ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Группы и коллективы. «Я» и другие. Средстваи методы психологического воздействия. Лидер и стили руководства. Эффективность руководителя, менеджера, любого человека зависит не только от его личных психофизических особенностей и работоспособности, деловых способностей и подготовленности, но и от эффективности его взаимодействия с другими людьми, с сотрудниками, подчиненными, руководством, клиентами и партнерами. Вступая во взаимодействие с другими людьми каждый из нас представляет общие черты различных социальных групп, к которым принадлежит. Примеров групп множество. Это семья, трудовой коллектив, студенческая группа, команда и пр. ГРУППА - это совокупность людей, объединенных совместной деятельностью, находящихся в общении и взаимодействии между собой. Субъективно феномен «группы» переживается людьми в чувстве «мы», в противопоставлении - «Мы» - «Они». Выделяют несколько разновидностей групп: - условные и реальные; - постоянные и временные; - большие и малые. Условные группылюдей объединяются по определенному признаку (пол. возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом. Реальные группылюдей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны междусобой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная (малая) группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Ее участники знают друг друга и находятся в непосредственном общении. Большая группа- это большая по численности общность, участники которой объединены либо номинально, по наличию какого-то общего для всех признака (например, возрастные, половые, национальные, профессиональные группы), либо общностью языка и территории проживания (жители города), либо общностью цели деятельности (коллектив крупного предприятия). В больших группах отсутствует основной признак малой группы - непосредственное межличностное общение. Наличие непосредственного общения в малых группах делает их объектом исследования психологов, в то время как большие группы изучаются преимущественно социологами, экономистами. Проблематика исследований малых групп разнообразна. Это лидерство в группах и руководство группами, формирование групп, влияние групповых процессов и состояний на групповую продуктивность и др. Отличительные признаки малой группы: 1. Пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие 2. Наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация общей а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и б) вторичные цели - более длительны во времени и выводят группу на ин в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами 3. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифи 4. Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и коопе 5. Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые 6. Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стан Группе присущи следующие общие закономерности: - группа неизбежно будет структурироваться; - группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в - флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неод По психологическим характеристикам различают: а) группы членства; б) референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов; нормативную функцию, т.к. референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться. По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп (табл.1) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУПП ПО УРОВНЮ ИХ РАЗВИТИЯ
Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства). К основным группам относятся: АССОЦИАЦИЯ- группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей). КООПЕРАЦИЯ- группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, под- чиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности. КОРПОРАЦИЯ- это группа, объединенная только внутренними целями. не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма. КОЛЛЕКТИВ- устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что «срабатывает» по отношению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо знают это «таинственное явление»: две или несколько параллельных учебных групп постепенно как бы индивидуализируются, приобретают свое лицо, в результате появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причины этих различий педагоги указывают, что «погоду» в учебной группе делают определенные студенты, которые едва ли являются официальными руководителями учебного самоуправления. Очень важно руководителю ( педагогу, куратору, бригадиру и т.п.) видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров. Выделяют следующие методы: - социометрический; - референтометрический; -изучения мотивационного ядра межличностных выборов; - изучения сплоченности коллектива. Каким же образом происходит взаимодействие между двумя и более людьми, каковы формы контакта? Выделяют следующие: 1. Простое соприсутствие. 2. Обмен информацией. 3. Совместная деятельность. 4. Равная обоюдная или ассиметричная активность. В ситуации контакта могут возникать социально-психологические феномены: социальное влияние (поведение одного человека подобно поведению другого); суггестия - подверженность влиянию, критерием суггестии является степень сходства поведения человека и установок, внушаемых ему. Схема анализа социального влияния приведена на рис.2. Выделяют следующие социально-психологические феномены влияния: ФАЦИЛИТАЦИЯ- усиление энергии человека в присутствии других людей. КОНФОРМНОСТЬ- подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм. ВНУШАЕМОСТЬ- это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). КОНФОРМИЗМ- это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Различают: а) внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) - б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего. ГРУППОВАЯ НОРМАЛИЗАЦИЯ- формирование усредненного группового стандарта-нормы. Экстремизация - итогом обсуждения может быть не выработка средней нормы, а приближение общегруппового мнения к одному из полюсов континуума всех групповых мнений. Американцы называют этот феномен «Сдвиг к риску», т.е. решение, принимаемое группой, более рискованное, чем решение, принимаемое индивидуально. Если после групповой дискуссии человек возвря- щается к той же проблеме, он склонен принимать более рискованные решения, чем до группового обсуждения. ПРОБЛЕМА ПОДЧИНЕНИЯ АВТОРИТЕТУ(если меняется статус чело века и статус другого человека, то в результате меняется психологическая позиция человека). ВЛИЯНИЕ МЕНЬШИНСТВА(при определенных условиях влияние меньшинства может быть значительно ощутимым). Многочисленны методы и средства психологического воздействия. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение. Самый древний механизм воздействия - это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т.п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора. ВНУШЕНИЕтакже основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов). Внушаемость - степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц с слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Трудновнушаемые: сильный тип нервной системы; быстрый темп психической деятельности; интроверт; скептический; спокойный; упрямый; высокий уровень устремления к самовыражению, к творческой деятельности, к самостоятельности. Легковнушаемые: слабый тип нервной системы; медленный тип психической деятельности; экстраверт; доверчивый; тревожный; податливый: низкий уровень стремления к самовыражению; репродуктивное мышление; стремление работать по образцу. УБЕЖДЕНИЕапеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия: - убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенно - она должна быть последовательной, логичной, максимально доказатель - необходимо анализировать факты, известные слушателям: - убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации: 1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него 2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но. если 3) сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между - метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым при ТЕЗИС - это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами. ДОВОД - это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса. ДЕМОНСТРАЦИЯ- логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные. Распространенными ошибками доказательств являются: - подмена тезиса в ходе доказательства; - использование для доказательства тезиса доводов, которые отнюдь его не вают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо ложных доводов: - опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложно «псевдодоказательства» и «псевдоубеждения» могут срабатывать. В ряде случаев возможен ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА- когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего. Это происходит, когда: 1) исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой 2) в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, до 3) если воздействие осуществляется на фокальную установку. которого хочется походить. Условия подражания: - наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или - меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в ка -ясность, выразительность, привлекательность образца; - доступность образца, хотя бы в некоторых качествах; - сознательная направленность желаний и воли человека на объект подра Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств воздействия используются: а) вербальная информация, слово, но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (тут влияют уровень самооценки, широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности); б) невербальная информация ( интонация речи, мимика, жесты, позы при в) вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в г) регуляция степени и уровня удовлетворения потребности (если человек Каждый тип воздействия (убеждение или внушение) имеет несколько разных средств воздействия; так. заражение = невербальное эмоциональное воздействие + частично вербальный компонент, а убеждение = вербальный + эмоциональный + вовлеченность в деятельность. Характер взаимоотношений - некоторое субъективное переживание непосредственных отношений между людьми - носят субъект-субъектный характер, т.е. это не внешне наблюдаемое действие. Взаимоотношения складываются тогда, когда оба субъекта исходят из ощущения равенства другого, когда есть некое подобие, взаимоподобие партнеров. И конфликты происходят тогда, когда нет у людей взаимоподобия. Взаимодействие может осуществляться и при отсутствии взаимоотношений (например, передача билета в автобусе: - взаимодействие есть, а взаимоотношений нет). Таким образом, контакт людей друг с другом и их влияние друг на друга может происходить в самых разных формах, направлениях, с помощью разных средств, приемов и методов. В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции «черт» - лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой •лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и. с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д.Парыгина выделены типы лидеров I! зависимости от характера деятельности (универсальный лидер. ситуативный лидер), ее содержания ( лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер). Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер -это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет им в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: - бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых - социальный тип лидерства ( на производстве, в профсоюзном движении, в - политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа. Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей: этому обязано мое превосходство над другими». Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойсте последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива Группа, имея образ лидера, - модель, требует от реального лидера, с одной сто-ооны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за свои лидером, но и желают идти за ним. Лидер выстраивает структуры воздействия на последователей. Эти структуры обеспечивают, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы. Решение названных задач осуществляется посредством следующих функций: а) информационно-аналитической; б) выработки программ; в) принятия решения; г) организации исполнения решений. От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения - программа действий - и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает: 1) подбор и расстановку исполнителей; 2) доведение до них решений; 3) уточнение и адаптацию решению применительно к месту исполнения: 4) создание внешних и внутренних условий исполнения: 5) координацию деятельности исполнителей; 6) подведение итогов и анализ результатов. Опытный руководитель, трезво мыслящий, понимает, что как бы ни был высок уровень его подготовки и опыт, он не может полагаться лишь на себя и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и инициативных работников. Часто именно по окружению можно судить о степени талантливости лидера. Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем. Выделяют следующие стили управления: АВТОРИТАРНЫЙ(или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий, постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.). ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей. Реализация этого стиля возможна при высоких ин- теллектуальных, организаторских, психологически коммуникативных спосоо-ностях руководителя. ЛИБЕРАЛЬНО-АНАРХИЧЕСКИЙ (илипопустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется возможностью высказывания всеми своих позиций, но без достижения согласования позиций и реального учета, т.е. «максимум демократии», а с другой стороны, «минимум контроля» проявляется в невыполнении принятых решений, отсутствии контроля, все пущено на «самотек». При данном стиле руководства результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться. НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ(алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому . что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем. СИТУАТИВНЫЙ стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является ПАРТИСИПАТИВНЫЙ(соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты: - регулярные совещания руководителя с подчиненными; - открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; - вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных - делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав; - участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении - создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятель - предоставление работнику возможности автономно (от других членов ор Этот стиль применим, если: - руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий - подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в - задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы: 1. Формальный авторитет; обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. 2. Психологический моральный авторитет; зависит от нравственных ка 3. Психологический функциональный авторитет; определяется компетент Чтобы судить, насколько эффективен тот или иной руководитель, нужны, конечно, какие-то критерии, позволяющие такую оценку произвести. Подлинным критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. ********************************************************************** ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК Вопросы для самопроверки и проблемные задания: 1. Какие социально-психологические феномены влияния людей и группы на 2. В чем сходство и различие между заражением, внушением, убеждением? 3. Какие методы воздействия на мотивы, установки и состояния людей вам 4. Какие группы людей можно выделить? 5. Малая группа - что это такое? 6. Стили руководства - какие бывают? 7. Какие стили руководства наиболее эффективны? 8. Как реализуются основные управленческие функции руководителем? ********************************************************************** ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ИРЕФЕРА ТОВ: 1. Социальная психология групп и организаций. 2. Феномен лидерства и руководства: общее и различное. 3. Стили лидерства. ЛИТЕРА ТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: Андреева Г.М Социальная психология. - М., 1988. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности: Социально-психологический анализ. - К., 1979. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М., 1991. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. -М., 1958. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. -Л., 1979. Донцов АИ. Психология коллектива. - М., 1984. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. - М., 1993. Петоовский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.. 1992. Утюжанин А.П., Устюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. - М., 1993. **************************************************** ******************
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |