Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Воля-этосознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности



2016-09-16 4325 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Воля-этосознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности 4.83 из 5.00 6 оценок




Воля-этосознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Главная функция воли за­ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выде­лять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются реф­лекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К это­му же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горя­чему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные дей­ствия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизволь­ному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в си­туациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, ко­торые более характерны для поведения человека, направлены на достижение по­ставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое пове­дение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звень­ев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей слож­ности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д., является примером сложно­го волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, аль­пинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задол­го до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внима­ние на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятно­го, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызы­вающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определен­ное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наобо­рот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выражен­ные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризую­щая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

В психологии под эмо­циями понимаютпсихические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека. Следовательно,наиболее существенной характеристи­кой эмоций является ихсубъективность.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на кото­рые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо ска­зать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда свя­зана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

 

 

Практическая часть

Задание1.Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.

1. Эмоции – это есть работа инстинкта, а чувства – горечь, печаль и т.д. – это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий… Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (И.П. Павлов)

2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б.Д. Парыгин)

3.Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К.К. Платонов).

Задание2.Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современных представлений об эмоциях.

1. Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.

2. Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.

3. Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько различных эмоций.

4. Чувства непередаваемы языком слов и движений.

5. Без эмоций невозможны познание и деятельность.

6. Разум всегда способен взять верх над эмоциями.

7. Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.

8. Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

 

Задание 3.Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные

и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект,

страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким

признакам это можно установить

А.Спортсмен С. Перед стартом на ответственных соревнованиях сначала «метался из

угла в угол», потирал ладони, громко смеялся, но затем вдруг как-то сник, замолк -

впал в состояние стартовой апатии.

Б.Миша всерьёз увлёкся футболом. Целыми днями он пропадал на стадионе. Дома

только и было разговоров: о голах, пасах, великих футболистах.

В.Играть с А. Беловым было одно удовольствие - сказка. Он никогда не выговаривал

партнёру за неудачно посланный мяч. Любой пас в сторону Белова всегда доходил до цели. (По Д. Я. Богдановой.).

Г.Не сумев организовать учащихся на урок, учитель вышел из класса, хлопнув

дверью.

Д.Забив долгожданный гол, игроки команды устроили «кучу малу», а потом с

удвоенной энергией провели остаток встречи, что было вознаграждено ещё одним

голом.

Задание 4.Спортсмен проиграл в важной для него встрече. Какие эмоциональные

состояния у него могут проявиться?

Задание 5.Определите виды чувств. Поясните свой ответ.

А.«Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину».

(Из письма П. И. Чайковского.)

Б.После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в

состояние восторга. (По В. С. Мерлину.)

В.Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята его назвали

«предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло. (По В.

С. Мерлину.)

Г.Ученица 11 класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на неё

потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением. (По А. Г. Ковалёву.).

Задание 6.Определите, о воспитании каких высших чувств говорит В. А.

Сухомлинский. Выскажите своё мнение по этому поводу.

«Красота - средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве - особенно в отрочестве

- человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности. Важно,

чтобы это освоение продолжалось всю жизнь». (В. А. Сухомлинский.)

Задание 7.Прочитайте ситуацию.

В повести Е. Ильиной «Четвёртая высота» есть эпизод, в котором рассказывается, как

во время подготовки к школьным экзаменам Гуля отвезла в зазеленевший лес свою

белку, проводила на вокзал маму, уехавшую в Сочи, и вернулась в опустевшую

квартиру. С ней осталась Фрося.

- Ну, Фросенька, - сказала Гуля, - не сойду с этого места пока не пройду всю физику.

И Гуля села за свой стол. Подперев голову руками, она углубилась в учебник. Комната

была залита июньским солнцем. Под окном распустилась акация.

- Как сейчас хорошо на Днепре! - с тоской думала Гуля. - Взять бы байдарку и поплыть

вниз по течению. А потом лечь на белый песок и смотреть в небо! Но это потом, после

экзамена. А сейчас надо забыть обо всём на свете, кроме физики.

- «Теплота» …Как назло приходится повторять эту несчастную «Теплоту», когда и так

некуда деваться от жары.

Вдруг в дверь постучали. В переднюю вошла Гулина одноклассница Надя, одна из

самых нарядных и хорошеньких девочек в классе.

Гулька, - сказала Надя, едва переводя дух, - бросай всё! Лемешев в Киеве! Мировой

концерт. Есть два билета!

- Ты что, в уме? - спросила Гуля. - А физика?

- Физика подождёт. Неужели ты пожертвуешь Лемешевым ради несчастной физики?!

- Я не шучу, Надька, - серьёзно сказала Гуля. - Ты же знаешь, мне недолго собраться,

особенно если такой концерт. Приходится держаться во как! Думаешь, мне приятно

париться? Но ведь осталось ещё добрых 50 страниц. Видишь?

- Я буду ночью учить « Теплоту», - сказала Надя, вертясь перед зеркалом… - Ты,

Гулька, вечно чего-то невозможного требуешь от себя, и других. Ну, насильно в рай не

тянут. Сиди, зубри!

Когда Надя, чмокнув Гулю, убежала, дверь не успела закрыться за ней, как

застенчивый мальчишеский голос по телефону позвал Гулю на Днепр кататься на

лодке.

- Не могу же! Занята я! Отстаньте от меня все! - крикнула со слезами в голосе Гуля и,

положив трубку, накрыла телефон диванной подушкой.

- Не подойду больше, хоть тресни! - сказала она и пошла к своему столу, заваленному

книгами. До вечера просидела она над физикой, не вставая. (По Ф. Н. Гоноболину.).

С какими трудностями пришлось встретиться девочке (внешними и внутренними)?

Выделите их и определите их вид. Какие функции воли проявились в данном описании?

Поясните свой ответ. Укажите, какие этапы волевого действия проявляются в

описанных ситуациях.

Задание 8.Укажите, какая функция воли (активизирующая или тормозящая)

проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своего ответа.

А.Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоёму, готов зачерпнуть воды и

выпить её. Но ему говорят: «В этом водоёме обнаружен холерный вибрион, имейте это

в виду». Человек выливает воду и идёт дальше. (По В. С. Мерлину.)

Б.Во время воздушного боя лётчик получил смертельную рану. В какое-то время он

понял, что если выпустит из рук штурвал самолёта, погибнут все, кто там находится. И

вот лётчик продолжает управлять самолётом, благополучно сажает его и тут же

бессильно падает на пол кабины. Из самолёта его выносят уже мёртвым. (По Ф. Н.

Гоноболину.)

В.В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята

позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым и изнурённым, он отказался,

объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца. (По В. С. Мерлину.)

Задание 9.Прочитайте описание ситуации.

Тренер А. Гомельский рассказывал о следующем приёме тренировки баскетболистов.

Игрокам даётся задание пробежать 1500 метров по стадиону, передавая мяч в парах.

Заканчивая дистанцию, игроки настраиваются на обычный интервал - отдых, но в это

время звучит команда тренера: «Ещё один круг!(400метров)» (По Д. Я. Богдановой.)[2]

Определите, какой психический процесс совершенствуется в этой ситуации. Какие

конкретно качества воспитываются таким способом?

Задание 10.Прочитайте описание ситуации.

Тренер А. Гомельский рассказывал о следующем приёме тренировки баскетболистов.

Отрабатывается проход под щит и бросок по корзине. Три пары игроков становятся

лицом друг к другу на расстоянии метра. В образовавшийся коридор устремляется

нападающий с мячом. Ведя мяч, он должен преодолеть сопротивление защитников и

забросить мяч в корзину. Защитникам разрешается ударять по рукам и туловищу (но не

кулаком). (По Д. Я. Богдановой.).

Определите, какой психический процесс совершенствуется в этой ситуации. Какие

конкретно качества воспитываются таким способом?

Задание 11.Наличием или отсутствием, какого качества воли объясняются

особенности поведения на контрольном уроке каждого из учеников?

А.Была контрольная работа по алгебре. Дал себе слово: что будет, то будет, а должен

решать сам, ни у кого смотреть не буду. Решение последнего примера долго не

удавалось. Вот внутренний голос и говорит: «Слово дал, а двойку получишь». Стали

брать сомнения.… А другой голос твердит: «Владеть собой надо и в трудные минуты

делать всё самому, а то никогда ничего не выйдет». Против первого голоса доводы

привёл… и помогло. Вместе со звонком сдал работу учителю. ( По В. А, Крутецкому,

Н. С. Лукину.)

Б.Запутался в контрольной по алгебре. Сижу, бумагу порчу, рву на мелкие части, всё

из головы вылетело. Вижу: Оля списывает работу начисто, а в черновике весь ход

решения виден. Сам не знаю, что меня толкнуло, но посмотрел я, как задача решается,

и стал делать свою всё по порядку. ( По В. А, Крутецкому, Н. С. Лукину.).

 

Самостоятельная работа:

Задание 1.Выделите отрывки, в которых изображают преимущественно

познавательные процессы, и отрывки, изображающие преимущественно эмоции и

чувства. По каким признакам вы это определили?

А.Ученик 1 класса, рассказывая по картинке, перечисляет изображённые предметы:

«Два мальчика…ведро…собачка…»(По В. С. Мерлину.)

Б.Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние,…а

краски! Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков -

желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная,

просто ослепительная…(А. А. Фадеев. Молодая гвардия.).

Задание 2.Исправьте текст так, чтобы он был правильным с точки зрения

психологии.

Я чувствовал холод могильной плиты, и в душе я ощутил ужас от всего

происходящего.

Задание 3.Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные

и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект,

страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким

признакам это можно установить?

А.Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы - куда девались их задор и

одержимость. (По В. С. Мерлину.)

Б.Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник,

не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное

состояние: всё забыл. (По В. С. Мерлину.)

В.Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем

начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на

других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет

о случившемся и раскаивается. (По В. А. Крутецкому, Н. С. Лукину.)

Г.Добросовестная и прилежная ученица была спрошена учителем. В это время в класс вошёл директор школы. Девочка растерялась и сразу замолчала. На наводящие

вопросы отвечала сбивчиво. Создалось впечатление, что она не знает урока. После

того, как директор вышел из класса, девочка бойко и уверенно ответила по всему тому

материалу, который безуспешно пыталась воспроизвести ранее. (По В. С. Мерлину.)

Д.При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе сил

покинуть борт самолёта. Иных только повторным приказом удаётся заставить сделать

шаг за борт самолёта. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый

купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать

происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое

состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках. (А.

Усков и Н. Мясников. Лётчик-испытатель.)

Е.Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле,

странно-неловко выпячиваясь, и билась головой о стену…

- Наташу!- кричала она, отталкивая от себя окружающих. - Подите прочь все,

неправда! Убили! Ха-ха-ха-ха!…неправда!»(Л. Н. Толстой. Война и мир.)

Д.В условиях нерешённой задачи у испытуемого повысилась двигательная активность.

В течение всего опыта он насвистывал, напевал, постукивал по столу пальцами, тёр

руки и лицо. Движения, прежде осторожные и точные, стали сильными и

размашистыми. Испытуемый стал необыкновенно говорлив: к звуковому сигналу на

ошибку отнёсся резко отрицательно. Затруднения высказывал вслух. Работа

прерывалась залпами озвученных вздохов: «Ух! Ой, ой, ой!» в конце опыта появилась

одышка. Но сознательный контроль не был нарушен. Испытуемый использовал

логические выкладки при определении допущенных ошибок. (По В. В. Суворовой.).

Задание 4.Я. А. Коменский говорил: «Школа без дисциплины, что мельница без

воды».

Какое волевое качество учеников так высоко оценивал Коменский?

Задание 5.Биатлонист вышел на рубеж для стрельбы по мишеням после штрафного

круга.

Какое волевое качество будет влиять на успешность стрельбы в большей степени?

Поясните своё мнение.

 

Практическое занятие № 11. Тема: Темперамент и его место в структуре личности.(2 ч.)

Цель:определить место и значение темперамента в многоуровневой иерархии индивидуальных свойств личности.

Основные понятия:темперамент, сензитивность, реактивность, пластичность, ригидность, экстравертированность, интровертированность.

Рекомендуемые технологии: индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов.

В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции:

- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: фундаментальные понятиями психологии;

-углубленный уровень: закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза;

-продвинутый уровень: фундаментальные понятиями психологии; закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; методы диагностирования.

уметь:

-пороговый уровень: применять современные методики и технологии в профессиональной деятельности;

-углубленный уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

-продвинутый уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности.

владеть:

-пороговый уровень: современными методиками и педагогическими технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся;

-углубленный уровень: практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: методиками и технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и современными информационными технологиями в организации собственной профессиональной деятельности.

 

Вопросы для обсуждения:

    1. Общее понятие о темпераменте.
    2. Основные свойства, признаки темперамента.
    3. Физиологическая основа темперамента
    4. Темперамент и деятельность. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
    5. Темперамент и личность. Диагностика темперамента.

 



2016-09-16 4325 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Воля-этосознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Воля-этосознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)