Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Слово «темперамент» (от лат



2016-09-16 4254 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Слово «темперамент» (от лат 4.67 из 5.00 3 оценки




Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотно- шение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ . Под темпера- ментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

1. Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.

2. Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.

3. Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») де- лает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвини-ком.

4.Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») — меланхоликом. Борис Михайлович Теплов ( дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой». Иван Петрович Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравно- вешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом (наследственным типом). И. П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

1. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.

2. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным разражительным процессом и относительно слабым процессом торможения – соответствует холерику, «безудержному» типу

3. Сильный уравновешенный подвижный тип – соответствует сангвинику, «живому» типу.

4. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

Таким образом, под темпера́ментом будем понимать устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности, которое составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Характер связан с темпераментом:

От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.

Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.

В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.

Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента

Практическая часть

 

Задание 1.У какого ученика - Вали или Саши - в особенностях поведения наиболее

отчётливо проявляются свойства темперамента? Дайте обоснование своего выбора.

У Вали повышенная активность и энергичность, работоспособность проявляются при

выполнении любых домашних поручений, школьных заданий, а также при выполнении

любых общественных поручений; у Саши те же качества проявляются только при

выполнении интересных домашних и общественных поручений, школьных заданий.

(По В. С. Мерлину.).

Задание 2.У кого сдержанность в большей степени вызвана свойством

темперамента? По каким признакам это можно установить?

Наблюдения за жизнью двух учеников 10 класса показали, что у одного из них

сдержанность проявляется лишь в деятельности, связанной с общественной работой в

коллективе, у другого ученика сдержанность проявляется и в труде, и в игре, и в

спорте, и на разных уроках. (По В. С. Мерлину.).

Задание 3.Определите темперамент по Айзенку(Приложение А).

 

Задание 4.Заполните таблицу, используя условные обозначения. («+»-свойство

характерно для данного темперамента, «-»- свойство не выражено у людей с данным

темпераментом, «в» - высокий уровень проявления данного свойства, «с» - средний

уровень, «н» - низкий уровень проявления данного свойства).

 

Свойства темперамента Типы темперамента
    Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Активность        
Реактивность        
Темп реакций        
Пластичность        
Ригидность        
Экстраверсия        
Интроверсия        
Сензитивность        
Тревожность        
Эмоциональность        

Задание 5.На основании характеристики определите тип темперамента

школьника. Какие свойства темперамента проявляются в этой характеристике?

А.Виктор, 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно,

но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом,

сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда

учитель спрашивает, почему не поднял руку, отвечает односложно: «Да так…» Его

трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам

других относится равнодушно, не злобив, но для товарища ленится что-либо сделать, в

разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется

несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и

аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с

ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо,

привязчив. (По И. М. Палею.)

Б.Борис, 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берёт работу не по силам. До

крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом

направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все

стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от

торопливости даёт сбивчивые ответы. Приходится всё время говорить ему: «Не

отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и

наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает

вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное. Когда рассердится, ещё не умеет себя

сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит:

«Изумрудная пятёрочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто

забывает поручение, так как от желания его скорее выполнить не дослушивает до

конца. (По И. М. Палею.)

В.Саша, 3 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из

равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того,

что сразу не нашёл в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и

болезненно переживает их. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо

того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в

детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе

встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца.

Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не

хуже других. (По И. М. Палею.)

Г.Лена, 2 класс. Девочка очень подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно

меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко

заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее

настроение весёлое и бодрое. На вопрос: «Как дела?»- обычно отвечает с улыбкой:

«Очень хорошо!», - хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж

хороши. Про пятёрки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда

бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но

ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, её легко

дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и

работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым

требованиям. Весьма разговорчива. (По И. М. Палею.).

Задание 6.Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника,

флегматика, холерика и меланхолика.

Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи,

медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое

усвоение и перестройка навыков, эффективность, вялость, выразительность мимики и

пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность(высокая чувствительность). (По В.

С. Мерлину.).

Задание 7.Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника,

флегматика, холерика и меланхолика.

Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке,

медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная

эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность,

подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и

смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость,

невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбуждённое состояние,

сосредоточенность внимания. (По В. С. Мерлину.).

Задание 8.Какое свойство темперамента проявилось у Аиды и Люды? По каким

признакам это можно установить?

Аида и Люда - ученицы 10 класса. У них примерно одинаковая успеваемость и

одинаковое положение в коллективе. Когда в начале учебного года они узнали, что их

класс будет расформирован, то Аида с удовольствием заявила, что наконец-то

расстанется с ребятами, которые её обидели. Люда же с досадой заметила, что теперь

она опять будет в одном классе с Р. и У., с которыми она порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда в первые же дни познакомилась со всеми, а Аида

долго даже не подходила к новым ученикам. (По А. И. Ильиной.).

Задание 9.Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере.

Поясните свой ответ.

Петя любит оживлённую суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в

центре внимания; Ваня, напротив предпочитает тишину и уединение. С трудом

знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает. (По В. С.

Мерлину.).

Задание 10.Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере.

Поясните свой ответ.

В изолированной комнате испытуемые А. и В. «ждут» боль. Их предупредили, что как

только экспериментатор сосчитает от 20 до 0, они получат сильное болевое

раздражение. И действительно, как только экспериментатор произнёс «ноль»,

испытуемые ощутили удар тока по пальцу.

Если сравнить изменение электрокожного сопротивления (кожно-гальваническую

реакцию - КГР) в процессе ожидания боли и в момент подачи болевого раздражителя

А. и В., то оказывается, что между испытуемыми существует большая разница. У

испытуемого А. ожидание боли даёт большую КГР, чем сама боль; у испытуемого В. -

меньшую. (По В. С. Мерлину.).

 

Самостоятельная работа:

Задание 1.Укажите те особенности поведения, которые обусловлены

темпераментом, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это

можно установить?

У детей старшего дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении

различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:

1.Они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно.

2.Часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе.

3.При неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда что-то не

получается.

4.В новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно следят за

каждым движением воспитателя.

5.В работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при

неудачах.

6.В однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность. (По

В. С. Мерлину.).

Задание2.Определите, для каких типов темперамента характерны описанные

особенности стиля деятельности. Поясните свой ответ.

Проводилось исследование индивидуального стиля двух групп хорошо успевающих

учеников10-11 классов. Для одной группы характерна малая утомляемость, поэтому

ученики тратят мало времени на отдых. Готовят уроки сразу. Заниматься

предпочитают вместе с товарищами. В работу втягиваются постепенно, долго

«раскачиваются» вначале, но зато выполняют задание довольно быстро. Уроки часто

готовят в последовательности от лёгких к трудным. Во время письменных работ

исправления, добавления делаются по ходу работы, поэтому особого времени на

проверку учащимся не требуется. Письменная речь характеризуется некоторой

конспективностью (предложения преимущественно простые, с небольшим

количеством слов и смысловых единиц в одном предложении немного слов и в одной

смысловой единице). Вообще эти ученики предпочитают отвечать устно, а не

письменно. Что касается выполнения различных учебных и общественных заданий, то

учащиеся, как правило, их не планируют и могут одновременно помнить и выполнять

несколько поручений и заданий.

Для другой группы учеников характерна сравнительно большая утомляемость,

поэтому им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые

перерывы во время подготовки домашних заданий. Для занятий эти ученики

нуждаются в полной тишине и уединении. В работу втягиваются без заметной

раскачки, хотя и выполняют её долго. Выполняя домашнее задание, сначала, как

правило, делают трудные уроки, затем лёгкие.

Письменные работы исправляют и дополняют обычно во время проверки. В

письменной речи преобладают сложные конструкции со всевозможными

подчинительными связями, большая развёрнутость высказываний (много смысловых

единиц и слов водном предложении, много слов в одной смысловой единице).

Письменную речь предпочитают устной. Выполнять одновременно несколько работ и поручений не могут. За новую работу берутся, только полностью закончив старую.

Получив задание, ученики это группы заранее планируют работу, составляют план

занятий на день, неделю и т. д. (По А. К. Байметову.).

Задание 3.Определите, для какого типа темперамента, характерен стиль учителей

Ф. Ю. и В. Ф. Какие особенности стиля проявились у них?

Учительница русского языка 6-8 классов Ф. Ю.на внешние впечатления реагирует

медленно, не сразу отвечает на вопрос. Выражение лица одинаково, независимо от

того даёт ли она задание или делает замечание, слушает ли серьёзную или весёлую

историю. Смеётся редко, чаще на её лице скупая улыбка. Речь размеренная,

неторопливая. Движения медленные. Для неё типичны невозмутимость и спокойствие

в любой обстановке. Кажется, страшная скука на её уроках неизбежна. Но,

оказывается, это не так. Например, для грамматического анализа Ф. Ю. тщательно

подбирает тексты и предложения, эмоционально насыщенные, лирически

приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок проходит при всеобщей

активности учеников. Разгораются глаза, тянуться руки, на лицах играют улыбки,

ребят большое желание ответить.

Учитель русского языка 6-8 классов В. Ф. легко переключается от одного состояния к

другому. На перемене в учительской вокруг него веселье, оживление. В. Ф.

рассказывал какую-то весёлую историю. Но вот прозвенел звонок, на лице учителя уже

сосредоточенная деловитость. В классе он всё время в движении, ходит быстро,

стремительно. Никогда не раздражается непониманием учащихся, собран, сдержан,

терпелив. Один из излюбленных приёмов закрепления нового материала по русскому

языку на его уроках - кратковременная динамическая игра типа соревнования. Игра

длится пять минут и идёт в высоком темпе. Она требует от учителя большой

оперативности, расторопности.

Итак, оба учителя успешно решают педагогические задачи, но решают по-разному. (

По Е. А. Климову.) .

Задание 4.Прочитайте данное описание.

Боря, Саша, Коля и Дима - ученики 4 класса. Все они отличаются отсутствием

дисциплинированности. Они разговаривают на уроках, нарушают правила поведения,

не выполняют требования дежурного учителя. Мальчики отличаются друг от друга по

своему темпераменту.

Боря - типичный непоседа. На уроке ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет

позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Исключение

составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит и настойчив.

Говорит он очень быстро - «проглатывает слова». Быстрая походка вприпрыжку.

Требованиям дежурного учителя не подчиняется. Легко увлекается каким-нибудь

делом (и хорошим и плохим), но быстро охладевает. На замечания учителей не

реагирует. Слывёт среди товарищей человеком, которому «всё нипочём».

Саша выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлёкшись рассказом

учителя, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными

восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку, не подумав, и

поэтому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя,

вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на уроке. На переменах он

никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Требования

дежурного учителя игнорирует.

Коля сидит в классе обычно спокойно, редко отвечая на вопросы болтливого соседа по

парте. На уроке часто занимается посторонним делом. На замечания учителя не

реагирует. По его лицу трудно понять, что он думает или чувствует в данный момент.

Кажется, его трудно рассердить или рассмешить; но когда он рассердится, совершенно

теряет контроль: были случаи, когда он оскорблял товарищей и учителя. На перемене

спокоен, но может, как бы невзначай подставить подножку расшалившемуся товарищу

ребята побаиваются его. Замечания дежурного игнорирует.

Дима - болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на

другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках

сидел расстроенный и подавленный. На уроке часто занимается посторонним делом.

Мешает товарищу, способен на каверзный поступок: может ущипнуть соседа, когда

тот отвечает с места. Если учителя делают ему замечание, то краснеет и долго

оправдывается. На перемене примыкает к драчунам, и хотя сам в драке участия не

принимает, подзадоривает других. При появлении дежурного учителя сразу же

убегает. (По В. С. Мерлину.).

По данным характеристикам определите, какой тип темперамента у каждого

мальчика.

Какие из перечисленных приёмов можно рекомендовать по отношению к каждому из

них и почему?

1.Применить меры наказания: а) вызвать родителей, б) написать замечание в

дневник.

2.Разъяснить правила поведения в школе.

3.Дать ответственное поручение в классе (назначить старостой, организатором

какого-либо дела, например, спортивного и др.).

4.Провести индивидуальную беседу.

5.Представить поведение ученика в смешном виде.

6.Чаще поощрять за хорошие поступки.

7.Сблизить с товарищами.

 

 

Практическое занятие № 12. Тема: Характер. Типологии и акцентуации характеров.(2 ч.)

Цель:Познакомить с понятием характер, видами, типологиями и формированием характера

Основные понятия:характер, акцентуация характера, типология и классификация характеров.

Рекомендуемые технологии:обсуждение проблемы в форме круглого стола, кейс-метод.

 

Вопросы для обсуждения

1.Понятие о характере.

2.Типология характеров.

3.Взаимосвязь характера с другими сторонами личности.

4. Акцентуации характера. Формирование характера.



2016-09-16 4254 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Слово «темперамент» (от лат 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Слово «темперамент» (от лат

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)