Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЫНОК ТРУДА КАК РЕГУЛЯТОР ЗАНЯТОСТИ



2016-09-16 478 Обсуждений (0)
РЫНОК ТРУДА КАК РЕГУЛЯТОР ЗАНЯТОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Чтобы удовлетворять свои экономические потребности, люди должны работать, получать доходы. Для более чем 90 % экономически активного населения Украины, что примерно соответствует аналогичным показателям в других странах, получение доходов связано с продажей трудовых способностей, т. е. эти люди выступают в роли наемных работников, получают работу на государственных или частных предприятиях. Рынок труда — это основной способ, посредством которого осуществляется взаимодействие продавцов и покупателей рабочей силы. Как и любой другой рынок, он предполагает свободный характер взаимодействия контрагентов, конкуренцию и определенную роль цены в достижении координации их решений.

Механизмы рынка труда составляют: спрос на труд, предложение труда, заработная плата — цена труда. Работники предлагают за плату свои трудовые способности, а работодатели предъявляют спрос на них и оплачивают их применение.


Глава 18. Занятость и безработица 279

 

Предложение труда

 

Предложение рабочей силы — это количества труда, которые предлагаются к реализации при определенных ставках заработной платы.

Как и для всякого товара, величина предложения увеличивается по мере роста цены — заработной платы и уменьшается — при ее снижении. Например, развитие предпринимательских структур в Украине в первой половине 90-х годов увеличило потребность в бухгалтерах, маркетологах, специалистах в области финансов, инвестиционной и банковской деятельности, их заработная плата заметно опережала уровень оплаты труда работников других специальностей. Это вызвало увеличение конкурса на соответствующие специальности высших учебных заведений, техникумов, колледжей, расширение приема и, в конечном счете, привело к увеличению предложения этих специалистов.

Предложение рабочей силы носит свободный характер: люди сами добровольно выбирают между занятостью и незанятостью, определяют профессию, вид деятельности, принимают решения о смене работы. Вместе с тем эта свобода носит ограниченный характер, это выбор в пределах определенного "коридора свободы". Факторами, ограничивающими свободу выбора или, иными словами, устанавливающими этот "коридор свободы", являются:

а) имеющийся уровень образования, профессиональная специализация.
Металлургу, скажем, трудно предлагать себя учителем математики, а юристу — специалистом по ремонту компьютеров;

б) физиологические возможности человека. Возраст, пол, состояние
здоровья, другие индивидуальные данные накладывают свои отпечаток на конкурентоспособность человека на определенных специализированных рынках труда, объективно сказываются на его возможностях выполнять ту или иную работу. Нередко сам работодатель изначально фиксирует свои требования по найму. Например, можно встретить объявление такого содержания: "Рекламное агентство примет на работу молодого человека до 30 лет, коммуникабельного, аккуратного;

в) социальные условия. Место жительства, семейные обстоятельства также ограничивают возможности предложения труда на определенных рынках Например, для женщины, имеющей малолетних детей, будет весьма проблематично предлагать свой труд там, где работа связана с командировками или ведется в несколько смен;

г) отсутствие опыта. Можно привести пример, еще одного публичного приглашения на работу: "Требуется бухгалтер со стажем работы не менее 5 лет". Здесь со стороны нанимателя устанавливается сразу же определенная планка требований к опытности работника.


280 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

В целом основными факторами, которые определяют поведение работников на рынке труда, можно назвать следующие: величина заработной платы, условия труда (физическая тяжесть, интенсивность, сменность, экология), удаленность работы от места жительства, престижность труда, приверженность профессии, степень самостоятель­ности и ответственности и пр.

 

Спрос на труд

 

Другой стороной на рынке труда выступает работодатель — тот, кто формирует спрос на труд. Спрос на рабочую силу — это количества труда, которые будут затребованы при определенных ставках заработной платы. Закон спроса, как известно, формулируется так: количество покупаемого товара возрастает при уменьшении цены за его единицу и снижается — при ее увеличении.

Поведение работодателя на рынке труда имеет как объективную основу, так и субъективные восприятия.

Объективные характеристики в деятельности работодателя определяются положением предприятия, условиями его деятельности. Целью деятельности предприятия, за редким исключением, является получение прибыли, достижение большей разницы между выручкой от реализации продукции и величиной понесенных издержек. Ресурсная политика предприятия анализируется сквозь призму нормы прибыли, т. е. отношения прибыли к издержкам. Выбор и вовлечение ресурсов в производство, в том числе рабочей силы, регулируется критерием прибыльности. Предприятие стремится произвести отбор лучших, по его представлениям, ресурсов из имеющихся на различных рынках, способных принести наивысший экономический эффект в текущих и перспективных условиях.

Положение предприятия зависит от того, как идет сбыт его продукции. Предприятие не может быть застраховано от колебаний объема реализуемой продукции. Эти колебания зависят как от внутренних обстоятельств (уровень организации производства, качество продукции, дизайн, организация послепродажного обслуживания и т. п.), так и от внешних причин (конкуренция, стадия экономического цикла, сезонность и т.п.). Эта неустойчивость, нестабильность делает невозможным сохранение какого-то постоянного уровня издержек по заработной плате, а следовательно, и уровня занятости на предприятии. В объемах и издержках производства предприятия отражается складывающаяся для него экономическая целесообразность с учетом конкретной экономической конъюнктуры.

Помимо объективных параметров, в которых проистекает деятельность


Глава 18. Занятость и безработица 281

 

предприятий (работодателей) на рынке труда, в последней присутствуют и субъективные элементы. Таковыми, в частности, могут быть: надежность, преданность, лояльность работников; предубеждения, вызывающие определенную дискриминацию (по полу, возрасту, политическим взглядам, национальности и т. п.); отношение к учреждению, в котором получено специальное образование; родственные связи; личные симпатии или антипатии и т. д.

Цена труда

 

Координирующую роль в отношениях спроса и предложения труда играет его цена — заработная плата, которая является сердцевиной механизма рынка труда. Вспомним, что заработная плата — это цена интеллектуальных и физических способностей человека создавать экономические блата.

Нам также известно, что ставка заработной платы зависит главным образом от трех факторов: 1) соотношения спроса и предложения труда; 2) государственного регулирования; 3) деятельности профсоюзов.

Регулирующая роль заработной платы проявляется таким же образом, как и рыночной цены на любой товар. Если, например, уменьшается число желающих служить в милиции, а государство намерено активизировать борьбу с преступностью и рассчитывает привлечь дополнительное количество людей на работу в милицию, основным фактором, открывающим возможность расширить ряды милиции, является увеличение окладов сотрудников, доплат за звания, стаж работы и т. п. Других решающих рычагов нет. Альтернативой может быть только принуждение. Другой пример: если происходит объективное сокращение спроса на металл (его потребители снижают металлоемкость изделий, расширяется применение новых конструкционных материалов — пластмасс и других), в экономике должен произойти структурный сдвиг: часть людей из металлургии должна переместиться в другие отрасли, имеющие благоприятную экономическую конъюнктуру. Снижение средних ставок заработной платы в металлургии повлияет на предложение труда в этой отрасли и направит ресурсы труда туда, где их применение окажется эффективным.

 



2016-09-16 478 Обсуждений (0)
РЫНОК ТРУДА КАК РЕГУЛЯТОР ЗАНЯТОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЫНОК ТРУДА КАК РЕГУЛЯТОР ЗАНЯТОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)