Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этические принципы научного исследования



2016-09-16 1443 Обсуждений (0)
Этические принципы научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




За последние годы было разработано множество разнообразных кодексов этичного поведения, к которым может обратиться исследователь, оценивая этичность собственного исследования. Многие годы происходила разработка все новых и новых принципов проведения исследований с людьми. Кроме того, сегодня права испытуемых имеют множество степеней защиты, а при работе с детьми и правила становятся все строже.

О нормах этического поведения при проведении исследования можно узнать из разнообразных источников. Общие международные стандарты сформулированы в Нюрбергском кодексе (Тrials of War Criminals…, 1949). Подробно этические принципы также изложены в книге С. Миллера (Миллер С., 2012).

Ниже приводятся некоторые этические принципы психологической науки, которые разъясняют исследователю этичное ответственное отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ.

Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Исследователь должен воздерживаться от любых действий, которые могут нанести ребенку либо физический, либо психологический вред. Психологический вред – довольно спорное понятие, ему трудно дать вразумительное объяснение. Однако при оценке вероятности причинения психологического вреда экспериментальными манипуляциями важно учитывать два момента (Миллер С., 2012). Получает ли испытуемый в ходе исследования опыт, резко отличающийся от обычного для него опыты? Есть ли вероятность того, что последствия экспериментального воздействия окажутся стойкими? К манипуляциям, которые могут нанести вред, относятся те, которые создают негативный Я-образ, вызывают неприятные чувства (например, враждебность, тревогу) и провоцируют нежелательное поведение. Миллер отмечает, что всегда, когда используются такие манипуляции, как правило, есть смысл по окончании обследования провести дебрифинг. То есть, если имеется возможность, нужно сделать так, чтобы из исследования могли извлечь пользу также и испытуемые из контрольной группы: например, предложить им альтернативную форму терапевтического воздействия или ту же экспериментальную форму воздействия, но по окончании исследования (Там же).

Принцип информированного согласия. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых. Информированное согласие предполагает, что исследователь должен также предоставить информацию о своей специальности и месте работы. Необходимо не только уважать право ответственных за ребенка лиц отказать в согласии, но и информировать их о том, что их отказ не повлечет никаких неприятностей ни для них, ни для ребенка.

Принцип согласия родителей. Исследователь должен получить информированное согласие родителей, законных опекунов, или тех, кто выполняет их функции (например, учителя, директора учебного заведения и т. д.), предпочтительно в письменной форме.

Принцип анонимности. «Для получения доступа к документам, исследователь должен обратиться за разрешением к лицу, ответственному за эти документы. Необходимо сохранять анонимность этой информации и использовать только ту часть информации, на использование которой получено разрешение. Исследователь должен удостовериться в том, что указанное выше ответственное лицо действительно пользуется доверием испытуемого и, давая разрешение на использование информации, берет на себя определенную ответственность» (Миллер С., 2012, с. 94).

Принцип опасности. Если в ходе исследования исследователь узнает о чем-либо, что угрожает благополучию ребенка, он должен обсудить этот вопрос с родителями или опекунами и специалистами в данной области с тем, чтобы оказать ребенку необходимую помощь.

Принцип конфиденциальности. Исследователь должен сохранять в тайне информацию, полученную от испытуемых. В письменных и устных отчетах об исследовании, а также в неформальных беседах со студентами и коллегами должны скрываться любые сведения, позволяющие установить личность испытуемого. Если существует вероятность того, что к подобного рода сведениям получат доступ посторонние лица, эта вероятность, а также меры по сохранению конфиденциальности должны быть разъяснены испытуемым в ходе получения информированного согласия.

Миллер, пишет, что проблема конфиденцивальности становится актуальной дважды. Во-первых, во время сбора данных и помещения их на хранения. Понятно, что если на бланках с данными будут стоять фамилии испытуемых, всегда существует вероятность, что посторонние лица увидят эти бланки и узнают то, что не подлежит разглашению. Очевидным выходом из этой ситуации является документирование и хранение данных с использованием кодов вместо имен. Если когда-то может понадобиться установить связь между данными и именами, необходимо отдельно хранить список перевода кодов. Разглашение информации может произойти и тогда, когда в своих разговорах исследователь упоминает фамилии испытуемых или как-то иначе дает понять, о ком идет речь. Естественное решение этой проблемы – воздерживаться от таких разговоров.

Второй раз вопрос конфиденциальности становится актуальным при обнародывании результатов. Цель обнародования, конечно, состоит в сообщении того, что было сделано и достигнуто, максимально широкой аудитории. Однако, сообщая об этом, важно обеспечить анонимность испытуемых. В большинстве психологических отчетов делать это нетрудно. Обследуются большие выборки, а результаты анализируются с точки зрения группового и межгруппового различий. Однако есть возможность установить личность каждого из испытуемых – к примеру, в отчетах об исследовании отдельных случаев, небольших своеобразных выборок. В этих условиях для обеспечения конфиденциальности может потребоваться использование специальных приемов (например, введение псевдонимов, опускание географической информации).

Принцип поощрения.Поощрение за участие в исследовании должно быть разумным и не превышать по своей значимости тех поощрений, которые ребенок получает в обычной жизни. При этом всегда необходимо помнить о том, чем сильнее исследование может отразиться на ребенке, тем большую ответственность за благополучие и свободное волеизъявление ребенка несет исследователь.

Принцип непредвиденных последствий.Если исследовательские процедуры неожиданно привели к нежелательным для испытуемого последствиям, исследователь должен немедленно принять соответствующие меры по исправлению этих последствий и пересмотреть порядок этих процедур в том случае, если он намеревается использовать их в дальнейшем.

Принцип ответственности ученого за последствия научных открытий.Исследователь всегда должен помнить о социальном, политическом и общечеловеческом значении своего исследования и с особой осторожностью представлять результаты своей работы. Этот принцип, вместе с тем, не лишает исследователя права работать в любой научной области или права соблюдать правила представления научного отчета.

Еще раз обратим внимание, что более подробно этические принципы заинтересованные читатели найдут в книге С. Миллера (Миллер С., 2012).

 

Литература

 

1. Асмолов,А.Психология личности [Текст] / А. Асмолов. Принципы общепсихологического анализа. – М.: МГУ, 1990. – 367 с.

2. Асмолов,А.По ту сторону сознания [Текст] / А. Асмолов. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.

3. Алексеева, А. В. Идентификация [Текст] /А. В. Алексеева // Журнал практического психолога, 1999. – № 1. – С. 12–32.

4. Агасси, Дж. Наука в движении [Текст] / Дж. Агасси. Структура и развитие науки. – М., 1978. – 128 с.

5. Альбуханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения [Текст] / К. А. Альбуханова-Славская. – М.: Наука, 1989. – 248 с.

6. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 320 с.

7. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 154 с.

8. Анциферова, Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности [Текст] / Л. И Анциферова // Вопросы психологии, 1978. –№ 1. – с. 38 – 49.

9. Анциферова, Л. И. Принцип связи психики, деятельности в методологии психологии [Текст] / Л. И. Анциферова. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1969. – 117 с. 10. Анциферова, Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности [Текст] / Л. И. Анциферова // Психологический журнал, 1992. – № 5 – С. 12–45.

11. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.

12. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: МГУ, 1984. – 104 с.

13. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества [Текст] / Г. С. Батищев. – СПб.: Издательство РХГИ, 1997. – 464 с.

14. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис // Университетское образование. – М.: Когито-Центр. – 2-е изд., 2000. – 350 с.

15. Бахтин, М. М. К диалогическому пониманию личности [Текст] / М. М. Бахтин. Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 624 с.

16. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности [Текст] / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М, 1978. – 336 с.

17. Берталанфи, Л. Системные исследования [Текст] / Л. Берталанфи // Ежегодник. – М.: Наука, 1969. – С. 30–54.

18. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология [Текст] / В. М. Бехтерев. – М., 1999. – 400 с.

19. Бинсвангер, Л. Бытие в мире [Текст] / Л. Бинсвангер. – М.: Ювента; СПб. (при участии психологического центра «Ленато»), 1999. – 300 с.

20. Богданов, А. А. Тектология. Всеобщая организационная наук [Текст] / А. А. Богданов: в 2 кн. – Кн. 1. – М.: Экономика, 2003. – 304 с.

21. Богданов, А. А. Социалистическое общество [Текст] / А. А. Богданов. Вопросы социализма: работы разных лет. – М.: Политиздат, 1990. – 324 с.

22. Божович, Л. И. Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая Академия, 1995. – 352 c.

23. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм, 2005. – 945 с.

24. Бухарин, Н. И. К постановке проблем теории исторического материализма (Беглые заметки) 1923 г. [Текст] / Н. И. Бухарин // Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1988. – С. 39–49.

25. Василюк, Ф. Е. Методологический анализ в психологии [Текст] / Ф. Е. Василюк. – М: Смысл, 2003. – 238 с.

26. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Текст] / Ф. Е. Василюк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

27. Виноградов, В. А. Система, её актуализация и описание [Текст] / В. А. Виноградов, Е. Л. Гинзбург // Системные исследования. Ежегодник. – М.: Наука, 1971. – 280 с.

28. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт – Пресс, 1997. – 416 с.

29. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ [Текст] / П. П. Гайденко. – М.: Либроком, 1980. – 280 с.

30. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (17–18 вв.) Формирование научных программ Нового времени [Текст] / П. П. Гайденко. – М.: Либроком, 2010. – 448 с.

31. Галилей, Г. Диалог о двух главнейших системах мира птоломеевской и коперниковой [Текст] / М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948. – 280 с.

32. Гарбер, И. Е. Социогуманитарная альтернатива естественнонаучной парадигме [Текст] / И. Е. Гарбер. Парадигмы в психологии. Науковедческий анализ / отв. ред. А. Л. Журавлева, Т. В. Корнилова, А.В. Юревич. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 468 с.

33. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст] / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М.: Наука, 1976.

34. Горелов, А. А. Философия: учебное пособие [Текст] / А. А. Горелов. – М.: Юрайт-М, 2001. – 384 с.

35. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента: учебн. пособие [Текст] / Р. Готтсданкер. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 464 с.

36. Гроф, С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии [Текст] / С. Гроф. Тексты трансперсональной психологии. – М.: АСТ, 2005. – 504 с.

37. Гриненко, Г. В. История философии: учебник [Текст] / Г. В. Гриненко. – М.: Высшее образование, 2009. – 685 с.

38. Гусельцева, М. С. Понятие прогресса и модели развития психологической науки [Текст] / М. С. Гусельцева // Прогресс психологии: Критерии и признаки / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревича. – М.: Институт психологии РАНН, 2009. – 336 с.

39. Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: Академия. – 2-е изд., 2008. – 176 с.

40. Демина, Л. Д. PSY – лифт, или пути преодоления депривации ойкумены личности [Текст] / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. – 226 с.

41. Дильтей, В. Описательная психология [Текст] / В. Дильтей. – М.: Современный гуманитарный университет, 2001. – 138 с.

42. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии [Текст] / Л. Я. Дорфман: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 288 с.

43. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. – 2-е изд. [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2012. – 320с.

44. Заде, Л. Понятие лингвистической переменой и его применение к принятию приближенных решений [Текст] / Л. Заде. – М.: Мир, 1976. – 168 с.

45. Зейгарник, Б. В. К вопросу о механизмах развития личности [Текст] / Б.В. Зейгарник // Вестник Московского университета. – Серия 14, Психология. – 1997. – № 1.

46. Зеленкова, Т. В. Прогрессивные тенденции развития психологии в контексте интеграционных процессов в современной науке [Текст] / Т. В. Зеленкова // Прогресс психологии: Критерии и признаки / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревича. – М.: Институт психологии РАНН, 2009. – 336 с.

47. Зинченко, В. П. Человек развивающийся [Текст] / В. П. Зинченко. – М.: Тривола, – 1994. – 300 с.

48. История философии:учебник для вузов [Текст] / под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. – М.: Академический проект, – 2005. – 680 с.

49. Кант, И. Трактаты и письма [Текст] / И. Кант. – М.: Наука, 1980. – С. 329–334.

50. Капра, Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем [Текст] / Ф. Капра. – М.: София, 2003. – 320 с.

51. Карпов, А. В. Метасистемный подход как методология изучения функциональных закономерностей психики [Текст] / А. В. Карпов. Ярославский психологический вестник. – М.; Ярославль, 2005. – Вып. 15.

52. Князева, Е. Н. Одиссея научного разума [Текст] / Е. Н. Князева. Синергетическое видение научного прогресса. – М.: ИФРАН, 1995. – 229 с.

53. Константинов, В. В. Методологические основы психологии. Завтра экзамен [Текст] / В. В. Константинов. – Спб.: Питер, 2010. – 240 с.

54. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии [Текст] / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

55. Клочко, В. Е. Инициация мыслительной деятельности: автореф…д-ра психол. наук [Текст] / В. Е. Клочко. – М., 1991.

56. Кун, Т. Логика и методология науки. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун; пер. с английского И. З. Налетова. – М.: Наука, 1982. – 315 с.

57. Красиков, В. И. Философия и философия науки: учеб. пособие [Текст] / В. И. Красиков. – Кемерово: Кузбассиздат, 2007. – 348 с.

58. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследователь-ских программ [Текст] / И. Лакатос. – М.: Наука, 1995. – 320 с.

59. Левин, К. Личность в практической и научной психологии [Текст ]/ К. Левин. Психология личности. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 624 с.

60. Леонтьев, А. А. Деятельностный ум (Деятельность, Знак, Личность) [Текст] / А. А. Леонтьев. Фундаментальная психология. – М.: Смысл, 2001. – 392 с.

61. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1975. – 304 с.

62. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2001.

63. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности [Текст] / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск: НГПИ, 1987. – 264 с.

64. Леонтьев, Д. А. Неклассический вектор в современной психологии [Текст] / Д. А. Леонтьев // Постнеклассическая психология № 1(2). – 2005.

65. Летуновский, В. В. Психология духовного бытия [Текст] / В. В. Летуновский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В, Ломоносова / под ред. Б. Братуся и Д. А. Леонтьева. – М.: МГУ, 2002.

66. Лосский, Н. Свобода воли [Текст] / Н. Лосский // Избранное. – М.: Наука, 1991.

67. Мадди, С. Теории личности [Текст] / С. Мадди. Сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002. – 539 с.

68. Мазилов, В. А. Методология психологической науки: учебное пособие [Текст] / В. А. Мазилов. – Ярославль: МАПН, 2003. – 198 с.

69. Маланов, С. В. Методологические и теоретические основы психологии: учебное пособие [Текст] / С. В. Малано. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. – 336 с.

70. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию [Текст] / М. К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1990. – 365 с.

71. Мамардашвили, М. К. Кантианские вариации [Текст] / М. К. Мамардашвили. Путь к очевидности. – М.: Аграф, 2002. – 320 с.

72. Марцинковская, Т. Д. Проблемы эстетического переживания в концепции «психологии социального бытия» Г. Г. Шпета [Текст] / Т. Д. Марцинковская // Вопросы психологии. 1999. – № 6. – С. 119–128.

73. Марцинковская, Т. История детской психологии: учебник для вузов. [Текст] / Т. Марцинковская:– М.: Владос, 1998. – 272 с.

74. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] /А. Маслоу. Психология личности: тексты. – М.: Наука, 1982. – 432 с.

75. Мак-Грил, Я. Великие мыслители Запада [Текст] / Я. Мак-Грил; пер. с англ. В. Федорина. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – 656 с.

76. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

77. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – Спб., 1997. – 460 с.

78. Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры [Текст] / Л. А. Микешина. Методология научного исследования: учеб. пособие. – М.: Прогресс-Традиция; МПСИ: Флинта. – 2005. – 464 с.

79. Миллер, С. Психология развития: методы исследования [Текст] / С. Миллер. Мастера психологии. 2-е международное издание. – СПб.: Питер, 2012. – 460 с.

80. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Открытое общество, 1997. – 396 с.

81. Надирашвили, Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки [Текст] / Ш. А. Надирашвили // Психология и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – 395 с.

82. Ницше, Ф. Сумерки богов: Стихотворения. Философская проза [Текст] / Ф. Ницше. – СПб., 1993. – 594 с.

83. Олпорт, Г. Личность: проблема науки или искусства? [Текст] / Г. Олпорт. Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: изд-во МГУ, 1982. – 380 с.

84. Петерс, Э. Хаос и порядок на рынках капитала [Текст] / Э. Петерс. – М.: Мир, 2000. – 273 с.

85. Петрарка, Ф. Марку Туллию Цецерону: Антология мировой философии [Текст] / Ф. Петрарка. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 927 с.

86. Платон, Пир [Текст] / Платон // Философия любви. – Т. 1. – М.: Наука, 1990. – 640 с.

87. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. Синергетика: от прошлого к будущему. – М.: Едиториал УРСС, 2014. – 304 с.

88. Психология личности: учебное пособие [Текст] / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007. – 653 с.

89. Пустильник, С. Н. Идея развития в тектологии А. Богданова [Текст] / Н. Пустильник. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. – М.: Наука, 1994. – 325 с.

90. Рассел, Б. История западной философии [Текст] / Б. Рассел / пер. с англ.; подготовка текста В. В. Целищева. – СПб.: Азбука, – 2001. – 960 с.

91. Роджерс, К. Р. Взгляды на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Р. Роджерс. – М.: Прогресс, 1994. – 414 с.

92. Розин, В. М. Личность и ее изучение [Текст] / В. М. Розин. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 232с.

93. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубиншейн. – Спб.: Питер, 2012. – 224 с.

94. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание [Текст] / С. Л. Рубиншейн. – СПб.: Питер, 2012 а.– 288 с.

95. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1973. – 422 с.

96. Рубинштейн, С. Л. Принцип Творческой самодеятельности [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Вопр. психол., 1986. – №4. – С. 106.

97. Сартр, Ж. П. Экзистенционализм – это гуманизм [Текст] // Ж. П. Сартр. Сумерки богов. – М.: Наука, 1989. – 342 с.

98. Сагайдак, С. С. Мотивация деятельности [Текст] / С. С. Сагайдак. – Минск, 2001. – 207 с.

99. Свааб, Д. Мы – это наш мозг: От матки до Альцгеймера [Текст] / Д. Свааб. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. – 544 с.

100. Седов, Е. А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем [Текст] / Е. А. Седов. – ОНС. – № 5. – 1993.

101. Сетров, М. И. Общие принципы организации систем и их методологическое значение [Текст] / М. И. Сетров. – Л.: Наука, 1971. – 273 с.

102. Сетров, М. И. Степень и высота организации систем [Текст] / М. И. Сетров // Системные исследования. Ежегодник. – М.: Наука, 1969, – С. 159.

103. Соколова, Е. Е. Введение в психологию [Текст] / Е. Е. Соколова. Общая психология: в 7 т. / под. ред. Б. С. Братусь. – Т. 1. – 2005. – 352 с.

104. Слободчиков, В. И. Психология развития человека [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

105. Смирнов, С. Д. К какому идеалу научного знания движется психология [Текст] / С. Д. Смирнов // Прогресс психологии: критерии и признаки / под ред. А. Л. Журавлева. Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревича. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 336 с.

106. Смирнов, С. Культурный возраст человека [Текст] / С. Смирнов. – Новосибирск: ЗАО Офсет, 2001. –261с.

107. Соколова, Е. 13 Диалогов о психологии [Текст] / Е. Соколова. Психология для студента. – М.: Смысл, 2008. – 685 с.

108. Стёпин, В. Философия науки и техники [Текст] / В. Степин, М. Розов, В. Горохов. – М.: Гардарики, 1999. – 400 с.

109. Столяренко, Л. Д. Основы общей психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д, 1995. – 671 с.

110. Сурожский, мит. А. Личность и самопознание [Текст] / мит. А. Сурожский. Психология личности / под ред. Ю. Б. Гипенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 624 с.

111. Узнадзе, Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации [Текст] / Д. Н. Узнадзе. – Спб.: Питер, 2001. – 476 с.

112. Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки: Учебник [Текст] / Е. В. Ушаков. – М.: Экзамен, 2005. – 528 с.

113. Ухтомский, А. Доминанта [Текст] / А. Ухтомский. – СПб: Питер, 2002. – 448 с.

114. Фейдимен, Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения [Текст] / Дж. Фейдимен, Р. Фрейджер. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.

115. Фейерабенд, П. Против методологического принуждения [Текст] / П. Фейерабенд // Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986. – 540 с.

116. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура: хрестоматия: учебное пособие для вузов [Текст] / ответственный редактор-составитель Л. А. Микешина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. – 1000 с.

117. Флоренская, Т. А. Психологические механизмы регуляции социального поведения [Текст] / Т. А. Флоренская. – М.: Наука, 1979. – 335 с.

118. Франкл, В. Человек в поисках истины [Текст] / В. Франкл. – М.: Наука, 1990. – 270 с.

119. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. – М.: Наука, 1989. – 455 с.

120. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» [Текст] / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – № 7. – 1990. – С. 167.

121. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. Основные положения, исследования и применения. – М.; Харьков-Минск, 1997. – 730 с.

122. Цирель, Е. А. «QWERTY-эффекты», «Path Dependence» и закон иерархических компенсаций [Текст] / Е. А. Цирель. // Вопросы экономики. – № 8. – 2005. – С. 20.

123. Чирков, В. Н. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Текст] / В. Н. Чирков. Проблемы индустриальной психологии. – Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1989. – С. 31.

124. Чирков, В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация человека [Текст] / В. И. Чирков // Вопросы психологии. – № 3. – 1996. – С.116.

125. Чхартишвили, Ш. Н. Проблема воли в психологии [Текст] / Ш. Н. Чхартишвили // Вопросы психологии. – № 3. – 1967. – С. 72–81.

126. Шабельников, В. К. Психология души: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учебн. заведений [Текст] / В. К. Шабельников. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

127. Шевцов, А. Введение в самопознание [Текст] / А. Шевцов. – СПб.: Тропа троянова, 2006. – 603 с.

128. Шадриков, В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию [Текст] / В. Д. Шадриков. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 656 с.

129. Шмелев, А. Г. Проблемы психологии переживания [Текст] / А. Г. Шмелев // Вопросы психологии. – № 5. – 1984. – С. 32–34.

130. Экхарт, М. Об отрешенности [Текст] / М. Экхарт / пер. М. Ю. Реутина. – М.; СПб., 2001. – 432 c.

131. Эльконин, Б. Д. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия [Текст] / Б. Д. Эльконин, Л. Эльконинова // Вестн. МГУ. – Сер. 14. – № 2. – 1993. – С. 62–70.

132. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 425 с.

133. Эшби, У. Р. Введение в кибернетику [Текст] / под ред. В. А. Успенского. – Изд. 2-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2005. – 432 с.

134. Эшби, У. Р. Конструкция мозга: происхождение адаптивного поведения [Текст] / У. Р. Эшби. / под ред. П. К. Анохина, В. А. Шидловского. – М.: Мир, 1964. – 410 с.

135. Юревич, А. В. Объяснение в психологии [Текст] // Психологический журнал. – Т. 27. – № 1. – 2006. – С. 97–106.

136. Юшманов,В. В. Интеллектуальные, ресурсно-сырьевые и природно-региональные факторы перехода России к устойчивому развитию [Текст] / В. В. Юшманов // Устойчивое развитие дальневосточных регионов: эколого-географические аспекты. – Владивосток: Дальнаука, 1999. – С. 35–54.

137. Юшманов, В. В. Проблемы структурно-геоэкологического взаимодействия природы и общества [Текст] / В. В. Юшманов // Человеческое измерение в региональном развитии. – Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 1993. – С. 49–52.

138. Юшманов, В. В. Эндогенная природная среда и человеческое общество: структурные аспекты взаимодействия [Текст] / В. В. Юшманов // В поисках скрытого порядка (Методологические проблемы изучения региона). – Владивосток: Дальнаука, 1995. – С. 13–39.

139. Trial of the major war criminals before the international military tribunal. Nuremberg. 14 November 1945 – 1 October 1946. – Vol. 34. – Nuremberg, 1949. – 796 c.

 

Интернет-ресурсы:

 

1. Асмолов, А. С. Размышления о психологии личности / А. С. Асмолов. – Режим доступа: http://www.psychosoft.ru/asmolov/asmolov.html.

2. Кузанский, Н. О ученом незнании / Н. Кузанский. – Режим доступа: http://www.theosophy.ru/lib/de_docta.htm.

3. Зинченко, В. П. Педагогические основы педагогики / В. П. Зинченко. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/zpo/ZPO-001-HTM.

4. Щукина, М. А. Значение идей С. Л. Рубинштейна в эру постнеклассической психологии / М. А. Щукина. – Режим доступа:

http://rubinstein-society.ru/cntnt/video/video_chas/znachenie_.html



2016-09-16 1443 Обсуждений (0)
Этические принципы научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этические принципы научного исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)