Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структурно-иерархическая модель личности учителя



2016-09-16 4137 Обсуждений (0)
Структурно-иерархическая модель личности учителя 5.00 из 5.00 3 оценки




Печатается по:Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. C. 24—26.

Личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от условий (духовных и материальных) его жизни и деятельности, но прежде всего в процессе педагогической деятельности и педагогического общения, и каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его личностным качествам. Показателем зрелости педагогической деятельности является сформированность ее компонентов. Так, в ходе постановки учителем педагогических задач, их иерархизации по степени важности, перестраивания на уроке у учителя развивается педагогическое целеполагание (ПЦ). Овладение учителем системой средств и способов решения педагогических задач, умение проникать в суть явлений формируют у него педагогическое мышление (ПМ). Самоанализ учителя развивает у него педагогическую рефлексию (ПР). В процессе организации оптимального педагогического общения у учителя формируется педагогический такт (ПТ). Личность учителя характеризуется педагогической направленностью (ПН) — устойчивой доминирующей системой мотивов (убеждений, склонностей, интересов и т.д.). Выделенные профессионально значимые качества составили центральный уровень структурно-иерархической модели личности учителя. Каждое из этих качеств можно рассматривать как комбинацию более элементарных и частных личностных свойств, формируемых в деятельности и в общении и в той или иной степени зависящих от наследственных задатков (рис. 2). Более высокий уровень структурно-иерархической модели личности учителя составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проектировочно-гностических и рефлексивно-перцептивных.

Проектировочно-гностические способности определяют возможность и необходимость прогнозирования учителем индивидуального развития каждого ученика на основе всесторонних знаний о нем, а также управления поведением и сознанием ученика, воздействуя на его мотивы и цели. Рефлексивно-перцептивные способности включают способность к изучению ученика, пониманию, сопереживанию ему; способность к проникновению в индивидуальное своеобразие ученика; способность в связи с этим проанализировать, оценить, лучше понять себя. Эта группа способностей является ведущей, малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она свидетельствует об ориентации учителя на психическое развитие ученика.

Как видно на рисунке, все элементы системы связаны друг с другом на горизонтальном и вертикальном уровнях и образуют единое целое — личность учителя.

На основе структурно-иерархической модели личности учителя была разработана методика «Самооценка профессионально значимых личностных качеств учителя» (Митина, 1991).

Нам представляется, что неправомерно ограничивают сферу своей деятельности те исследователи, которые основное психологическое ядро личности, ее психологическую структуру определяют только структурой и характером ее предметно-практической деятельности. Социальный же контекст, задающий нормативы и координаты этой деятельности, создающий ее эмоционально-мотивационный фон, оказывается практически вне поля научного анализа. В этой связи интерес представляют работы, посвященные изучению личностных качеств эффективно работающих учителей. Так, в ряде исследований (Darling-Hammond, 1989; Galbo,1988; Johnson, Johnson, 1986 и др.) выделяются параметры, характерные для высокоэффективных учителей: увлеченность своим предметом, уверенность в своей способности обучать, наличие коммуникативных умений (высоко экспрессивны в вербальном и невербальном общении, ясно излагают материал), умение ставить проблемные вопросы учащимся, забота об учениках, убежденность в способностях всех учеников, стремление к профессиональному росту и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что структура личности учителя приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех ее качеств, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность личности учителя, придающую смысл всей его жизни и деятельности. Такая гармония обеспечивается педагогической направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном, и на бессознательном уровне.

По нашему мнению, именно педагогическая направленность (направленность на ребенка, принятие его личности) является центральным базовым образованием структуры личности учителя. Отсутствие этого профессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуально-психологическое содержание ребенка обезличивается, а его творческий саморазвивающийся потенциал редуцируется. Учитель, направленный на ребенка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индивидуальных способностей, как ученика, так и своих собственных в интересах ребенка.

Рис. 2. Структурно-иерархическая модель личности учителя

 

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

1. Соответствие основных понятий содержания педагогической деятельности и их характеристик:

1. Предмет педагогической деятельности А. Индивидуальный опыт ученика во всей совокупности аксеологических, нравственно-эстетических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих
2. Средства педагогической деятельности Б. Объяснение, показ, совместная работа с обучающимися по решению учебных задач и т.д.
3. Способы педагогической деятельности В. Организация учебной деятельности учащихся, направленная на освоение ими социокультурного опыта
4. Продукт педагогической деятельности Г. Личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности
5. Результат педагогической деятельности Д. Научные знания (теоретические и эмпирические);

2. Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие и выступающее основой его саморазвития и самосовершенствования, называется ______________ (по И.А.Зимней).

3. Последовательность уровней продуктивности педагогической деятельности (по Н.В.Кузьминой):

1. Уровень, системно моделирующий знания учащихся;

2. Репродуктивный уровень;

3. Локально моделирующий уровень;

4. Уровень, системно моделирующий деятельность и поведение учащихся;

5. Адаптивный уровень.

4. Структурными компонентами трехмерной модели труда учителя (по Л.М.Митиной) являются:

1. Личность учителя;

2. Педагогический стаж;

3. Педагогическая деятельность;

4. Педагогическое общение;

5. Личность ученика.

5. Содержание педагогической деятельности учителя (по Л.М.Митиной) включает:

1. Педагогические цели и задачи;

2. Педагогическое мышление;

3. Педагогические средства и способы решения поставленных задач;

4. Анализ и оценку педагогических действий учителя;

5. Педагогическую рефлексию.

6. К проектировочно-гностическим способностям в структурно-иерархической модели личности учителя Л.М.Митина относит:

1. Педагогическое мышление;

2. Педагогическую рефлексию;

3. Педагогический такт;

4. Педагогическое целеполагание;

5. Педагогическую направленность.

7. К рефлексивно-перцептивным способностям в структурно-иерархической модели личности учителя Л.М.Митина относит:

1. Педагогическое мышление;

2. Педагогическую рефлексию;

3. Педагогический такт;

4. Педагогическое целеполагание;

5. Педагогическую направленность.

 



2016-09-16 4137 Обсуждений (0)
Структурно-иерархическая модель личности учителя 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Структурно-иерархическая модель личности учителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4137)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)