Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ



2016-09-16 620 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

4.1. Социология бедности.

4.2. Представления К. Поланьи о социальной политике в условиях становления рынка.

4.3. Т.Х. Маршалл о необходимости социальной политики XX в.

 

1. Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций. К ним относятся: принцип индивидуальной социальной ответственности, принцип социального партнерства, социальная солидарность, принцип социальной компенсации, принцип социальных гарантий, принцип субсидиарности. Но ключевым принципом социальной политики является социальная справедливость.

Социальная справедливость - это система общественных институтов, которая не в единичных действиях, а по самой своей структуре постоянно обеспечивает удовлетворяющее, по меньшей мере, большинство членов общества распределение политических, юридических, экономических и других прав и материальных ценностей.

Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие.
Аристотель впервые проанализировал представляющееся неустранимым противоречие между двумя типами справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типом справедливости.
Каждый из них имеет в себе определенное рациональное содержание и те доводы в свою пользу, из-за которых уже две с половиной тысячи лет человечество обсуждает их в теории и пытается воплотить па практике, но не в состоянии сделать решающий выбор между ними.
Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности, что, безусловно, оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидов, по сравнению с другими, является объективной. Однако, удовлетворяя основные потребности личностей на единообразном уровне, она снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.
Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие неблагополучных, социально ущербных индивидов и слоев вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных страт и представляет для них источник социальной напряженности.
Как видно, общество не может ни утвердиться в каком-либо одном, наиболее удачном понимании социальной справедливости, ни отказаться от менее удачного. Выбор преобладающего варианта социальной политики зависит от социокультурного типа общества, традиций и обычаев страны или группы стран, уровня их социально-экономического и морально-психологического развития.

Американский социолог Дж. Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам, и принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным.

Д. Смит в обоснование положений, почему социальная справедливость не должна зависеть только от стихии рыночных сил, указывает также на обусловленные географией возможности регионального неравенства, которые не могут быть ни устранены, ни обоснованы морально или социально.

Однако теоретические представления и социальная практика большинства стран демонстрируют как бы постоянные колебания в рамках некоего континуума представлений о справедливости, приближаясь то к одному, то к другому полюсу.
Следует признать, что в настоящих условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба начала — как уравнительное, так и распределительное. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей. Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т. п. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд.

Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда.
2. Социальная политика сегодня становится масштабной социальной технологией – инструментарием, предназначенным для решения социальных проблем государства и общества.

Социальная технология – определенный способ достижения общественных целей в социальной сфере общественных отношений. В прикладном смысле, сущность социальной технологии способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно. Операция – непосредственно практический акт решения определенной задачи в рамках данной процедуры. Набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), - процедура реализации социальной технологии.

Социальная технология - комплекс приемов для достижения социально полезных целей, в той или иной степени соответствующих требованиям социального времени, в том числе:

• обеспечения благоприятных условий жизни людей;

• их организованности;

• эффективности взаимодействия;

• удовлетворение общественного интереса.

Появление какой-либо социальной технологии связано с потребностью крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности, идей, проектов. Основа технологий осуществления социальной политики – социальное управление в данном контингенте выступает как управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, как средство реализации социальной политики.

Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются в известной степени типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных или революционных процессов, активностью или пассивностью социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъективностью как накопленной способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека. Социальные технологии опираются на интеграцию достижений в различных сферах (развития средств коммуникации, информации, интернационализации научной, культурной, образовательной практики и др.). Кроме того, учитываются специфика национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиций взаимодействия в исторически определенных социокультурных условиях.

Эффективность социальной технологии определяется конечным социальным результатом, полученным при наименьших издержках и в оптимальные сроки. Получение желаемого результата с помощью социальной технологии возможно при соблюдении следующих обязательных условий:

- наличие у социальной технологии определенных свойств (привлекательности цели; простоты ее обоснования, гибкости внедрения процедур и операций; экономичности достижения цели воспроизводства социальной, социально- психологической, организационной, экономической и др. составляющих);

- непротиворечивость между процедурами и операциями конкретной социальной технологии, уровнями качества их воспроизводства, объектом и субъектом в процессе технологизации;

- наличие всех определенных признаков технологизации (разделение социального процесса на этапы, фазы; координация и поэтапность действий; однозначность выполнения операций и процедур; возможность многократного применения отработанных стандартов алгоритмов деятельности для решения типов задач социального управления);

- необходимость соблюдения ряда условий технологизации: объект технологизации должен обладать определенной степенью сложности, должны быть известны особенности его строения и закономерности его функционирования; процессы технологизации должны быть формализованы и представлены системой операций, процедур; каждая операция должна иметь систему конкретных показателей (нормативов), диагностических приемов изучения их состояния, управления ими.

Социальная политика не является неким механизмом, набором технологий, которые самодостаточно используются в том или ином случае. Социальная политика – это сфера интересов различных социальных групп, а потому социальное управление в аспекте социальной политики имеет социально-политический характер. Цель социальной политики – социальное развитие общества на основе социальной справедливости, социального равенства, социальной защищенности людей. Эти цели должны стать ориентирами для формирования и применения технологий социальной политики.
Сущность важнейших технологий, применяемых в социальной политике, такова, что для государства и общества характерно как наличие общих целей, так и специфических целей. В связи с этим применение тех или иных технологий предусматривает решение задач соответствующего уровня.

Важнейшие технологии социальной политики:

Социальное прогнозирование - научное обоснование суждения о состояниях тех или иных социальных явлений и социальных процессов в будущем, а также об альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний. Для него характерны: относительно высокая интенсивность обратной связи между прогнозированием и управлением, между прогнозным заключением и решением, целеполаганием и действием.

Социальное проектирование – процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, социального явления или социального процесса посредством научно обоснованного определения вариантов их планового развития и с целенаправленным измерением конкретных социальных институтов. Это поле творческого освоения социальной действительности, когда одновременно рассматриваются наряду с наиболее вероятными тенденциями развития тех или иных социальных явлений и процессов, наименее вероятные, но реально возможные тенденции. Социальное планирование – научно обоснованное определение целей, показателей, заданий, сроков, темпов, пропорций развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь. Объекты социального планирования: общество в целом; каждая из сфер общественной жизни; социальные процессы, происходящие в различных сферах общества, как в территориальном, так и в функциональном разрезе.

Формирование организационного порядка – системы долговременных, относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами социального управления.

Стратегическое планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении.

Программно-целевое управление - решение социальных проблем путем разработки и реализации целевых программ.

Управление персоналом - комплексная социальная технология деятельности, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения производственных и личных целей.

Социально-политическое и социально-психологическое воздействие на гражданское и социальное самочувствие – воздействие на общественное сознание людей, элементами которого являются их настроения, морально-психологическая и физическая готовность к выбору конкретных моделей общественного поведения, включая отношение к законопорядку, к государственным институтам власти, к трудовой деятельности.

Использование тех или иных социальных технологий предопределяет эффективность управления социальной сферой, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства.

Основные проблемы осуществления реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью. 3.Основными средствами реализации социальной политики являются финансовые ресурсы, создание объектов социальной инфраструктуры, социальные трансферты, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные институты, через которые реализуется социальная политика.

Основные проблемы осуществления реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.

Независимо от форм собственности любое общество, находя­щееся на определенном уровне развития, должно гарантировать своим гражданам возможность получения жизненно важных со­циальных благ. Социологи утверждают, что потребительское по­ведение людей ориентировано на получение «стандартного паке­та» товаров и услуг, который представляет собой набор товаров и услуг, доступный среднему члену общества на данном этапе раз­вития страны.

В XX в. в промышленно развитых странах Запада все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. «Всеобщая деклара­ция прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. провозгласила право каждого человека на «такой жизнен­ный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержа­ния здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Социальная политика государства, создающая в процессе своего осуществления эффективную систему социальной защи­ты населения, является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономи­ку и достичь благополучия во всех сферах общества. Сегодня социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого достаточно развитого государства.

Социальная защита (в широком смысле) — деятельность госу­дарства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач со­циальной политики. Социальная защита (в узком смысле) — это система законодательных, экономических и социально-психоло­гических гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям насе­ления за счет преимущества в пользовании общественными фондами потребления, а также в прямой материальной поддерж­ке. Эффективная социальная защищенность подразу­мевает систему экономических отношений, гарантирующих каж­дому члену общества определенный жизненный уровень, кото­рый является минимально необходимым для развития и использования его способностей и обеспечивающая данный уро­вень при утрате тех или иных способностей. Эффективная соци­альная защищенность складывается из системы мер социальной защиты; деятельности органов государственного управления по реализации социальной политики; действенности и реальной осуществимости законодательно закрепленных социальных га­рантий.

Финансовой базой системы социальной защиты служат средства налогоплательщиков (государственный бюджет); стра­ховые средства работодателей и работников; общесменная и частная благотворительность.

Система социальной защиты строится на определенных социальные обязательствах го­сударства. Социальные обязательства государства — законода­тельно закрепленная совокупность социальных благ, которые го­сударство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя для определенной их части и по определенному кругу бесплатность предоставления.

При организации социальной защиты населения широкое распространение получили государственные минимальные соци­альные стандарты — минимальный уровень государственных га­рантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и об­щедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. К государственным минимальным социальным стандартам относятся: минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение народного жителя, нормы питания, нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препарата­ми, нормы общей площади жилого помещения и пр.

Механизм социальной политики реализуется через систему социального обеспечения и социальных услуг. Социальное обес­печение — программы, связанные с выплатой денежных средств неработающим гражданам (по возрасту, в случае утраты трудо­способности, потери кормильца и пр.). В свою очередь, сис­тема социального обеспечения складывается из социального страхования и общественного вспомоществования.

Социальное страхование — система отношений по распределению и перерас­пределению национального дохода, заключающихся в формиро­вании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. В систему соци­ального страхования входит пенсионное, медицинское, страхо­вание от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Другая часть государственной программы социального обеспече­ния составляет общественное вспомоществование.

Общественное вспомоществование — программы оказания помощи лицам, офи­циально признанным людьми, не имеющими средств к сущест­вованию, т. е. находящимися за чертой бедности. Общественное вспомощество­вание может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Система социальных услуг включает здравоохранение, обра­зование, профессиональную подготовку, службу занятости и не­которые другие сферы. Социальные услуги могут финансироваться как из государственного бюджета, так и из внебюджетных фондов, созданных за счет налоговых поступлений или взносов фирн и граждан. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги предоставляются и частными предприятиями, как на платной основе, так и за счет финансирования части расходов государством.

Несомненно, государство играет ведущую роль в процессах перераспределения и особенно в предоставлении и осуществле­нии социальных гарантий. Однако государство не является един­ственным субъектом социальных гарантий. Существенное место в процессе их предоставления занимает социальная активность бизнеса. Деятельность бизнеса прямо сказывается на состоянии социальных проблем, так как прибыль предприятий является ис­точником прямых налогов и социальных взносов. Кроме того, политика предприятий оказывает непосредственное влияние на занятость, заработную плату и уровень социального обеспечения своих работников.

 

Выводы

1. Ключевым принципом социальной политики является социальная справедливость. Социальная справедливость - это система общественных институтов, которая не в единичных действиях, а по самой своей структуре постоянно обеспечивает удовлетворяющее, по меньшей мере, большинство членов общества распределение политических, юридических, экономических и других прав и материальных ценностей.

2. Социальная технология – определенный способ достижения общественных целей в социальной сфере общественных отношений. Важнейшие технологии социальной политики: социальное прогнозирование, социальное проектирование, формирование организационного порядка, социальное планирование, стратегическое планирование, программно-целевое управление, Социально-политическое и социально-психологическое воздействие на гражданское и социальное самочувствие, управление персоналом.

3. Основными средствами реализации социальной политики являются финансовые ресурсы, создание объектов социальной инфраструктуры, социальные трансферты, социальное страхование, социальное вспомоществование, социальные институты, через которые реализуется социальная политика.

Литература

Социальная политика: учебник/ Берестова Л.И. [и др.]; под ред. Н.А. Волгина; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 2005.

Холостова Е.И. Социальная политика: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

Шишкин С.В. Социальная политика; Экономика социальной сферы. Социальная политика: электронное учебное пособие. М.: Равновесие, 2005.

Лекция 5



2016-09-16 620 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (620)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)