Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы научного исследования



2016-09-16 964 Обсуждений (0)
Этапы научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Научно-исследовательская работа включает в себя ряд действий, которые исследователю необходимо выполнить последовательно. Как правило, выделяют следующие этапы научного исследования – подготовительный, собственно исследовательский, этап обработки данных исследования и, наконец, этап интерпретации данных, формулирование выводов.

На первом этапе определяется проблема и тематика работы, соответственно, объектно-предметная область исследования, определяются задачи, выдвигаются гипотезы и решаются вопросы методов исследования.

Выбор тематики или проблемы исследования определяется, прежде всего, такими объективными факторами, как её значимость, новизна и перспективность. Следует помнить, что формулирование научной проблемы – это стартовая точка любого научного исследования и ни один технический навык не спасет исследование, если идеи, положенные в его основу, непродуктивны, если в не должной мере выявлено и осознано исследователем какое-то противоречие в определенной научной области. То есть проблема исследования не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы. Отсюда можно заключить, что научную проблему можно обнаружить только хорошо ориентируясь в определенной области знаний, и ученые настойчиво подчеркивают мысль о том, что правильная постановка проблемы – залог успеха научного поиска. «Когда мы можем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения», – утверждал У. Р. Эшби. «Часто правильно поставленный вопрос означает больше, чем решение проблемы наполовину», – заметил В. К. Гейзенберг (цит. по Петерс Э., 2000, с. 27).

Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи в сборниках, реферативные обзоры, авторефераты диссертаций. Эта работа не прекращается в ходе всего исследования: вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируют внимание к вопросам, на которые ранее не было обращено внимание. Тщательное изучение литературы в ходе исследовательской деятельности помогает отделить известное от неизвестного, четко очертить изучаемую проблему.

Адекватно сформулированная проблема должна обладать некоторыми основными свойствами, которые мы рассмотрим ниже.

В проблеме должно быть максимально четко отграничено известное от неизвестного, то есть, определены границы знания и незнания. Нередко на практике происходит так, что структура проблемы уточняется в ходе самого исследования.

При правильной постановке проблемы должна быть проведена максимальная конкретизация. Это означает, что в проблеме должны быть выделены какие-то определенные отношения, аспект, и т. п. настолько, насколько это возможно.

Проблема не должна быть утопичной: уже на этапе первичного выдвижения проблемы должно быть приблизительно понятно, какая методология потребуется для ее решения, в чем должен состоять общий замысел будущих научных изысканий.

Кроме названных объективных факторов, выбор тематики или проблемы исследования определяется также и субъективными факторами. Этими факторами являются: образование, жизненный опыт, склонности, интересы исследователя, его связи с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем.

Обозначая научную проблему, то есть, выделяя совокупность научных фактов и описаний, мы тем самым определяем эмпирическую область исследования – объект исследования. То есть, объект исследования – это область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Исходя из такого определения объекта, вытекает, что предметная область исследования, включающаяся в себя объект изучения, включает и исследовательскую задачу определения или уточнения этих устойчивых связей и соответственно систему методологических средств и последовательность их применения. Таким образом, понятию предмета исследования противопоставляется не объект, а эмпирическая область исследования.

Узловым моментом исследования является выдвижение и уточнение научных гипотез. Гипотеза – это утверждение, истинность или ложность которой могут быть проверены опытным путем. По сути, цель любого исследования – это эмпирическая проверка выдвинутых гипотез. Любая, даже самая блестящая гипотеза превращается в ничто, если ей нельзя придать форму, в которой её можно проверить, поэтому очень тщательно следует произвести планирование (по крайней мере предварительное) эксперимента, учитывая различные этические и практические барьеры.

Любое исследование должно отвечать не только требованиям научности, но и требованиям этической безупречности. Если по этому критерию возникают серьезные сомнения, исследование проводить нельзя. Для разрешения различных, в том числе и этических вопросов, например, иногда бывает полезно провести пилотажное исследование. Тщательное пилотажное исследование дает возможность заблаговременно устранить дефекты и сомнительные моменты и, таким образом, иметь на руках схему стандартизованной процедуры еще до появления перед экспериментатором первого испытуемого. Кроме того, в ходе пилотажного исследования экспериментатор учится уверенной, непринужденной манере инструктирования испытуемых и взаимодействия с ними, учится преодолевать скованность и избавляется от привычки работать по бумажке, предвосхищать и быть готовым прореагировать на некоторые проблематичные ситуации, когда поведение испытуемого вынуждает отступить от стандартной процедуры. Ведь наиболее важным качеством экспериментатора, особенно при работе с детьми, является мастерство индивидуального подхода к каждому ребенку.

И, наконец, на первом этапе психолого-педагогического исследования осуществляется ответственная исследовательская задача подбора методов и их сочетания. При этом необходимо учесть, что методы и методики должны соответствовать методологическим принципам исследования.

Второй этап психологического исследования – исследовательский. На этом этапе осуществляют сбор фактических данных с помощью подобранных методов, проводят серии исследований, согласно прописанным задачам.

Прежде всего, при проведении психолого-педагогической диагностики необходимо помнить, что не существует методик, на основании которых вы бы могли сразу понять все о ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов. Поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать батарею разных тестов.

Кроме того, обязательно следует обращать внимание на инструкцию, которая дается к каждой методике. Помните, что неправильная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, – полученный вами результат.

Не следует забывать также о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. А если используются методики, которые можно использовать в разных возрастных группах, следует обращать внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.

Также следует помнить о порядке предъявления и способе подачи «стимульного» материала; при несоблюдении их или изменении самого материала можно получить совершенно другой материал.

И последнее – никогда не пытайтесь давить на ребенка, то есть работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и вы получите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Словом, приняв решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

Третий этап – обработка данных исследования. На этом этапе осуществляется количественный и качественный анализ данных исследований, проводится анализ каждого зафиксированного факта, выделение повторяющихся фактов, статистическая обработка и составление таблиц, построение графиков и др. Следующий шаг на этом этапе – статистический анализ полученных данных. Теперь вопрос, на который нужно ответить, состоит в том, связаны или нет разнообразные исследованные факторы с какими-либо устойчивыми, значимыми паттернами результатов. В подавляющем большинстве исследований на этот вопрос помогают ответить определенные, тщательно разработанные статистические процедуры. Статистический анализ сам по себе не ответит на вопросы о теоретическом и практическом смысле результатов, но, тем не менее, поможет установить пределы для их интерпретации.

Четвертый этап психологического исследования – интерпретация данных и формулировка выводов. Здесь устанавливается правильность или ошибочность гипотезы, соотносятся результаты исследования с существующими концепциями и теориями. В заключении исследователь интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Нужно также ответить на вопрос, можно ли считать выводы подтверждением или опровержением той или иной теории, возможен ли перенос полученных данных на другие ситуации, популяции и т. д. Заключительный этап исследования включает также в себя сообщение о полученных результатах, обычно в форме публикации в специализированных журналах.

Беглое рассмотрение этапов научного исследования необходимо для ознакомления с некоторыми темами, которые будут подробнее обсуждаться в дальнейшем.

 

Гипотеза

С. Миллер различает теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания (Миллер С., 2012).

По происхождению он также выделяет три типа гипотез:

Гипотезы первого типатеоретически обоснованные гипотезы, которые основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей и служат для проверки следствий конкретной теории или модели.

Гипотезы второго типа – научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях. Их оправдание – в интуиции исследователя: «А почему бы не так?».

Гипотезы третьего типа – это эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно к какой-либо теории, модели, а формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: «Щелкни корову по носу, она махнет хвостом». После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же – для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора) (Миллер С., 2012).

По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями.

Проверка гипотез типа А – попытка установить истину, например, существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия или сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти. Все это – гипотезы о фактах.

Гипотезы типа Б – о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной и нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой.

Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В – о причинно-следственных связях. Гипотеза включает в себя: независимую переменную НП – это то, что экспериментатор может изменить, они находятся под контролем исследователя, зависимую переменную ЗП – это то, что изменяется под влиянием изменения НП, что мы измеряем на «выходе» и составляет результат исследования. Эти переменные являются зависимыми в том смысле, что вариации их значений зависят от других факторов. Цель исследования – определить, действительно ли изменения значений выбранных независимых переменных обусловливают изменения в значении зависимой переменной. Центральной задачей исследователя является выяснение зависимой переменной ЗП. ЗП в любом случае изменяемы: если бы колебание значений зависимой переменной было бы невозможно, не было бы смысла и проводить исследование. Зависимую переменную исследователь измеряет, но не контролирует непосредственно. И, наконец, гипотеза включает и дополнительные переменные ДП. Их может быть множество, например, время проведения эксперимента, самочувствие испытуемого и т. д. они часто не поддаются измерению, однако характеризуют сумму всех незначительных влияний («возмущающих факторов») на измеряемую переменную).

Разделение переменных на зависимые и независимые оправданно во многих, но не во всех исследованиях. С. Миллер описывает пример исследования, где нет независимой переменной, величину которой мог бы контролировать экспериментатор. Например, у него возникает желание узнать, есть ли связь между IQ ребенка и его успеваемостью в школе. Протестировав выборку школьников и получив два показателя: результаты IQ теста и школьные отметки, вполне закономерно остается вопрос – связаны ли изменения одного показателя с изменениями другого, или – учатся ли лучше дети с высоким IQ? IQ, отметки и связь между ними – все эти переменные являются результирующими переменные (Миллер С., 2012).

Экспериментальная гипотеза – это предположение об отношении между НП и ЗП при определенном уровне ДП. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и ДП, экспериментальная гипотеза может становиться более обобщенной. Р. Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

- контргипотеза – гипотеза, альтернативная к основному предположению, возникает автоматически;

- нуль – гипотеза – это гипотеза об отсутствии влияния НП на ЗП, проверяется только в лабораторном эксперименте;

- каузальная или причинно-следственная гипотеза – гипотеза о причинно-следственном отношении НП и ЗП;

- точная гипотеза – это предположение об отношении между единичной НП и ЗП а лабораторном эксперименте;

- гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения ЗП с постепенным (количественным) изменением НП. Проверяется эта гипотеза в многоуровневом эксперименте;

- гипотеза с одним отношением – это предположение об отношении между одной НП и одной ЗП;

- комбинированная гипотеза – предположение об отношении между определенными сочетаниями (комбинации) двух (или нескольких) НП, с одной стороны, и ЗП с другой (Готтсданкер Р., 1982).

Исследователи также различают научные и статистические гипотезы.

Научные гипотезыформулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза– утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики.

Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия, Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия закономерности, порядок в виде отклонения от случайности. Подтверждение первой свидетельствует о верности статистического утверждения Н1, а второй – о принятии гипотезы Н0 – об отсутствии различий (Гласс Дж., 1976).

После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные статистические гипотезы, поскольку в каждом психологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров. Каждый параметр характеризуется несколькими статистическими мерами: центральной тенденции, изменчивости, распределения. Кроме того, можно вычислить меры связи параметров и оценить значимость этих связей.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной – экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза – первична, статистическая – вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется творческой способностью исследователя, а выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

Таким образом, под гипотезой в целом понимается научное утверждение, которое:

1. По своей логической характеристике имеет статус предположения, и поэтому оно расценивается как возможное, вероятное.

2. По своему содержанию представляет собой новое знание, например, говорит о неизвестных ранее закономерностях и т. д.

3. По своей цели должно существенно продвинуть научное познание, то есть либо прямо предложить решение проблемы или задачи, либо существенно способствовать этому и т. п.

 



2016-09-16 964 Обсуждений (0)
Этапы научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы научного исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (964)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)