Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфические методы гуманитарного исследования



2016-09-16 2784 Обсуждений (0)
Специфические методы гуманитарного исследования 4.60 из 5.00 5 оценок




В качестве методов гуманитарного познания выступают: интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика. Отметим существующую объективную трудность в классификации названных методов: в систематическом виде они пока не изложены, поэтому мы не претендуем на полноту и завершенность представленного перечня методов.

Метод интроспекции или самонаблюдения, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики – ее рефлексивной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических состояний. Интроспекция – есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Так же как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов – различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

Традиционная психология считает интроспекцию основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир. На сегодняшнем этапе развития психологическийметод самонаблюдения представляется как особый тип наблюдения, отличный от метода интроспекции и заключающийся в своеобразной позиции исследователя: наблюдать за собой, как за другим. Такая позиция исходит из единства внутреннего и внешнего и не позволяет рассматривать свой внутренний мир вне окружающего мира.

Можно также выделить еще один дополнительный вид наблюдения – метанаблюдение (наблюдение за наблюдением). В этом случае объектом наблюдения становится сама деятельность наблюдателя. Метанаблюдение имеет долгую историю: так в XVIII в. было выявлено, что разные астрономы по – разному фиксировали время прохождения звезды через меридиан. Это явление получило название «личного уравнения» Ф. Бесселя, то есть признания факта влияния на результат того, с какими научными ожиданиями и в каком физическом состоянии исследователь ведет наблюдение.

Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах наблюдений, описание человеком самого себя, в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другими.

Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники. Важными достоинствами самоотчета как метода гуманитарной психологии является то, что в самоотчете представлена уникальность внутреннего мира человека в единстве переживания, понимания, отношения, его отраженность в самосознании автора.

В психологии отмечается, что самоотчету бывают свойственны ошибки, одна из которых – склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете.

Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему – переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Как известно, эмпатическое слушание обосновал и использовал в своей психотерапевтической практике К. Рождерс. Как способ общения с собеседником и его познания, эмпатическое слушание представляет собой определенную технику поведения исследователя (терапевта, педагога) и исследуемого (пациента, клиента, ученика). Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками, поглощенность собеседника, эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого и т. п. Подобное поведение терапевта (педагога) способствует установлению психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данного метода требует мастерства.

Идентификация рассматривается как способность человека мысленно поставить себя на место другого. В отличие от эмпатии, при идентификация используются в большей степени интеллектуальные операции – сравнение, анализ, рассуждение и т. п.

Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного общения, при котором партнер по общению, как изучаемый объект, а его познание усматривается только через понимание. В диалоге активны оба собеседника: не только ведущий беседы имеет право и возможность задавать вопросы, такими же правами обладает и его партнер. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодействия.

Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностей человека. Однако метод трудоемок и не может использоваться очень широко.

В научно-познавательной деятельности особое место занимает интуиция ученого, которая, как можно предположить, опирается на личное и коллективное бессознательное, а также на различные формы неявного знания. То есть, интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.

Интуиция имеет противоречивую природу, поскольку неожиданные догадки обязательно предполагают предварительную сознательную работу. Внезапному озарению предшествует предварительный инкубационный период или период подсознательной деятельности, во время которой происходит вызревание новой идеи. В этот период рождается множество различных комбинаций идей, отбор которых происходит неявно, на основе целевой установки мышления исследователя.

Описать способы и пути интуитивного постижения другого человека не представляется возможным в силу самой природы интуиции. Однако в психологии установлено, что «целостное схватывание» ситуации становится возможным, если человек имеет большой опыт практической или познавательной деятельности в соответствующей области.

Герменевтика – метод, связанный с науками об обществе, культуре, представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведения и т. п. Текст представляется как проблема, где существует нечто известное и нечто неизвестное, которое подлежит истолкованию. При этом должны быть раскрыты смысловые связи, заключенные в тексте.

Теоретическое обоснование применения герменевтического метода в психологии связано с именем В. Дильтея. Саму герменевтику он определяет как искусство понимания письменно зафиксированных проявлений жизни (Дильтей В., 2001) и считает, что герменевтика присутствует во всех гуманитарных науках в той мере, в какой та или иная гуманитарная наука имеет дело с осмыслением внутреннего содержания, она производит герменевтические процедуры. Многочисленные последователи Дильтея (Хайдеггер, Х. Липпс, Х. Д. Гадамер и др.) рассматривали герменевтику как искусство толкования, как всеобщую методологию наук о духе.

Герменевтика и такие её понятия как герменевтический круг, предпонимание заставляют актуализировать проблему субъекта познания в гносеологии, обратить внимание на такие аспекты проблемы, которые игнорировались еще в далеком прошлом. К ним можно отнести произвольность деятельности субъекта, веру и религиозное познание.

 



2016-09-16 2784 Обсуждений (0)
Специфические методы гуманитарного исследования 4.60 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Специфические методы гуманитарного исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2784)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)