Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Что даёт человеку знание таких познавательных процессов



2016-09-16 2029 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Что даёт человеку знание таких познавательных процессов 4.67 из 5.00 3 оценки




Что даёт человеку знание таких познавательных процессов, как внимание? Имея представление об особенностях своего внимания, которые зависят от наличных свойств и актуального состояния организма и центральной нервной системы, человек, во-первых, сможет правильно оценить возможности своего внимания, понять, каким оно является от природы, и в практической деятельности постараться приспособиться к нему. Во-вторых, если в его собственном внимании вдруг обнаружатся не вполне устраивающие его недостатки, то человек может предпринять усилия, направленные на то, чтобы избавиться от них: ведь внимание человека в его высших проявлениях, например произвольное внимание и опосредствованное внимание, является управляемым. То же самое касается знаний о внимании тех людей, с которыми нам приходится постоянно общаться и взаимодействовать в личных и деловых вопросах. Зная особенности их внимания, мы сможем как-то к ним приспособиться таким образом, чтобы общение и совместная деятельность от этого не страдали. У всех людей есть те или иные недостатки внимания, которые могут касаться непосредственного и непроизвольного, опосредствованного и произвольного внимания.

Внимание человека характеризуется различными свойствами. Наиболее известны и важны следующие: объём, продуктивность, концентрация, распределение, устойчивость и переключаемость.

Объём внимания обычно оценивается так. Человеку на очень короткое время, не превышающее несколько десятых долей секунды, предъявляется некоторое количество единиц информации, например простые изображения, буквы, слова, цифры, звуки и т.п. Вслед за этим сразу же просят сказать, что он успел заметить (увидеть, услышать и т.п.). Количество объектов, воспроизведённых после одномоментного предъявления, рассматривается как объём внимания (в данном случае непосредственного).

Продуктивность внимания обычно оценивается по работе, выполненной человеком за единицу времени и требующей повышенной сосредоточенности, концентрации внимания.

Концентрация и распределение внимания - это взаимосвязанные, но в определённом смысле слова противоположные характеристики. В практике психодиагностики они часто изучаются и оцениваются при помощи одной и той же методики. В одном из вариантов такой методики человеку предъявляется множество сравнительно мелких объектов, рассредоточенных на значительной части пространства или плоскости. Человек получает задание за очень короткое время постараться увидеть как можно больше деталей, расположенных на небольшой части пространства, плоскости (оценка концентрированности внимания), или, напротив, на возможно большей их части (оценка распределения внимания).

Практическая часть

Задание 1.По каким внешним признакам следует судить о невнимании ученика на

уроке?

Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлён в окно, точнее во

двор. Миша ничем не нарушает дисциплину, но за ходом урока не следит. Один из

учеников ошибся у доски, весь класс смеётся. Миша так же спокоен, так же пристально

смотрит в окно. Учитель переводит взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики

играют в футбол. Они горячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша

тоже возмущён, он порывается что-то крикнуть. Учитель задаёт Мише вопрос. Миша

недоумённо молчит. (По Э. Ш. Натанзон.).

Задание 2.Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и

второго учеников?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по

химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но

часто ошибался. Учитель поочерёдно предлагал двум сидящим ученикам исправлять

ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу

исправлял недочёты в работе товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от

своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда

же учитель обращался к нему с одним - двумя вопросами, ученик быстро и хорошо

исправлял ошибки товарища. (По В. С. Мерлину.).

Задание 3.Какое свойство внимания проявляется в описанном случае? По каким

признакам это можно установить?

Ученик музыкальной школы однажды утром слышал интересную радиопередачу для

школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен

разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал

негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была закончена, мальчик закрыл

пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за

хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал друзьям

содержание прослушанной радиопередачи. (По В. С. Мерлину.).

Задание 4.Какие свойства внимания и как проявляются у спортсмена-

баскетболиста в игре? Поясните свой ответ на основе теоретических знаний.

Задание 5.Какие свойства внимания необходимы учителю физической культуры для

работы на уроке? Обоснуйте свой ответ. Оцените особенности своего внимания.

Поставьте задачи по саморазвитию.

Задание 6.Какие приёмы организации внимания на уроке являются педагогически

наиболее целесообразными?

На открытом уроке по биологии молодая учительница, объясняя новый материал,

демонстрировала многочисленные иллюстрации перелётных птиц. Это вызвало

оживление в классе. Однако при закреплении нового материала оказалось, что

некоторая часть учащихся поверхностно усвоили материал: они легко могли

рассказать об образе жизни той или иной птицы и были совершенно беспомощны в

объяснении других фактов. Как будто их не было в классе. Для поддержания внимания

учащихся при анализе были предложены следующие приёмы:

1. нужно было сделать ученикам замечание;

2. после каждого объяснения следовало закрывать наглядное пособие;

3. нужно было дождаться полной тишины в классе, прежде чем начинать объяснение;

4. после каждого объяснения следовало делать небольшую паузу. (По В. С.

Мерлину.).

Задание 7.Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие - непроизвольного внимания?

а) Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определённого

отрезка времени.

б) Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и

относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.

в) Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного

отчёта.

г) Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий для работы.

д) Использование определённых потребностей, с удовлетворением которых связан

учебный материал.

е) Использование определённых установок и психических состояний.

ж) Постановка существенно значимых целей и задач деятельности. (По В. С.

Мерлину.).

Самостоятельная работа:

Задание 1.Охарактеризуйте и проанализируйте те методические приёмы, которые

наиболее способствуют развитию воображения.

На уроке литературы в шестых классах широко применяются следующие виды работы:

пересказ прочитанного, творческий пересказ, постановка вопросов к прочитанному

тексту; письменные задания: подбор из текста подписи к картинке, описание

действующего лица литературного произведения, написание небольшого сочинения об

особенно понравившегося героях и т. д. (По В. С. Мерлину.)

Задание 2.Ответьте на вопросы психологии восприятия.

1. Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?

2. Почему в аэропорту, когда вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» - самые нужные слова расслышать не удается?

3. Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?

4. Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

5. Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» - «мороз мешком укутывал»?

6.Почему болевых рецепторов в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

Задание 3.Из предложенного ниже перечня признаков выберите те, которые

характеризуют воображение.

1.Деятельность мозга, которая не может быть проверена на практике.

2.Сложная психическая деятельность, источником которой не является объективная

реальность.

3.Создание или воспроизведение образа, не воспринимавшегося в прошлом.

4.Специфическая деятельность, возникающая в процессе труда.

5.Отражение объективной реальности, действующей на наши органы чувств.

6.Обобщённое и опосредованное отражение действительности.

7.Сложная психическая деятельность, которая является врождённой способностью,

развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания.

8.Отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях.

9.Отражение того, что было в прошлом опыте. (По В. С. Мерлину.)

Задание 4.Определите, какой вид воображения проявляется в каждом из

приведённых отрывков. Поясните свой ответ.

А.…Начиналось воспаление лёгких… Яше становилось всё хуже, очень хотелось

пить, но он никак не мог ни позвать кого-нибудь, ни подняться с кровати.

Вдруг он убедился, что находится внутри металлического шара, фантастического

межпланетного корабля, того самого, на котором путешествовал Кэйвер с Земли на

Луну. Шар почему-то вращался, и Яшу с большой силой прижимало к его гладкой

раскалённой поверхности. Кроме того, все предметы расплывались в волнах розового

тумана, застилавшего глаза.… В нём замелькали большие радужные круги. Потом круги поблекли, туман исчез, и Яша с удивлением заметил, что находится среди каменных

гор. Это была странная местность - без всяких признаков растительности и воды. Она

не походила на те места Урала, которые знал Яша, хотя всё это он где-то уже видел.

Вот только где? И тут он понял, что находится на…Луне! В чёрном небе горели

необыкновенно крупные звёзды. Они не мерцали и были так же ярки, как и солнце,

висевшее над острыми гребнями скал…(Б. Фрадкин. Дорога к звёздам.)

Б.…Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые крики

полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нём тотчас же, точно в

мальчике…закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты…

…И Ромашов поразительно живо увидел себя учёным офицером Генерального штаба,

подающим громадные надежды…

…Вот начались манёвры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не

понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится, - ему уже делал два раза

замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте,- обращается

он к Ромашову. - Знаете, по старой дружбе. Помните, хе-хе-хе, как мы с вами

ссорились? Уж, пожалуйста». Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись

на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник.…

Это ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Моё дело - принимать

приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с

новым выговором.

Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идёт всё выше и выше по пути

служебной карьеры…(А. Куприн. Поединок.)

В.…Ещё в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог

сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в

глубины тайги, где маленькими кружочками были отмечены безымянные фактории,

повторял, как стихи, звучные названия - Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и

Инвернесс, Онега и Кордильеры.

Постепенно все эти места оживали в моём воображении с такой ясностью, что,

кажется, я мог написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и

странам. (К. Паустовский. Золотая роза.)

Г.Первые же испытания макета локатора обнаружили опасность искажений. На экране

дрожали, исчезая и вновь появляясь, несколько зелёных импульсов, мешая определить

место повреждения. Невидимые электрические бури нарушали истинную картину…

…Андрей приказал разобрать всю установку…

Отказываясь от достигнутого, Андрей ничего не мог предложить взамен. Он знал одно

- путь, избранный им неверен. Достаточно было посмотреть на схему: она была

сложной, уродливой и, значит в чем-то порочной…

В работе учёного наступают периоды, когда воображение иссякает, и нет никаких способов пробудить его. Иногда это длиться часами, иногда - годами. Сознание того,

что решение близко - достаточно одного усилия, одной счастливой мысли, чтобы

найти его, - гнетёт мучительно.

Оставаться в лаборатории он не мог, здесь всё ему напоминало о его бессилии. Он

вышел…

…- Подождите, пожалуйста, - умоляюще попросил Андрей. Он отломил стружку.

Острые кромки впились в кожу. Андрей потянул стружку за концы, они сжимались и

разжимались, пружиня, они напоминали ему броню кабеля. Он растягивал стружку,

пока она не сломалась; тогда он нагнулся и поднял целый ворох колючих стружек.

Лицо Андрея слегка побледнело. Технолог смотрел на него с интересом.

…Открытие всегда наступает внезапно.… За какие-то секунды мозг Андрея

представил стружку в виде специальной обмотки, которую вот таким же способом

можно растягивать, изменяя характеристику. Если подключить такую катушку, то

искажения компенсируются; он мысленно прикинул по формулам, как всё изменится, -

и всё, всё стало поразительно простым и ясным.

Тут же, не выпуская из рук стружки, он принялся возбуждённо объяснять

технологу…(Д. И. Гранин. Искатели.).

Задание 5.Развитию какого вида воображения способствует следующий

методический приём?

Любимым занятием учащихся на уроке географии были путешествия по карте.

Учитель показывал какую-нибудь точку на карте, а учащиеся должны были описать

флору, фауну, рельеф, вид городов, жилищ, людей данной местности. (По В. С.

Мерлину.).

Практическое занятие № 9. Тема: Мышление. Мышление и речь.(2 ч.)

Цель: Показать место мышления в структуре познавательных процессов. Дать представление об операциях, видах и функциях мышления. Дать рекомендации по активизации мышления.

Основные понятия:мышление, синтез, анализ, обобщение, понятие, суждение, абстрагирование, язык, речь, сензитивные периоды развития, внутренняя речь, эго-центрическая речь, диалогическая речь, монологическая речь.

Рекомендуемые технологии:обсуждение проблемы в форме круглого стола, кейс-метод.

 

В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции:

- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: фундаментальные понятиями психологии;

-углубленный уровень: закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза;

-продвинутый уровень: фундаментальные понятиями психологии; закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; методы диагностирования.

уметь:

-пороговый уровень: применять современные методики и технологии в профессиональной деятельности;

-углубленный уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

-продвинутый уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности.

владеть:

-пороговый уровень: современными методиками и педагогическими технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся;

-углубленный уровень: практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: методиками и технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и современными информационными технологиями в организации собственной профессиональной деятельности.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о мышлении.

2. Функции и виды мышления.

3. Операции мышления.

4. Развитие мышления.

5. Речь и ее функции.

6. Речь как инструмент мышления.



2016-09-16 2029 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Что даёт человеку знание таких познавательных процессов 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Что даёт человеку знание таких познавательных процессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2029)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)