Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КАКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СПОСОБСТВУЮТ УСПЕШНОМУ ОБЩЕНИЮ?



2016-09-16 3311 Обсуждений (0)
КАКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СПОСОБСТВУЮТ УСПЕШНОМУ ОБЩЕНИЮ? 4.67 из 5.00 3 оценки




Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуни­кативных приемов:

• приемы профилактики и снятия блокирующих коммуни­кативных аффектов (коммуникативной заторможеннос­ти, неловкости, подавленности, скованности, неуверен­ности в общении);

• создание на занятии атмосферы защищенности при об­щении студентов с преподавателями;

• одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;

• одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам;

• поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов;

• создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;

• недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на за­нятии.

Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:

· • оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;

· • разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения;

· -обучение (прямое и косвенное) коммуникативным при­емам, технике выступления и общения;

· - подчеркнуто позитивная критика (если таковая необхо­дима) поведения студента в диалоге с преподавателем;

· - демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем;

· - оперативное предоставление студентам возможности «оправдать нетерпение поднятой руки»;

· • предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, «собраться с мыслями».

Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов:

· • прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;

· • мотивирование перед группой поощрения студентов за проявленную инициативу;

· • критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;

· ;• «игровая провокация» («Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...»).

Основные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются при оптимальном педагогическом общении.

В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышле­ния и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добить­ся только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и студентами.

Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал — запомнил — пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами — осмыслил — запомнил — способен оформить свою мысль словами — умею применить полученные знания в жизни».

КАКОВЫ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ?

Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:

конструктивная — педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;

организационная — организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

коммуникативно-стимулирующая — сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;

информационно-обучающая — показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;

эмоционально-коррегирующая — реализация в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом;

контрольно-оценочная — организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой.

Наиболее распространенными являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогиче­ского общения между преподавателем и обучаемыми

• педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;

студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника;

• действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;

:• преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студен­та, унижает его достоинство;

• студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, — всего коллек­тива.

КАКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НУЖНЫ ПЕДАГОГУ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ?

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога - следующих психологических качеств и способностей:

1) интерес к людям и работе с ними, наличие потребностии умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

3) гибкость,оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и.правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связьв общении;

5) умение_.управлять собой,своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умениеуправлять настроением, "мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к спонтанности(неподготовленной комму­никации);

7) умение прогнозировать возможные педагогические си­туации, последствия своих воздействий;

8) хорошие вербальные способности:культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством педагогических переживаний,которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

10) способность к педагогической импровизации,умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средства повышения_эффективности воздействия:

«приспособления»— система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);

• «пристройки или достройки»— приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;

• усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации(вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения:

1) естественныйтип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;

2) напряженно-преобразовательныйтип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;

3) преднамеренно-уклончивыйтип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно-тормознойтип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;

5) эмоциональный срыв:педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;

6) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть педагогического общения?

2. Дайте характеристику педагогической ситуации и ее фаз.

3. Какие существуют основные виды педагогических конфликтов?

4. Что представляет собой структура педагогического конфликта?

5. Каковы причины педагогических конфликтов?

6. Какие методы разрешения конфликтов существуют?

7. Перечислите правила социального мышления.

8. Какие качества педагога важны в педагогическом общении?

9. Перечислите стили педагогического общения.

10. Каковы этапы педагогического общения и их последствия?

11. Какие средства повышения педагогического воздействия вы знаете?

12. В чем суть педагогического управления?

 

 

Тема 13. Культура ведения спора, дискуссии, полемики.

1. Спор и его виды.

2. Когда не надо спорить.

3. Начало полемики.

4. Порядок ведения полемики.

5. Способы опровержения оппонента.

6. Принципы ведения полемики.

7. Правила ведения полемики.

8. Тактика ведения полемики.

9. Полемические приемы.

10. Уловки в споре и способы защиты от них.

«Два человека, стремящиеся по-настоящему понять друг друга, должны сначала противоречить друг другу. Истина – дочь дискуссии, а не дочь симпатии» (Г. Башляр – фр. философ ХХ века).

Дискуссия – от лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор – самый благородный вид спора, т.к. ведется для выяснения и сопоставления различных точек зрения, поиска истины.

Полемика - от др. греческого polemikos – воинственный, враждебный – умение защитить, отстоять свое мнение, опровергнув мнение оппонента в споре.

Искусство спора известно с глубокой древности. Оно было широко известно и развито в Китае и Древней Греции. Греческий философ Зенон называл спор с целью убеждения оппонента «тактикой раскрытой ладони», а спор ради победы – «тактикой сжатого кулака».

Когда не надо спорить:

· Когда человек не разбирается в данном вопросе.

· Когда это нецелесообразно (вопрос интересует только одного человека).

· Когда человек уверен в том, что существуют только 2 мнения: его и неправильное.

· Спор как самоцель.

· Человек настроен против личности другого.

· Спор о далеком предмете, известном понаслышке, и о близком – что задевает человека непосредственно.

Прежде всего необходимо оценить обстановку ведения спора: подходящее ли место, достаточно ли времени для обсуждения вопроса, нет ли нервозности и накала страстей у спорящих сторон.

Прежде чем начинать полемику, нужно задать себе следующие вопросы:

· Что произойдет, если партнер останется при своем мнении?

· Хочу ли я обсудить вопрос или непременно доказать свою правоту?

· Может быть не прав я?

· Позволяет ли обстановка вести полемику?

· Готов ли я к спору? Достаточно ли разбираюсь в этом вопросе? Владею ли собой, доброжелательно ли отношусь к партнеру, чтобы вести полемику?

· Достаточно ли я знаю своего собеседника, чтобы спорить с ним? Смогу ли подобрать доводы, которые на него подействуют?

· Способен ли он принять другую точку зрения, в состоянии ли цивилизованно вести спор?

· Нет ли у партнера личной заинтересованности в том, что он утверждает?

· Являюсь ли я для него авторитетом?

Начало полемики:

1. Уточнение пункта разногласия (может быть вы говорите об одном и том же, но с разных сторон).

2. Продумать способ обоснования своего утверждения (способ аргументации – дедуктивный или индуктивный).

3. Убеждать легче в благоприятной обстановке. Вежливое и уважительное обращение к оппоненту. «Уважение к чужим убеждениям – не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума».

4. Начало речи должно располагать слушателей к оратору, вызывать их благожелательное внимание.

5. Когда взгляды и установки собравшихся противоречат позиции полемиста, целесообразно создать примирительное настроение (шутка, юмор).

6. Попытаться найти то, что вызовет у оратора и слушателей родственные чувства (общие интересы, позиции).

7. Заканчивается выступление четкой формулировкой своего утверждения. Она должна быть ясной и значимой для противоположной стороны. Все понятия, входящие в тезис, должны быть определены, чтобы не возникало лишних споров из-за их различного толкования двумя сторонами. А потом идет более подробное изложение своих взглядов и их обоснование.

8. Хорошим заключением убеждающей речи является яркий пример или цитата, которые подтверждает основную мысль выступления и способны вызвать у слушателей сильные чувства.

9. Ответы на вопросы после речи могут дискредитировать или, наоборот, усилить позицию «нападающего».

 

Формируются 2 команды. В каждой по главному оппоненту. Присутствуют независимые эксперты.

Процедура:

· Ведущий называет тему обсуждения, представляет его участников, объявляет регламент выступлений. В подготовке опровержений участвуют все члены команды.

· Выступление первого оппонента с убеждающей речью.

· Вопросы к нему.

· Выступление второго оппонента с опровержением или возражением.

· Вопросы к нему.

· Заключительное выступление первого.

· Убеждающая речь второго.

· Вопросы к нему.

· Выступление первого с опровержением или возражением.

· Вопросы к нему.

· Заключительное выступление второго.

· Оценка экспертами обоснованности позиции каждой из сторон.

· Подведение итогов ведущим.

Важно следить за выступлением оппонента, записывать все аргументы и готовиться к опровержению или возражению. Опровергнуть оппонента – значит разбить его тезис.

Способы опровержения оппонента:

· Опровержение от противного (применяется, когда утверждения сторон взаимоисключающие друг друга).

· Опровержение путем указания на несостоятельность следствия (сведение к абсурду): если оппонент прав, то должно наблюдаться какое-то следствие, а раз его нет, то….

· Возражение «да – но…».

· Предложить свои идеи вместо критикуемых, при этом подчеркнув те моменты, по которым ваши взгляды совпадают.

Вопросы к выступающим задают в корректной форме: «хотелось бы уточнить..», «интересно узнать..».

Принципы определяют подход, отношение участников полемики к спору и друг к другу.

· Уважение к точке зрения партнера, стремление его понять.

· Готовность отказаться от личных амбиций ради интересов общего дела, умение взглянуть на проблему глазами партнера (децентрация).

· Равная безопасность – запрещение унижать или высмеивать партнера, применять психологические способы давления на него.

Правила ведения полемики:

· Обсуждать тот вопрос, в котором сам хорошо разбираешься и оппонент.

· Согласовать с оппонентом предмет спора и порядок ведения полемики.

· Точно придерживаться обсуждаемого вопроса.

· Не переходить на «личности».

· Не приписывать партнеру недостойных мотивов ведения спора.

· Занимая определенную позицию, проявлять принципиальность, а не упрямство.

· Соблюдать этику ведения полемики: спокойствие, выдержку, доброжелательность.

Тактика ведения полемики:

· Расположение аргументов в следующем порядке: сильные в начале, а самый сильный в конце (в споре для убеждения сильный аргумент тот, который кажется наиболее убеждающим партнеру, т.к. затрагивает его чувства, интересы).

· Разоблачение возможных доводов оппонента, предвосхищение его аргументов.

· Отсрочка ответа на каверзный вопрос, ответ в подходящий момент.

· Если трудно возразить на довод, то «оттягивание возражения» или «ответ издалека», рассуждение по поводу услышанного, чтобы собраться с мыслями.

· В споре для победы полезно эффективное опровержение второстепенных аргументов (постепенное смущение другого).

Полемические приемы:

· Выяснение принципиальных позиций оппонента по спорному вопросу.

· Использование психологических доводов: а) к человеку (обращение к личным качествам или поступкам); б) к публике (апелляция к чувствам); в) ссылка на авторитет.

· Сопоставление утверждений оппонента с его поступками.

· Обращение доводов оппонента против него самого – «возвратный удар».

· Перехват инициативы, атака вопросом.

Уловки в споре -это тактика и приемы ведения спора, назначение которых затруднить оппоненту обоснование своих идей.

Уловки, нарушающие правила ведения полемики:

· Уход в сторону, навязывание своего предмета обсуждения; защита от этой уловки: «это очень интересно, но вернемся к нашему вопросу».

· Обсуждение личных качеств или поступков оппонента: защита:»простите, но мы сейчас не обо мне говорим» (главное не оправдываться).

· Искажение смысла высказывания; защита: фиксировать свои мысли и высказывания, заметив фальсификацию, установить истину.

· Приписывание оппоненту побочных мотивов ведения спора (вы хотите оказаться умнее всех); защита: «оставим в стороне наши намерения, вернемся к вопросу о…».

· Обсуждение частных аргументов, не имеющих отношения к решению основного вопроса; защита: пресечь это.

Психологические уловки:

· «ошарашивание» – быстрая, со множеством терминов речь, самоутверждающий, не допускающий возражений тон; защита: после «залпа» попросить повторить все сначала и помедленнее.

· «подмазывание аргумента» или лесть («Вы как человек умный, должны согласиться, что…»); защита: после комплимента – «спасибо».

· Ставка на ложный стыд (делается расчет на то, что собеседник примет довод без возражения, постеснявшись проявить свою неосведомленность): «Неужели вы не знаете…»; защита: «Представьте, мне это неизвестно…» или «Поясните».

· Ссылка на свой возраст, образование положение; защита: «Я знаю и ценю ваш опыт, но это не аргумент».

· «Карманный аргумент» (переход с рассуждений об истинности утверждения на подчеркивание выгоды для оппонента); защита: «Это не имеет отношения к делу».

Логические уловки.

· «Ложное основание» - правдоподобное суждение, верное для некоторых случаев: «Как известно, старый конь борозды не портит, то…»; защита: «То, что справедливо для данной ситуации, не означает, что это верно вообще».

· предвосхищение основания.

· Приведение верных доводов, но недостаточных.

· «Круг в доказательстве» - мысль доказывается с помощью ее же самой, только другими словами.

· Общая тенденция противопоставлять отдельные факты: «А вот я знаю случай…»; защита: «Отдельный факт еще ни о чем не говорит».

· Выдвинув тезис, ничем его не обосновывают, а просто говорят: «А что вы, собственно, имеете против этого?»; защита: «А почему вы так считаете?»

· «Навязанное следствие» - после прослушивания доводов оппонента делается собственный вывод, совершенно не следующий из его рассуждений; защита: «Из моих рассуждений это не следует», «Я бы такой вывод делать не стал».

Запрещенные приемы.

· Приклеивание ярлыков – обзывание; защита: «Пожалуйста, без ярлыков».

· «Расстрел» красивыми фразами: «Так может рассуждать лишь человек, который …»; защита: «Оставим красивые фразы».

· Ложь (ссылка на несуществующий источник, вымышленный факт, собственную «цитату», подтасовка фактов, усеченное цитирование).

· «Зажимание рта» (запугивание): «Вы можете, конечно, оставаться при своем мнении, но тогда…»; защита: «Это аргументация силой» + прекратить полемику.

· В споре с женщиной ссылка на несовершенство женской логики; защита: «Это известный аргумент. Давайте говорить серьезно».

· выведение из терпения (противник все время посмеивается, подмигивает, намекает, насвистывает или по-другому отвлекает).

· Дискредитация (вспоминается о порочащих эпизодах жизни или они придумываются); защита: «Вероятно, суть вопроса вас не интересует».

Как отвечать на обвинения (по Аристотелю):

· «Ну и что?» - происходящее имело место, но оно не такое страшное, как его изобразили, а последствия были вот такими (+).

· Прием «Роковая случайность» - стечение обстоятельств вынудило вас поступить против собственного желания.

· «Я не хотел этого» - хотели одного, а вышло другое, вы сами пострадали от этого.

· «Сам не лучше!»

· «Вы сами виноваты!».

· «Я стал другим» - это было давно, а сейчас вы многому научились.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие виды спора вы знаете?

2.В какой ситуации не надо спорить?

3.Каким должно быть правильное начало полемики и ее ведение?

4.Какие способы опровержения оппонента вам известны?

5.Перечислите основные полемические приемы.

6.Какие уловки в споре допустимы, а какие нет?

7.Как отвечать на обвинения?


Тема 14. Эмоциональная устойчивость лектора.

1. Напряженность педагогической деятельности.

2. Эмоциональная культура педагога.

3. Саморегуляция эмоционального состояния.

4. Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний.

 

Под эмоциональным возбуждением понимают состояние, характеризующееся активацией различных функций организма, повышением готовности к различным неожиданным действиям, т.е. состояние активности. Это состояние соответствует работе в оптимальном режиме, характеризуется длительным сохранением работоспособности при невысоких нервно-психических затратах.

В условиях, требующих от человека повышенной активности физических и психологических функций, возникает состояние напряжения различной степени выраженности. Оптимальное эмоциональное напряжение характеризуется активацией различных функций организма, повышением эффективности и качества деятельности. Оно создает оптимальный уровень для психофизиологических процессов, что способствует наилучшему использованию ресурсов организма в соответствии с требованиями ситуации. При дальнейшем росте интенсивности эмоций, эмоциональное напряжение иногда может достигать запредельных форм, создавая напряженность.

Эмоциональная напряженность – состояние, характеризуемое временным понижением психических функций, снижением продуктивности деятельности, сверхобычной величиной физических изменений, превосходящую обычную для организма норму. Эти характеристики проявляются в виде ухудшения концентрации внимания, сужения объема внимания и затруднения в его распределении и устойчивости, ошибок в восприятии, провалов в памяти, затруднении и нарушении речи, напряжения мускулатуры, вегетативно-сосудистых реакциях.

Эмоциональная напряженность проявляется в поведении, действиях, поступках, которые приобретают автоматический характер и слабо корректируются внешними влияниями. Поведение в данный момент может приобретать возбужденный характер или в нем будут преобладать тормозные реакции. После запредельных форм эмоционального напряжения наблюдаются явления психического истощения, которые проявляются особенно резко и носят устойчивый характер. Для ликвидации этого состояния необходим длительный отдых, а иногда и лечебные процедуры.

Таким образом, эмоциональное напряжение в нормальных формах способствует эффективности деятельности, помогает в решении профессиональных задач без существенных сдвигов в функционировании различных систем организма. Чрезмерное эмоциональное напряжение отрицательно сказывается на деятельности и функционировании организма в целом, вплоть до появления эмоциональных срывов и различных заболеваний психосоматического характера. Следовательно, целесообразно говорить об оптимальном уровне эмоционального напряжения с целью сохранения эффективности деятельности, психического и физического здоровья человека.



2016-09-16 3311 Обсуждений (0)
КАКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СПОСОБСТВУЮТ УСПЕШНОМУ ОБЩЕНИЮ? 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: КАКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СПОСОБСТВУЮТ УСПЕШНОМУ ОБЩЕНИЮ?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)