Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОСЛЕДСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»



2016-09-16 494 Обсуждений (0)
ПОСЛЕДСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Современному педагогу необходимо постоянно развивать психические и физиологические способности, иначе совершается «насилие над психикой», возникает подавленность, раздражительность, переутомление, напряженность в виде «специфических эмоций» .

Результаты исследования Р.А.Макаревича показывают, что большая часть рабочего дня педагога протекает в напряженной обстановке. Это сказывается на его эмоциональном самочувствии: появляется волнение, трудноподавляемое волевыми усилиями, нервозность, растерянность, сердцебиение. Половина опрошенных отмечает ухудшение результатов их деятельности, 35% – понижение работоспособности, 20% – появление нехарактерных ошибок. У некоторой части учителей наблюдается заметные изменения в мимике, тонусе лица, изменения в речи, наблюдается снижение показателей психических процессов. После пребывания в напряженных ситуациях значительная часть опрошенных чувствуется разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть.

Исследование В.Г.Казанской показало, что более 80% педагогов имеют высокий уровень ситуативной напряженности, а 60% – постоянной.

Высокий уровень эмоционального напряжения характеризует деятельность не только молодых, начинающих педагогов, но и деятельность опытных специалистов педагогического профиля, в которой нередко преобладают способы разрядки эмоций на рабочем месте, что делает их практически профессионально непригодными, несмотря на большой опыт работы и высокий уровень развития умений и навыков. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм «стрессовыми токсинами». Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Данные многих исследований показывают, что даже у молодых педагогов частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы).

По данным М.А.Беребина, при обследовании 7300 педагогов риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29% случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37% педагогов, около 58% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта, невротические расстройства выявлены у 70% педагогов.

Исследование С.М.Косенок, В.М.Карлышева, А.П.Исаева, С.А.Кабанова показало наличие высокой степени напряжения у половины обследованных педагогов (эмоциональные нарушения, наличие психофизической усталости и психосоматических заболеваний). Лишь 34% из них находятся в зоне психологического благополучия, способны справиться с отрицательными воздействиями на психическом и физическом уровне.

В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, – врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т. д. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому «эмоционального выгорания» . Термин был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия . Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы. Исследователи отмечают симптомы «эмоционального выгорания»: чувство эмоционального истощения, изнеможения; негативное самовосприятие в профессиональном плане и заниженная самооценка; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, гнев); упадническое настроение, цинизм, пессимизм, апатия, депрессия; психосоматические недомогания (усталость, утомление, бессонница, учащенное сердцебиение, желудочно-кишечные расстройства и т. д.)

Таким образом, одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее насыщенность напряженными факторами, которые вызывают сильное эмоциональное напряжение, ведут к развитию синдрома «эмоционального выгорания», негативно сказываются на физическом и психическом здоровье педагога.

Противостоять действию напряженных факторов помогает высокий уровень развития эмоциональной устойчивости. В связи с этим, данное качество личности является профессионально значимым для педагогической деятельности.

Признаки психофизиологического истощения (по Е.Малеру, Н.А.Аминову):

1. истощение, усталость;

2. психосоматические осложнения;

3. бессонница;

4. негативные установки по отношению к клиентам;

5. негативные установки по отношению к работе;

6. пренебрежение исполнением своих обязанностей;

7. увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе. алкоголь, лекарства);

8. уменьшение аппетита или переедание;

9. негативная самооценка;

10. усиление агрессивности (раздражительность, гневливость, напряженность);

11. усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

12. чувство вины.



2016-09-16 494 Обсуждений (0)
ПОСЛЕДСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОСЛЕДСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ. СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)