Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МИРОВОЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ



2016-09-16 721 Обсуждений (0)
МИРОВОЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

6.1. Скандинавские страны.

6.2. Немецкая модель социального рыночного хозяйства.

6.3. Неолиберальная модель социальной политики: англосаксонский путь.

 

1. Социальная политика государства осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. На федеральном уровне субъекты социальной политики в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами решают следующие задачи: разрабатывают федеральные целевые социальные программы, охватывающие самые разнообразные сферы социальных отношений; принимают законы и другие нормативно-правовые акты, закрепляющие характер, содержание и направленность социальных программ и социальной политики в целом; устанавливают единую систему федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; формируют внебюджетные государственные фонды — пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, социальной поддержки населения; осуществляют финансирование объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральном ведении; определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; оказывают организационную и методическую помощь органам государственной власти и негосударственным структурам в субъектах РФ по вопросам социальной политики; обобщают и распространяют опыт решения социальных проблем.

Мероприятия по реализации социальной политики федерального уровня в значительной мере дополняются деятельностью субъектов социальной политики на региональном и местном уровнях.

Решение задач социальной политики требует четкого оперативного взаимодействия федеральных и региональных органов власти. Нормативно-правовая база этого взаимодействия определена Конституцией РФ, рядом федеральных законов и договоров между федеральным центром и субъекта ми РФ. К числу важнейших форм этого взаимодействия относятся: разработка и принятие социальных программ по различным направлениям социальной политики с учетом интересов Центра и регионов; формирование и обеспечение стабильности государственных и негосударственных источников финансирования конкретных адресных социальных программ снижение уровня безработицы, формирование единого рынка труда; содействие поддержке работников, высвобождаемых в ходе структурной перестройки экономики, их переподготовке по новым направлениям и специальностям; регулирование принявшей большой размах межрегиональной и межгосударственной миграции населения; нормализация демографической ситуации в стране; обновление и реорганизация структур управления социальной сферой и некоторые другие.

Таким образом, федеральная социальная политика направлена на обеспечение единых минимальных социальных стандартов, реализацию установленных социальных гарантий, соблюдение социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от возможностей региона. Более целенаправленное, избирательное воздействие на развитие регионально опосредованных социальных процессов осуществляется в ходе реализации федеральной региональной политики, направленной на выравнивание условий социального развития всех регионов. Если в регионе складывается критическая ситуация в социальной сфере: негативная динамика социальных процессов превышает предельно-допустимые значения, социальные отношения аномально обострены и нет возможности для саморазрешения кризисной ситуации, так как недостаточно собственных или привлеченных средств для перелома нарастающих негативных тенденций - оказывается государственная поддержка. Это происходит в тех случаях, когда в регионе становится невозможной реализация государственных социальных гарантий, нарушаются конституционные права и свободы граждан. В противном случае кризисные точки могут стать центрами или источниками роста напряженности и возникновения кризисных ситуаций в масштабах всей страны. Центральные органы власти могут использовать такой инструмент, как федеральные «региональные программы», которые направлены на решение конкретных социальных проблем, важных на национальном уровне. В этом случае в качестве объектов регулирования могут выступать конкретные территории или отдельные социальные организации. Примером является федеральная целевая программа «Сибирь».

Реализация федеральной социальной политики - важнейший блок региональной политики. Его основа - механизм реализации федеральных социальных гарантий - системы социальной защиты населения.

2.Наряду с федеральным уровнем реализации социальной политики действует региональный уровень. На территории региона протекают различные социальные процессы: как характерные для государства в целом, так и специфически региональные. Многообразие и многоуровневость протекающих на территории региона социальных процессов предопределяет многообразие регулятивных воздействий. Процессы, вызванные причинами общесистемного характера и характерные для всех регионов являются объектом регулирования федеральной социальной политики. Специфические, связанные с региональными особенностями - регулируются собственно региональной социальной политикой (в узком смысле). Социальные процессы в отдельных частях региона, в отдельных организациях регулируются органами местного самоуправления.

Таким образом, в рамках регионального социального пространства реализуется три вида регулятивных воздействий. В результате в структуре содержательной модели социальной политики региона можно выделить три крупных блока:

- политика, направленная на реализацию на территории региона федеральной социальной политики для достижения общегосударственных целей;

- собственно региональная политика, направленная на реализацию целей региона;

- регулирование развития более дробных частей (районов, городов области) для обеспечения определенных пропорций их развития.

В конечном итоге ситуация в социальной сфере на территории региона является результатом реализации всех этих блоков (политики различных уровней).

Собственно региональная социальная политика ориентирована на максимальный учет специфических региональных факторов протекания социальных процессов. Соответственно этот блок предполагает корректировку основных направлений федеральной социальной политики в соответствии с региональными особенностями и установление и реализацию региональных социальных гарантий, расширяющих федеральные. В условиях переходного периода к рыночным отношениям важнейшей составляющей региональной социальной политики является система социальной поддержки. Это система временных мер для обеспечения адаптации населения региона к новым социально-экономическим условиям и амортизации негативных последствий кризисного периода.

Органы местного самоуправления призваны реализовывать региональную политику на местах. Регулирование развития социальных процессов в рамках отдельных городов, районов, организаций будет способствовать обеспечению стабильного развития региона в целом.

Согласование и строгая взаимоувязка всех этих блоков необходимы для создания единой целостной системы слаженного регулирования региональных социальных процессов. Это будет способствовать обеспечению социальной стабильности, что является главной задачей социальной политики переходного периода, когда в условиях коренного изменения социально-экономических условий важно предотвратить нарастание кризисных явлений в социальной сфере.

Базовым элементом структуры социальной политики в регионе с содержательной точки зрения являются основные направления. Объектом их регулирования выступают определенные группы социальных процессов, действующих на территории региона. Направления региональной социальной политики формируются на базе основных направлений федеральной социальной политики с учетом условий регионального развития. В случае наличия необходимости и возможности направления федеральной политики расширяются введением дополнительных направлений и расширением масштабов регулирования по имеющимся.

Основные направления региональной социальной политики отражают ее стратегию, определяют качественное изменение системы социальных отношений и характеризуются, как правило, совокупностью качественных показателей. Как уже отмечалось, для того, чтобы достичь определенного состояния социальных отношений, необходимо осуществить соответствующее воздействие на социальные процессы как базовый объект регулирования. Поэтому для реализации основных направлений разрабатывается механизм реализации, отражающий тактические подходы к реализации социальной политики. В ходе подготовки механизма реализации основные направления социальной политики конкретизируются в форме, доступной для системы регионального управления. В рамках каждого направления разрабатывается система мер, направленных на регулирование социальных процессов с целью обеспечения необходимого изменения социальных отношений.

Основные направления могут конкретизироваться в форме законов, программ, единовременных решений, отдельных мер и конкретных мероприятий. Характеризующие их показатели могут иметь не только качественное, но и количественное измерение. Механизм реализации складывается из целого комплекса обеспечивающих систем:

- финансовое обеспечение,

- информационное,

- нормативное,

- правовое,

- институциональное,

- др.

Разработка содержательной модели региональной социальной политики проходит те же стадии, что и социальная политика вообще: определяются основные направления, разрабатываются концепция и механизм реализации. При этом вся цепочка процесса формирования может быть представлена следующим образом: потребности - интересы - цели - задачи - принципы - основные направления - механизм реализации.

Таким образом, отправной точкой, исходным пунктом в процессе формирования региональной социальной политики являются потребности населения региона. Содержательная модель социальной политики строится исходя из региональных интересов. Именно поэтому соответствие ее структурных элементов интересам населения региона является главным критерием при оценке эффективности.

Разработка концепции регионального развития социальной сферы предполагает постановку целей, определение задач и основных принципов. Для разработки концепции принципиально важное значение имеет анализ сложившейся ситуации, выявление наиболее кризисных точек и проблемных зон, диагностика, определение причин сложившейся ситуации. При этом важно переходить от разрозненного анализа ситуации в социальной сфере по отдельным направлениям социальной политики к комплексному взаимоувязанному анализу социального развития региона в целом. Недостаточно анализировать отдельные сферы или все сферы изолированно, необходима единая система регионального анализа.

 

 

3. Как упоминалось выше, социальная политика осуществляется на трех уровнях. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории и руководствуется законодательством субъекта Федерации. В идеале такое законодательство должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства, и оно не может сокращать права граждан данной территории по сравнению с общефедеральным уровнем. Впрочем, на практике такое согласование осуществляется далеко не всегда.

На региональном уровне проявляются противоречия не только между федерацией и регионом, но также между регионом в целом и его отдельными территориями, между региональным государственным управлением и муниципальным самоуправлением. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводит к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта или района внутри региона. Различные экономические и социальные обстоятельства требуют применения специфических мер социальной политики, технологий и методик для поддержания жизнедеятельности населения, обеспечения его социального развития. Возможно, что обеспечение равной помощи всем социальным объектам, всем жителям региона невозможно по причине ограниченности экономических ресурсов или непродуктивно по социальным обстоятельствам.

Вместе с тем, формирование социальной политики на уровне региона — новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ государственная социальная политика формировалась исключительно на общенациональном уровне, а регион не представлял собой самостоятельный субъект региональной социальной политики. Сегодня органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

Региональная социальная политика — это комплекс мер, выработанных федеральными органами власти и другими заинтересованными субъектами и реализуемых с учетом сформированной концепции регионального социального развития. Ее объектом выступает все населения региона, отдельные индивиды, социальные общности, действующие на соответствующей территории. Субъектом региональной социальной политики являются государственные органы, организации, учреждения и объединения (профессиональные, политические, религиозные, благотворительные), оказывающие воздействие на социальную сферу региона. Субъектом государственной региональной социальной политики являются региональные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Недостаточная нормативно-правовая обеспеченность разграничения полномочий и предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов позволяет федеральному Центру и субъектам Федерации неоднозначно трактовать положения различных документов. Конституция Российской Федерации (ч. 3; ст. 11) и 35 подписанных договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным Центром и субъектами Федерации предоставили определенные правовые возможности развитию федерализма. Однако воз­можность передачи части своих полномочий Центра органам власти субъектов Федерации (или наоборот) путем соглаше­ний (ст. 78 Конституции РФ) вовсе не оз­начает потерю этих полномочий федеральным центром, как это представляют ряд ученых и политических деятелей. Просто эти полномочия исполняются органом другого уровня в определенных объемах и сроках, при этом сами полномочия никуда не переходят. Статья 71 Конституции РФ относит разграничение отдельных предметов ведения и полномочий к исключительному ведению Российской Федерации.

Отсутствие норм о порядке введения в действие договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Федерации привело к тому, что пред­меты ведения передаются не всем субъектам Федерации в равной степени, а в некоторых из них отдельные нормы страны действуют не в полной мере.

Неопределенность в вопросах установления и развития федеративных отношений, прежде всего в предметах ведения Центра и субъектов Федерации, допущенные ошибки в реализации главного принципа федерализма (равенство прав и ответственности Федерации и ее субъектов в пределах их предметов ведения) привели к ослаблению действия функций государственного управления различными социально-экономическими процессами, протекающими в регионах. Все это привело к необходимости переноса многих функций управле­ния социальным развитием различных отраслей социальной сферы в регионы.

Вопросы повышения благосостояния, уровня жизни на­селения, создания социальных предпосылок в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве соответственно также решаются в большей мере на региональном уровне. В период интенсивной структурной пе­рестройки региональная социальная политика, формируемая и реализуемая региональными и муниципальными органами власти, становится главной детерминантов развития социальной сферы, поскольку именно она поможет избежать или уменьшить социальные издержки, вызванные неустойчивым состоянием переходного периода, путем целенаправленного воздействия заинтересованных структур и лиц на отдельные компоненты социальной сферы региона.

Таким образом, в осуществлении социальной политики современного российского государства все больше прослеживается тенденция регионализации.

Выводы

1. Социальная политика государства осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Реализация федеральной социальной политики - важнейший блок региональной политики. Его основа - механизм реализации федеральных социальных гарантий - системы социальной защиты населения.

2. Наряду с федеральным уровнем реализации социальной политики действует региональный уровень. Отправной точкой, исходным пунктом в процессе формирования региональной социальной политики являются потребности населения региона. Содержательная модель социальной политики строится исходя из региональных интересов. Именно поэтому соответствие ее структурных элементов интересам населения региона является главным критерием при оценке эффективности.

3. Неопределенность в вопросах установления и развития федеративных отношений, прежде всего в предметах ведения Центра и субъектов Федерации, допущенные ошибки в реализации главного принципа федерализма привели к ослаблению действия функций государственного управления различными социально-экономическими процессами, протекающими в регионах. Все это привело к необходимости переноса многих функций управле­ния социальным развитием различных отраслей социальной сферы в регионы. Региональная социальная политика, формируемая и реализуемая региональными и муниципальными органами власти, становится главной детерминантов развития социальной сферы.

 

Литература

Волгин Н.А.Социальная политика.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и др. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Опыт подготовки руководителей на региональном уровне/ В кН.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996.

Социальная политика: учебник/ Берестова Л.И. [и др.]; под ред. Н.А. Волгина; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 2005.

 

 

Лекция 7



2016-09-16 721 Обсуждений (0)
МИРОВОЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МИРОВОЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (721)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)