Вид анемии
по патогенезу
| Содержание эритроцитов
| Содержание гемоглобина
| Цветной
показатель
| Содержание
ретикулоцитов
| Тип
эритропоэза
| Величина эритроцитов
| |
Острая
постгеморрагическая
|
| | | | | | |
| | | | |
| | | | |
Гемолитическая (приобретенная с внутрисосудистым гемолизом)
|
| | | | | | |
| | | | |
| | | | |
Дисэритро-поэтическая
| железодефицитная
|
|
|
|
|
|
| |
В12-дефицитная
|
|
|
|
|
|
| |
гипопластическая
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
Примечание:
"1" - изменение показателей при исследовании крови на высоте действия этиологического фактора,
"2" - изменение показателей при исследовании крови через сутки после прекращения действия этиологического фактора,
"3" - изменение показателей при исследовании крови через 4-5 суток после прекращения действия этиологического фактора.
При заполнении таблицы следует использовать следующие условные обозначения:
"N" - нормальное значение показателя,
"" - увеличение показателя выше нормы,
"¯" - уменьшение показателя ниже нормы.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.
1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.
2. Самостоятельное исследование студентами периферической крови животного с экспериментальной анемией и изучение мазков периферической крови при анемии.
3. Самостоятельное написание заключения о характере изменений красной крови по готовому анализу.
4. Самостоятельное решение проблемных задач.
ООД
при исследовании периферической крови животного
с экспериментальной анемией
Последовательность действий
| Способ выполнения действий
|
1. Определение количества эритроцитов в периферической крови здорового кролика на ФЭКе.
2. Определение количества эритроцитов в периферической крови кролика с экспериментальной анемией.
3. Определение количества гемоглобина в периферической крови здорового кролика и кролика с экспериментальной анемией.
4. Вычисление цветового показателя.
5. Микроскопирование мазка периферической крови, окрашенного по Романовскому-Гимза.
6. Микроскопирование мазка периферической крови, окрашенного краской бриллиант-крезил-блау.
7. Анализ полученных результатов.
8. Оформление протокола и написание заключений по результатам исследования крови.
| 1.1. Включить прибор в электросеть, установить синий фильтр, закрыть шторку, переключить ручку чувствительности в положение "О", установить измерительный барабан на начало красной шкалы левого барабана.
1.2. Через 10 мин после включения ФЭКа в сеть заполнить две кюветы толщиной 1 мм кровью кролика, разведенной в 200 раз 3% раствором хлорида натрия. Поместить кюветы в кюветодержатели прибора.
1.3. Открыть шторку, установить переключатель чувствительности в положение "1", вращением ручек коррекции установить стрелку прибора на "0". Установить переключатель чувствительности в положение "3", вращением ручек коррекции установить стрелку прибора на "0”. Установить переключатель чувствительности в положение "0", закрыть шторку.
1.4. Заменить кювету с разведением крови на кювету с дистиллированной водой. Открыть шторку и, вращая ручку измерительного барабана, установить стрелку гальванометра на "0" в положении переключателя чувствительности сначала "1", затем "2", закрыть шторку.
1.5. Определить показатель светопоглощения по красной шкале левого барабана. По таблице перевести показания ФЭКа в число эритроцитов.
2.1. Выполнить аналогично определение числа эритроцитов в крови здорового кролика.
2.2. Результаты исследований записать.
3. Выполнить исследования согласно методике, описанной в "Руководстве к практическим занятиям по патофизиологии" / Под ред. С.М. Павленко. – М., 1974. - С. 116.
4. Вычислить цветовой показатель у контрольного кролика и кролика с экспериментальной анемией по упрощенной методике (см. "Руководство к практическим занятиям по патофизиологии" / Под ред. С.М. Павленко. – М., 1974. - С. 117).
5. Подготовить микроскоп к работе. Под большим увеличением (ок. 7-х, об. 90-х) рассмотреть клетки красной крови в нескольких полях зрения. Обратить внимание на размеры, форму, характер окраски, наличие молодых клеток эритроидного ряда. Выделить дегенеративные и регенеративные формы эритроцитов.
6. При изучении мазка в иммерсионной системе найти эритроциты с базофильной ретикулярной субстанцией, сопоставить их со зрелыми формами и зарисовать. В одном поле зрения определить соотношение зрелых эритроцитов и ретикулоцитов и выразить количество ретикулоцитов в % к зрелым эритроцитам.
7.1. Сравнить количественные показатели периферической крови подопытного кролика с контрольным. Выделить все виды качественных изменений эритроцитов, оценить степень их выраженности и установить взаимосвязь с количественными изменениями.
7.2. На основании количественных и качественных изменений периферической крови кролика с экспериментальной анемией классифицировать ее по цветовому показателю, типу эритропоэза, регенераторной способности костного мозга.
7.3. Сопоставив количественные и качественные изменения периферической крови подопытного кролика с показателями таблицы "Сравнительная гематологическая характеристика основных видов анемий", сделать заключение о патогенетических механизмах анемии у кролика.
8. Данные количественных изменений крови контрольного и подопытного кроликов представить в виде таблицы. Качественные изменения зарисовать. Написать заключение, в котором дать аргументированное обоснование вероятным патогенетическим механизмам происхождения анемии.
|
ООД
при написании заключения по анализу крови
Последовательность действий
| Способ выполнения действий
|
1. Выявление изменений красной крови и их анализ.
2. Оформление протокола и написание общего заключения по анализу крови.
| 1. Сравнить количество эритроцитов и гемоглобина с нормой и в соответствии с выявленными изменениями констатировать у больного анемию, эритроцитоз, отсутствие изменений.
2. При наличии анемии:
а) определить характер изменений цветового показателя, количества ретикулоцитов путем сравнения этих показателей с нормой, проверить наличие или отсутствие качественных изменений эритроцитов (форма, размеры, дегенеративные формы);
б) в соответствии с обнаруженными изменениями дать характеристику анемии:
- по цветовому показателю,
- по регенераторной способности костного мозга,
- по типу кроветворения,
- по величине эритроцитов;
в) пользуясь таблицей "Сравнительная гематологическая характеристика основных видов анемий", установить патогенетическую природу анемии;
г) на основании патогенетической характеристики анемии установить ее связь с определенным патологическим процессом (болезнью) и предположить возможные причины возникновения и механизмы развития обнаруженных изменений крови.
3. При наличии эритроцитоза:
а) охарактеризовать его согласно существующей классификации;
б) определить, при каком заболевании (патологическом процессе) могут быть такие изменения крови.
4. При отсутствии отклонений от нормы содержания эритроцитов и гемоглобина в анализе крови отметить это в протоколе и завершить работу.
5. Данные анализа записать в тетрадь. В протоколе отразить наличие изменений красной крови, их развернутую характеристику, связь с конкретным патологическим процессом, возможные причины возникновения и механизмы развития выявленных изменений крови.
|