Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Память есть у всех живых существ



2016-09-16 3013 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Память есть у всех живых существ 4.75 из 5.00 4 оценки




Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле па- мять можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память - это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память - необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Существуют различные виды памяти. Это механическая и логическая память, непроизвольная и произвольная память, непосредственная и опосредствованная память, зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная, рациональная, кратковременная, оперативная, долговременная и другие виды памяти. Некоторые виды памяти имеются у человека с рождения и заданы ему от природы. Они в основном зависят от строения и функционирования центральной нервной системы. Другие виды памяти, а таких большинство, появляются, развиваются и совершенствуются в течение жизни человека в процессе его деятельности и общения с разными людьми. С возрастом природно обусловленные виды памяти человека постепенно ухудшаются, и это происходит по нескольким параллельно действующим причинам. Во-первых, потому, что мозг как главный орган памяти человека со временем стареет и теряет свою способность воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию. Во-вторых, данными ему от природы видами памяти человек с возрастом начинает пользоваться все меньше и меньше, так как они трудоёмкие и малопродуктивные, значительно уступают тем новым видам памяти, которые человек приобретает и совершенствует в процессе жизни. В-третьих, зная особенности своей памяти, человек начинает чаще и больше пользоваться наиболее продуктивными её видами, со временем перестает упражнять природно обусловленные виды памяти. От этого они ещё более ухудшаются.

Практическая часть

 

Задание 1.Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы

памяти. Определите, какой процесс памяти (запоминание, сохранение, узнавание,

воспроизведение, припоминание)проявляется в описанных действиях.

А.Ученику был задан вопрос: «В каком году был напечатан роман И. С. Тургенева

«Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в своё

время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того,

статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» как раз послужила поводом к

расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого

политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год

накануне реформы 1861года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860

году. (По А. И. Рогозову.)

Б.Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была

предложена искусственная и ничего не означающая математическая формула. Ш.

внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает её к глазам,

опускает её и идёт с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу,

внутренне «просматривая» запоминаемое. (По А. Р. Лурия.)

В.Иногда на оживлённой улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий

внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему на встречу:

- Вы?! Это вы?!

- Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

- А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

-А..! Так вы…(По В. С. Мерлину.)

Г.Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит

70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он

воспроизводит лишь 45%.(По В. С. Мерлину.)

Д.На экзамене по математике ученик К. долгое время не мог воспроизвести

необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как

К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона». (По В. С. Мерлину.).

Задание 2.Изучалась продуктивность разных приемов запоминания комплекса

гимнастических упражнений. Определите, в какой из групп испытуемых запоминание

было наиболее эффективным и почему?

Одна группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и

воспроизводила). Вторая группа словесно обозначала и записывала каждый комплекс

упражнений, прежде чем его воспроизвести. Третья группа перед воспроизведением

должна была придумать сходное по структуре движение. (По Н. Р. Богуш.).

Задание 3.Ниже приводятся специфические особенности памяти и её проявлений.

Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие

- особенностям памяти машин.

1.Весь объём материала никогда не запоминается целиком.

2.Информация запечатлевается лишь при условии, что запоминающем устройстве

произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации.

3.Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются

посредством электрохимических изменений в белковых соединениях.

4.Весь объём материала может быть запомнен целиком.

5.Сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к

запоминающему устройству.

6.Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются

посредством процессов в электронных устройствах.

7.Процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный

характер.

8.Запоминает нестандартизированную информацию.

9.Запоминает строго стандартизированную информацию. (По В. С. Мерлину.).

Задание 4.Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе

описанных фактов?

А.В известном рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что

исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о

продаже овса.

Б.Девочка Маша, персонаж рассказа А. П. Чехова «Мальчики», взглядывая на

Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо

кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера

готовили».

В.Несколько студентов говорили о работах Ньютона в области оптики. Затем после

короткой паузы один из них вполголоса стал напевать старую песенку: «Эх,

яблочко…». (По В. С. Мерлину.).

Задание 5.Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1.Мы или что-то помним или не помним? Существует ли частичная память? Какие способы оценки эффективности памяти Вам известны? Как реализуются на практике узнавание, припоминание и повторное обучение?

2.Какова структура памяти? Что Вам известно о ложных воспоминаниях? Что такое восстанавливающее воспоминание?

3.Как Вы можете объяснить, что человек забывший сколько ему лет, не узнающий своих родственников, продолжает, допустим играть в карты или печатать на машинке, хотя ту часть жизни, когда он приобретал эти навыки он не помнит? Что Вам известно о расстройствах памяти? Что характерно для ретроградной и антероградной амнезии?

4.Какие наблюдения позволили ученым предположить, что долговременную память можно представить в виде процедурной и декларативной, а декларативную в виде семантической и эпизодической?

5.Чем можно объяснить, многократно описанный в литературе случай: человек, будучи выпивши, потерял бумажник и для того, чтобы вспомнить, где он находился, ему пришлось выпить вновь.

6.Какие механизмы усовершенствования памяти Вам известны?

7.Какие способы мышления, применяемые для разрешения проблем Вам известны? В чем проявляется связь мышления и интеллекта?

8.Что вам известно о креативном мышлении? Какие его стадии можно выделить? Какие тактики усиления креативности Вам известны? Расскажите о тактике «мозгового штурма».

Самостоятельная работа:

Задание 1.Укажите, в какой из описанных ситуаций, имело место смысловое и в

какой - механическое запоминание? По каким признакам вы это установили?

А.Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни

великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», - и

он тут же без труда рассказал этот эпизод. (По В. С. Мерлину.)

Б.С. Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали

длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда,

безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое

слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой

обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С. Ш.

потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение

этого времени он перебирал по порядку все заученные слова. (По А. Р. Лурия.).

Задание 2.Определите, какие виды повторения использовались в каждой группе

школьников. Какой группе потребовалось меньшее количество повторений для

безошибочного воспроизведения? Почему?

Одна группа учеников 5 класса заучивала стихотворение, непрерывно повторяя его до

полного дословного воспроизведения. Другая группа учеников заучивала это

стихотворение, распределив повторения: каждый день стихотворение прочитывалось

дважды, вплоть до полного заучивания. (По А. А. Смирнову.).

Задание 3.Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок? Почему?

Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся

числами 57, 37, 17. один испытуемый несколько раз повторил про себя эти даты,

стараясь как можно лучше запомнить их. Другой испытуемый 57 связал с возрастом

отца, 37 - годом смерти А. С. Пушкина (1837), а 17- с годом Октябрьской революции

(1917). (По И. М. Палею.).

Задание 4.Определите, к какой группе испытуемых относятся числовые данные

экспериментов, характеризующие более полное и более прочное запоминание.

Одной группе учащихся предлагали запомнить содержание текста путём

четырёхкратного чтения подряд, другой - чередующихся двукратного чтения и

двукратного воспроизведения. Оказалось, что полнота и прочность запоминания в

этих неодинаковы. Через час в одной из групп материал был удержан памятью на 75, в

другой - на 52%, через десять дней - соответственно на 72 и 25%. (По В. С.

Мерлину.).

Какие педагогические выводы можно сделать из данного эксперимента?

Задание 5.Определите, какой из учеников лучше запомнит рассказ, если учесть, что

способность запоминания у них одинакова? Какое условие успешного запоминания

будет соблюдать один из мальчиков?

Двое учеников 7 класса начали заучивать рассказ.

- Ой, какой большой! Тут сидеть и сидеть, - сказал один из них.

- Совсем уж не такой большой, быстро сделаем,- ответил другой. (По Л. В.

Занкову.).

Задание 6.В каком случае запоминание было более эффективно, в каком - наименее

эффективно? Почему?

Исследовался процесс запоминания у учеников 11 класса. В одном случае текст просто

читался три раза подряд; в другом - испытуемые знакомились с планом, в соответствии

с которым был составлен текст, и читали текст один раз; в третьем случае нужно было

после однократного чтения текста составить план к нему. Во всех случаях перед

учащимися не ставили задачи запомнить текст. Оказалось, что в каждом случае

эффективность запоминания была различной. ( По А. А. Смирнову.).

Задание 7.Определите, какие виды памяти были задействованы каждом случае.

Поясните свой ответ.

А.Два путешественника были застигнуты приливом на скале в море. Они спаслись и

после передали свои впечатления. Один запомнил то, как и куда пошёл, где прыгну,

куда наступил. Другой ничего подобного не помнил. Зато мог вспомнить, что

переживал: сначала восторг, потом тревогу, надежду, наконец - панику.

Б.один из исследователей Северной Америки рассказывал, что когда он показал

индейцам журнал с иллюстрациями, они стали обводить ножами контуры

понравившихся рисунков. На вопрос: «Зачем?» - ответили: «Чтобы запомнить». (По Д.

Я. Богдановой.).

Задание 8.Какие виды памяти будут задействованы у учащихся в ходе разучивания

комплекса ритмической гимнастики? Какие условия эффективности запоминания вы будете соблюдать

Практическое занятие № 8. Тема: Внимание. Воображение.(2 ч.)

Цель:рассмотреть природу внимания, его виды, функции, свойства.

Основные понятия: внимание, доминанта, индукция нервных процессов, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, устойчивость, распределение, объем и концентрация, переключение, рассеянность.

 

Рекомендуемые технологии: индивидуализированное обучение с групповым обсуждением итогов.

В результате освоения данного материала у студента будут сформированы следующие компетенции:

- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

В результате выполнения практического задания студент должен:

знать:

-пороговый уровень: фундаментальные понятиями психологии;

-углубленный уровень: закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза;

-продвинутый уровень: фундаментальные понятиями психологии; закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза; методы диагностирования.

уметь:

-пороговый уровень: применять современные методики и технологии в профессиональной деятельности;

-углубленный уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

-продвинутый уровень: применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологий в организации собственной профессиональной деятельности.

владеть:

-пороговый уровень: современными методиками и педагогическими технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся;

-углубленный уровень: практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в областиобразования;

-продвинутый уровень: методиками и технологиями, методами диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и современными информационными технологиями в организации собственной профессиональной деятельности.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания.

2. Физиологические основы внимания. Функции и виды внимания.

3. Психологические теории внимания.

4. Развитие внимания. Место и значение внимания в учебной деятельности человека.

5. Формирование непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания.

6.Понятие о воображении .Виды воображения.

7.Функции воображения, его развитие. Воображение и творчество.



2016-09-16 3013 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Память есть у всех живых существ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Память есть у всех живых существ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3013)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)