Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБОБЩЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ И ПРОЦЕССЫ ВОСПРИЯТИЯ



2016-09-16 462 Обсуждений (0)
ОБОБЩЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ И ПРОЦЕССЫ ВОСПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Интерес к исследованию процессов восприятия появился у П.А.Шеварева задолго до создания им теории обобщенных ассоциаций. Уже в начальный период своей научной деятельности он провел исследования по вопросам восприятия, имеющие важное теоретическое и практическое (в частности, оборонное) значение ([23] и др.). Ряд работ в области военной маскировки был осуществлен им по прямому заданию некоторых ведомств и использован при конструировании и применении защитных масок и других средств.

Общетеоретическое значение полученных результатов ярко проявилось тогда, когда П.А.Шеварев обратился к другим областям прикладной психологии. Весьма важны для практики были его исследования по вопросам восприятия и применения цвета в архитектуре. <…> [1]. Большое теоретическое и практическое значение имели исследования П.А.Шеварева по константности цвета, светлотного контраста, по восприятию формы предметов, способов повышения чувствительности ночного зрения и пр. ([23] и др.).

Изучение ассоциаций в школе П.А.Шеварева выявило актуальность (наряду с отмеченными) ряда новых аспектов перцептивных процессов. <…> Поэтому в лаборатории восприятия, созданной в 1955 г. под руководством П.А.Шеварева в Институте психологии АПН РСФСР, исследования восприятия были подчинены дальнейшему развитию теории ассоциаций.

<…> Выделим некоторые основные направления исследований П.А.Шеварева и его сотрудников по проблеме восприятия.

1. Важным условием эффективности исследований восприятия является широкий исследовательский охват не только лабораторных, но и естественных ситуаций труда и учения. Этот принцип, осуществленный П.А.Шеваревым в его первоначальных работах по обобщенным ассоциациям, остался ведущим в его лаборатории и в последующем. В ряде работ лаборатории исследовалось восприятие при обучении школьников арифметике [11], <…> производилось моделирование процессов восприятия, протекающих в реальных жизненных условиях [11], [15], [27] и др.

2. Сочетание моделирующего эксперимента с изучением реальных ситуаций труда и учения потребовало расширения арсенала используемых методов. В дополнение к методам самоотчета испытуемых о предметах и содержании протекавших у них ассоциативных процессов, при изучении структуры восприятия и обобщенных ассоциаций именно в лаборатории, руководимой П.А.Шеваревым, разрабатывались вопросы объективного метода исследования с использованием регистрации динамики сложных реакций, характера реакций на объекты с «конфликтным» сочетанием признаков, времени реакций на надпороговые и околопороговые стимулы и на объекты с целостной и нецелостной структурой признаков и др. [2], [3], [11], [18], [28]. В частности, в одной из работ было показано, что объективным критерием выделения общего признака и возникновения обобщенной ассоциации в воспринимаемых объектах может служить нарушение известной закономерности Хика-Хаймена в условиях возрастания числа альтернативных различительных признаков воспринимаемых объектов [11].

3. Тщательному исследованию в лаборатории П.А.Шеварева были подвергнуты некоторые закономерности выделения (абстрагирования) предметов как первых членов ассоциаций. <…> На основе применения метода различения сложных объектов по существенным признакам была выявлена количественная закономерность «относительной различимости»[36].

4. Справедливость закона относительной различимости была показана не только для процессов выделения (абстрагирования) признаков предметов, но и других процессов: обнаружения, различения, распознавания, шкалирования. Качественный анализ всех этих процессов также позволил выявить ведущую роль в них процессов различения, а следовательно, подтвердить внутреннее единство перцептивных процессов [11].

5. Их взаимодействие с другими познавательными процессами, а также внесенсорными и внеперцептивными факторами стало предметом целой серии исследований в школе П.А.Шеварева. Речь идет о таких факторах, как установка [15], [16], субъективная значимость (желательность) результатов наблюдения, принятие решения, стратегия наблюдателя и способы его действий при восприятии предметов [2], [28], сравнение предметов, сила нервной системы [15], [17], произвольность, обобщенность, упроченность ассоциаций, возрастные особенности [11], задача и связанная с нею релевантность или иррелевантность нескольких объектов в поле зрения [3], соотношение двух сигнальных систем [12], речевые указания [11].

6. Существенным продвижением вперед в понимании структуры первого члена ассоциаций явилось изучение феномена целостного восприятия предмета, несводимого к восприятию отдельных его элементов [11], [28]. Одновременно было показано, что в основе целостного восприятия лежат некоторые особенности восприятия элементов, определенное их соотношение по различимости [14]. Тем самым подтвердилась давняя гипотеза И.П.Павлова о важности изучения элементарных ассоциаций для понимания целостности, о том, что «новое в гештальтистской психологии, ее резкая оппозиция ассоциационизму, есть очевидный научный грех» [14; 44].

7. Существенная роль представлений в процессах восприятия демонстративно выступила при исследовании различных отклонений субъективного эталона от объективного: в иллюзиях вертикального или горизонтального положения предмета [19], контрастной или ассимилятивной иллюзии на основе феномена установки [15], [16]. <…>

Помимо восприятия П.А.Шеварев вместе с сотрудниками и аспирантами вел изучение других познавательных процессов: памяти и мышления [6], [7], [10], [25] и др. <…>

 



2016-09-16 462 Обсуждений (0)
ОБОБЩЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ И ПРОЦЕССЫ ВОСПРИЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБОБЩЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ И ПРОЦЕССЫ ВОСПРИЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)