Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое государство и его признаки



2016-09-16 458 Обсуждений (0)
Правовое государство и его признаки 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1988 году на 19 всесоюзной партийной конференции впервые было сказано о понятии правового государство. Ганс Кельзен – немецкий правовед, учение о праве, сторонник чистого нормативизма. Относился негативно к понятию правовое государство. Государство по мере своего развития отражало тот уровень, которое оно достигло.

Несколько этапов развития учений о правовом гос-ве:

Первое относится к периоду античной истории (6-7 до н.э. и 5 веков н.э.) Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон. Речь шла о рациональной гос-правовой организации общества. Мыслители большое значение придавали роле закона в формировании гос-ва.

Аристотель – политика и этика, Цицерон – полибия?

Второй этап: Гуго Гроций, Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Ш.Монескьё, Ж.Ж.Руссо. Классическим выразителем всех мыслителей явл. работы англ. юриста Дж.Локка. Он видел задачу гос-ва в сохранении и развитии свободы людей, свободу понимал как объективное пространство. Свобода завершается там, где начинается свода другого. Абсолютная монархия – это абсолютное зло. Монархия (власть) должна быть ограничена путем разделения властей. Его догадка о разделении власти нашла развитие в учении Ш.Монескьё «Персидские письма» и «о духе законов», обосновал необходимость разделения власти. Его учение положено в основу конституции, декларацию прав человека и гражданина.

Третий этап связан с И.Кантом, Г.Гегель. И Кант понимал государство как большую общность людей и он говорил не о правовом гос-ве, а о правовом обществе, так как тогда государство и общество не разделяли. Государство – это множество людей, подчиненных правовым законам. У Канта право тесно связано с моралью. Ганс Кельзен же считал, что в праве никаких моральных норм искать не надо. Кант: категорический императив – жесткое, строгое правило (поступай так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе). Законы должны содержать в себе такие правила, в которых бы сочеталось проявление свободы каждого с проявлением свободы всех. Таким образом, И.Кант создал по существу идеальную модель государства. В работе «критика научного разума, «Критика практического разума», рассматривал гос-во как царство реализованной свободы. В этом случае государство выражает интересы общества.

В последующем работы Канта и Гегеля нашли развитие в германских работах. Не смотря на теоретич. разработку идеи правового гос-ва сама Германия на протяжении 20 века являлась полицейским гос-ом.

Идеи правового гос-ва нашли развитие в работах российских ученых Шершеневич, Петр Иванович Новгородцев, Николай Михайлович Коркунов, Борис Николаевич Чичерин и т.д.

Г.Ф. Шершеневич называл 3 основных признака правового гос-ва:

1) господство права в управлении гос-ом

2) ограничение власти гос-ва обеспечением субъективных прав и свобод граждан

3) принцип разделения властей

Четвертый этап начинается с середины 20 века и до наст.вр. Связан с именами Г.Кельзина, Герберта Харта, Дж.Роллз, Лон Фуллер, Рональд Дворф…

Марксизм, ленинизм весь вторую половину 19-20 век негативно относился в понятию правового гос-ва, считал, что это выдумка ученых, с тем, чтобы отвлекать от реальных проблем общества.

Признаки правового гос-ва. В основу положены принципы Шершеневича. В наст.вр. существует 4 признака:

1. Верховенство права – правовая организация гос. власти (законное установление власти, законы носят правовой характер, связанность государства им же принятыми законами)

2. Гарантированность прав и свобод личности (государство должно не только признавать права, но и гарантировать (обеспечивать) декларированные права и свободы)

3. Взаимоответственность личности и государства – это равноправные субъекты. Государство не только вправе требовать от граждан исполнения обязанностей, но и само должно нести обязанности

4. Разделение властей – каждая власть должна действовать независимо. Принцип разделения властей – это показатель демократичности государства.

Типология государства

Типология – классификация гос-тв, отражающая совокупность общих наиболее устойчивых черт и признаков гос-тв одной классификационной группы.

 

Аристотель выделял правильные (действуют законно) и неправильные (деспотичная власть) гос-ва.

Георг Гегель:в основе – принцип насколько свободны граждане в том или ином гос-ве. Классифицировал на восточные (свободен один – деспот), греческие и римские гос-ва (свободны некоторые – граждане и квириты), германское гос-во (царство развития всемирного духа свободы и в этом гос-ве свободны все).

 

В.С.Нерсесянц, автор работ по ТГП, автор учебника по проблемам философии права

В свою типологию положил свободу человека.

Свобода - осознанная необходимость.

Гос-ва древнего мира – индивиды являются свободными людьми по этническому признаку – этнические гос-ва. Оформление рабства ведет к формированию нового типа гос-тв – сословного, способствует наделению правами и обязанностями (субъективные права - феодалы, дворяне, ремесленники, крестьяне). Гос-ва развиваются, наступают буржуазные революции, сословное отметается. Возникает гос-во, в котором индивидуальные способности, интеллектуальные и физические становится важным. Человек рассматривается как самостоятельный индивид. Современные гос-ва являются правовыми – называл гуманно-правовым (в соответствии с их естественным происхождением, то, что принадлежит от рождения).

 

В середине 20 века широкое распространение получила теория американского социолога Уолда Ростоу. В основу его классификации положены уровень развития производительных сил + уровень развития культуры. Стадийная типология гос-тв. В 1972 году написал работу «Некоммунистический манифест».

1. Традиционное общ-во (по сути первобытно – общинная, присваивающая экономика, человек живет тем, что дает природа).

2. Стадия сдвига – переход от присваивающей экономике к производящей

3. Переходное общ-во (общество от первобытно - общинного к современному). Появляется паровая машина.

4. Стадия зрелости. Появляется электричество.

5. Стадия всеобщего потребления – удовлетворяются все потребности.

Англичанин Арнольд Тойнби – философ, историк, написал работу «Постижения истории». Критикует Ростоу. Выделяет более 200 цивилизаций (восточно – китайская, европейская и др.)

Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

Формационный подходоснован на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип - социалистическое государство. Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями.

 

2) Суть цивилизационного подходасостоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие "культура", которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию. Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк А. Тойнби в качестве типологической

характеристики цивилизации называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др.

Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества.

 

Правовая система

Система права предполагает рассмотрение соотношения национального и международного права. К правовым явлениям относятся правоотношение, правосознание, правовые институты, т.е. правовая система включает в себя более широкий объем, нежели система права. Если система права - совокупность норм права, то правовая система – вся правовая действительность. Чаще всего правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.Она раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие только данному государству. Одновременно с понятием "правовая система" используется понятие "правовая семья".Этим понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития, а нередко и г) понимания нормы права. Названные критерии позволяют выделить те или иные правовые семьи. Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе трех главных критериев: особенности исторического развития правовых систем; источники права; структура права. Соответственно выделяются десять правовых семей: романо-германская; семья общего права (англосаксонская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусульманская; индусское право; семья обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая.

 

Ценность права

В права зачастую присутствует фетишизация. Фетиш – идол или талисман.

С одной стороны происходит преувеличение роли права, т.е фетишизация, а с другой правовой нигилизм, т.е отрицание права. Аристотель говорил, что государство погибнет, если не исполнять законов. Д. Дидро говорил, что законы нужно исполнять, с ними разрешаются все проблемы – это юр. фетишизм.

В 1971 году под авторством С.С. Алексеева вышла книга «Социальная ценность права». Ценность - то, что служит удовлетворению определенных потребностей.

По мнению С.С. Алексеева, право обладает:

· социальной ценностью;

· инструментальной ценностью;

· собственной ценностью.

Социальная ценностьправа заключается в трех моментах:

а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядокв общественных

отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени;

б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точностив самом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной

определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия;

в) право позволяет достичь гарантированного результата,что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.

Инструментальная ценностьозначает, что право:

а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения

разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;

б) является опосредствующим звеномпри реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

в) устанавливает систему типовых масштабовповедения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

Инструментальная ценность права раскрывает его служебную рольв обеспечении

функционирования других социальных институтов - государства, социального управления, морали и др.

Собственная ценностьправа состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности - свободу, справедливость и равенство людей.

Есть первичные (жизнь, здоровье и т.д.) и вторичные ценности. Право по отношению к основным ценностям выступает как вторичная ценность.

Право выступает средством достижения определенных целей. Эти цели могут носить политический, экономический, культурный характер. Право рассматривают как общекультурную ценность.

Право является инструментом достижения определенных целей (экономических, политических и т.д.). Является регулятором достижения первичных ценностей. Ценность права положит и отрицательно проявляется в том, насколько оно отражает первичные ценности человека и насколько оно эффективно в сохранении этих ценностей.

 



2016-09-16 458 Обсуждений (0)
Правовое государство и его признаки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое государство и его признаки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)