Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ ОБОБЩЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ



2016-09-16 680 Обсуждений (0)
СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ ОБОБЩЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной психологии неоднократно отмечалась дискуссионность многих положений классической ассоциативной психологии. Вместе с тем ассоциативная психология составила одно из наиболее фундаментальных и разветвленных направлений в истории науки и современной психологии (М.Г.Ярошевский, А.В.Петровский, Е.А.Будилова, Л.И.Анциферова и др.). Исследования П.А.Шеварева составили одно из наиболее прогрессивных направлений новейшего этапа в развитии общей психологии, в частности, в концепции ассоциаций. Вместе с другими советскими психологами, выделившими ассоциацию как одну из центральных единиц психических процессов (Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов и др.), П.А.Шевареву принадлежит особое место в связи с тем, что он исследовал ассоциации как центральную проблему общей и педагогической психологии.

<…> Пытаясь в целом охарактеризовать теорию П.А.Шеварева, выделим, прежде всего, следующие принципиально важные стороны ее создания:

1. Эта теория возникла как утверждение диалектико-материалистического понимания ассоциаций, в борьбе с идеалистическими и механистическими теориями.

2. Ее отличает логическая стройность и завершенность основных идей в сочетании с исключительной терминологической определенностью.

3. Теория П.А.Шеварева возникла прежде всего на основе анализа ассоциаций в естественных условиях труда и учения человека и призвана служить решению важных задач, возникающих на практике.

4. Создание теории ассоциаций, и в особенности теории одной группы их, обобщенных (вариативных) ассоциаций — это дело всей научной жизни П.А.Шеварева, подчинившее себе другие направления его деятельности. Благодаря этому вся научная деятельность П.А.Шеварева предстает как удивительно целенаправленная и целостная.

5. В настоящее время еще далеко не осознана до конца фундаментальная роль этой теории, оказавшей и продолжающей оказывать большое влияние на прикладную психологию, особенно педагогическую психологию.

Остановимся подробнее на приведенных выше положениях.

1. Подытоживая многолетнюю историю исследования ассоциаций, П.А.Шеварев отмечал, что понятие «ассоциация» в психологических системах различных направлений имело разное значение: родоначальниками ассоциативной психологии были и материалист Гоббс, и идеалист-агностик Юм; «понятие «ассоциация» играло существенную роль и в работах Сеченова, и в работах махиста Цигена» [26; 3]. Присоединяясь к позиции И.М.Сеченова и И.П.Павлова, П.А.Шеварев отвергал идеалистическую трактовку ассоциаций, а вместе с тем и вульгарно-материалистическое их понимание (В.Вундт). <…> Вслед за И.М.Сеченовым включал в состав ассоциаций процессы сознания (сознавания). При этом, однако, он имел в виду «не только абстрактно взятый факт сознавания, но и те материальные процессы, протекающие в нервной системе, которые лежат в основе этого факта сознавания и свойством (или продуктом) которых этот факт сознавания является» [27; 278]. Диалектико-материалистическая трактовка ассоциаций, на наш взгляд, особенно отчетливо проявилась в следующем.

а) В понимании ассоциаций П.А.Шеварев отвергает ложную дихотомию процесса и состояния, процесса и свойства. Ассоциация в его теории выступает как диалектическое единство процесса, состояния и свойства. В силу этого, например, процесс латентного существования (состояния) ассоциации может переходить в процесс ее актуализации, внешнего проявления. В обоих случаях ассоциации могут рассматриваться как определенные свойства, присущие его носителю (человеку).

б) П.А.Шеварев, признавая вслед за И.П.Павловым [13; 561] единство психологического и физиологического аспектов ассоциации, отстаивает право на относительно самостоятельное рассмотрение психологического аспекта ассоциации [26; 4].

в) «Сознавание» как родовое понятие для «ощущения», «восприятия», «наглядного представления», «мысли» понимается в единстве трех аспектов: сознаваемый предмет; содержание сознавания (т.е. те или иные особенности этого предмета, не обязательно все); процесс сознавания [27; 278].

г) Ассоциация рассматривается как диалектическое единство абстрактного и конкретного (например, в конкретновариативных ассоциациях), а также общего, особенного и единичного (конкретные ассоциации, принадлежащие разным людям, приобретают черты, общие для всех этих людей и т.п.).

д) Ассоциация человека, по П.А.Шевареву, полифункциональна. К такому пониманию он пришел не сразу. Так, в его основном труде «Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника» (1959) он включил в первый член ассоциации только познавательные процессы (сознавание). Только в 1966 г. в статье «О роли ассоциаций в процессах мышления» он занял, на наш взгляд, более последовательную позицию, согласно которой «первым членом той или другой ассоциации могут быть любой психологический процесс (в том числе так или иначе сознаваемое внешнее действие) и любая совокупность таких процессов» [25; 400], например намерение выполнить задание, сознаваемое в первом члене ассоциации. Без такого намерения не может произойти актуализации ассоциации. Следовательно, можно сказать, что этим шагом П.А.Шеварев приближается к позиции об ассоциации как исходной единице анализа психических явлений. Такая единица должна быть полифункциональна, заключать в себе основные черты более сложных психических явлений [9], [22].

е) В ассоциации воплощено единство внешнего и внутреннего для индивида, поскольку внешнее постоянно представлено в отражаемом, а внутреннее — в сознавании отражаемого и т.д. Фактически единство внешнего и внутреннего имеется в обоих членах любой ассоциации.

ж) Ассоциация в теории П.А.Шеварева рассматривается как единство причин и следствий[33]. Так, второй член ассоциации детерминирован (при известных дополнительных условиях) первым членом и в то же время сам является причиной (первым членом) новой ассоциации. Применяемый П.А.Шеваревым метод логического анализа позволил ему выявлять последовательные цепочки реально актуализируемых ассоциаций.

2. Теория обобщенных ассоциаций П.А.Шеварева как часть его ассоциативной теории в целом отличается большой логической стройностью и четкостью терминологии.

Не претендуя на охват всеобщих механизмов психической деятельности, которые относились бы к сложным формам творческой деятельности, целеполаганию, эмоционально-волевой сфере и пр., П.А.Шеварев сознательно ограничил сферу своего исследования правилосообразными действиями.

Вместе с тем область существования правилосообразных действий чрезвычайно широка, что свидетельствует об их важности в жизни человека. Для правилосообразных действий характерно, что они являются всегда преднамеренными, произвольными. Они обязательно включают сознавание конкретной ситуации, которая соответствует первой части определенного правила, а также выполнение операции, указанной во второй части правила. Такое сознавание ситуации и операции необязательно обозначает умение выразить их словесно. Дети дошкольного возраста строят свою речь в полном соответствии с правилами синтаксиса русского языка, однако чаще всего они не знают этих правил и т. п. Именно в тех случаях, когда сознавание условий какой-либо ситуации всегда влечет за собою соответствующую операцию, согласно П.А.Шевареву, следует говорить об ассоциациях. Таким образом, каждое правилосообразное действие «есть не что иное, как актуализация соответствующей ассоциации (или ряда ассоциаций») [27; 13—14].

<…> Все ассоциации сводятся к ассоциациям по смежности[34], т.е. для возникновения ассоциации между психическим процессом P1 и Р2 необходимо, чтобы они были смежными (близкими) по времени их протекания (как это имеет место во всяких временных связях). Наличие ассоциации между P1 и Р2 подтверждается фактами ее актуализации: если имеет место P1 (первый член ассоциации), то он обязательно вызывает процесс Р2 (второй ее член). Первым членом может быть любой психический процесс, включая ощущения, а вторым — любой, кроме ощущений. Термин «сознавание» применяется как родовой для обозначения всех этих психических процессов.

Для теории П.А.Шеварева существенны, далее, такие определения. «Имея в виду сознавание какого-либо предмета, следует различать: а) сознаваемый предмет; б) содержание сознавания, в) процесс сознавания. Сознаваемым предметом является или часть объективной действительности (конкретный предмет), или какие-либо свойства, присущие части действительности (абстрактный предмет)» [27; 278]. Содержание сознавания — те особенности предмета, которые «имеются в виду», на которые мы «обращаем внимание». Все эти понятия лежат в основе классификации ассоциаций, разработанной П.А.Шеваревым.

<…> Первая из них построена на основании признаков константности — вариативности и конкретности — обобщенности, присущих каждому из двух членов ассоциации. Выделены 4 семейства ассоциаций: константные; семивариативные (полувариативные); абстрактно-вариативные; конкретно-вариативные. Не вдаваясь здесь в объяснение всех различий между семействами, отметим лишь, что все семейства распадаются на две большие группы: константные (1-е семейство) и вариативные, или обобщенные (3 остальные семейства). Представители различных ассоциативных школ до П.А.Шеварева занимались исключительно изучением (преимущественно в упрощенных условиях лабораторного эксперимента) константных ассоциаций. Особой заслугой П.А.Шеварева было открытие и тщательное исследование обобщенных ассоциаций. Специфика этих ассоциаций, в отличие от константных, состоит в следующем: «в каждой ассоциации, входящей в одно из этих трех семейств, или предметы обоих членов, или по крайней мере предмет одного из членов содержат в себе ту или иную переменную особенность (или несколько переменных особенностей)» [27; 285]. Поэтому обобщенные ассоциации обязательно включают в себя процессы выделения (абстрагирования)[35]. Важность этих процессов определяется тем, что от них зависит то или иное содержание предмета ассоциации.

Вторая классификация, перекрещивающаяся с первой, включает в себя три группы ассоциаций в зависимости от того, входит ли в их состав сознавание задания, и если входит, то в какие члены ассоциаций. Они названы альфа-, бета- и гамма-ассоциациями.

Обе классификации необходимы и практически использовались П.А.Шеваревым при анализе процессов образования и актуализации сформированных ассоциаций. <…> Во многих случаях ассоциативный анализ в соответствии с теорией обобщенных ассоциаций позволил П.А.Шевареву установить причины возникновения ошибочных действий и определить наиболее эффективные пути их изменения.

3. Основные труды П.А.Шеварева, посвященные развитию учения об обобщенных ассоциациях, представляют собой реализацию тесно связанных теоретических и практических задач. Приведем несколько аргументов, подтверждающих эту мысль. Во-первых, именно требования практики (школьного обучения в первую очередь) побудили П.А.Шеварева заняться теоретическими исследованиями. Одна из первых работ по обобщенным ассоциациям называлась так: «Опыт психологического анализа алгебраических ошибок» [24]. Во-вторых, только психологический анализ ассоциаций в более сложных условиях реального учения и преодоление сложившейся лабораторной ограниченности традиционной ассоциативной психологии позволили охватить предмет изучения в полном объеме и создать благоприятные условия для теоретического анализа и научных обобщений. В-третьих, запросы новых областей практики на созданную П.А.Шеваревым теорию помогли ему вместе с учениками развернуть широкое исследование обобщенных ассоциаций. <…> Назовем только некоторые практические задачи, на решение которых были направлены усилия самого П.А.Шеварева: разработка научно обоснованных программ школьного обучения; разработка методов анализа и построения школьных учебников и практических пособий (задачников и пр.); диагностика причин ошибочных действий школьников в процессе учения и т.д.

В ряде исследований школы П.А.Шеварева было показано, что обобщенные ассоциации играют существеннейшую роль в разных видах учебной деятельности. С.Ф.Жуйков [8] установил, что актуализация обобщенных ассоциаций лежит в основе написания безударных падежных окончаний существительных. Н.Ф.Талызина [21] показала, что обобщенные ассоциации лежат в основе умения решать геометрические задачи. В.Л.Ярощук [29] вскрыла состав обобщенных ассоциаций, лежащих в основе решения некоторых типовых арифметических задач, и проследила процесс формирования этих ассоциаций. <…>

4. В научной жизни П.А.Шеварева разработка теории обобщенных ассоциаций занимает центральное положение. С ее возникновением все другие направления деятельности его самого и его школы были фактически подчинены главному. В результате вся научная деятельность этой школы предстает как целостная и целенаправленная. Рассмотрим это специально на примере проблемы обобщенных ассоциаций и восприятия.

 



2016-09-16 680 Обсуждений (0)
СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ ОБОБЩЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ ОБОБЩЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (680)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)