ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
90-х годах появилось много работ, посвященных проблеме инновационного образования . . Одна из причин этого — в том, что «сложившаяся в прошлом система «поддерживающего обучения» уже не способствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации». Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Необходимо отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека, к саморегуляции (или самообразованию)» .Вот оно, идущее от К. Д. Ушинского стремление научить человека учиться, максимально развивать свои способности. Это именно то, что является неподнятой целиной в системе образования, хотя были попытки развивать творчество обучаемого, его мыслительную деятельность и в ряде случаев способности в русле формирования всесторонне развитой личности. К сожалению, ожидания не оправдались, не удалось сформировать всесторонне развитые личности, но некоторый опыт накоплен, и надо пересмотреть всю систему обучения и воспитания, чтобы использовать его для максимального развития способностей обучаемых. Необходимо видеть, какие способности нужны будущим специалистам. При этом очень важно сохранить принцип природосообразности в обучении, т. е. максимально развивать те способности, которыми одарила человека природа. У кого-то ярко выражены склонности к проектированию и конструированию, а у кого-то к менеджменту и т.п. И первое в инновационном обучении - это развитие этих способностей на основе образования и самообразования. «Высшая школа должна давать целостное представление о современной естественнонаучной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека» Если в 60— 80-е годы была характерна формула образования знать все о немногом и немного обо всем, то 90-е породили новую формулу знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность. Познать сущность, самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине — вот цель современного студента. Это же является и импульсом для преподавателей к пересмотру системы образования. Сущностный подход предполагает синтез естественных, гуманитарных и технических наук, что требует новой парадигмы образования. Сущностный подход — это системный, синергетический подход. Синергетика как термин введен проф. Штутгартского университета (Германия) Германом Хакеном в 1978 г. Вот данное им определение: «Синергетика занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейтроны, механические элементы, фотоны, органы, животные и даже люди». Синергия — от гр. означает содружественное ( совместное) действие двух или нескольких органов (мышц) в одном и том же направлении. Отсюда вытекает возрастающая роль межпредметных связей, работа всех преподавателей в одном направлении, а именно в направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний, создания у них целостного представления не только о научной теории и ее структуре, но и о каждом элементе теории: понятиях, основных положениях или законах и следствиях. При таком подходе важно, чтобы гуманитаризация образования не сводилась к простому увеличению гуманитарных дисциплин, что «вызывает недовольство студентов и преподавателей», а была направлена на «развитие и проявление способностей человека». Для этого необходим синтез двух культур — технической и гуманитарной, причем это не просто смесь технических и гуманитарных курсов, а «содержательное единство». Нельзя не сказать и об акмеологическом подходе, тесно связанном с сущностным подходом при организации инновационного образования. Акмеология – от гр. acme – пик, вершина, высшая ступень чего-либо, цветущая сила - новая область научного знания, комплекс научных дисциплин. объектом которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации. Предмет акмеологии – творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Задача акмеологии – вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его успешной самореализации в различных сферах деятельности. в том числе и в области избранной профессии или профессий.
Вопросы для самоконтроля: 1.В чем суть современных педагогических технологий? 2.Какие формы обучения вам известны? 3.Какие существуют два уровня обучения? 4.Дайте характеристику общедидактических методам с точки зрения уровней деятельности и знаний. 5.Как практически реализуется частично-поисковый и исследовательский методы? 6.Попробуйте составить план занятия, используя комбинацию методов. 7.Каковы особенности программированного обучения? 8.Каковы особенности проблемного обучения? 9.Как правильно организовать ролевую игру? 10.Какие формы контроля применимы в педагогической деятельности? 11.Дайте характеристику информационным технологиям. 12.В чем суть инновационных технологий?
Тема 12.Педагогическая этика преподавателя. Особенности педагогического общения. 1. Педагогическое общение. Особенности педагогических ситуаций. 2. Способы взаимодействия с учащимися. Этика взаимоотношений 3. Поведение в конфликтных ситуациях. 4. Стили педагогического общения. 5. Уровни и этапы педагогического общения. 6. Педагогическое управление. 7. Барьеры и трудности педагогического общения. . 1.Педагогическое общение – определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Педагогическое общение является основой формой осуществления педагогического процесса. Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений и навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление индивидуальности как учащихся, так и педагогов. Личностный смысл представляет собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Личностный смысл в сознании человека обретают понятия, действия, нормы, роли, ценности и идеалы. Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону). Несмотря на кратковременность, педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодействие, т.е. видимое поведение; и взаимоотношения – скрытые от глаз психологические реальности (установки, ожидания, эмоциональные реакции). Отношения наиболее устойчивы и определяют взаимодействие. Простые педагогические ситуации – разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения в школе. Сложные педагогические ситуации – эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации.
Фазы протекания педагогической ситуации: 1. конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации; 2. ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства и последствия, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Эта фаза носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа и т.д.) 3. относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в 2-х направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений. Если ученик по отношению к учителю бросил вызов, значит, у него есть на это пока непонятная потребность. Нужна профессиональная «педагогическая зоркость», чтобы за одним фактом увидеть сложные процессы актуализации личности и вовремя вмешаться в их развитие. 2. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт. Виды ПС и ПК: · Деятельности – по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности. · Поведения – по поводу нарушения правил поведения в школе и вне ее. · Отношений – в сфере эмоционально-личностных отношений учителя и учащегося, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. · Мотивационные – возникают по причине слабой мотивации учеников (причины: учитель и ученики разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность. · Недостатки организации обучения в школе (4 конфликтных периода в школьном обучении – поступление в школу, переход в средне звено, окончание 9 классов, окончание школы). · Конфликты взаимодействий (учащихся между собой, учителя и учащегося, педагогов между собой и с администрацией) Структура педагогического конфликта : 1. внутренняя и внешняя позиции участников. Внутренняя позиция – цели, интересы, мотивы (непосредственно влияет на ход конфликта, находясь за «кадром», и часто не проговаривается). Внешняя позиция – речевое поведение конфликтующих; отражается во мнениях, точках зрения, пожеланиях.
ЦЕЛЬ – ЗА ВНЕШНИМ ВИДЕТЬ ВНУТРЕННЕЕ. 2. объект конфликта – для участников может быть различен. РЕШЕНИЕ - объединение объектов. 3. сфера конфликта – деловая или личностная. Надо конфликтовать культурно, не переходя на личности, т.е. не затрагивая личностных качеств, критикуя действия и поступки 4. динамика конфликта: · стадия нарастания · стадия реализации · стадия затухания. «Блокировать» развитие конфликта можно на стадии возникновения, эффективный способ – перевести его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно – деятельностную, связанную с трудом, чтобы «отрицательная энергия» израсходовалась .Воспитательная коррекция эффективна на стадии затухания. когда произошла разрядка напряжения и участники 2выплеснули» свои эмоции. В этот период они готовы к позитивным изменениям, у них возникает чувство виноватости, сожаления и даже раскаяния. Особенности педагогического конфликта: · профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа- модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. · участники конфликта имеют различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте. · разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. · различное понимание событий и их причин участниками, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а учителю справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму. · присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю. · профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя ответственность и инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. · всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которую включаются другие ученики. · конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Причины конфликта: 1. малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения. 2. свидетелями ситуации являются другие ученики, поэтому учитель стремиться сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликта. 3. учителем оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников. 4. оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье. 5. учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит. 6. немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учащимися; личностные качества и нестандартное поведение последних является причиной постоянных конфликтов с ними. 7. личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. Анализ педагогической ситуации: · описание ПС, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников); · что предшествовало возникшей ситуации; · какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении; · ситуация глазами участников; · личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение к ученику), реальные цели во взаимодействии с учеником (чего хочет); · что нового узнал учитель об ученике из ситуации, поступка; · основные причины возникновения ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, отношения или поведения); · варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика; · выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу. Методы разрешения конфликтов. в конфликтной ситуации учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае, разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранение различных недоразумений, недомолвок, несогласованности. Выйти за границы своего «Я» и приблизиться к внутреннему «Я» другого не просто. Способы, помогающие понять другого: · проекция – постановка себя на место другого. Возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого. Совет: ставя себя на место другого, проверяйте свои схемы, сопоставляйте действия и поведение человека с собственными представлениями о нем.В случае несоответствия – изменяйте представление. · эмпатия –вчувствование во внутренние переживания другого. Эффективна, если доверяешь интуитивному ощущению без интеллектуальных интерпретаций. Во втором случае, разрешение конфликтной ситуации достигается путем сохранения спокойствия и стабильности. Если один из участников сохраняет сдержанность, то и другой лишается возможности начать конфликт. Посредничество в конфликте. Деятельность посредника – сблизить участников, развить и укрепить конструктивные элементы в их общении и взаимодействиях, облегчить улаживание конфликта. Нельзя принимать точку зрения одного из конфликтующих, необходимо остаться нейтральным к объекту конфликта. Важно сохранить спокойное, сбалансированное и доброжелательное настроение и не попасть под воздействие негативных эмоций учащихся. 4 шага методики улаживания конфликта: · найдите время, чтобы поговорить. · спланируйте организацию. · дайте выговориться. · заключите соглашение. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. У педагога должно быть развито социальное мышление. Правила социального мышления: 1. НЕ пытайтесь за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы. 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. 3. Учащиеся склонны охотнее выполнять распоряжения учителя при опосредованном способе воздействия (через возбуждение интересов, потребностей и мотивов). 4. Учащихся можно изменить к лучшему при помощи специальных приемов оценки его личности. 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована). 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижает напряжения в общении. Правила воздействия на учащегося в конфликтной ситуации: · «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» Д.Карнеги. · «Задержка реакции». · «Перевод реакции» (незамечание). · «Рационализация ситуации» (использование юмора). · «Парадоксальная реакция» (использование коварного замысла сорвать урок с пользой для урока).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |