Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогической деятельности



2016-09-16 631 Обсуждений (0)
Педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из значимых внутренних факторов, влияющим на развитие эмоциональной напряженности педагога исследователи называют особенности нервной системы.

В педагогической деятельности считается более предпочтительным сильный тип нервной системы. «Учителю необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей, быть всегда активным, бодрым, сохранять высокий эмоциональный тонус на протяжении всего рабочего дня. Эти свойства присущи сильной нервной системе», – пишет В.А.Сластенин. В то же время необходимо наличие уравновешенности нервных процессов: сдержанности в конфликтных ситуациях, терпеливости и собранности, выдержки и спокойствия в изменяющихся условиях деятельности. Подвижность нервных процессов помогает педагогу выполнять работу в высоком темпе, «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро привыкать к новой обстановке.

Однако слабая нервная система не является препятствием для успешного осуществления педагогической деятельности. Ее положительное влияние объясняется ролью тонкой эмоциональности, проявлением чуткости в общении, терпимости, способности к сопереживанию.

Так, Н.А.Аминов отмечает, что, несмотря на напряженность педагогического труда, нередко встречаются учителя со слабой нервной системой. В своей работе он приходит к выводу, что обладатели более слабой нервной системы, то есть более чувствительные, «… лучше отражают … динамику межличностных отношений … обнаруживают высокую эмоциональную устойчивость в процессе общения … лучше осуществляют контроль своих собственных эмоциональных реакций». Релевантным качеством для прогноза педагогической одаренности Н.А. Аминов считает слабость, лабильность и активированность нервной системы.

При умелом использовании индивидуально-типологических особенностей, выработке индивидуального стиля деятельности, можно способствовать развитию ЭУ у представителя любого типа нервной системы.

Так, К.В. Вербова, С.В. Кондратьева в своём исследовании отмечают, что типологические свойства нервной системы накладывают отпечаток на реакции педагога относительно внешних воздействий, но не определяют результаты деятельности. «Зная особенности того или другого темперамента, учитывая их проявление в педагогической работе, следует опираться на положительные черты и сдерживать, тормозить отрицательные».

Того же мнения придерживается В.А.Крутецкий: «Учителем может быть представитель любого типа нервной системы, если он сумеет в полной мере использовать положительные стороны своего типа и преодолевать отрицательные». Например, представитель сильного неуравновешенного типа нервной системы должен сдерживать такие отрицательные проявления как вспыльчивость, раздражительность, резкость, а опираться на свои положительные стороны, такие как активность, энтузиазм, энергичность. Представитель слабого типа нервной системы, зная свои отрицательные черты (внушаемость, нерешительность, впечатлительность, тревожность), должен избегать перегрузок, специально организовывать отдых, использовать положительные качества своего типа (мягкость, отзывчивость, тактичность и другие). «Нет необходимости строго равняться на некую стандартную схему личности «идеального» учителя. Речь идет об умелом использовании учителем своих индивидуальных психологических особенностей», заключает В.А.Крутецкий.

Того же мнения придерживается Н.И. Петрова: «Индивидуальный подход в обучении педагогическому мастерству должен состоять не в том, чтобы преобразовать тип высшей нервной деятельности в направлении некоторого стандарта, а в том, чтобы формировать индивидуальный стиль деятельности в зависимости от индивидуально-типологических особенностей…».

Выработка индивидуального стиля деятельности помогает педагогу выбрать индивидуальную систему адекватных средств преодоления нежелательных эмоциональных состояний, индивидуально-своеобразных способов и приёмов работы с целью достижения высокой эффективности деятельности, сохранения профессионального здоровья.

Многие авторы в качестве внутренних факторов, провоцирующих развитие чрезмерного эмоционального напряжения отмечают эмоциональные особенности педагога: преобладающий эмоциональный фон, сверхсильная эмоциональная чувствительность, эмоциональная ригидность, стереотипы эмоционального поведения и т.д.

Так, например, Ю.Л.Львова отмечает важное место эмоциональных компонентов в личности педагога. По ее мнению, положительный эмоциональный настрой помогают справиться с раздражительностью, снять излишнее эмоциональное напряжение, вызвать в себе рабочее самочувствие.

С.Маслач к внутренним факторам, способствующим развитию «эмоционального выгорания» относит высокую эмоциональную чувствительность. Данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникают неадекватные реакции на окружающее.

С другой стороны, эмоциональное «выгорание» возникает быстрее у тех, кто слишком эмоционально сдержан, отмечает В.В.Бойко. У людей эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее.

В качестве морально-волевых регуляторов ЭУ педагога отмечают нормы педагогической морали, которая включает умение подчинить те или иные эмоции рационально принятой линии поведения, соблюдение педагогом принципов и правил профессиональной этики и этикета, наличие высокой культуры поведения. В системе дошкольного образования данный фактор имеет особое значение, так как именно здесь возрастает ответственность воспитателя за формирование и развитие полноценной, гармонично развитой личности ребенка, его психическое здоровье и благополучие.

Важным фактором, обусловливающим ЭУ педагога, считают наличие знаний и умений саморегуляции эмоциональных состояний, а также умений действовать в неожиданных, экстремальных ситуациях, прогнозировать трудную ситуацию, находить варианты ее решения и оценивать результат.

Отмечается также связь ЭУ педагога с потребностно-мотивационной сферой, к ней относятся позитивные установки педагога в отношении педагогической деятельности, удовлетворенность профессией, склонность ею заниматься.

В.В.Бойко отмечает, что слабая мотивация к профессиональной деятельности стимулирует развитие «эмоционального выгорания». В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы выгорания – безразличие, равнодушие, черствость.

С мотивацией к педагогической деятельности Н.В. Кузьмина связывает состояние внутренней эмоциональной напряженности педагога.

А.А. Реаном, А.А. Барановым обнаружено наличие значимых связей между внутренней мотивацией к педагогической деятельности и всеми стрессовыми проявлениями учителя.

В ряде исследований успешность педагогической деятельности в напряженных условиях связывают с уровнем развития профессионального самосознания.

Важным компонентом профессионального самосознания является самооценка – личностное суждение о собственной ценности. Адекватность самооценки во многом обусловливает эмоциональное состояние педагога. Исследователями отмечается, что высокая и адекватная самооценка повышает удовлетворенность собой, уверенность в своих силах, стимулирует в преодолении трудностей педагогической деятельности.

Многие авторы, а также сами педагоги, в качестве субъективных факторов, влияющих на эмоциональное состояние, выделяют индивидуально-личностные особенности. Проявление ЭУ в напряженной ситуации зависит от следующих личностных качеств педагога: мировоззрения, наличия оптимизма и чувства юмора, прочности моральных принципов, доброжелательного отношения к другим людям, стремления к самосовершенствованию и веры в свои возможности, качеств умственной деятельности и интеллекта

При анализе причин возникновения напряженности в педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» и «внутренних» факторов, единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на личность и деятельность педагога зависит не только от внешней обстановки, степени эмоциогенности воздействующего фактора, но и от индивидуальных особенностей человека (психофизиологических, эмоциональных, морально-волевых, мотивационных и других).



2016-09-16 631 Обсуждений (0)
Педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (631)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)