Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный строй в М



2016-09-16 388 Обсуждений (0)
Государственный строй в М 0.00 из 5.00 0 оценок




Образовались города-государства. (УР) создавались на основании сельских общин, во главе - правитель – ЭСИ (адм) или ЛУГАЛЬ (адм+военные). Советы старейшин. Первоначально стаейшины определяли объем полномочий, назнчать или смещать правителей. Повелитель города ведал ирригационным стро-вом, лугаль – управлял войсокм и председательствовал в совете старейшин. Два центра – Шумер и Акад. Акад постепенно становится сильнее, возникает новый вид правителя лугаля-гегемона, власть которого выходит за пределы одного города-государства и при Сорбоне приобретает наследственный характер, возникает постоянная армия. Другие эсии становятся просто чиновниками и весь админ аппарат становятся чиновниками. Др В царство – становится примером деспотии, достигает расцвета при царе Х, об этом свидет-т около 60 указов Х, также царь управлял хозяйственными ф-ми. Вост деспотия не была в самм ярком проявлении – продолжали сущ-ть органы самоуправления на местах( Органы управляли общинной землей, могли разрешать вопросы по определению границ участков, определяли размеры налогов, и пр. Жители городов могли освобождаться от налога, воинской или трудовой повинности. Лугали-цари предоставляли льготы храмам для их благосклонности. ОТношения между храмами и властью – храмы имели свое хоз-во и могли себя полностью обеспечивать. Х подчинил себе храмы – назначал жрецов и администрацией, предоставляли отчеты по хоздеятельности. Х не был даже верховным жрецом, но не приравнивался к божеству. Он не мог войти храм по собственному желанию за исключением празднеств. Ежегодно повторялся обряд коронации. Вавил лига предполагала, что царь может лишиться всех своих полномочий, если не будет совершать добрые поступки, поэтому спасение царя только в его собстыенных справедливых делах. Суды не были отделены от администрации, были храмовые и общественные судв, упоминаются царские суды, которые набирают полномочия и теряют полномочия. Решения всех судов были окончательными, царь не мг пересматривать их решения. При Х армия – профессиональная, царь наделял каждого воина земельным наделом. Ее нельзя было продать или подарить. Права воина гарантировались особо. Если попадал в плен, земля оставалась за ним. На часть участка претендовал его сын. Служба воина считалась вечной. Нельзя было выставить заместителя как в Ассирии. ВОины также выполняли полицейские функции. Собиралось иногда общинное ополчение.

 

Вавилон

Жречество не выделялось в отдельное сословие, царские чиновники и другие моглис тсть жрецами, жто способствовало положению религии в Вавилоне. Должности жрецов даже продовались, ее можно было купить.

Наиболее раняя форма – города-государства (в Междуречье). Но город – в условном значении, там все равно занимались земледелием, города создавались на основе сельских общин. Во главе стоял правитель, который назывался энси, или лугаль. Считается, что у лугаля были военные полномочия, в отличие от энси (административные и судебные).

В городах созывались общинные собрания и советы старейшин. Причем первоначально на уровне первых городов-государств именно советы старейшин избирали лугаля и могли сместить его, определяли объем его полномочий. Сами собрания осуществляли законодательснве функции, собирали налоги. Правитель города – ведал строительством храмов, дорог, лугаль еще предводительствовал войском и председательствовал в народном собрании.

Города-государства конфликтовали, в рез. выделяются два центра – шумеры и акат. Акат становится государством-гегемоном, и при Сорбоне Акатском возникает новый вид провителя – лугаля-гегемона, который подчиняет всех остальных, власть которого выходит за пределы города-государства. При Сорбоне власть приобретает общественный характер. Появляется обширный административный аппарат и постоянная армия.

Другие энси других городов становятся просто царскими чиновниками на местах, весь административный аппарат подчиняется одному царю.

Наибольшая концентрация власти – в древневавилонском царстве. Это типичный пример восточной деспотии. Оно доситгает расцвета при царе Хамурапи, который пользовался неограниченными полномочиями. Он издавал указы о назначении чиновников, смещении их с должности, переписи населения. В руках царя были и все хозяйсственные функции – он ведал оросительными сооружениями. строительством храмов, регулированием цен на товары и т.д.

Но восточная деспотия не была в самом ярком проявлении в Вавилоне, потому что несмотря на неограниченные полномочия продолжали существовать общинные органы управления, которые ведали управлением на местах. Они управляли общинной землей, они наравне с царской администрацией могли решать мелкие вопросы, например, определению границ земельных участков. могли собирать налоги.

В Древней Вавилоне некоторые города имели особый статус, т.к. их охраняло особое божество. И они могли освобождаться от налогов, или воинской повинности и т.д.

Чтобы добиться лояльности храмов, лугали предоставляли льготы храмам – налоговые и т.д. Отношения между храмами и властью было протеворечивое. Храмы обладали своими рабами, землями и стремились к независимости. Но Хамурапи практически полностью подчинил храмы. Хамурапи стал назначать жрецов и администраторов храмов. И каждый хран должнел был предоставлять отчет о хозяйственной деятельности.

Особое положение было и у царя. Он не обладал неограниченными полномочиями, но не приравнивался к богу и не считался к верховному жрецу. Он назывался богом царей, знающих мудрость. Но это не предполагало противопоставление народа. Так, он не мог самостоятельно, по собственному желанию войти в храм.

Обряд коронации повторялся ежегодно, это был священный обряд, который легализировал возможность царя царствовать. Она давала ему полномочия, но не делала его богом. Вавилонская религия предполагала, что царь может лишиться своих полномочий, если он не будет совершать добрые поступки. И спасение царя – в его собственных справедливых делах.

Суды не были отделены от адинистрации, основные судебные ф-ии осуществляли храмовые и общинные суды. Были и царские суды, которые постепенно расширяли полномочия за счет двух других. Царь не выступал ни апеляционной, ни высшей инстанцией, решения судов были окончательными, их не мог изменить никто. Царь мог только помиловать в случае смертного переговора, но пересмотреть приговор он не мог.

Армия при Сорбоне складывается постоянная, он утверждал, что в ней было 5 400 войнов, это большая. При Хамурапи происходит открыв армии от земельного надела.

Права война гарантировалась особыми законами, даже если он попадал в плен, с его землей ничего нельзя было сделать, она оставалась за ним. Если же воин бросал надел ради оставления службы, еще год надел оставался за ним.

Служба воина считалась вечной – если человек пошел в постоянную армию, считалось, что будет там до конца жизни. Причем в древневавилонском царстве нельзя было выставить заместителя – если в Ассирии.

 

Право Месопотамии

Его источником очень рано стал писаный законодательный акт. Хотя обычаи, естественно, тоже были. Законы Царя очень рано начинают играть роль источника. Один из первый исторических документов – реформы Уруингины, правителя Лагаша (1400 год до нашей эры). Этот царь провел много реформ. Но это не собственно правовой документ, а исторический, который восхваляет его.

Также дошли: древнейшие законы царя Ур-Намму с 3 тыс. до н.э. Законы Липид-Иштара, царя Вилоламы (начало 2 тыс. до н.э.). Далее – законы царя Хамурапи (1792-1750 гг. до н.э.), которые дошли практически полностью и обрнашужены в 1902 году в Ираке. Это были столбы с надписями.

Также – среднеассирийские законы (сер. 2 тыс. до н.э.).

Если сравнивать законы Хамурапи и среднеассирийские, у Хамурапи по юридической технике намного более продвинуты, более демократичны (среднеассирийские содержат очень тяжелые наказания за преступления). В целом все источники права если характеризовать: все эти документы были не завершены, они не охватывали всех правовых отношений в госдуратсве. Всем этим документам свойственна казуистичность (норма права общая, применяется ко многому кругу лиц – это сегодня). Тогда каждая статья записывалась казусом. Главным источником этих законов были обычаи. На право Месопотамии значительное влияние оказала религия. Религиозная идеология Месопотамии отличалась специфическими чертами. В Индии и Конфуцианстве преступлением было то, что грешно, а у вавилонян эти понятия разнились. Грех можно было совершить без вины, а вот преступление – нет.

Вавилонская идеология была достаточно приземленной, они не воспевали загробную жизнь, они считали, что все хорошее в этой жизни, и они не стремились жить праведно. В сер. 2 тыс. до н.э. потусторонний мир считался абсолютным злом. Они придавали ценность не духовному совершенству, а материальным ценностям, поэтому были развиты товарно-денежные отношения, торговля и т.д. – все стремились к богатству. «Небо далеко, а земля драгоценна»,- считали они.

Формализм норм и их символический характер, примитивная правовая техника. В номах нет должным образом раскрытых юридических понятий, ни одной абстрактно сформулированной нормы. Кажется, в них нет внутренней логики, но историки ее видят в ассоциативных переходах от одной части документа к другой. Символичные нормы превалировали, символичной была ответственность – за подлог ребенка у кормилицы отрезали грудь.

Имущественные отношения – в Месопотамии не сложился институт частной собственности на землю. Были следующие правовые категории: свободное, зависимое владение землей и пользование землей. Значительные земельные массивы были у государства и храмов. И эти земли обрабатывались зависимым людом, или же сдавались в аренду сельским общинам, или передавались за службу.

Общинная земля была или в коллективном владении (пастбища), или семейном – но это не была частная собсвтенность, это было владение. Права семьи были близки к правам собственника – можно было распоряжаться ей, заложить, продать. Но в силу религии институт купли-продажи земли не сложился, продажа земли считалась несчастьем, злом, и этого старались избегать.

Практически невозможно было отчуждить землю у общины – лицо, которое входит в сельскую общину, не могло продать ее чужому лицу. Но проходы к рекам, колодцы находились в коллективной собсвтенности общины.

С начичием земли было связано у вавилонян его правоспособность. Теряя земельный участок, он терял почти все свои права. Ведь это значило, что он порывал с общиной, даже жена могла отказаться от беглеца, и не было возможности ее вернуть.

Существовали гарантии землевладения. Ассирийские законы: присвоение чужого поля влекло возвращение в троекратном размере, отрубание пальцы и отрабока.

Земледельческие права война – особое значение. Были различия в Ассирии (участок выделялся из общинной земли), и Вавилоне (и царской). Несмотря на то, что земельный надел воина за службу оберегался законами Хамурапи, он не переходил по наследству.

Договоры стали регулироваться рано, и наибольшая степень разработанности – у законов Хамурапи. Ассирийские говорят в основном о договорах, связанных с транзитной перевозкой. По законам Хамурапи, все сделки делились на 2 группы – с отчуждением вещи (требовал более строгих условий, письменной формы, клятвы и присутствия свидетелей) – это договоры купли-продажи (требовалось точное обозначение места, обозначение собственнических прав продавца надела – то есть защищались права покупателия), дарения, раздел наследства, и без отчуждения имущества.

Договор мог быть расторгнут только при определенных обстоятельствах – например, при преднамеренном сокрытии изъянов вещи, например, скрыл, что у раба эпилеписия – договор мог быть расторгнут в течение месяца. Также сущестовали договоры займа, найма (вещей и людей). В законах Хамурапи много статей, посвященных условиям займа, и законы были полностью кабальные, должник попадал в рабство кредитору.

По законам Хамурапи, долг мог быть погашен за счет имущества должника, отрабоки долга самим должником или его семьей. Арендатор земли дожен был платить не только арендную плату (обычно 2/3 урожая), но и вернуть землю обратно.

В договоре найма людей существовало отличие между наймом обычных людей и людей благородных профессий (врачи, корабельщики). Размер оплаты услуг врача зависел от положения пациента, чем выше – тем больше. Если нанимался просто человек, устанавливалось в договоре, каким образом он получает зарплату – продуктами или деньгами. Наемный работник, который не выполнил работу, или что-то испортил, он должен был выплатить штраф, иначе его с помощью скота разрывали на части.

Были ограничения по процентам. Не могли брать больше 20% при займе серебра и 33% при займе хлеба. Если томкар превышал их, он терял все то, что отдал.

Возврат долга мог проходить по частям. Его возврат мог быть перенесен на другое лицо путем заключения специального документа.

Вообще, для Вавилона были часты указы справедливости – например, прощались долги общинников, заложенные в силу нужды поля, дома возвращались владельцу.

Уголовное право: нет абстрактных норм, как в Древнем Египте. Уже форомируется различие между умышленным и неумышленным преступлением. Если в драке нанес раны, должен поклясться, что ударил неумышленно, а также вызвать врача.

Особо жестоко карались некоторые виды преступлений: кража на пожаре (сожжение). Законы Хамурапи также закрепляли пережитки первобытно-общинного строя, например, самосуд, принцип кровной мести, и коллективная общинная ответственность – за преступника отвечала вся община.

Неумешленное нанесение раны в драке освобождало от наказания невиновного человека. По среднеассирийским законам, правосудие в отношении жены было в руках мужа. И муж судил, простить ее или наказать. За кражу муж мог отрезать жене уши. Жестокость была характерна для большинства наказаний, около 30 преступлений карались смертной казни, по законам Хамурапи.

Если дом завалился и убил сына хозяина, убивали сына строителя. Наряду со смертной казнью применялись членовредительские наказания, продажа в рабство, изгнание из общины. Были и штрафы. Существовало наказание «принудительный труд», клеймение. В отношении штрафа: несмотря на то, что это более либеральное наказание, но если виновного приговаривали к штафу, который превышал стоимостью похищенное, он не мог выплатить, и его казнили.

Законы Хамурапи – несколько групп преступлений. Против личности: убийство (умышленное, в том числе женой мужа, доведение до смерти должника путем замаривания голода, и неумышленное, как неудачная операция, повлекшая смерть), телесные повреждения, оскорбления словом и действием, клевета, ложные обвинения. Пример телесного повреждения – если сын ударил отца, ему отрубали руку. Ложное обвинение: если человек клятвенно обвинил человека, обвинив его в убийстве, но не доказал, он сам должен быть убит.

Следующая группа – преступления против собственности. По законам Хамурапи, воры жестоко наказывались, особо охранялись собственность дворца и храма. Ст.6 – если человек украдет достояние бога или дворца, его должно убить, как и того, кто примет это краденое имущество. Это одна из немногих абстрактных норм.

Кроме кражи и грабежа, существовало и особое имущественное преступление – снятие с раба его знака рабства. Повреждение или уничтожение чужого имущества, например, потравля поля скотом.

Преступления против семейных устоев. Это было кровосмешение, неверность жены, причем она фигурировала в нескольких составах. Изнасилование, похищение и подмена ребенка, бегство женщины от мужа, увоз замужней женщины. При определении наказания в этой группе преступления учитывалось не только имущественное положение, но и его статус и пол. Женщин наказывали строже, чем мужчин.

По среднеассирийским законам, меньшее наказание следовало за изнасилование незамужней, чем замужней.

Семейное право. В Месопотамии существовал культ семьи. Жизнь человека считалась неполной, если у него нет семьи и нескольких детей. Долго сохранялись патриархальные отношения, особенно в Ассиирии – жена в любом случае находилась под властью патриарха, могли выйти только в случае, только если не оставалось ни одного мужчины, которые могли осуществить власть. Брат погибшего мужа должен взять ее в жены. Женщины были полностью лишены дееспособности, если она закладывала семейную собственность, это расценивалось как кража у мужа. В Вавилоне как более либеральном государстве шло ослабление власти мужа. Вавилонская женщина обладала большим количеством прав. Женщина могла быть свидетелем в суде, жрицей, могла владеть имуществом независимо от мужа, могла заниматься торговлей.

В Вавилоне, как и Древнем Египте, брак скреплялся договором – но между мужчиной и семьей женщины. Но на его содержание оказывала влияние и сама женщина, например, могла потребовать договора, что тот не будет закладывать ее за долги. Препятствий к браку практически не было, даже ранний возраст и отсутствие согласия.

В Вавилоне можно было выйти замуж за раба-мужа.

Одно из условий брака – плата жениха семье невесты, так как семья теряла рабочую силу. Семья в Вавилоне была моногамной семьей, но муж мог иметь наложниц. Если в Ассирии вообще не было понятие супружеской верности со стороны мужа, в Вавилоне существовало. Если в Ассирии неверность женщины обеспечивалась жестокими наказами, в Вавилоне – бросали в воду. При этом если муж позорил семью, она могла уйти от него. Оправдывался также уход женщины к другому мужчины из-за пропитания, или вследствие долгого отъезда мужа, но после возвращения обязана была вернуться. В этом случае законы Хамурапи отдельно оговаривали судьбу детей – они должны были следовать за своими отцами.

Развод также был возможен, как и в Древнем Египте. По законам Урнау, муж мог оставить жену, заплатив ей одну монету урнау, и половину – если уже была ранее замужем. В Ассирии – вообще без всякого выкупа. По закону Хамурапи, оставление жены регулировалось особыми условиями – муж не мог уйти от больной проказой жены, но мог – от бесплодной.

Одна из распространенных форм сделок по законам Хамурапи – усыновление. Было две формы – с назначением наследника и без такового. Если семья хотела назначить ребенка наследником – один случай, другой случай – семья хотела получить бесплатную рабочую силу. Тогда заключался договор с семьей, которая ребенка не могла прокормить, хотя у него оставалось право вернуться к родителям. Если же такие дети, которые работали как рабочая сила, став взрослыми, получали право на часть наследуюемого имущества.

Наследство, как правило, получали сыновья в равной доле. Дочерям выделялось только приданое. Причем лишение сына наследства было очень затруднено в Вавилоне – не мог лишить, даже если очень обидит отца. Мог, только если дважды нанес очень тяжелую обиду отцу. Если дочь не получала приданого от отца, она могла вступить в наследство наряду с сыновьями. Могла вступить в наследство и вдова, если при жизни он не дарил ей имущества.

Дар в Вавилоне стал альтернативой договора завещания – в дар передавались дома, участки земли, движимое имущество. Если муж дарил жене при жизни, она могла им спокойно распоряжаться, дарить, в том числе детям, но наследства оставить не могла.

Нет различия между гражданским и уголовным произвоством. Преступления против государства – занимаются чиновники, и не может быть примерения сторон. А в частных случаях истец или потерпевший должен быть сам доставить ответчика в суд, не было судебных приставов. Они должны были сами предоставить суду доказательства – показания свидетелей, клятва и ордалия – божий суд. С помощью воды в Вавилоне. Это очень приминимое доказательство.

Если человек отказывался от ордалии или клятвы, это равноценно признанию вины. По среднеассирийским законам, ордалии мог подвергнуться не только обвиняемый, но и обвинитель.

Уже тогда судебный процесс был письменным.

Судебное дело считалось законченным после выдачи судьей решения сторонам, проичем оно было оконгчательным и его нельзя было изменить. Решения исполнялись тут же и публично.

 

Древняя Индия

3 тыс. до н.э. в долинах рек Ин и Ган развивается скотоводство и т.д., арии еще не пришли. Во второй половине 2 тыс. до н.э. проникают арии, они и создали древнеиндейскую культуру. Арийские племена покоряют те племена, образуются протогосударства. В Индии практически не было сильной централизованной власти, т.к. деление на варны предопределяло консервативный характер отношений в обществе.

В этом регионе долго не было доминирующего государства, и только в 4 в. до н.э. возникает первое централизованное государство – импетия Мауиф, правитель Ашов, просущестоввало до 2 в. до н.э.

Правовое положение населения. Исторически сложилось 4 варны. Они были созданы из различных частей тела шило. Первая – брахманы – священнослужители и жрецы. Вторая – кшатрии, правители и воины. Далее – вайшии, земледельцы и ремесленники. И шудры – слуги. Для каждой из высших трех варн во всех источниках предписана особая обязанность: брахмы учат други, шатры управлять и воевать, вайшии – заниматься земледелием и ремеслами, шудры – служить этим трем варнам.

Первое упоминание о 4 варнах – уже в Ригведах, самом раннем произведении ведической литературы. Шудры, как правило, были не арийцами, формированию варны способствовало завоевание племен, находящихся на более низкой ступени развития. Также разорившиеся арии.

Основной правовой источник – законы Манну. Остальные источники – больше произведения светской литературы. Манну указывает 7 источников рабства. Для них вообще характерна семизначная структура. Первый – те, кто попали в военный плен; раб по содержанию, попавший в кабалу; рожденный в доме раба; купленный раб; подаренный раб; доставшийся по наследству раб; раб в силу наказания.

Было общепризнанным право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба, раб был полностью неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными, рабов продавали как товар, их можно было сдавать наем, закладывать. Потомство рабыни – собственность хозяина.

Право Древней Индии делится на Дхармашастры и Артхашастны. Д. составлялись брахманами, это были учебники для учеников, они содержали толкования древнейших обычаев. Изначально это была религиозно-фил. литература, потом стали общеобязательными. А. – сочинения кшатри, царских чиновников, то есть это более светские произведения на политико-правовые темы. При написании А. кшатрии опирались на Д. и на законы царей. Общее право – Д. были более жестокие, консервативные, по ним за некоторые преступления полагалась смертная казнь, а А. – за то же преступление меньшее наказание.

Многие понятия в древнеиндийском праве различаются между Д. и А., например, между рабами и шудрами. Шудры – низшая варна, рабы – говорящие орудия труда, или вещи. До сих пор браки заключаются в пределах одной касты. Каст больше, они объединялись либо по кровному, либо по профессиональному признаку. Поэтому и не нужно было централизованное государство.

Шудры устранялись от участия в священных ритуалах. Они устранялись от участия в ритуале жертвоприношения. Они могли участвовать только в брачном ритуале.

За каждой варне закреплен определенный круг занятий.

Шудры были единожды рожденные, остальные – дважды рожденные. Потому что второе рождение было особым ритуалом.

Тяжесть наказания за преступление зависела от варны.

Община в Индии существовала с давних времен, права общины на землю отличалось прочностью. Община могла продавать, сдавать в землю и дарить землю, особенно храмам, а вот института частной собственности не сложилось.

Кроме общинного землевладения, существовало землевладение крестьянской семьи. Полномочия были широкие: продажа, аренда и т.д. Но это не право собственности, потому что землевладелец платил налог государству за право пользования землей. Такая семья являлась, как правило, эксплуататором зависимых людей, например, из представителей неприкасаемых каст.

Вообще, рабство в Индии не было распространено, т.к. рабский труд не приносил достаточного придаточного продукта, было достаточно экономической, личной зависимости. Но со становлением империи Мауриф происходит тенденция к расслоению внутри варн. Они были неоднородными, и шло социальное расслоение.

Аппарат управления империи Мауриф: наравне с монархом… Раньше существовали номы, города-государства. Существовали раздробленные протогосударства, во главе которых стояли раджи. Кто-то сильнее, кого-то подчиняет. Изначально власть раджи выборная, потом наследственная. Сохраняют значение советы старейшин на местах, но он потерял значие при усилении монархии, становясь совещательным органом при монархе. В него входили до 10 сановников.

Расширяется аппарат управления. Особенность чиновников: они назначаются царем, и должность наследственная, единожды назначенный чиновник передает должность по наследству. Империя Мауриф была поделена на провинции (управлялись членами царской семьи), те – на округа и области, которые управлялись уже чиновниками. Области делились на деревне, в каждый – свой староста.

Интересна концепция богоугодного царя – девораджи. В Месопотамии царь должен был делать добрые дела, чтобы оставаться правителем. Индусская концепция похожа: он должен выполнять особую дхарму – совокупность определенность обязанностей, путь человека на земле. Одна из главных обязанностей царей – охрана его подданных. Но есть и противоречивые нормы: по законам Манны, царь мог заставить народ платить налог, только если защищал его. На самом деле, налоги устанавливались очень высокие, и везде слышатся призывы их снизить. Другая обязанность царя – с помощью драхм осуществлять правосудие, быть опекуном детей, вдов, больных, должен был возглавлять борьбу с голодом. Ведал организацией публичных работ.

Власть царя к Индии обожествлялась – но именно власть, а не сам человек. Например, в законах Манны говорится, что царь-человек может быть глупым, жадным, необразованным, и только свободная воля царя давала ему возможность быть добрым, исполнять свою дхарму. Царю предписывалось почитать брахманов и слушать их совета, потому что они знают, как нужно себя вести.

Суд. В Древней Индии сущестовали 2 системы: царские и внутриобщинная. Высший суд – царя со знатнейшими брахманами. Во всех административных единицах от 10 деревень назначалась судебная коллегия из 3 судей, уголовные дела рассматривали специальные суды. Большинсво дел рассматривалось общинными судами, и для каждой касты был собственный суд.

Армия играла особую роль в Индии, империя была обраована в результате завоеваний, индийская идеология рассматривает войну как богоугодный источник обогащения. Царь рассматривался как мужественный воин, ему переходила большая часть награбленного. Армия в основном комплектовалась из наследственных воинов. В армии также были наемники. В основном в армии входили дшахтрии. Они же и могли носить оружие. За оружие могли браться только дважды рожденные, не шудрии. Не дшахтрии могли браться, только если наступало бедствие.

Армия выполняла функции охраны общественного порядка, полиции не было.

Право Древней Индии. Источники: это прежде всего веды – священные книги, которые появлись на рубеже 1-2 тыс. до н.э., это сборники обычаев и религиозных норм. Далее – Дхармасутры. Это правовые трактаты, которые комментируют веды – правовой комментарий вед. Далее – Дхармашастны, которые были созданы в период империи Мауиф, самые известные – законы Манну, Дхармашастры Нараду и т.д.

Следующее – Артхашастры. Это светские трактаты о политике и праве времен империи Мауриф. Далее – акты правителей империи Мауриф.

Было понятие дхармы – путь конкретного человека, в более общем смысле – нормы морали. Это тоже социальная норма, но не правовая, а моральная. В противовес существовали акты правителей – нормы писанного права, закона. Дхармы – общепринятая норма поведения, ньяя – закон в европейском понимании, акты правителя, писанная норма права.

Последний источник права – обычаи.

Сравнение Дхармасуптры и Дхармашасрты (более поздние, а значит, нормы лучше упорядочены, классифицированы, более четкие).

Особенность Индии – обычай на всех этапах государства признавался приоритетным источником права. Обычай – очара. Почти во всех источниках можно найти отсылки к обычаям. Обычай толковался как поведение добрых благоразмуных людей. В соответствии с моралью и общественной пользой.

Постепенно обычаи стали признаваться даже в судах. Ранее была практика, что только одобренный брахманом обычай признавался, впоследствии – даже не одобренные, далее – даже обычаи не Древней Индии.

Имущественные отношения. Различалось право владения и право собственности. Законы Манну упоминают 7 законных способов приобритения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы и получение милости.

Причем здесь тоже не каждый человек мог пользоваться всеми способами, какие-то были доступны определенным варнам – лишь кшатрии могли захватывать в военных походах, брахманы могли собирать милостыню и т.д.

Нормы древнеиндийского права особо оговаривает земельные права общин – они могли ее сдавать, дарить. Частное землевладиние также существовало. Но для сохранения общины права собственника было ограничено – преимущественным правом покупки земли обладали члены той же общины.

Понятие собственности сложилось очень давно, право собсвтенности называлось агама. Например, почему можно судить, что закомо? Есть норма, что если собсвтенник наблюдает, что если его вещь используют 10 лет, потом он не может потребовать это обратно.

Артхашастры включают сроки давности для движимого (10 лет) и недвижимого (20 лет) имущества. Существует норма, что если оросительное сооружение бездействовало 5 лет, собственник терял на него право.

Вся литература свидетльетсвует об особых правах царя на землю. Он – верховный собственник всей земли.

Существовала свободная купля-продажи земли, но цена была фиксирована – нельзя было останавливать свою. Но можно было брать надбавку, которая шла не продавцу, а в казну.

Особо регулировалось в законах Манну разделение царей – если спорящие и соседи не могли разрешить вопрос о границе, его разрешал сам царь и даже мог забрать эту землю себе.

Движимое/недвижимое имущество различалось. недвижимость: поля роща, оросительное сооружение, водоем, остальное – движимое.

В законах Манну есть положение о недействительности сделок – это если без свидетелей или путем обмана, лицом в состоянии горя, пьяного, под принуждением. Сделки не признавались, если стороной было несамостоятельное лицо – дети, женщины.

Способ обеспечения исполнения обязательства – штраф, залог, заклад родственников или самозаклад за долги, поручительство.

Договор займа: также, как и в Месопотамии, расцветало ростовщичество. Кредитору фактически предоставлялиь неограниченные возможности для получения долга, в том числе хитростью, обманом, захватом дома. Законы Манну предписывают штрафовать тех, кто силой добивался выплаты долга.

Интересная норма в Аркашастре: долг женщины не падает на мужа. Жена рассматривается как имущество мужа, даже покойного, и если женщины начинали жить с мужчиной после смерти мужа, мужчина должен быть вернуть долги мужа.

Для шудры процент был больше, чем для брахманов.

По Арткашастре, жеа могла и должна была выплачивать долги мужа, в отличие от Дармашанстре. Однако она не привлекалась к долгам, если не брала их на себя, а вот муж мог привлекаться к выплате долгов жены.

Договор найма: практикой был установлен размер оплаты работника за обработку поля – 1/10 часть урожая, но работники все болььше попадали в зависимость, из экономической в личную, и со временем они перестали получать.

Наемный труд избегался, считался собачей жизнью. Договор займа сопровождался тяжелыми условиями, не сделал работу – штраф, даже если болен.

Известны договоры хранения, товарищества, поручительства и купли-продажи. Особенность – нестабильность договора купли-продажи, он мог быть расторгнут в течение 10 дней без объяснения причин.

Особо оговаривались сделки по продаже животных – 1,5 месяца, людей – целый год для расторжения договора.

 

Пропущено начало лекции 2!!!

 

Лекция 3.Право Индии (продолжение)

Уголовеное право Индии. Преступление было очень тесно связано с религией и моралью. Отсутсоввала четкая диференциация преступлений и грехов. В основу был положен не состав преступления, а наказания за него – это был штраф, телесное либо смертная казнь.

В законах Манны есть понятие «великие грехи» - деяния, которые влекли ритуальную нечистоту виновного и необходимость искупления. Это, прежде всего, убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние (причем не любое, а с женой гуру) и т.д. Наказание за эти преступления – вплоть до лишения имущества и изгнания из страны.

Как и во всех древних правовых системах, не было различия между частно-правовым нарушением и публично-правовым преступлением. Однако общая часть уголовного права начинает формироваться. При рассмотрении конкретных составов преступления шастры (законы Манны и т.д.) исходили из признания форм вины – умысел или неосторожность.

Были известны и такие понятия, как рецидив – повторное совершение одного и того же преступления. Известно понятие необходимой обороны. Например, в законах Манну есть статья: убийца освобождается от наказания, если убил при защите себя, женщины брахмана и т.д. Было известно соучастие, а также обстоятельства, смягчающие или утяжелающие ответственность.

Пример нормы о вине в форме неосторожности: хозяин не отвечает за нахождение в доме чужой женщины, если не знал или она находилась против его воли.

Смягчающее обстоятельство: при оскорблении словом или действием – отсутствие умысла, или опьянение, умопомрачение.

Также смягчающими обстоятельствами признавались беда или несчастье, которые постигли преступника сразу поле совершения преступления – покарал бог. То есть опять – нерасчлененность преступления или греха.

Отягощало ответственность – прежде всего групповой характер преступления. Или рецидив.

При вынесения наказания учитывался социальный стасус преступника, пол, возраст, родственные связи – в отличие от сегодняшнего права, где все равны перед законом. Например, женщина не отвечала, во всех случаях передавалась на поруки мужу, кроме государственных преступлений, а мужчина за все отвечал.

Более высокий статус смягчал ответственность. Кроме воровства! Законы Манну предусматривали, что на брахманов в случае кражи накладывался больший штраф, чем на шудру. Их вина считалась в 4 раза выше.

Оскорбление жены наказывалось вдвое меньшим штрафом, чем чужой женщины.

В индийском праве отсутствует перечень государственных преступлений (если в Месопотамии существовала такая группа преступлений, здесь такого перечня нет). Но наказание предусмотрено. Архашастра предусматривала наказание за ношение оружия с вражескими намерениями. Нарада определяет самый высокий штраф за поношение своей страны или деревне. Неповиновение главы деревни наказывалось штрафом.

Отдельно была вынесена норма о причинении ущерба царской собственности – это рассматривалось как оскорбление действием.

Также выделялись преступления, носившие характер святотатства. Например, поношение богов о святынь (в Архашастре), заклад священного водоема.

Были должностные преступления: в законах Манны была статья о мздоимстве служащих царя, их злоупотреблении своим положением, составление ложных приказов и т.д.

Преступления против личности были выделены. Это большая группа преступлений, которые были объедены в общее поня



2016-09-16 388 Обсуждений (0)
Государственный строй в М 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный строй в М

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)