Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средневековье. Эпоха феодализма



2016-09-16 708 Обсуждений (0)
Средневековье. Эпоха феодализма 0.00 из 5.00 0 оценок




Это с 5 века (падение западной римской империи) до 17 века. В феодализме выделяют 4 основных этапов. Все средневековье охватывает более 1000 лет. Падение Западной римской империи произошло в 476 году, когда Дакарт сверг последнего римского императора. В 15 веке перестает существовать Византия (1453 год).

В литературе нет единого подхода к понятию «феодализм». Он характеризуется политической раздробленностью, феодальной иерархией, развитие церкви. Сейчас выделяют 4 основных этапа:

  • Раннефеодальные монархии (5-6 века по 9 век). Формирующийся класс феодалов – собственников земли – сплачивался вокруг королеской власти. Распростаняется в Европе христианская церковь, и государственне образования преобладают форму феодальных монархий.
  • Синереальная монархия – 9-13 век. Распространена в Западной Европе, характерна отношениями сюзеренитета-вассалитета. В этот период – крайняя степень полиитческсой децентрализации. Политическая власть сопряжена с земельнйо собственностью – кто владел землей, владел и политической властью на этой земле.
  • 13-15 век – экономический подъем. Развитие торговли, рост городов, накопление капитала. Это порождает еще большую сосоловную дифференциацию, и становился возможным объединение раздробленных государственных единиц на национальной основе. Это период – сословно-представительной монархии. Это то время, когда в крупных государствах появляются первые представительные органы –парламент в Великобритании, Генеральные Штаты во Франкции
  • 16-17 века – позднее Средневековье. Представительные учреждения теряют значение, власть концентрируется в руках монарха. Это – эпоха абсолютизма. Людовик 16 во Франции. Если в период сословно-представительной монархии монарх искал поддержку у разных слоев населения, здесь он опирается на бюрократический аппарат, армию чиновников, которые сильно отдаляются от населения. В результате с середины 18 века зреют недовольства, и с 1789 года – Великой французской революции – начало нового времени.

 

Чем характеризуется феодальная эпоха? Есть несколько основных характеристик.

  • Диффузия политической власти, вызванная раздробленностью, децентрализацией. Это означает, что политическая власть не сосредотачивается в одних руках, а присуща многим феодалам и церковным организациям. Вообще, для политической власти этого периода характерно то, что власть неотделима от земельной собственности – если у человека есть земля, у него есть и власть. Ведь земля – это приерепленные к ней люди.
  • На протяжении всей эпохи феодализма очень сложные взаимоотношения королевской власти и христианской церкви. Иногда они порождали конфликты, приводили к противостоянию. И происходит эволюция:
    • В раннем средневековье короли делали большие земельные подарки земле, причем существовало правило, что земля не может дробиться и передана обратно. В результате церковь стала крупным землевладельцем.
  • В 11 веке происходит деление церкви на западную и восточную. Формально раскол вытекал из религиозных вопросах. Католическая церковь хотела продолжать свою догматику, православная считала догматами только решения первых двух соборов.
  • Начиная с 6 века в церковной организации появляются такие институты, как рыцарские ордена – Тефтонский, Мальтийский. Это были централизованные объединения, мощные военные силы. Уставы этих объединений требовали утверждения со стороны Римских Пап.
  • К 11-12 веку церковь римско-католическая превращается в результате в очень мощную организацию, надевропейскую, которая подчиняет себе фактически очень много монархов. У церкви были свои дипломатические органы, службы. 11-12 век – «папская революция», церковь превращается в общеевропейскую теократическую монархию во главе с Папой Римским, который активно пытался стать общеевропейским монархом. Для этого использовалось отлучение от церкви, и т.д. В начале 13 века был установлен порядок, что коронация монарха должна осуществляться актом Римского папы – получалось, что власть подчинилась церковной
  • Церковь боролась с правилом церковной инвеституры – правило, в соответствии с которым власть утверждает утверждение епископов.
  • Римские папы пользовались наложением интердикта – запрета совершать богослужебные обряды в пределах какого-либо государства. А значит, в этом государстве нельзя было проводить в церквях католическую службу. Также исползовали прямое отлучение монархов от церкви
  • Создаются специальные церковные трибуналы – инквизиция – для защиты устоев церкви. Первоначально они несли даже положительные реформы в судебный процесс – в частности, отвергали варварские методы доказываний, ввели письменное судопроизводство. Вместе с тем ввели презумпцию виновности обвиняемого. Инквизиция отличалась достаточно жестокими пытками, наказаниями и т.д.
  • Другая важная характеристика феодализма – такое явление, как средневековые города, которые отличались от феодальных владений. Города росли в 11-12 веках, они испытывали влияние феодальных порядках, но не вписывались в феодальные отношения, даже право у них было другим. Феодальные отношения регулировались ленным и монреальным правом, а в городах оставалось римское право. Города часто представляли по форме правления республики – Гонзейские города в Германии (Бремен, Гамбург), в Италии (Венеция, Флоренция, Генуя). Они имели различную степень политической автономии, которая была выражена в уставе, либо покупал самоуправление, либо войной отстаивал независимость. Город представлял ту же общину из античности, в то время как на земле существовала сельская община. Вообще, уровень развития племен после падения Западной римской империи (вестготы, англосаксы, франки) был очень низкий – не было письменности, жили племенами. То есть резкий откат после римской государственности.
  • Несмотря на феодальную раздробленность, децентрализацию главный политический институт – государство. Оно поддерживало феодалов, защищало их интересы, но и выполняло общесоциальные функции. Представительство государства извне и защита – главные из этих функций.
  • Именно в Средние века начинают формироваться нации – с появлением сословно-персдавительных монархий. В это же время начинают формироваться правовые системы – англосаксонская и романо-германская.

 

Византия

Действовал корпус юрис цивилис. Надо иметь в виду, что Византия – классическое феодальное государство, и эти отношения закрпелялись с указах императора – новеллами. Корпус юрис цивилис пытаются приспособить к феодальным отношениям. В результате 730-740 годах издается эклога – на основе кодекса Юстиниана. Она, кстати, послужила одним из источников Русской правды.

Эклогу дополнили земледельческий, морской закон и т.д. Эклога была отменена в 9 веке, но чисто формально, на практике ее продолжали применять.

Далее продолжается переделка свода законов Юстиниана.

888-889 году появляются Базилики – это свод законов, который по новому скомпоновал нормы.

1345 год – шестикнижие, последний свод законов Византии. Это сборник по гражданскому и уголовному праву, составлен одним юристом Арминупуло и применялся как судебник.

 

В целом, по средневековью – важнейшим источником остаются правовые обычаи. Интересно, что феодальные обычаи имеют территориальный принцип действия. Первые обычаи, которые были в племенах, имели персональный принцип действия – на территории одного государства проживали вестготы, франки и т.д. – и обычаи одного племени распространялись только на одно племя. А вот территориальный принцип действия – новый этап, обычай распространяется на все население в пределах одной территории. Это началось со средневековья, с 12 века.

Обычаи, как правило, существовали в устрой форме, их запись и систематизация начались позже.

Среди обычаев можно выделить 2 системы права: право ленное и монреальное.

Ленное – право, которое регулировало личные и имущественные отношения между феодалами-сеньорами и их вассалами. Ленное – от слова «лен», так назывался участок земли. Ленное право – это обычаи, регулировавшие имущественные и личные отношения синьоров (кому служат), вассалами и.

Монреальное право – отношения феодалов как собственников земли и крестьян, проживающим там. Монреальное – потому что собственник земли называется монор.

Со временем начинается запись обычаев, они приобретают письменную форму – в жалованьях феодалов, хартиях городов и т.д

1068 год – обычаи Барселоны; Обычаи Феодов (итальянский сборник).

В более поздний период появлюятся более систематические изложения норм – как правило, в Германских землях – например, Саксонское зерцало, который был составлен шефенами (присяжные в Германии) Эки фон Ребгов. Во Франции появляется сборник обычаев Кутюм Бовези, составителем был Бумануар.

 

Кроме обычаев письменных, существовало городское право как источник право. Оно было в основном писанным, закреплялось в городских статутах, уставах и хартиях, которые жаловались городу (например, королевские, или когда город покупал право на самоуправление).

Городское право разительно отличалось от феодального, предвосхитило буржуазное право. Города активно вели торговлю, и существовали сборники морского права, морских обычаев и т.д. Здесь уже предметом правовых норм была не земля, а товарно-денежный оборот, капитал, торговля.

 

Третий источник – каноническое право. Первоначально возникло как право христианской цервки в целом. Возникло вместе, с расколом церкви – две ветви канонического права, которые развивались по-разному. Западное – развивалось и превратилось в эффективно действующую систему. А восточное каноническое право перестало развивать свою догматику и не играло такую роль, как на Западе. Никогда в Византии она не имела такого авторитета.

Чем было обусловлено, что каноническое право на Западе имело большое значение? Оно разрабатывалось и поддерживалось католической церквью, которая стремилась к господству. И у канонического права было две характеристики: универсальность (по кругу лиц распространялось на всех независимо от плмени, состояния и т.д.) и экстерриториальность (независимо от границ государств, на всю Западную Европу).

Каноническое право отличалось широтой регулируемых общественных отношений. Предметом была не только духовная, но и светская жизнь. Например, правовой статус личности определялся каноническим правом; в тех вопросах, которые регулировались каноническим правом, оно было обязательным для всего населения.

Особый вес каноническому праву придавала его традиционность – оно уходило корнями в Римское право, и это придавало особый авторитет. Каноническое право было на латыни, и вобрало в себя целый ряд норм Римского права. Связь римского с каноническим правом нашла отражение во фразе «Церковь живет по законам Рима»

Источники канонического права – раннехристианская литература, императороские законы Западной римской империи после эдикта Константина о принятии христианства; постановления региональных и вселенских соборов и т.д. Также источник – дикритарии, правовые акты первых римских пап. Составлялись сборники, и в середине 9 века был составлен важный, действовавший до 15 века.

С 12 века – периода папской революции – в рамках канонического права складывается новое. Главенствующим его источником становятся папские конституции – различные нормативные правовые акты.

С 12 века также начинается преподавание канонического права в рамках Университетов.

1140 год – составлен Декрет Гарциана «Гармония несогласующихся канонов», где были сведены воедино 3 800 канонических текстов. Впоследствии этот декрет стали преподавать в университетах, комментировать его, преподавателей этого стали звать канонистами.

После 12 века папское правотворчесвто получает широкий размех, появляется необходимость дальнейшей систематизации. В результате – 1234 год, сборник Декреталий в пяти книгах, потом – еще одна. Позже высшла самая важная кодификация – 1500 год, свод канонического права, корпус юрис канонице. Он был признан с 1580 года официальным источником права РКЦ. Регламентировал брачно-семеные отношения, доходы церкви, режим церковных земель и т.д. – очень много всего.

В своде канонического права содержались некоторые уголовные нормы. Хотя это был не судебник, он не предполагал наказание. И за преступление могло быть отлучение. За убийство содержался список епитИмий – проклятий.

16 век – начинается движение реформации, на Тридентском соборе пересматриваются многие нормы канонического права, и учреждается особый орган – Конкгрегация, которая должна была толковать нормы канонического права и даже решения самого собора.

 

Другой важный источник (период более позднего средневековья) – римское право. Начинается рецепция римского права. Это начинается где-то с 13 века. Оно не утратило своего действия после падения Западной римской империи, но его применение сузилось, его нормы упрощались, сводились к примитивным. Оно оставалось действующим на Юге – у испано-романского, галльского населения. Варваризированное римское право объединялось в Кодексы. Наибольшая известность – кодекс Аларика второго, короля вестгода. Это 6 век, опирался на корпус юрис цивилес, конституции Гая и т.д. Там римские нормы были сильно сокращены.

С 12-13 века – новая жизнь римского права, т.к. было оживление товарно-денежных отношений, торговли и т.д. Там были готовые формулы исков и т.д., оно могло накладываться на новую сферу и применяться. Важную роль в возобновлении Римского права сыграли университеты – прежде всего, итальянские.

В 11 веке в Пизе были обнаружены дигесты Юстиниана, начинается их изучение. Особое развитие – в Болонском университете, на юрфаке было 10 тыс. студентов, его основателем был Ирнерий. Созданная им школа получила название школы глоссаторов. Глосса –строка, делали пометки, читая римские источники. Профессор комментировал, глоссировал римские источники, доносил их содержание до студентов.

Глоссаторы не только изучали римские источники, но и составляли свои учебники. Туда входил пересказ глосс, сборники спорных вопросов. Отдельные глоссаторы составляли самостоятельные труды. Школа глоссаторов провела огромную работу по восстановлению римских источников и их адаптации к средневековым отношениям. Причем если римское право, римские источники были в основном казуистическими, школа глоссаторов выработала общие понятия – например, договора. В римском праве юристы перечисляли вещные права, не было отдельной концепции права частной собственности, глоссаторы вырабатывают абстрактное понятие частной собственности.

Именно со школы глоссаторов начинается развитие дальнейшее юридической науки.

Школа глоссаторов отличалась большим академизмом, и феодальные суды не воспринимали их комментарии, не применяли римское право в судах. Но со временем установилось правило – то, что не признают глоссы, не признает и суд. Суды стали прислушиваться к глоссаторам. Нибольшую известность приобрели четверо из них. Последний выдающийся – 1250, Оккурций, который собрал в единый сборник глоссы предшественников, там было 96 тыс. 940 глосс, получил название глоссо ординалия, или глоссо магистралис. На тот момент это было самое авторитетное руководство по римскому праву.

После этого появилась школа постглоссаторов. Выдающийся самый – Бартол. По его имени школу называют бартолистами.

Постглассаторы еще больше оторвались от практики. Они не интересовались классическим римским правом, они комментировали отдельные отрывки из корпус юрис цивилес, их целью было выведение общего мнения ученых, общее мнение римских юристов. Это была сугубо теоретическая деятельность, оторванной от практики. Но стала хорошей теоретической базой для последующих национальных правовых систем романо-германской системы. Англия не знала рецепции права как таковой, в Оксфорде не занимались изучением римского права – там очень рано значение приобрел прецедент. Формируется доктрина судебного прецедента. В Англии было очень большое уважение к судьям, и они не готовились в университетах, а готовились в специальных школах, их даже селили компактно, чтобы обсуждали решения, которые принимают, чтобы вырабатывалось единство. Римское право не могло быть просто рецепировано – потому что куда? В Болонском университете они получали знания, шли в суды и т.д. А в Англии в университетах не изучали, римское право не получило развития в Англии. Судья может выбрать конкретный прецедент, он решает, какой больше подходит. В Англии также было очень много фикций.

 

В Средневековье есть несколько важных источников.

Это Варварские правды. Это сборники правовых обычаев, которые были записаны и систематизированы. Как правило, это судебники – принимались в судах. Самая старая – соллическая права. Позже – репуарская, позже – вестготская. В ее основе лежал свод законов короля Вестготов Эрика. Следующие известные – Аламанская и Баварская.

Позже – Саксонская и Тиринская. Как правило, эти сборники создавались королями вместе с известнейшими, приблеженными к королю епископами, графами и т.д.

Ранние правды свидетельствуют о зарождающемся уровне развития феодальных отношений, поздние правды закрепили, что земли можно отчуждать.

Варварские правды характерны для континентальной Европы. В Англии были отдельно записи норм английского права: правда Идельберта (6 век), Иннея (7 век), и скандинавские судебники 12-14 веков – потому что Вильгельм Завеоеватель, король норманнов, завоевал Британию.

Важен территориальный принцип действия правд. Распространялись не на отдельные пленена, а на территории.

Были как схожие, так и различные признаки. Общее: неполнота, казуистичность, фрагментарность, бессистемность.

Очень важной для варварских прав было описание различных процедур, действий. При заключении договора нужно было произнести определенные слова, иначе договор был недействительным. Эти процедуры должны были совершаться публично, в присутствии народа.

Ячейкой коллектива был род, семья. Вне коллектива человек терял все свои права, переставал быть человеком. По Соллической правде одним из тяжких наказаний было изгнание из общины, рода.

Соллическая права как самая древняя распространялась на конкретное племя соллических франков, свои противопоставлялись чужакам.

 

Источником феодального права были также королевские веления – например, капитулярии (в основном у франкских королей).

 

Другой источник – иммунитетные грамоты, которые выдавались крупным городам или феодалам. Иммунитеты выдавались крупным феодалам, например, об освобождении от налогов, о том, что он должен предоставить меньше воинов, и т.д.

 

С распространением христианства растет роль церкви, церковь даже издает Наложение о наказаниях. Уголовное право фактически развивается церковью. Церковь вводит такое публичное наказание, как покаяние за грехи. В 11 веке вводит отпущение грехов.

Борясь с обычаями варваров, церковь объявляет колдовство, ведовство святотатством. Против таких обычаев, как кровная месть и т.д. церковь открыто не выступала, но не поощрала, говоря, что они не принесут спасения.

Христианская церковь признала одним из важнейших средств доказывания клятву.

Церковь также долго пыталась совместить варварские обряды, культы с новыми верованиями и правдами. В Ламанской правде содержится норма, где запрещено съедать ведьм.

 

Важны 2 судебника – 506 год, Алларик второй издает Закон римских вестготов, в 5 веке – король Бургундов издает судебник бургундов.

 

Франция

Основной источник – обычаи, или кутЮмы – отдельных провинций, районов, городов. Первоначально они были в устной традиции. Иногда, чтобы его применить в суде, истцу нужно было доказать существование этого обычая, привести свидетелей и т.д.

В 13 веке поялвяются сборники обычного права, например, труд Бунувуара Кутюма де Бези. В 15 веке некоторые такие сборники утверждаются королями и становятся официаьлными.

Следующий источник – королевские ордонансы и асизы.

На Француиз заметное влияние оказало каноническое и римское право.

 

В населении можно выделить 3 сословие: духовенство, дворянство и крестьян. Духовенство было освобождено от военной службы и большинства налогов, на них распространялась юрисдикция только церковного суда. Они платили только один налог – десятину. Дворянином признавался владелец феода – земельного участка. Его связывали вассальные отношения с вышестоящим синьором. Статус дворянина мог передаваться по наследству или даваться за службу. У дворян были особые права – исключительное право занятия воинских и духовных должностей (только они могли перейти в разряд духовенства), исключительное право охоты. Крестьяне на тот момент были прикреплены к земле, платили барщину или оброк. По общему правилу, феодал наследовал имущество умершего крестьяна. Но со временем растет число крестьян не крепостных, а обладающих личной свободой – вилланы. Они уже могли распоряжатсья своей землей с согласия феодала, их имущество не наследовал феодал.

Между сеньорами и вассалами сформировались специфические отношения. Сеньор передавал землю вассалу, но тот не становился ее полноценным собственником. Юристы выдвинули теорию двойной собственности – субъектом практической собственности выступал вассал, прямой – сеньор. Вассал обладал правом владения феодом и правом получения с него доходов. Он мог защитить свое право владения в суде. Но до конца 12 века вассалы не могли продавать свои феоды, и они не могли передавать собственность вассалам вассалов. Например, если лицо хотело передать часть своей земли субвассалу, для этого требовалось согласие всех вышестоящих сеньоров, в том числе короля.

Только с 12 века феот можно было передавать свободно, в том числе по наследству.

Особенность всех феодальных государств – при переходе феода наследнику вассала те обязаны оплатить сеньору своеобразную пошлину – рельев.

Вассал за землю должен был нести военную службу и нести некоторые другие повинности в его пользу.

 

Семейные отношения во Франкции регулировались каноническим правом, брачный возраст – 14 (мальчики) и 12 (девочки) лет, духовенству нельзя было вступать в брак.

Недействительными считались браки, зарегистрированные по ошибки или принуждению, нужно было согласие обоих, если крестьяне – еще и господина, а с 12 века – еще и церкви. Главой семьи считался мужчина, и с 14 века сделки, совершенные женщиной без согласия мужа, считаются недействительными. Урезание женских полномочий началось с принятием христианства. Церковь запретила развод, брак объявлялся нерушим и т.д. Повторное замужество вдов церковь не поощрала, если хотела, она должна была заплатить отступные близким родственникам мужа.

ДО 12 века поместье умершего феодала поступало сеньору и из его рук поступала наследнику. Собственность не дробилась, владельцем феода становился старший сын, другие – только доходами с земли. Имущество наследовали только родственники, имущество очень трудно было передать вне семьи.

Жена, по общему правилу, не признавалась наследницей мужа, но вдове полагался брачный дар, как правило. В Германии его делал муж во время заключения брака, женщина не могла его отчуждать и продавать.

Наследование по завещанию было на Юге Франции, но нельзя было завещать не-членам семьи.

 

Уголовное право, преступление и наказание. Разрабатываются многие общие понятия уголовного права – форма вины, соучастие, обстоятельства смягчающие и утяжелающие ответснвенность и т.д. Действовало правило личной ответственности преступника, хотя были и исключения – при покушение на короля наказание и родственникам.

 

По кутюму де Бовези выделялось 3 вида преступлений:

  • Преступления, карающиеся смертной казнью
  • Тюремным заключением и конфискацией
  • Наложением штрафа.

 

Ответственность не наступала без вины.

За убийство (в том числе в пылу спора), предательство, изнасилование – казнь и конфискация; кто заблуждается в вере – должен быть сожжен.

Суд во Франции. Основной принцип феодальной юстиции – лицо подлежит равным с собой. Процесс носил состязательный характер, истец должен сам доставить ответчика в суд, обязанность доказательства лежал на сторонах, суд решал вопрос факта. Кутюмы закрепляют, что никто не может быть судьей в своем деле. Суд был неотделен от администрации. В отношении приговоров смертной казни действовала презумпция невиновности. Решение можно было обжаловать.

С 12 века – следственный процесс, презумпция виновности, следствие получает право возбуждать дела.

 

Англия

С 1066 году, завоевания Вильгельма, начинается формирование системы common law, прецедентного права, формируемого разъездными королевскими судами. Впоследствии начинается процесс услождяться, разрешение судебных дел затягивается, становится дорого в них обращаться, волокита. И общее право становится застывшей системой, которое дальше не развивается из-за системы stare desicis – выность решение в соответствии с тем, что уже было вынесено.

И в 14 веке появляется параллельная система –право справедливости. Лорд-канцлер ездил по стране и решал дела на основе не общего права, а справедливости, как он ее понимает. Потом то же самое стали делать чиновники. Формируется две системы, но обе из них – прецедентные.

Где-то к 18-19 веку они развивались параллельно, причем в праве справедливости тоже сложились прецеденты. Существовали и две системы судов – разрешающих дела по common law и law of equity. Право стало очень запутанным. И только в 1875 году была издана серия законов о судоустройстве, по которую эти системы были объеденены в одно прецедентное право.

Важен 1215 год – тогда был принят исторический документ – Великая хартия вольностей. В результате неудачной политике Иоанна Безземельного, вызвавшей недовольство, он пошел на компромисс и принял Magna Charta. В ней важно, что подтверждалась свобода английской церкви. Был установлен порядок взымания податей и налогов, король уже не мог устанавливать их произвольно. Запрещалась конфискация земель за долги. Была упорядочена система мер и весов. Были сняты ограничения на въезд и выезд из страны, ликвидированы незаконные пошлины. Введено положение о том, что тяжесть наказания должна соответствовать тяжести преступления. Много было взываний к ограничению произвола при наложении ответственности на лицо. Для своего времени это было прогрессивным, и положение хартии не было обеспечено инструментами реализации, и эти нормы во многом не соблюдались.

1258 год – впервые собирается парламент. Столкновение короля Генриха 3 с феодалами созывается парламент как уступка населению, куда входило духовенство и дворяне, со временем – еще и представители городов. Из-за этого к концу 13 века в Англии складывается сословно-представительная монархия.

Важны такие правовые источники, как статут – закон, принятый парламентом и одобренный королем, со временем принимает высшую юр. силу, и появляется правило, что изменить его может только парламент.

Но парламент теряет свою роль, собирается все реже, со временем вообще ликвидируется, и возникают чрезвычайные органы – Звездная палата и т.д.

В 13 веке при короле появляется Тайный совет – важный орган, который присущ только Великобритании, существует по сей день, никто не знает, сколько человек в него входит, кворум составляет 3 человека, хотя входит около 400 человек.

При Вильгельме существовала Курия Регис, Тайный совет сформировался как совещательный орган при монархе, но был главным органом управления.

Источники права Англии: обычаи, статуты и судебные прецеденты. Дополнительный источник – доктрины, это научные трактаты наиболее известных юристов.

 

Правовое положение население. Для духовенства, в отличие от Франции, не было льгот по налогооблажению, но они были подвержены юрисдикции ценковных судов. Отход от католичества дал право духовенству вступать в брак.

Дворяне практически не отличались от свободных людей, титул дворянина был почетным званием, у них не было привилегий и прав, которыми могли обладать только они, не особо отличались от купццов и т.д. Крестьяне – Британия не знала рабства и кремостного права. Основная часть крестьяне – веланы, они были прикреплены к земле феодала и несли экономические повинности, а после 16 века они получили и экономисчческюу свободу.

Имущественные отношения кардинально отличаются от романо-германской. Верховным собсвенником земель считался монарх, он распределял между вассалами, они – между своими и т.д. Английское право не признавало частной собстенности на землю, взамен ее существовали различные вечные права

Прежде всего – теннеси, владение и держание. Было свободное теннеси (ею обладали получившее от феодала, и свободные крестьяне) и зависимое владение (крепостное право).

Вещные права на землю можно выделись 4 категории вещных прав:

  • Эстейт инфи симпл. Фактически право частной собственности, но после смерти если не было наследников – в распоряжение феодала.
  • Эстейт инфитыбл, это заповедные земли, их отчуждение и наследование было возможно, но очень сильно ограничено.
  • Экстей фор лайф. Это пожизненное владение земельным участком без права распоряжения. Держатель земли обладал правом не только на поверхность, но и на недра земли, отвечал за порчу земли перед лордом.
  • Эстейт фор йиарс. То же самое, только на определенный срок.

 

Интересный институт сложился в английском имущественном праве – доверительная собственность, траст. Аналогов долгое время в романо-германской системы не было. Смысл доверительной собственности – трасти использует полученное имущество в интересах трастора, или бенефициара – третьего лица, которое учридитель назовет. Учредитель теряет права, больше не пользуется, не распоряжается и т.д. И учредитель ему платит. Это аналог управляющих компаний у нас. Трасти – менеджер, который нанимается учредителем для управления собственностью.

Семейные отношения, личные и имущественные отношения в браке регулировались каноническим правом. В семье главенствовал мужчина, женщина не могла самостоятельно участвовать в сделках. Внебрачные дети не признавались, закон запрещал их признавать. В начале как и во Франции не допускалось наследование земли, с 12 века допустилось, при этом дети выплачивали рельеф – откуп. Поместье поступало старшему сыну, остальные – доходами. Движимое делилось на 3 части – жене, детям, церкви. Завещание существовало, но завещание недвижимости – только с 16 века.

 

Уголовное право. В английском праве – особое деление преступлений и правонарушений. У них делятся все правоправные деяния деляется на 3 категории: измена (treason, которые делились на большие и малые), тяжкие преступления (felony – прежде всего нарушения феодального договора между феодалом и вассалом; позже – тяжкие уголовные преступления, убийство, изнасилование, поджог, колдовство, двоебрачие) и преступления средней и небольшой тяжести (misdemeanor). Это правонарушения, которые влекли штраф или возмещение ущерба.

С 12 века необходимым обстоятельством привлечения к ответственности стала вина. Преступников не могли вытащить из церкви, они скрывались там. У них был только один путь на свободу – за пределы государства.

Процесс был состязательным, то есть доставка ответчика в суд и сбор доказательств – на истце.

Большое распространение получил суд присяжных для уголовных и гражданских дел. В результате – ряд признаков у процесса: устный (многие присяжные были неграмотными), концентрированность процесса (проходил в краткие сроки), пассивность суда в сборе доказательств (их собирали стороны).

Существовали, в противовес этому, обширные требования к доказательствам.

С 16 века в процесс просачиваются элементы следственного процесса.

Решения суда были не окончательными, но его можно было обжаловать толко в одном случае – только с соизволения королевской власти и если ошибка судьи была зафиксирована в протоколе заседания (процесс стал письменным).

Отменить решение суда присяжных мог только суд королевской скамьи, который мог направить на рассмотрение новому составу присяжных. Суд королевской скамьи – одно из отделений высокого суда.

 

Германия

Право средневековой Германии характеризуется наибольшим партикуляризмом, так как там были раздробленные феодальные княжества. Крупнейшими государствами были Пруссия и Австрия, несколько герцогств.

Источники права – это каноническое право, тоже регулировало церковную организацию и брачно-семейные отношения; имперское право (источник – указы императора), регулировало систему королевской власти; ленное право (источник – обычаи); земское право (право отдельных немецких земель; источник – обычаи). Существовало особое дворовое право, которое действовало при дворе господина и распространялось на всех его крепостным. Существовало городское право, которое распространялось на городское население.

в 13-14 веке согставляются сборники обычаев – Саксонское зерцало и т.д. В 15-16 веках начинаются кодификационные работы.

 

Имущественные отношения. В отличие от Франции, вассал мог передавать спокойно землю подчиненным.

Есть правило 1 года и 1 дня – феоды не могли оставаться без хозяина, если оставался 1 год и 1 день, предыдущий хозяин терял право на этот феод.

Лены (феоды) делились на судебные и городские. Держателем судебных ленов предоставлялись полномочия судебных королевских инстанций. То есть феодалы на этих землях имели судебные функции. Их нельзя было дробить и передавать субфеодалов.

Обладатели городских ленов не несли военную службу в отношении феодала, они должны были оставаться в городе и защищать его.

Особенность – существует институт залога. Обычно в договоре залога залогодатель не теряет права собственности на вещь, а в Германии – терял. Взамен он приобретал право возврата вещи в случае неисполнения обязательств.

 

В семейном праве – каноническим правом регулировалась. Помолвка приобретала характер договора между мужем и женой. Общее правило – жена приобретала сословие мужа. Развод не разрешался. Дети были под властью отца, отец нес ответственность за них. Не было раздельного правового режима имущества, имущество супругов было общим.

Из круга наследников исключались отделившиеся от семьи и замужние дочери (изначально им вообще нельзя было наследовать).

Общее правило – кто не равен кому-то по положению, не может получить от него наследосство.

Земеьлный участок переходил старшему сыну, не дробился.

1507 – издание судебного уложения, Каролина. Это подробный сборник норм уголовного права и наказаний за преступления. Он очень жестокий, различает формы вины, соучастие, обстоятельства, смягчающие и утяжеляющие ответственность. Практически за все – смертная казнь. Выделяли преступления против государственной власти, религии, жизни человека, нравственности и семейного уклада, имущественные преступления.

Процесс носил состязательный характер, Каролина закрепила смешанный характер.

 

Мусульманское право

Система мусульманского права и государство Арабский Халифат.

Арабский Халифат – государство образовалось в 7 веке, когда и появился такая религия, как ислам. Эта религия образовывается в результате проповедования нового течения. Раньше эти территории населяли язычники, в 7 веке ханифы стали пропагандировать ислам.

Важна личность Мохаммеда (570-632). Первоначально он проповедовал свое учение в Мекке, потом был изгнан в Ресриб (Медина), сейчас это две святыни мусульманского мира. Это новое учение, утверждал Мохаммед, не противоречит иудаизму и христианству, но в во многих вопросах проявилась его жесткость относительно т<



2016-09-16 708 Обсуждений (0)
Средневековье. Эпоха феодализма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средневековье. Эпоха феодализма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (708)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)