Воспитательное значение урока
Какое влияние оказал урок (содержание материала и учитель) на формирование эрудиции, мировоззрения и убеждений, нравственных понятий и отношений, идеалов и интересов учащихся. Как влияют на психическую деятельность детей внешний вид учителя, манера держаться, речь, уверенность в себе, находчивость, умение выйти из трудных ситуаций, умение владеть собой, педагогический такт учителя. Как воспитывается на уроке положительное, отношение к учебному предмету, интерес к знаниям. Какие педагогические приемы способствовали воспитанию у учащихся организованности, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга, ответственности, самостоятельности. Как учитель побуждал учащихся на уроке к самовоспитанию и самообразованию Общий вывод: в какой мере учитель осуществлял управление психической деятельностью учащихся на уроке.
Исследования, проведенные в педагогической психологии Н.В.Кузьминой и М.К.Тутушкиной, позволили выделить основные компоненты в деятельности преподавателя: 1.Конструктивная деятельность – связана с отбором, умением строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности учащегося. 2. Организаторская деятельность – включает организацию своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их; обратная связь с учениками (мнения, знания, интерес) и организация деятельности учащихся, их действий и поступков. 3.Коммуникативная деятельность – это совместная деятельность педагога и учащихся, построение межличностного взаимодействия (восприятие и понимание людьми друг друга) отношений в педагогической деятельности, процесс педагогического общения. 4.Рефлексивная деятельность – умение педагога анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в самопознании, самооценке и саморегулировании поведения; стремление к личностному росту, самовыражению и саморегуляции. Воздействие преподавателя на ученика не может ограничиваться способом обучения. Это сложный многогранный процесс, в котором происходит взаимодействие самобытных индивидуальностей педагога и ученика, учеников и педагогов в группе. Педагогическая техника и технология – это целый ряд специальных приемов, навыков и умений. Очень часто преподаватели овладевают голой техникой педагогических приемов (указания, распоряжения, наставления, угроза получения плохих оценок), не вкладывая в них душу, свое творчество, индивидуальность. И тогда эта техника не помогает, а подчас и мешает процессу педагогического воздействия на человека, который должен быть развивающим и воспитывающим. Структура педагогических способностей: 1.Гностический компонент –система знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности; свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность (умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты). Система знаний: мировоззренческий, общекультурный уровень (знания в области литературы, искусства, политики, экономики, социальной жизни, экологии) и уровень специальных знаний (знание предмета, психологии, педагогики, методики преподавания). 2. Конструктивные, проектировочные способности (от них зависит использование знаний, которые могут остаться мертвым грузом или включиться в моделирование воспитательно-образовательного процесса). Проектировочные способности – стратегическая направленность педагогической деятельности, умение ориентироваться на конкретную цель, решать актуальные задачи, планировать курс. Конструктивные способности – реализация тактических целей (структурирование курса, отбор содержания для конкретных разделов, выбор форм проведения занятий). 3.Организаторские способности –организация процесса обучения и преподавания, самоорганизация собственной деятельности. 4. Коммуникативные способности –компетентность в общении, эмоциональное заражение, возбуждение интереса, побуждение к совместной деятельности, научному творчеству.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения. 1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным... Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону. 2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу. 3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика. 4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся. 5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени — умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки. 6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам. 7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта. 8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем,в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. 9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой). Компоненты педагогического мастерства (по Д.Аллен, К.Райн): · Варьирование стимуляции учащихся ( отказ от монотонности, монологичности, свободное поведение преподавателя в аудитории). · Привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы. · Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части. · Использование пауз и невербальных средств коммуникации ( взгляда, мимики, жестов). · Искусное применение системы (+) и (-) подкреплений. · Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера. · Постановка вопросов, подводящих учащихся к обобщению учебного материала. · Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности. · Определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащихся в умственную работу по внешним признакам их поведения. · Использование иллюстраций и примеров. · Использование приема повторения.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (743)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |