Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ



2016-09-16 3169 Обсуждений (0)
ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 4.67 из 5.00 6 оценок




Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины возникновения эмоциональной напряженности в педагогической деятельности обусловлены объективными и субъективными факторами.

Под объективными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, т.е. сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми, трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т.д.). Субъективные факторы – особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности», т.е. личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и другие) характеристики.

Н.В.Кузьмина, Е.А.Панько причины трудностей педагогической деятельности объясняют действием следующих факторов:

· объективных, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, т.е. не зависящих от педагога (недостаточное внимание родителей вопросам воспитания детей, переполненность класса, группы детского сада, недостаток инвентаря, наличие «трудных» воспитанников и др.);

· объективных, связанных с условиями жизни и быта педагога;

· субъективно-объективных, которые зависят как от самого педагога, так и от объективных причин (недостаток педагогического опыта, профессиональной подготовки, неблагоприятный климат в педагогическом коллективе и др.);

· субъективных (случайность выбора педагогической профессии, несоответствие способностей и личностных качеств профессии).

Л.М.Митина разграничивает понятия «трудность» и «сложность» в педагогической деятельности. Первое связано с понятием деятельности и присуще субъекту деятельности, второе относится к объекту деятельности, т. е. «…педагог субъективно испытывает трудности в объективно сложной педагогической ситуации».

А.В.Петровский обусловливает успешность профессиональной адаптации молодого педагога объективными и субъективными факторами. К объективным факторам он относит атмосферу педагогического коллектива, материально-техническую базу школы, условия работы, состояние здоровья учителя, его жилищные условия и т.д. К факторам второй группы – субъективную привлекательность профессии, профессионально значимые качества молодого специалиста, активность субъекта, стремление к самосовершенствованию.

А.К.Маркова причинами трудностей педагогической деятельности также называет объективные и субъективные факторы. К внешним (объективным) причинам она относит реальную сложность педагогических ситуаций, не зависящих от учителя. К внутренним (субъективным) причинам – отсутствие адекватных средств педагогической деятельности, неготовность педагога к изменившейся ситуации, наличие у него негативных психических состояний (неуверенность, тревожность, напряженность, страх, фрустрация).

К объективным (внешним) факторам относятся:

· социальный фактор (социально-экономическое состояние общества, изменения в системе общественных ценностей, повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни, непрестижность профессии, недооценка общественной значимости дошкольного образования, неудовлетворенность социальным окружением на работе – «чисто женский коллектив»);

· материально-бытовой фактор (условия жизни и быта, материально-техническое обеспечение работы, низкая заработная плата и снижение жизненного уровня педагога);

· фактор взаимодействия – неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: конфликтность в системе «руководитель – подчиненный» (отсутствие оптимального руководства, невнимание к личности сотрудника, неудовлетворенность решениями руководства), «коллега – коллега» (недобросовестное отношение к работе, психологическая несовместимость коллег, неблагоприятный психологический микроклимат), «педагог – ребенок» (нарушение дисциплины, непонимание ребенка, особенности современных детей), «педагог – родители» (игнорирование требований детского сада со стороны родителей, отсутствие единства требований в подходе к ребенку со стороны детского сада и семьи, необоснованные претензии к воспитателю, неоправдание ожиданий родителей);

· организационно-административный фактор (перегруженность поручениями, открытые занятия, педсоветы, непродуманное введение новшеств, нечеткая организация и планирование деятельности, завышенные нормы детей в классе, группе детского сада);

· фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь и благополучие детей, воспитание гармонично развитой личности, здоровой в физическом и психическом плане).

В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций, что влечет за собой разного рода негативные последствия для его самочувствия и здоровья.

Однако любые условия могут стать напряженными в случае несоответствия психических, физиологических и других особенностей человека требованиям среды и деятельности, поэтому они являются лишь потенциально напряженными условиями». Степень эмоциогенности воздействующего напряженного фактора во многом зависит от субъективного содержания активности педагога – его индивидуально-личностных особенностей. Эти особенности во многом определяют предрасположенность педагога к факторам эмоционального реагирования в напряженных условиях.

Среди внутренних (субъективных) причин проявления эмоциональной неустойчивости в педагогической деятельности исследователями выделяются следующие:

· особенности нервной системы (сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность нервных процессов);

· эмоциональные особенности (сверхсильная эмоциональная чувствительность – эмоциональная ригидность, преобладающий эмоциональный фон, эмоциональная гибкость, отзывчивость, экспрессивность и т.д.);

· морально-волевые особенности (способность подчинить эмоциональные особенности рациональной форме поведения, соблюдение нравственных принципов профессии; способность к самоконтролю, выдержке, самообладанию; наличие умений эмоциональной саморегуляции поведения);

· особенности мотивационно-потребностной сферы (позитивные установки и ожидания в отношении педагогической деятельности, интерес и любовь к детям, удовлетворенность профессией, мотивация достижения успеха, потребность в самореализации и самоактуализации себя в профессии);

· особенности профессионального самосознания (система представлений о сущности педагогической профессии и о своем профессиональном «Я»; самоанализ и самооценка профессиональных качеств, позитивность – негативность «Я-концепции», стремление к саморазвитию и самосовершенствованию);

· индивидуально-личностные особенности (мировоззрение, нравственные установки; интеллектуальные качества и уровень общей эрудиции, оптимизм и чувство юмора, уровень тревожности и т.д.).



2016-09-16 3169 Обсуждений (0)
ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)