Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рациональность и творчество: средства повышения личной эффективности



2016-09-17 411 Обсуждений (0)
Рациональность и творчество: средства повышения личной эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Личная эффективность на наш взгляд – это понятие, обозначающее некий комплекс качеств личности, позволяющий ей достигать высоких результатов. В него входят: адекватная самооценка, способность к самомотивации, осознание целей, ценностей и стратегии развития, умение пользоваться технологиями планирования времени (тайм-менеджмента), стресс-менеджмента и т.д. Под личной эффективностью будем понимать умение достигать индивидом поставленных целей, которые, в свою очередь, поставлены в соответствии с осознанными ценностями личности.

Стратегически мы считаем нужным опираться на метод планирования жизни Б. Франклина, где стратегия личностного развития опирается на ценностный подход. То есть, личность ставит цели в соответствии со своими доминирующими ценностями.

Фактически данная стратегия представляет собой иерархическое распределение целей в соответствии с ценностями в хронологическим порядке. Подразумевается, что сначала личность должна определить свои базовые ценности, в соответствии с ними поставить долгосрочные и краткосрочные цели и лишь в после этого составлять план.Однако, в настоящее время, это не является простой задачей. Во первых, не всегда просто бывает отделить «личные» ценности от навязанных обществом. Во-вторых, с возрастом значимость приоритеты могут меняться.В третьих, в информационном обществе мы наблюдаем экспоненциальный рост изменений во всех сферах жизни, требующий от субъекта высокого порога адаптивности, нестандартного (критического) мышления, стрессоустойчивости, коммуникативной компетентности. Все эти качества не являются врожденными. Мы придерживаемся точки зрения что их так или иначе можно развить с помощью существующих методик.

 

Рис 1. Планирование по методу Б. Франклина

Планирование, постановка и решение некоторых стратегических задач может осуществляться человеком с помощью рационального и творческого подходов.

Во многом достижения личности и продуктивность ее деятельности зависит от того, как человек мыслит. Именно способ мышления в итоге определяет продуктивность личности. Однако, стоит добавить, что кроме способа мышления имеет значение и то, что человек чувствует, как он «работает» с эмоциями. Если мы будем анализировать модели мышления и деятельности лидеров, то сможем увидеть, что люди данного типа используют в стратегическом и тактическом контекстах «оба полушария мозга» – левое и правое, что в совокупности может дать совершенно неожиданный эффект.

Известно, что основные функции левогополушария следующие:

Вербальная функция– управляет речью, чтением, письмом, запоминает факты.

Аналитическая функция– рациональная оценка событий и фактов.

Линейная функция– последовательная обработка информации.

Математическая функция– способность к абстрактному мышлению, сложным математическим вычислениям.

 

 

Основные функцииправогополушария:

Невербальная функция – работа с образами.

Нелинейная (холистическая) функция – способность обработки разнотипной информации одновременно, целостное видение проблемы.

Пространственная функция

Музыкальная функция

Творческая функция

Духовная функция

Несознательное

Индивиды с развитым левым полушарием, преимущественно опираются на логику, здравый смысл, тяготеют к контролю над своей жизнью и т.п. Их можно назвать «технарями», те, у кого больше развито правое полушарие, мыслят образами, более приспособлены к ситуации неопределенности. Их часто называют «гуманитариями». Более того, данный способ отношений с реальностью присущ не только конкретным индивидам, но и культурам. Например, западный тип мышления принято соотносить с левополушарным, логическим, рациональным, восточный тип мышления – с правополушарным, образным, иррациональным. Однако, недостающую активность каждого из полушарий можно развивать. Существуют определенные методики для развития правого полушария, что помогает развитию творческой составляющей. Более подробно о них будет сказано в одном из следующих разделов.

По мнению Г. Алдера, для повышения эффективности необходимо практиковать такой способ мышления, при котором используется не только левое полушарие, но и весь мозг, что в результате будет способствовать творческому, нестандартному решению множества задач. Таким образом, для того, чтобы выйти за рамки привычно рутинного мышления и стереотипного поведения, необходимо «запустить» генераторы нового поведения, которые включают в себя:

 

} Обуздание чувств и изменение установок (изменения негативного мировосприятия и мышления на позитивное).

} «Моделирование себя» (конструирование собственного образа), связанное с визуализацией успешных результатов.

} Рефрейминг.( изменения контекста или содержания процесса или конкретного явления).

Небезыинтересной представляется и теория множественного интеллекта Х. Гарднера. В ней говорится о семи видах интеллекта, присущих каждому индивиду. С помощью ряда методик можно определить доминирующие виды интеллекта и выбрать стратегию для развития недостающих.

Семь видов интеллекта по Гарднеру

1. Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).

2. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.

3. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, то есть к абстрактному мышлению.

4. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

5. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

6. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

7. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

 

 

В последние десятилетия, наряду с привычным нам «творческим подходом» стало употребляться словосочетание «креативный подход», «креативное решение», «креативно мыслящий субъект». Условимся, что в настоящей работе мы не ставим себе задачей разграничения и толкования данных терминов, а предлагаем их интерпретировать следующим образом.

Творчество— это процесс человеческой деятельности, в результате которого возникает нечто качественно новое и уникальное, представляющее определенную ценность.

Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества.

 

Основные критерии креативности по Э. Торренсу:

 

  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Н. М. Лебедева утверждает, что феномен креативности, например, нельзя понимать однозначно в разных культурах: для культур индивидуалисткого типа, представляющих западную когнитивную традицию, под креативностью понимают процесс создания нового. Для коллективистких (восточных культур) – креативность – это модернизация и улучшение существующего. Говоря о таком когнитивном феномене как креативность, можно отметить, что в странах с высоким индексом индивидуализма креативный подход к решению проблем и принятию решений поощряется больше, чем в коллективистких культурах. Таким образом, мы можем наблюдать процесс влияния культурной специфики на специфику интеллектуальной деятельности.

.На Западе непременными атрибутами креативности и инноваций выступают изобретательность, новизна, оригинальность, ориентация на самовыражение, в то время как на Востоке любая инновация понимается как интерпретация существующей традиции.Основным признаки креативной идеи будет являться новизна и практическая полезность. Феномен креативности изучался и продолжает изучаться многими исследователями. Рассмотрим основные точки зрения на данный феномен.

Креативность может рассматриваться как свойство личности (по Гилфорду) и включает в себя:

 

- Оригинальность и гибкость мышления;

- «Потоковое мышление»;

- Чувствительность к проблеме;

- Навык переопределения проблемы.

Креативность как свойство личности также рассматривается Перкинсом и понимается как:

- Внутренняя мотивация;

- Индивидуальная эстетика и чувство формы;

- Способность к объективности;

- Способность рисковать;

- Метальная мобильность и гибкость;

- Терпимость к неопределенности и двусмысленности;

- Навыки выявления проблемы.

Креативность может быть рассмотрена как навык (Кестлер, Э. де Боно), включающий в себя обладание такими функциональными инструментами как:

-Латеральное мышление (нелинейное);

- Переформулирование проблемы;

- Разрушение ментальных барьеров;

- Перефокусирование;

- Ментальная гибкость;

- Расширение своего «своего ящика»

Современная парадигма креативности основывается на следующих постулатах (Генри):

- Креативность может быть присуща каждому индивиду.

- Фокус не только на генерации, но и на внедрении идей.

- Необходимые качества, обеспечивающие креативный базис: позитивность, драйв, страсть, восприимчмвость, поиск новых возможностей, ментальная гибкость, принятие рисков, доверие и открытость, опыт, чувствительность к проблемам.

 



2016-09-17 411 Обсуждений (0)
Рациональность и творчество: средства повышения личной эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рациональность и творчество: средства повышения личной эффективности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)