниже лица — на другие части тела до уровня груди. Специалисты ут- верждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг дру гом в общении: взгляд искоса — говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику. Лоб, брови, рот. глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем, легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Научно доказано, что левая сторона лицу гораздо чаще выдает эмоции человека; это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные — ярче выражены на левой. Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп: 1. Жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели 2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к 4. Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с 5. Жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышцы Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр. Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты, особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движениями рук и корпуса); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как прлвило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следующие виды жестов: — жесты оценки — почесывание подбородка: вытягивание указательного — жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды; раскачи — жесты нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук: по — жесты самоконтроля — руки сведены за спину, одна при этом сжимает — жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных — жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненый назад кор — жесты расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое при — жесты доминорования — жесты, связанные с выставлением больших — жесты неискренности — жест «прикрытие рукой рта», «прикосновение к Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях. ********************************************************************** УМЕНИЕ СЛУША ТЬ Умение слушать из всех человеческих умений самое трудное. Специалисты уверяют, что не умеют слушать примерно восемь человек из десяти. Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». На самом деле от задуманного Вами до понятого ими остается примерно 30 процентов. Этапы потери информации: ЧТО МЕШАЕТ СЛУШАТЬ? а) Обремененность собственными проблемами, отвлечение на собственные б) Торопливость, поспешность суждений, исследования показали, что в 80 в) Критичность, негативность восприятия и мышления. Наше внимание г) Установка и предубеждения против говорящего. Например: «Что он может сказать умного?», «Молод еще». «Некомпетентный» и т.д. д) Стремление самоутвердиться, самоопределиться. Исследования показали, что мысли плохого слушателя заняты обдумыванием своих реплик, советов и замечаний, а не слушанием собеседника. Умение слушать состоит, по мнению специалистов в этой области из трех слагаемых: ВНИМАНИЕ 1. Уважайте говорящего, цените его желание сообщить нечто новое. 2. Установите с ним в начале беседы контакт, дав понять, что вы искренно готовы слушать. 3. Не прячьте глаз, смотрите на собеседника. 4. Не перебивайте. Наберитесь терпения и дайте человеку сказать то, что он 5. Не торопитесь с выводами. 1. Старайтесь не подавлять собеседника авторитетом, информацией или 2. Не давайте воли эмоциям. Когда почувствуете, что не контролируете их. 3. Не спешите возражать. Перебив человека, который не все сказал, мы 4. Не демонстрируйте всем своим видом пренебрежение к тому, что сказал 5. Делайте паузы. Охладите свой пыл и заодно дайте высказаться другому. 1. Не будьте молчуном, время от времени подавайте сигналы, что вы по 2. Сдержанность — прекрасное качество, но и здесь нужна мера. Иначе со 3. Не старайтесь прослыть умником. Витиеватые мудрствования не способ 4. Будьте раскованы, но не расслабляйтесь до такой степени, чтобы у гово-1 5. Если устали, лучше извиниться и отложить разговор. Обращайте внимание не только на слова собеседника, но и на их подтекст. I О чем, например, вот это высказывание: «Многие, кого я считал друзьями, оказались на самом деле совсем другими. Впрочем, может, я слишком много от них хочу?» Тест «Взаимоотношения с собеседником» Этот тест поможет Вам сделать вывод о том. как влияют ваши дискуссии ни I взаимоотношения с людьми, оцените каждое высказывание по 4-балльнои шкале, припомнив при этом конкретные ситуации. 1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко. 2. Он уважает меня. 3. Обсуждая различные точки зрения, смотрим на дело по существу. Мело 4. Мой собеседник понимает, что я стремлюсь к хорошим взаимоотноше 5. Он всегда по достоинству оценивает мои высказывания. 6. В ходе беседы он чувствует, когда надо слушать, а когда — говорить. 7. При обсуждении конфликтной ситуации я сдержан. 8. Я чувствую, когда мое сообщение интересно. 9. Мне нравится проводить время в беседах.
10. Когда мы приходим к соглашению, то хорошо знаем, что делать каж 11. Если нужно, мой собеседник готов продолжать обсуждение. 12. Я стараюсь идти навстречу его просьбам. 13. Я верю его обещаниям. 14. Мы оба стараемся угодить друг другу. 15. Мой собеседник обычно говорит по существу и без лишних слов. 16. После обсуждения разных точек зрения я чувствую, что это полезно мне. 17. В любой ситуации я избегаю слишком резких выражений. 18. Я искренне стараюсь понять собеседника. 19. Я вполне могу рассчитывать на его искренность. 20. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от обоих. 21. После неприятного разговора мы обычно стараемся быть вниматель Подсчитывая баллы, Вы получите три результата. Взаимная поддержка — сумма баллов построкам 2. 5, 9, 12, 14, 18, 20. Слаженность в общении — 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19. Улаживание конфликта — 3, 7. 10, 13, 16, 17, 21. 21 балл и выше принимается за норму. Если недобор по взаимной поддержке, то, значит, Вам следует быть повнимательнее к собеседнику. Плохая слаженность в общении — симптом того, что само общение происходило в неблагоприятной обстановке — спешка, отсутствие повода для обсуждения и т. п. Наконец, если трудности с улаживанием конфликта, то нужно активнее искать к взаимопониманию. ГЛАВА 6.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |