Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Вводная лекция



2016-09-16 440 Обсуждений (0)
Тема 1. Вводная лекция 0.00 из 5.00 0 оценок




История государства и права зарубежных стран

 

История государства и права зарубежных стран... 1

Тема 1. Вводная лекция.. 1

Тема 2. Цивилизации древнего мира. 4

Древний Египет. 7

Право Древнего Египта.. 10

Месопотамия.. 11

Право Месопотамии.. 13

Древняя Индия.. 19

Лекция 3.Право Индии (продолжение). 22

Древний Китай. 27

Лекция 4. Древняя Греция.. 33

Древний Рим.. 44

26.10.2009. Средневековье. Эпоха феодализма. 56

Франция. 61

Англия. 63

Германия. 65

Мусульманское право.. 66

Новое время. Эпоха буржуазных революций. 70

США. Образование государства. 75

Франция.. 80

 

Преподаватель: а Водяницкая.

Курс в основном лекционный, но будет 2 или 3 семинара.

Экзамен – в конце декабря или январе.

Литература:

  • Хрестоматия по истории государства и права – сборник правовых источников в двух томах.
  • Учебник: История государства и права зарубежных стран под ред. Крашениннинниковой и Жидкова. Есть еще учебник под редакцией Омельченко, можно и любой другой.

 

Тема 1. Вводная лекция

Изучает различные государства в различные периоды времени. Начинает выделятся как наука в конце 18 – начала 19 века. Наша страна внесла небольшую лепту в эту науку, в основном внесла немецкая школа права. У нас – профессор Цветаев начинает с начала 19 века читать курс по историям славнейших и древнейших народов, после книгу выпускает Щеглов.

Используются все общие научные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.

Есть 3 главных метода: конкретно-исторический – изучение конкретного общества и государства в определенный момент развития. Но важен и сравнительно-правовой анализ, ведь изучать государство в изоляции от других неправильно, и на правовые источники влияют источники соседних государств. Этот анализ – сравнение государств, чаще всего в один период времени. Третий метод – системный анализ, когда из общей структуры системы государственно-правовых явлений мы вычленяем институты и памятники и изучаем их поотдельности. Это позволяет выделить конкретные особенности.

В общем виде выделяют следующие основные эпохи:

  • Древний мир (древнейшие цивилизации – Вавилон, Месопотания, Древняя Индия, Древний Китай, шумеры, античность – Древний Рим и Древняя Греция);
  • Средние века (в основном Европа) – изучаются Варварская правда и т.д.
  • Новое время – в основном период буржуазной революции и мировых войн.
  • Новейшее время – 20 века.

 

Надо учитывать дихатомию восток-запад, потому что развитие общества на востоке шло особым путем, отличным от запада, и вместе их рассматривать нельзя.

 

Первобытное общество.

Человек современного типа как биологический типа формируется в 30-25 тысячелетии до нашей эры, история человеческого общества – где-то за 8 тысячелетий до нашей эры. Первобытный срой охватывает по продолжительности до 2 млн. лет, тогда государства и права не было, интересен только конец первобытнообщинный строй.

Историю человечества всю делят на первобытное общество и цивилизацию.

Первобытное общество делят на 2 очень большие по периодизации этапы:

Экономика присваивающая;

Экономика производящая. Граница приходится на эпоху неолита.

В это время человеческий коллектив был первобытным стадом, или праобщиной. Это были небольшие по численности изолированные друг от друга группы людей, которые бессистемно передвигались под руководством одного вожака. Вели бродячий образ жизни. Этот коллектив был простейшей формой организации между людьми. Вначале было присваивающее хозяйство, орудий труда не было. Несмотря на хаотичность праобщин, там проходили саморегулирующиеся процессы. Была власть в лице вожака, который регулировал жизнь общины. Уже формируются какие-то запреты, правила поведения и их прототипы, какие-то стереотипы, стандарты у этих людей, обусловленные страхом перед природными явлениями, голодом и т.д. Отношения внутри групп ходили эгалитарный характер – равенства, все члены группы были равны. Это проявлялось в том, что примитивным добыванием занимались все члены группы, и все участвовали в распределении добытых ресурсов. В основе равенства лежал равный обмен. Обменивались всем – пищей, орудием труда, женами и т.д. Власть вожака основывалась на его личном авторитете и личных качествах. Воля его была беспрекословна, ей, как правило, подчинялись.

И в этот период времени было деление на партиархат и матриархат. Во времена существования общины изначально родовой строй прошел стадию матриархата. Это означает, что важнейшую роль в добыче средств пропитания играли женщины. Не было служных орудий труда, плуга, лука и стрел. Женщины и мужчины были приблизительно равны в том, что они могут добыть, и женщины были главнее, так как они добывали средства к существованию, а мужчины в основном разводили огонь и т.д. В матриархате и еще один важный признак – родство велось по материнской линии, т.к. в праобщине, стаде все было в коллективной собственности и отношений между полами не сложилось, семья была не такой, как сегодня, их в принципе не было – и невозможно было понять, кто отец.

В этот период времени существовала эндогамия – брачные связи внутри одной родственной группы, но практически сразу стал запрет на это, т.к. это вело к вырождению. Следующий этап – экзогамия.

Следующий этап – родовая община, которая по сравнению с праобщиной (мигрирующее человеческое стадо) это уже семейно-клавновая группа, которая чаще всего оседает где-то, более четкие связи внутри группы. На этом этапе происходит переход к патриархату, ведь складывается прототип патриархальной семьи. Человек учится изготавливать металлы, стрелы, появляется земледелие, скотоводство. И роль мужчин в добывании пищи становится главенствующей, наступает патриархат.

В этом обществе формируются опрделенные социальные нормы. Они возникают, потому что ежедневный процесс существования коллектива надо было упорядочивать, и появились социальные нормы – чтобы распределить роли в производстве и распределении добычи. Социальными нормами были табу, религиозные нормы, обычаи, традиции. Обычай как исторически вошедшее право поведения, основывавшееся на авторитете вождя. Социальной нормой были и ритуалы вождя.

Это так называемые мононормы – относятся не к одной сфере человеческой деятельности, а ко всем.

Власть вождя только возрастает. Все общество еще является равным, все члены равны, и вождь. Высшим органом власти был совет рода – собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин. Все вопросы решались на этом совете сообща. Вожди избирались на период военных действий, только потом узурпировали власть. А старейшины, их власть опирались на личный авторитет. Они избирались советом рода, могли быть смещены и заменены другим. На этот пост выбирались старейший, сильнейший.

Родовая община постепенно трансформировалась далее. Потому что в экономической жизни происходят изменения. В 7-5 тыс. до н.э. сильно развивается земледелие, скотородство и проиходит демографический взрыв, усложняется внутренняя организация в семейно-клавноых группах. С ростом производсвта начинается разделение труда – их было 2 – скотоводство от земледелия, и земледелие от ремесла. Появляются люди, которые занимаются только торговлей. Появляются торговые места, вокруг появляются города.

Предшествующий период шел очень долго, это очень быстро произошло. Это привело к росту производительности труда, появлению излишек и имущественному расслоению. Углубление имущественных различий приводит к тому, что более богатые стремятся захватить и удержать власть. Этот период назывался периодом военной демократии, период протогосударства. Это не государства, но первичные. Период военной демократии характеризуются тем, что вожди уже существуют постоянно, не толкьо на время войны, они узурпируют власть и стремятся передавать ее по наследству. Также им нужна дружина, получается военная вершушка общества, т.к. их задабривают. Война была главным и единственным источником обогащения. Пленных превращают в рабов, и появляются рабовладение.

Род был самой маленькой формой (20-30 человек) объединялись во фратрии, или братства (Др. Греция, Рим, в Северной Америке не было), те – в племена (объединение нескольких фратрий или нескольких десятков родов). В Северной Америке были и союзы племен. Органы племенного правления отличались от родовых. Органом управления племени был совет старейшин, где были старейшины всех родов.

Несмотря на то, что власть узурпируется вождем, органы управления родами, племенами – совет рода, совет старейшин сохраняются. Они уже не принимают решений полностью, становятся более формальными органами.

С возникновения периода военной демократии общество управляется по-новому. Верхушка узурпирует власть и хотят себе подчинить других людей, но те не хотят. Раньше власть совпадала с обществом, и все участвовали в процессе производства. Далее власть отделяется в верхушке, появляется категория управленцев, которые уже не участвуют в производстве, а участвуют в управлении. Ведется острая борьба за эту власть, т.к. обладатели этой власти получают выгоды.

Вождь опирается на дружину и административный аппарат. Такая структура управления трансформируется в протогосударства.

Есть несколько факторов – где хорошая природа, государства появлись быстрее. Второй фактор – большой уровень производства. Третий – благоприятная демографическая ситуация. Еще один фактор – завоевания, войны, некоторые считают его основным, некоторые не особо принимают во внимание.

В советской историографии считалось, что к этому времени складываются классы. Но сегодня считают, что это было просто верхушка, а не классы, а классы возникли в развитом рабовладельческом государстве.

Первые государства возникают на рубеже 2-3 тысячелетия возникают в долинах крупных рек – Нил, Тигр. В Европе государства возникают позже, с античности, только потом в Европе. Первые государства в Африке, Полинейзии намного позже.

 



2016-09-16 440 Обсуждений (0)
Тема 1. Вводная лекция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Вводная лекция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)