Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Мышление в чистом виде, как совершенно независимый самодостаточный психический



2016-09-16 4296 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Мышление в чистом виде, как совершенно независимый самодостаточный психический 5.00 из 5.00 4 оценки




Мышление в чистом виде, как совершенно независимый самодостаточный психический процесс, реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т.п. Кроме того, неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные характеристики, механические перечисления и повторения, потоки туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных ассоциаций. Мы, таким образом, не мыслим, а, скорее, привычно, и, в общем-то, правильно реагируем на обстоятельства своего инерционного пребывания в этом мире: «На второе была курица... (пауза). С рисом... (пауза). Вкусно». Подобные умственные процессы отличаются от мышления тем, что они репродуктивны, «мышление же в строгом смысле этого слова – продуктивно» (У. Джемс). Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это понимание реализуется в образовании относительно нового знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента. Причем мышление - это, прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно («наглядно») человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, можно утверждать, что мышление - это психологический процесс с открытием (возможно — субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации. Мышление тесно связано с языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение - первый важнейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих поколений. Второй признак мышления - его опосредованный характер. Новое знание не дается в готовой форме, мышление извлекает его как бы «из себя», оперируя с имеющейся в его распоряжении информацией. Исходными моментами мышления являются вопросы или проблемы типа: «Что такое? Почему? Как от этого избавиться? Кто виноват? Что делать?» Появление подобных вопросов обычно свидетельствует о «проблемной ситуации», в которой оказался индивид, ситуации, вызывающей мыслительное напряжение. Психологи определяют ее как «стимул» мыслительной активности. Но речь идет не о прямой (внешней, «объективной») стимуляции нашего разума. Мотивом мышления становится отображение и осознание нашей психикой факта появления проблемной ситуации.


 

 

Практическая часть

Задание 1.Прокомментируйте приведенные отрывки.

7. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)

8. Умственный труд едва ли не самый тяжкий труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно. (К.Д. Ушинский)

9. Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть в силу примитивности нашего научного знания – лишь делом веры. Не обладай я такой верой, я не мог бы иметь непоколебимого убеждения в самостоятельной ценности знания. (А. Энштейн)

10.Для реконструкции модели мира ученые используют приемы известные со времен Бэкона как «путь пчелы» и «путь паука». Первый из них предполагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания. Второму противопоказан скрупулезный анализ прошлого наследия; здесь отсутствует слишком сильная привязка к идеям предшественников, так как она может быть препятствием для выдвижения новых научных идей, подчас «безумных с точки зрения традиционных концепций. (Р.М. Грановская)

Практическая часть

 

Задание 1.Выберите из предложенных ниже признаков те, которые характеризуют мышление человека.

1.Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

2.Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых

предметов и явлений.

3.Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.

4.Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и

явлений.

5.Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы

чувств.

Отражение действительности опосредованным путём при обязательном участии речи.

(По В. С. Мерлину.).

Задание 2.Какие отличительные особенности мышления как одного из

познавательных процессов проявляются в следующих примерах?

А.Подойдя к автобусной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много

людей, вы догадываетесь: давно не было автобуса. (По В. С. Мерлину.)

Б.Придя однажды домой и, заметив, что сынишка-дошкольник непривычно тих и

молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил. (По И. М. Палею.)[5]

Задание 3.Назовите основные мыслительные операции (они выделены шрифтом и

пронумерованы), которые проявляются в деятельности ученика.

Школьникам 7 класса было предложено расклассифицировать геометрические фигуры,

начерченные на карточках. Среди этих фигур имелись знакомые (треугольники,

квадраты, прямоугольники, трапеции) и незнакомые (неправильные

четырёхугольники). Были и комбинированные фигуры.

Ученик П. выполняет задание следующим образом. Берёт в руки неправильный четырёхугольник, похожий на трапецию, (1)рассматривает его, измеряет стороны и

углы и,(2)положив его в группу незнакомых фигур, отмечает, что он очень похож

на трапецию. Рассматривая комбинации из квадрата и треугольника, П. рассуждает

так: «Здесь две геометрические фигуры: квадрат и треугольник. Эту карточку можно

положить в группу квадратов и в группу треугольников. (3)Но эта карточка будет

отличаться от других, там по одной геометрической фигуре, а здесь две,(4) лучше

я выделю отдельную группу - это будут сложные фигуры, составленные из

нескольких».(5)Рассматривая одну из фигур, ученик проверяет углы и стороны

фигур транспортиром и отмечает, что здесь треугольник и квадрат включены в

трапецию.«К группе трапеций я не положу, потому что эта трапеция особенная, в ней

две фигуры». Он помещает эту карточку, как и ряд других, в группу сложных фигур.

(По Е. Н, Кабановой-Меллер.)

Задание 4.Определите, какие операции мышления будут выполнять учащиеся в

следующих ситуациях. Поясните свой ответ.

1.Пятеро учеников выполняют стойку на лопатках. Учитель даёт задание классу:

выбрать лучшее выполнение упражнения.

2.Учитель объясняет и показывает технику выполнения опорного прыжка через

гимнастического козла способом «согнув ноги». Класс выполняет задания: а)

определить, из каких элементов складывается прыжок, б) описать технику выполнения

прыжка.

3. Идёт изучение элементов баскетбола. Учитель даёт задание классу: определить, на

что нужно обращать внимание при выполнении броска по кольцу одной рукой от

плеча.

4.Идёт изучение акробатики в 3 классе. Учитель даёт задание: Определить общие

элементы в кувырке вперёд, кувырке назад и стойке на лопатках.

5.Учитель в 1 классе показывает картинки, на которых изображены баскетбольный

мяч, гимнастические кольца, теннисная ракетка, брусья, ядро, перекладина, скакалка, кегли. Далее учитель просит детей разделить все предметы на две группы.

Задание 5.Какие операции мышления будут задействованы у учащихся при изучении

техники метания малого мяча на дальность с разбега?

Задание 6.Дайте характеристику суждений (утвердительное или отрицательное,

общее, частное или единичное, непосредственное или опосредованное, истинное,

ложное или предположительное).

1.Миша правильно выполнил передачу мяча двумя руками от груди.

2.Ты метнул гранату недалеко из-за несвоевременного выпуска снаряда.

3.Ваша подгруппа выполняет неверно захват перекладины.

Самостоятельная работа:

Задание1.проанализируйте приведенные отрывки. со всеми ли высказываниями вы можете согласиться? о каких характеристиках мышления идет речь в следующих отрывках? как вы считаете, не роднят ли они мышление с воображением?

1. Чтобы умно доказывать что-либо, одного ума недостаточно. (Ф. Честерфилд)

2. В науке, как и в повседневной жизни, умственные операции не совершаются по правилам логики, а доказательству всегда предшествует представление некоторой истины, созерцание какого-нибудь процесса или причины явления, вы не приходите к заключительному выводу из предпосылок, а наоборот, этот вывод им предшествует, предпосылки же его только впоследствии разыскиваются как доказательство. (Ю. Либих)

3. Если построить дом, не считаясь с законами механики и других наук, - он рухнет. Так и научное доказательство: если его построить, не считаясь с законами и правилами формальной логики, оно тоже рухнет. (С. Поварин)

4.В мысленном эксперименте процессы развертываются как бы независимо от конкретной формы взаимодействия объекта исследования с теми окружающими условиями, которые не интересуют исследователя. Это возможно потому, что все действия производятся не над реальными объектами, а над мысленными, воображаемыми образами. Мысленно можно расчленить объект на отдельные элементы, а затем, учитывая действующие в данной предметной области причинные законы, синтезировать его различные элементы в одно целое или же рассматривать их вне привычного контекста, в новых комбинациях и связях. (А. Славин)

Задание 2.Прочитайте характеристику ребёнка.

Маша очень любознательный и смышленый ребёнок. Ей всё интересно. Когда мама

попросила помочь накрыть на стол, то Маша стала ставить тарелки, называя членов

семьи. Собирая мозаику, девочка легко изменяет замысел, примеряя новые детали, но

если мама сказала, что нужно выбрать только одну какую-либо деталь, то Маша

поступит так, как сказала мама.

Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребёнка, и какие качества

ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.

Задание 3.Прочитайте характеристику ребёнка.

Дима любит трудные задания, особенно такие, где решение может быть несколькими

способами. Он очень внимательно читает условие задания, стремясь связать задачу с изученным материалом. Он любит поспорить с учителем, отстаивая свою правоту. С

заданиями, особенно по математике, справляется в классе первым. В других областях

знаний тоже показывает высокие результаты.

Определите, какой вид мышления преобладает у данного ребёнка, и какие качества

ума прослеживаются в данном описании. Поясните свой ответ.

Задание 4.Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи.

Выберите особенности каждого вида речи (диалогический, монологический,

письменный и внутренний).

1.Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства - жесты,

мимика, изображение.

2.Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.

3.Грамматические связи выражены наиболее полно.

4.В значительной степени непроизвольная речь.

5.Речь, наиболее поддающаяся волевому контролю.

6.Заранее планируемая и программируемая речь.

7.Грамматически бессвязная форма речи.

8.Речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства -

жесты, мимика.

9.Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены10.Фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь.

11.Речь, в которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить различных

последовательных высказываниях.

12.Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.

(По В. С. Мерлину.).

Задание 5.Опишите, как происходит мыслительный процесс, если:

1.Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост.

2.у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета?

3.у Вас есть песочные часы, рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут?

4.Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга?

Практическое занятие № 10.Тема: Эмоции, воля и чувства.(2 ч.)

Цель:изучить все типы проявления эмоций

Основные понятия: аффекты, чувства, настроения, страсть, высшие чувства, моральные, интеллектуальные, практические, эстетические чувства.

Рекомендуемые технологии:обсуждение проблемы в форме круглого стола, кейс-метод.

 

В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции:

- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: фундаментальные понятиями психологии;

-углубленный уровень: закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза;

-продвинутый уровень: фундаментальные понятиями психологии; закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; методы диагностирования.

уметь:

-пороговый уровень: применять современные методики и технологии в профессиональной деятельности;

-углубленный уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

-продвинутый уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности.

владеть:

-пороговый уровень: современными методиками и педагогическими технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся;

-углубленный уровень: практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: методиками и технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и современными информационными технологиями в организации собственной профессиональной деятельности.

 

-владеть современными методиками и технологиями, методами диагностирования психических процессов(эмоций и чувств) для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика волевых действий

2. Основные психологические теории воли

3. Структура волевого действия

4. Волевые качества человека и их развитие

5.Понятие эмоций. Виды эмоций и их общая характеристика.

6. Физиологические основы и психологические теории эмоций.

7. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.



2016-09-16 4296 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Мышление в чистом виде, как совершенно независимый самодостаточный психический 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Мышление в чистом виде, как совершенно независимый самодостаточный психический

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)