Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. способности - это индивидуально-психологические особенности личности



2016-09-16 3913 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. способности - это индивидуально-психологические особенности личности 4.50 из 5.00 4 оценки




способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к зна- ниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

· общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятель- ности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

Практическая часть

 

 

Задание 1.Ниже перечислены несколько видов деятельности и перечень

способностей. Определите, какие из способностей потребуются в каждом виде

деятельности. Установите соответствие.

Виды деятельности:

математическая деятельность,

деятельность музыканта,

техническое творчество,

изобретательская деятельность,

чтение художественных текстов.

Способности:

Ладовое чувство (способность чувствовать музыкальную выразительность в

движении музыкальных звуков).

Способность к комбинированию пространственных образов, пространственное

воображение.

Хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов,

обобщённых способов решения вопросов.

Целостность восприятия, т. е. умение видеть отдельные части предмета в их

соотношении с другими частями.

Полнота, яркость представления наглядных образов.

Способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков.

Умение находить рациональный подход к практическим задачам с учётом свойств и

возможностей материалов.

Многообразный подход к решению вопроса.

Умение оценивать соотношение пропорций и размеров.

Лёгкая способность к воссозданию образов по словесному описанию.

Способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки.

Острота наблюдательности за работой и устройством механизмов.

Лёгкое переключение от одной умственной операции к другой.

Точность восприятия цветовых оттенков.

Чуткость к языковым особенностям.

Способность тонко различать звуки по высоте.

Последовательность, обоснованность, логичность рассуждений.

Точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений.

Эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку.

Способность к абстрактным рассуждениям.

Изобретательность, находчивость в решении вопроса.

Умение свои мысли и чувства передавать с помощью наглядных образов.

Способность к анализу и синтезу образного материала. (По В. С. Мерлину.).

Задание 2.Определите, есть ли в каждом случае успех в деятельности. Укажите,

зависит ли успех или неуспех в каждом случае от способностей. По каким признакам

это можно установить?

А.При поступлении в Новосибирскую физико-математическую школу (ФМШ) ученик

П. выдержал конкурс 1 к 40, получив максимальные баллы по физике в конкурсной

олимпиаде. При обучении в ФМШ акцентировалось внимание не на заучивание

материала, а на творческое решение задач, на смекалку. П. поражал всех этой

способностью. Однако при поступлении в МВТУ имени Баумана на конкурсном

экзамене по физике П. получил «три». Как же это произошло? Вопросы билета были

элементарны и требовали только знания формул. Первый вопрос - формула линзы,

вывод не требовался. П. написал формулу линзы неверно, но рядом вывел другой

вариант формулы линзы с пониманием сути явления.

Во втором вопросе - формула маятника - П. тоже напутал, её тоже в школе не выводят он пытался самостоятельно сделать вывод, исходя из понимания физического смысла

явления, но спутал две величины, часто обозначаемые в физике одной буквой. (Э.

Максимова. Диалог.)

Б.Когда Соне было немногим более трёх лет (до этого никто не обучал её арифметике,

она имела возможность лишь прислушиваться к арифметическим упражнениям брата -

ученика 3 класса), она незаметно для всех научилась считать - сначала до10, потом

до100. трехлетняя Соня объясняла брату, как решать задачи на вычитание (27-14):

сначала надо отнять 10, получится 17, потом ещё 4. в четыре с половиной года

совершенно самостоятельно, не зная теории, Соня пришла к понятию простой дроби.

Заметили, что в пять лет у неё появилось какое-то интуитивное представление об

отрицательных числах ( её не смутило, когда ей пришлось из28 вычитать 36: “Будет на

8 меньше, чем ничего» ). Примерно к шести с половиной годам Соня самостоятельно

научилась операциям с дробями в уме. В пять с половиной лет она в уме решала

сложные задачи, рассчитанные на учеников5 класса. Специально Соню никто не

обучал теории, у неё не было почти никакой системы знаний, всё было основано

исключительно на соображении. (По В. А. Крутецкому.)

В.Особенно поражал нас Бурун. В редких случаях его нужно было поощрять. С

молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики.

Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической

задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, потел, пыхтел, но никогда

не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым убеждением:

наука - чрезвычайно трудная и головоломная вещь, без чрезмерных усилий её одолеть

невозможно. Самым чудесным образом он отказывался замечать, что другим те же

самые премудрости даются шутя. И, наконец, наступило такое время, когда Бурун

оказался впереди товарищей. (А. С. Макаренко. Педагогическая поэма.)

Г.Ученик Саша Росляков, кроме немецкого, который он изучал в школе,

самостоятельно выучился говорить и читать на датском, голландском, французском,

испанском, чешском, португальском, норвежском, шведском, а сейчас изучает

английский. На городской олимпиаде по немецкому языку Саша вышел победителем,

хотя там участвовали ребята из немецкой школы и даже немцы по национальности.

Школьный курс химии, физики, математики и немецкого языка им давно пройден. Когда он согласен с выводами школьных учебников, он выходит к доске и скромно

отвечает урок; но если он не согласен, то он так же спокойно излагает свою точку

зрения. Учитель биологии выставил Саше «четвёрку» потому, что он проявил слишком

большую осведомлённость в теориях Менделя и Моргана. Саша учит всё глубоко, пока

не поймёт сущности каждого вывода, каждого опыта. Поэтому он свободно может

говорить с инженером-химиком о физической химии и абразивном производстве.

В изучении наук он шагнул за школьные программы, и ему доступны многие,

например биохимические, понятия, которыми овладели даже не все студенты химфака.

Когда Саша пришёл на практику на завод, он пришёл, как на работу, просидел в

лаборатории до вечера, пока не выполнил, что нужно. Работники лаборатории

удивились, что это не «молодой специалист», а школьник. Всё это потому, что Саша

умеет учиться. Саша гасит свет в своей комнате очень поздно. Утром он спешит в

школу, после уроков - в химическую лабораторию института, здесь он член научного

общества. И здесь он забывает о времени. Над одним опытом по химии бился четыре

месяца. Возвращается домой поздно. А потом устраивается за столом. И так дань за

днём, ночь за ночью. Когда его спрашивают, как это он успел так много почитать,

передумать, он отвечает: “Мне это нужно “. ( Н. А. Аллахвердова. Перед океаном.)

Д.Студенту М., окончившему школу с золотой медалью, без всяких усилий, почти без

домашних занятий, давалась математика. Она сама укладывалась в голове, всё,

связанное с ней в других науках - астрономии, физике, - понимал без труда, запоминал

формулы, и законы, и ряды сложных отношений. А мечтал в вузе от неё «убежать»,

поступив на факультет, где не было и намёка на математику. (По А. В. Ярмоленко.)

Е.Урок математики в 5 классе: учительница предложила ученикам самостоятельно

решить задачу. Ученик Ж., быстро прочитав про себя условия задачи и переписав их

на доску, уверенно приступил к решению. Через некоторое время Ж. сказал: «Я уже

решил задачу двумя способами, третьего способа нет». Учительница предложила ему

другую, более сложную задачу. Вскоре Ж. решил вторую, затем третью задачу и

каждую различными способами, в то время как класс всё ещё думал над решением

первой задачи. (По Е. П. Ересь.)

Ж.Я обычный ученик и типичный ученик 10 класса. Оценки имею такие: по труду и

физкультуре - «пять», по остальным - «три». В нашем классе есть два интеллектуала.

Их зовут Олег и Игорь. Всё им даётся легко. Я думаю, думаю, например, над задачей

по физике, очень хочу её решить, но всё зря. А они.… Стоит учителю спросить, кто

сделал задачу, они уже оба руки тянут.

Затем кого-нибудь из них вызывают к доске. Он начинает объяснять, а другой снова

поднимает руку и говорит: «А почему не сделать вот так или эдак?» Первый говорит:

«Нет, тут надо действовать тоньше». И начинается. Они понимают друг друга с

полуслова, сыплют формулами, а учитель с удовольствием слушает их и вставляет

замечания. Оба они читают журнал «Квант», мне он «не по зубам». Я очень люблю

физику, зубрю её и вообще уделяю ей очень много времени. Но решать задач я не

могу.

Задание 3.В примерах выделите условия, благоприятствующие развитию

способностей.

А.Отец и мать Коли - художники. Ребёнок часто наблюдал их работу, стремился

«помочь» им. С раннего детства Коля много рисовал. Он любил помещать сложные

композиции на бумажке величиной со спичечную коробку. На седьмом году жизни

Коля совершенно самостоятельно постиг законы перспективы. Мальчик буквально не

расставался со своими блокнотами, куда зарисовывал всё, что поражало его воображение, будило в нём чувство. Коля много наблюдал, рано начал читать

специальную литературу, изучал жизнь и деятельность великих художников, посещал

картинные галереи, выставки. Двенадцатилетний мальчик увлёкся красками, цветом,

поиском собственного колорита. К своему творчеству относился с исключительной

требовательностью и самокритичностью, работал постоянно и увлечённо. В деревне не

ленился вставать ранним утром, чтобы написать восход солнца ил пастушка в поле не

упускал случая сделать этюд при луне. Коля прилежно учился в средней

художественной школе. (По Е. П. Ересь.)

Б.Ученицу Зину в 1 классе все считали тупой и бездарной: она не умела связно

говорить, не знала, сколько на руках пальцев. Особенно трудно давалась ей

математика: не умела считать даже до четырёх и не имела никакого представления об

отвлечённом числе, не умела производить никаких действий над числами.

Складывалось впечатление, что у девочки нет памяти, и отсутствует

сообразительность. Учительница нашла метод, при помощи которого Зина усвоила

состав и названия чисел. Учительница заметила, что девочка твёрдо помнит названия

букв. Тогда она решила каждую цифру, начиная с трёх, обозначить начальной буквой и

составила таблицы из рисунков, цифр и букв - наверху нарисовала морковки, под

каждым рисунком - цифру, соответствующую числу морковок, и под ней букву, с

которой начиналось название нарисованной цифры. Девочке давалось задание найти

соответствующее число. После недельных упражнений она усвоила состав и названия

чисел, могла их называть и показывать без букв. Ощутив результаты своего труда,

Зина начала упорно работать и поверила в себя. Учительница пристально следила за её

успехами и поощряла девочку. Зина научилась настойчивости, умению преодолевать

трудности. Она сравнялась с классом и не отличалась от сверстников по способностям.

(По Е. П. Ересь.)

В.Мальчик попросил отца купить игрушечное паровое судно. Отец оттягивал покупку

и предложил сыну самому построить модель парусной лодки, что и было сделано с

небольшой помощью отца. Но лодка перевёртывалась в воде. Мальчик стал

доискиваться причины. Отец объяснил, что при постройке лодки надо знать законы

механики и разбираться в чертежах. Сын стал внимательно вглядываться в рисунки и

чертежи кораблей. Повысился интерес к черчению и физике. Он построил ряд моделей,

и они уже не перевертывались. Появился интерес к военной истории, морским

сражениям. В старших классах мальчика всерьёз заинтересовали законы судостроения, которые он умело применял в моделировании кораблей. ( По П. М. Якобсону.)

Г.Судьба Сергея развивалась с удивительной целеустремлённостью. Искра интереса,

вспыхнувшая на обычной экскурсии, дома была подмечена. У него появился

школьный телескоп, фотоаппарат. Сергей поступил в кружок переменных звёзд в

Астрономическом институте, который посещал два года. Летом на даче Серёжа

каждую ночь устраивался на крыше наблюдать небо и часто засиживался до восхода. В

фототеке Сергея 2000 снимков звёздного неба. В конце октября в астрономическом

циркуляре было сообщено, что фотографии Серёжи позволяют проследить развитие

вспышки Нового Дельфина за две недели до открытия её англичанином Джеймсом

Олкоком. Именно Серёжа первый в мире сфотографировал эту звезду. Небольшая

работа восьмиклассника Серёжи Шугарова была опубликована в научном издании.

Серёжа получил диплом двух астрономических олимпиад. (И. Перловская. К своей

звезде.).

Задание 4.Воспитанию каких способностей (мнемических, мыслительных,

воображения) содействуют следующие учебные занятия? Учащимся дважды прочитывали текст, затем предлагали по возможности вернее

письменно изложить его содержание.

2.Указать сходство и различие климата Европы и Азии на тех же широтах.

3.Составить план только что прочитанного текста и письменно изложить его.

4.Пересказать сообщение учителя о сходстве и различии причастий и деепричастий.

5.Представить флору и фауну и вид городов в различных точках земного шара и

описать представляемое.

6.Сравнить черты характера Онегина и Печорина.

7.По данному описанию представить картину природы.

8.Сравнить приёмы описания в произведениях А. П. Чехова и И. С. Тургенева. (По В.

С. Мерлину.).

Задание 5.Какими способностями должен обладать учитель физической

культуры? По каким показателям можно оценить развитие этих способностей?

Оцените сформированность своих педагогических способностей. Поставьте задачи

по саморазвитию спланируйте работу.

Самостоятельная работа:

Задание 1.О каких индивидуальных психологических свойствах личности

(способностях, темпераменте, характере) идёт речь в данном отрывке?

«Ты, - говорят мне, - Славка, какой-то одержимый… Да, я был одержим мечтой стать

классным гонщиком. В те годы рядом со мной тренировалось много ребят. Были среди

них и повыше меня, и покрепче, намного физически одарённей. Но одни из них не

выдерживали нагрузок, другие - бремя жёсткого режима. А я вот остался, когда никто

из специалистов и не пророчил мне высоких скоростей.

Никто, за исключением Павла Константиновича Колчина. «Только труд и ещё труд - до

седьмого пота, до конечной стадии усталости может совершить чудеса. Когда мои

коллеги, показывая мне того или иного новичка, говорят, что он талантлив, я этому не

придаю никакого значения. Лишь проверив его в деле, я могу сказать - стоит ли он

чего-либо или не стоит». (Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Психология физического

воспитания и спорта.).

Задание2.Оцените правильность с точки зрения психологии следующих

высказываний:

1.Лень вперёд тебя родилась.

2.С кем поведёшься - от того и наберёшься.

3.Око видит далеко, а ум ещё дальше.

4.Талант поздно созревает.

 

 



2016-09-16 3913 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. способности - это индивидуально-психологические особенности личности 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. способности - это индивидуально-психологические особенности личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3913)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)