ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
1. Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание, это: 1. Научение; 2. Обучение; 3. Учебная деятельность; 4. Учение. 2. Соотнесение подходов к определению соотношения обучения и развития и их авторами:
3. Уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития, называется _______________. 4. Зону ближайшего развития ребенка определяют такие характеристики, как: 1. Общение и сотрудничество со взрослыми и сверстниками; 2. Самостоятельное решение задач; 3. Наличие уже созревших психических функций; 4. Психические функции находятся в процессе созревания. 5. Соответствие терминов их определениям:
6. Важным объективным элементом развивающего обучения является: 1. Зона актуального развития ребенка; 2. Индивидуальный опыт ребенка; 3. Зона ближайшего развития ребенка; 4. Перенос усвоенных знаний и умений в другие области. 7. Последовательность решения проблемы развивающего обучения с разных теоретических позиций: 1. Перенос экспериментальных исследований в практику массовой школы (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин); 2. Разработка основ формирующего эксперимента (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин); 3. Исследование конкретных психолого-педагогических условий развивающего обучения (Л.А.Венгер, З.И.Калмыкова, Н.Н.Поддьяков); 4. Лабораторные исследования влияния обучения на умственное развитие ребенка (О.Зельц). 8. Соотнесение основных подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития и их содержательных характеристик:
9. Высказывание о том, что «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития», принадлежит _________________. 10. Реализацию гипотезы Л.С.Выготского о несовпадении процессов развития и обучения, создающего зоны ближайшего развития, как правило, связывают с именами: 1. Н.А.Менчинской; 2. В.В.Давыдова; 3. Л.В.Занкова; 4. Ш.А.Амонашвили; 5. Г.С.Костюка.
ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ
Содержание семинарского занятия
Краткое содержание темы Концепции обучения, их психологическое обоснование.Основные теории учения в истории образования. Ассоциативно-рефлекторная теория: базовые понятия теории (ассоциации, рефлекс, стимул-реакция). Теория программированного обучения (Э.Торндайк, Б.Скиннер). Сущность и основные системы программированного обучения. Общие признаки и организация программированного обучения. Ассоциативная теория обучения (П.А.Шеварев), аналитико-синтетическая теория обучения (Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская). Деятельностная теория учения: базовые понятия теории (деятельность, действие, задача), история становления (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).
Цель освоения темы: раскрыть психологические основания теории учения и их влияние на практику обучения; выделить отличительные признаки каждой из них в ходе сравнительного анализа.
Ключевые слова темы: Ø обучение, учение, развитие; Ø теория учения; Ø ассоциативно-рефлекторная теория учения; Ø ассоциация, рефлекс, стимул-реакция; Ø деятельностные теории учения; Ø действие, задача.
План обсуждения темы: 1. Общая характеристика ассоциативно-рефлекторной теории учения, этапы ее становления. 2. Деятельностная теория учения в отечественной психологии: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов. Принципы ее построения. 3. Сравнительный анализ теорий учения (на усмотрение преподавателя) по следующим критериям: ü Целевые установки; ü Исходные (базовые) понятия; ü Психологические основания отбора содержания материала; ü Приоритетные формы организации процесса учения; ü Развивающий эффект; ü Позиция участников образовательного процесса (учитель, ученик); ü Границы применения в педагогической практике. Рекомендуемая литература
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |