Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творческие задания для самостоятельной работы



2016-09-16 1830 Обсуждений (0)
Творческие задания для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Задание 1. Найдите в популярных изданиях (газетах, журналах) по крайней мере, три заметки, знакомящие читателей с результатами каких-либо исследований в области психологии развития. Составьте список возможных причин искажения валидности. Если предоставленной информации недостаточно, чтобы можно было оценить некоторые формы валидности, определите, какие дополнительные сведения необходимы.

Задание 2. Подумайте над задачей привлечения в экспериментальную группу участников в возрасте 6 месяцев; 4 года; 12 лет; 70 лет. Для каждой группы составьте перечень способов формирования выборки. Оцените вероятную репрезентативность выборок при каждом методе отбора.

Задание 3. Существует трудность разграничения эффектов возраста и эффектов кагорты, или поколения. Возьмите в качестве примера кагорту, к которой вы принадлежите. Есть ли что-нибудь в Вашем жизненном опыте, что бы отличало его от опыта представителей других поколений? Какого рода эффект могло бы иметь это различие при сравнении методом поперечных срезов?

Задание 4. Выберите некий конструкт из области психологии развития, который Вас особенно интересует (например, интеллект, креативность, темперамент, Я-концепцию). Найдите по меньшей мере два стандартизованных теста, направленных на оценку индивидуальных различий по данным конструктам. Дайте критическую оценку всем методикам. Какую из них Вы бы выбрали для собственного исследования и почему?

Задание 5. С позиций бихевиоризма предметом психологии является поведение. По А. Н. Леонтьеву, предметом психологического анализа является деятельность. Но деятельность, в определенном смысле, можно назвать разновидностью человеческого поведения. Следует ли из этого, что А. Н. Леонтьев – сторонник бихевиоризма? Ответ аргументируйте.

Задание 6. Постановление 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» привело к почти полному прекращению тестовой практики в СССР. Трагические последствия этого постановления широко известны. С высоты сегодняшнего понимания проблемы попробуйте понять мотивацию авторов постановления. Было ли в нем все же рациональное зерно или это был просто политический шаг? Не нуждается ли современная отечественная практика в некоторых ограничениях (если нет, то почему, если да, то в каких именно).

Задание 7. Д. Уотсон писал: «Бихевиорист ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие расширяющегося потока поведения». Как, с точки зрения бихевиориста, должны «звучать» выражения «ребенок боится собаки», «я влюблен в эту женщину»? Является ли предложенный бихевиористами объективный метод научным методом психологии?

Задание 8. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям: а) по цели применеия, б) по процедуре проведения, в) по содержанию.

Тесты профессионального отбора, тесты достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тест интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, аппаратурные методики, проективные тесты, диагностика готовности к школе, клинические тесты, индивидуальные тесты, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «бумага-карадаш», интеллектуальные тесты, экспертные оценки, диагностика темперамента.

Задание 9. Бытует мнение, что для совместной жизни или деятельности надо выбирать или очень похожего на тебя человека или же свою противоположность. На чем основывается это мнение? Согласны ли Вы с ним? Возьмите для примера любой вид совместной деятельности и определите для него наилучших партнеров из перечисленных ниже пар (свой выбор аргументируйте):

а) сангвиник – меланхолик;

б) сангвиник – холерик;

в) сангвиник – флегматик;

г) сангвиник – сангвиник;

д) меланхолик – холерик;

е) меланхолик – флегматик;

ж) меланхолик – меланхолик;

з) холерик – флегматик;

и) холерик – холерик;

к) флегматик – флегматик.

Задание 10. Ниже приведено описание сопряженной моторной методики А. Р. Лурии, легшей в основу разработки известного прибора, вызывающего трепет у каждого, кто его видел или читал о нем. Что регистрирует методика А. Р. Лурии? Как называется этот прибор? Не ошибается ли он, можно ли ему доверять? Можно ли «обмануть» этот прибор и если да, то как? В методике словесный ответ на предъявленное слово сопрягался с моторной ручной реакцией. Если предлагаемое слово было нейтральным, то через положенное время, в среднем спустя 2–3 с, следовал ответ (например, дом – окно, стул – стул) запись моторной реакции имела острый пик, который означал уверенное нажатие на датчик. Если предлагалось эмоционально окрашенное слово, то время речевой реакции увеличивалось до 15–25 и более секунд, но это было известно и раньше. Что касается моторного ответа, то он задерживался, но, что особенно важно, до явного нажатия в руке разыгралась своего рода «тоническая буря»: на записи можно было видеть подъемы и спады , снова подъемы, дрожь и т. д. Используя приведенный текст, укажите, родоначальником каких методов в психологии можно считать Ф. Гальтона. Согласны ли Вы, что результаты тестов сенсорного различения могут помочь в оценке интеллекта?

Задание 11. В 1884 г. на Всемирной выставке в Лондоне Френсис Гальтон организовал атропометрическую лабораторию, где за плату в 3 пенса посетителям предлагалось проверить остроту зрения, слуха, мышечную силу и измерить некоторые физические характеристики. Ф. Гальтон сам разработал стандартные процедуры, многими из которых психологи пользуются сейчас, – линейка Гальтона для зрительного измерения длины, свисток для определения предела восприятия высоты звука, разновесы для измерения кинестетического различения. Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения могут служить средством оценки интеллекта (в частности он обнаружил, что при идиотии нарушается способность различать тепло, холод, боль). Ему же принадлежит разработка первых методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям.

Задание 12. Познакомьтесь с приведенными точками зрения. Согласны ли Вы с тем, что принцип детерминизма в психологии исчерпал себя как научная парадигма?

К. Роджерс, основываясь на своей терапевтической практике, а также на экспериментальных исследованиях, пришел к выводу, что чем дальше успешнее идет процесс терапии, тем менее предсказуемо поведение; предсказуемое поведение характерно для психики неполноценных людей в силу их ригидности. Это заставило К. Роджерса высказаться против общепринятого утверждения о том, что целью терапии является предсказание и контроль над человеческим поведением.

Задание 13. Можно ли согласиться со всеми приведенными ниже высказываниями? Какие из них и в чем соответствуют, а какие противоречат принципу детерминизма?

1. Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании, возможно, планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.

2. Хотя обстоятельства жизни люди игнорировать не могут и не должны, тем не менее, их действия зависят не только от обстоятельств, но и от них самих, от их свободной воли.

3. Если все материально обусловлено, то человеческой воле не останется никакого выбора, а где нет выбора – там неприменим критерий моральной ценности.

4. Научный подход к пониманию сущности воли базируется на признании детерминированности воли и всех волевых проявлений объективными условиями жизни и деятельности людей.

5. Поскольку человек способен по своему усмотрению, независимо от внешних условий, усилием собственной воли принимать любые решения и совершать соответствующие этим решениям действия, то это доказывает на практике, что воля не подвластна внешнему миру, наоборот, она подчиняет себе наши мысли и действия, наше собственное тело.

6. При изучении представлений о предмете была высказана гипотеза, что представление о предмете не является результатом пассивного отпечатка в мозгу ребенка, что практические (конструктивные, изобразительные) действия способствуют формированию более полных представлений о предмете. Как следует провести экспериментальную работу, чтобы подтвердить данную гипотезу?

7. Используя метод беседы в работе с детьми, необходимо учитывать, что человеческая мысль, высказанная в форме вопроса, часто оказывает внушающее воздействие на отвечающего. Надо стремиться ограждать детей от внушения. Сформулируйте несколько вопросов, каждый из которых обладал бы все меньшей степенью внушающего влияния.

8. Выясните, в каком соотношении находятся пары понятий: метод – методология; психология – методология; метод – методика; наблюдение – эксперимент; эксперимент – проективная методика.

Задание 14. Исправьте ошибки в приведенном тесте: Задача наблюдателя – точно и подробно описывать переживания, психические состояния и поведение. Наблюдение должно ограничиваться беспристрастной регистрацией фактов поведения, не пытаясь проникать в их причины. Наблюдение выполняет только вспомогательные функции, позволяя накопить эмпирический материал, и практически не используется как самостоятельный метод. Нет таких ситуаций, где можно было бы использовать наблюдение в качестве единственного объективного метода.

Задание 15. Прокомментируйте следующие тезисы. С чем в них можно и нельзя согласиться? Поясните, почему недопустимо абсолютизировать роль метода и недооценивать содержательно-предметную сторону познания.

- Знание методологии важнее знания самой дисциплины. Для творцов науки важнее всего сам светильник, т. е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный участок пути.

- Ни одна теория не рождается без участия соответствующего метода. И все же во взаимодействии теоретических знаний и методов первичными оказываются те или иные объективные связи и отношения объективного мира, зафиксированные в человеческих знаниях.

- Метод – это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразования мира.

- Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных.

Задание 16. В каком соотношении находятся пары понятий: теория в психологии – практика в психологии; психология – психология труда; педагогическая психология – психология обучения.

Задание 17.В каком соотношении находятся пары понятий: психологическая наука – психодиагностика; медицинская психология – психотерапия; психолог – социальный работник; психологическая практика – обучение психологии.

Задание 18.В каком соотношении находятся пары понятий: психика – отражение; психика – сознание; субъективная реальность – объективная реальность.

Задание 19. Чем отличается наблюдение научное от житейского? Что характерно для научного наблюдения?

Задание 20.Существуют разные способы фиксации беседы: диктофон, магнитофон, запись и др. Каким средством фиксации отдать предпочтение?

Задание 21. При проведении исследования экспериментаторы заинтересовались особенностями внимания детей 3–4 лет, причинами их частой отвлекаемости, особенно во время занятий по развитию речи. Какими методами следует воспользоваться исследователю, чтобы выяснить причину частой отвлекаемости детей? Составьте план исследования на основе одного из методов. Подготовьте протокол для регистрации исследования.

Задание 22.Проведите наблюдение и опишите схему наблюдения (объект, предмет, результат, условия наблюдения, выводы).

Задание 23.Составьте план полустандартизированного интервью.

Задание 24.Проведите исследование содержания газеты методом контент-анализа.

Задание 25. Проведите в группе, состоящей из 10 человек, не менее ассоциативный эксперимент и обработайте полученные данные.

 

 

Тестовые задания

 

1. Установите правильную последовательность построения психологического исследования:

А) гипотеза

Б) формируется эксперимент

В) задачи и цели

Г) предмет и объект

Д) контрольный эксперимент

Е) констатирующий эксперимент

Ж) вывод

2. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Ананьеву) относится к:

А) организационным методам

Б) экспериментальным методам

В) эмпирическим методам

Г) интерпретационным методам

3. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в исследованиях называется:

А) наблюдением

Б) константирующим экспериментом

В) формирующим экспериментом

Г) квазиэкспериментом

4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

А) экспериментальном методе

Б) наблюдении

В) методе контент-анализа

Г) методе анализа продуктов деятельности

5. Контрольные вопросы анкеты дают возможность:

А) установить правдивость сообщаемых респондентом сведений

Б) контролировать полноту заполнения анкеты

В) исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы

Г) контролировать правильность заполнения анкеты

6. Валидность как достоверность вывода зависит от:

А) характера реальных условий

Б) выбранных методов исследования

В) адекватности выбора средств

Г) испытуемых

7. Вопросы-фильтры – это:

А) вопросы для определения категории опрашиваемых

Б) вопросы на искренность ответов

В) вопросы для контроля качества ответов

Г) вопросы разделения ответов анкеты

8. Гипотеза – это:

А) конкретизация некоторой догадки

Б) решение проблемы

В) оценка сходства и различий предположений

Г) задача исследования

9. Научное наблюдение должно иметь:

А) план

Б) цель

В) регистрацию

Г) систему

Д) анализ

Е) синтез

10. Принцип механодетерминизма в психологии связывают с именем:

А) Аристотеля

Б) Декарта

В) Дарвина

11. Принцип биодетерминизма в психологии связывают с именем:

А) Аристотеля

Б) Декарта

В) Дарвина

12. Автором идеи причинности (детерминизма) считается:

А). Демокрит

Б) Гераклит

В). Анаксагор

13. Идея закономерного развития всего сущего (принцип развития) принадлежит:

А) Демокриту

Б) Гераклиту

В) Левкипп

 



2016-09-16 1830 Обсуждений (0)
Творческие задания для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творческие задания для самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1830)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)