Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Когнитивный диссонанс



2016-09-17 469 Обсуждений (0)
Когнитивный диссонанс 0.00 из 5.00 0 оценок




Явление когнитивного диссонанса, обнаруженное и эмпирически обоснованное Леоном Фестингером в 50-х годах прошлого столетия, лежит в основе многих личностных профессиональных проблем: мотивации, принятия решений, общения, потери и сохранения индивидуальности в группе, самоанализа и самооценки субъекта. В процессе профессиональной деятельности неизбежно возникает внутренний конфликт, связанный с противоречиями в целях личных и профессиональных, несоответствием ожиданий и результата и др. Фестингер Л. объяснил это явление через исследование того, каким образом человек оценивает сам себя в условиях отсутствия объективного(социального) стандарта.

По Фестингеру когнитивные элементы познания человека могут быть взаимосвязаны и не взаимосвязаны, быть постоянными или находиться в противоречии (дистантными), тогда может иметь место когнитивный диссонанс, порождая в субъекте желание уменьшить или устранить диссонанс. Степень когнитивного диссонанса определяется важностью элементов, состоящих в противоречии. Диссонанс вызывает у индивида чувство психологического дискомфорта, которое необходимо идентифицировать, исследовать и устранять, а не привыкать жить в нем. Это явление позволяет нам понять, что что-то не так, диссонанс становится слабым сигналом появления возможных серьезных проблем.

Есть два способа избавиться от диссонанса за счет увеличения числа и значимости согласованных элементов, второй способ изменить диссонансный элемент.

Когнитивный диссонанс- это явление психологического дискомфорта, связанное с внутренним несоответствием элементов, Фестингер Л. сравнивает его с голодом, фрустрацией или неравновесием.

В ходе исследований показано, что возникновение диссонанса мотивирует субъекта к его уменьшению и вызывает стремление активно избегать ситуации и информации, которые могут вести к его возрастанию.

 

В ходе целенаправленной деятельности часто возникает диссонанс, например, в ситуациях, когда:

- субъекты совершают поступки, которые не

соответствуют их мыслям, которые противоречат убеждениям, входящим в их систему ценностей;

- диссонанс со знанием, мнением или представлением

человека относительно собственного поведения;

- мы принимаем решения, которые противоречат нашим целям;

- приходится выстраивать коммуникацию с людьми, чьи взгляды мы не разделяем

- человек становится очевидцем непредсказуемых событий – планируемая важная встреча под угрозой срыва из-за непредвиденного обстоятельства;

- когда ему становится известна какая-либо новая информация, которая может изменить систему знаний- человек, совершенно уверенный в неэффективности профессиональных блогов в согласовании вопросов, случайно наталкивается на статью с убедительным описанием ее преимуществ и сталкивается с неизбежным применением этого средства, как единственного в некоторой ситуации.

В любой из перечисленных ситуаций, в системе знаний индивида пусть на короткое мгновение, но возникнет диссонанс. Основную проблему составляет не сиюминутное проявление диссонанса, а когда он становится устойчивым.

Когнитивные элементы – это факторы определяющие индивидуальную картину действительности субъекта. Эта реальность может быть

физической, социальной или психологической, но в любом случае знание более или менее точно отображает ее.

Другими словами, элементы знания соответствуют по большей части тому, что человек фактически делает или чувствует, и тому, что реально существует в его окружении. В случае мнений, убеждений и ценностей реальность может состоять в том, что думают или делают другие.

Основные положения когнитивного диссонанса:

1. Если два когнитивных элемента релевантны по отношению друг к другу, то характер отношения между ними является либо диссонантным, либо консонантным.

Определение: два элемента, взятые по отдельности, находятся в диссонантном отношении, если отрицание одного элемента следует из другого. Можно сказать, что X и Y находятся в диссонантном отношении, если не X следует из Y.

 

2. Степень диссонанса (или консонанса) увеличивается вместе с увеличением важности или значения, входящих в данную когнитивную систему элементов.

3. Степень диссонанса, существующего между двумя системами когнитивных элементов, напрямую зависит от взвешенной пропорции тех релевантных отношений между двумя системами, которые являются диссонантными. Термин взвешенная пропорция используется здесь потому, что каждое релевантное отношение было бы оценено в зависимости от важности элементов, включенных в данное отношение. Степень возникающего диссонанса - очень важная переменная при определении интенсивности стремления к уменьшению диссонанса.

Ключевыми процессами профессиональной деятельности, в которых возникает диссонанс:

- принятие решений

- после принятия решения

- ролевые отношения в профессиональных группах;

- выполнение указаний после вынужденного согласия.

Принятие решений и после

Во время принятия решений по схеме выбора из ряда альтернатив, ни одна из альтернатив не может быть абсолютно хороша, иначе ситуации выбора не было. Как правило, есть ряд критериев по которым одна альтернатива хороша, однако по другим – другая альтернатива может быть признана хорошей. В ходе этого важно пользоваться схемными методами для сравнения и полностью принимать свой выбор, даже если в последствии он окажется неудачным.

Рост диссонанса при принятии и решений:

1. Величина диссонанса, возникающего после принятия решения, возрастает с увеличением важности решения и в случае относительной привлекательности отклоненных альтернатив.

 

2. Величина диссонанса, возникающего после принятия решения, уменьшается с увеличением числа когнитивных элементов, соответствующих тождественным характеристикам выбранных и отклоненных альтернатив.

 

Следствием сомнений и объективной невозможности сделать рациональный выбор является диссонанс, возникающий после принятого решения, так как несоответствие результатов ожиданиям заставляет возвращаться к невыбранным альтернативам.

 

В частности, Л. Фестингер рассматривает основные способы, с помощью которых диссонанс, возникающий после принятия решения, может быть уменьшен:

1) изменение или аннулирование решения – психологический прием, который состоит в убеждении себя и других в том, что все сделали все от них зависящее при принятии решения или используя другие приемы.

2) изменение привлекательности имеющихся альтернатив – как наиболее прямой и распространенный способ уменьшения диссонанса. Диссонанс в основном возникает из-за существования когнитивных элементов, заключающих позитивные элементы отвергнутой альтернативы и негативные – выбранной. Соответственно устранение некоторых элементов в когнитивной картине альтернатив или фиксация позитивных – позволяет избавиться от диссонанса.

3) установление совпадения когнитивных элементов альтернатив.

 

Феномен вынужденного согласия

В этом случае несоответствие вызвано противоречиями с собственными убеждениями, например, публичные заявления не имеют ничего общего с истинными воззрениями. Основные причины по Фестингеру Л. состоят в том, что внешнее изменение поведения, не сопровождающееся соответствующими изменениями во внутренней системе взглядов индивида, происходит при наличии следующих условий.

1. Вынужденное согласие возникает в ситуации, когда в качестве средств принуждения используется угроза наказания за неподчинение; при этом индивид, на которого направлена эта угроза, не имеет достаточных возможностей исключить себя из данной ситуации. В таких обстоятельствах индивид сталкивается с необходимостью выбора между двумя альтернативами: либо проявить уступчивость, либо подвергнуться наказанию. Если угроза наказания воспринимается как более сильная, чем возможность любой формы сопротивления, то индивид приходит к заключению, что ему следует продемонстрировать подчинение, и поэтому он внешне изменяет свое поведение. При отсутствии воздействия дополнительных факторов индивид имеет возможность продолжать придерживаться той же самой системы взглядов, что и прежде.

2. Вынужденное согласие вызывается и обещанием награды за требуемое поведение. Если награда является достаточно привлекательной для преодоления собственного сопротивления, индивид может продемонстрировать подчинение, с тем чтобы получить ее. При этом внутренняя система взглядов индивида остается неизменной и, следовательно, будет противоречить внешним формам поведения.

Рост диссонанса в таких случая связана с :

1. Величина диссонанса, являющегося результатом попытки добиться принудительного согласия, достигает наибольшей величины, если обещанная награда или угроза наказания настолько значительна, что может спровоцировать поведение, не соответствующее убеждениям человека.

2. Если принудительное согласие проявляется в действиях субъекта, величина диссонанса снижается в зависимости оттого, насколько увеличивается желание получить награду или возрастает угроза наказания.

3. Если принудительное согласие не проявляется в действиях субъекта, рост величины диссонанса зависит от увеличения угрозы наказания или желания получить награду.

 

Разногласия в группах. Еще одной характерной ситуацией, где возникает психологический дискомфорт, вызванный внутренним несоответствием когнитивной картины субъекта, включающей его цели и интересы, с картинами других.

  1. Величина диссонанса, вызванного выражением разногласия с окружающими, увеличивается с ростом важности мнения для человека, значимости мнения для группы в целом и авторитета тех, кто высказывает противоположное мнение.
  2. Величина диссонанса, вызванного выражением разногласия с окружающими, уменьшается с увеличением числа существующих когнитивных элементов, консонантных с мнением. Эти последние элементы могут содержать информацию об объективной реальности или знание о том, что есть немало сторонников рассматриваемого мнения.
  3. Величина диссонанса, вызванного выражением разногласия с окружающими, увеличивается с ростом важности мнения для человека, значимости мнения для группы в целом и авторитета тех,кто высказывает противоположное мнение.
  4. Чем больше разнятся два высказываемых мнения, тем больше будет число диссонантных отношений и тем больше будет величина диссонанса.

Уменьшение диссонанса.

Теория Фестингера Л. и его последователей базируется на наблюдении того, что индивид стремится к установлению внутренней гармонии между его мнениями, взглядами, знаниями и оценками. То есть существует

движение в направлении консонанса между познаниями. Основным способом уменьшения диссонанса является поиск и структуризация информации, благодаря которой растет уверенность в принимаемых решениях. С другой стороны, психологи признают явление избегания информации, которая могла бы увеличить существующий диссонанс.

Три основных способа уменьшения диссонанса:

1. Путем изменения одного или более когнитивных элементов, включаемых в диссонантные отношения.

2. Путем добавления новых когнитивных элементов, которые являются консонантными с уже существующим познанием.

3. Путем уменьшения важности элементов, включаемых в диссонантные отношения.

 

Применение этих способов может приводить к следующим результатам.

1. Диссонанс, возникающий после принятия решения, может быть уменьшен увеличением привлекательности выбранной альтернативы, или уменьшением привлекательности отклоненной альтернативы, или сочетанием способов.

2. Диссонанс, возникающий после принятия решения, может быть уменьшен, если воспринимать некоторые характеристики выбранных и невыбранных альтернатив как идентичные.

3. Диссонанс, возникающий после принятия решения, может быть уменьшен снижением важности различных аспектов решения.

4. Если проявляется принудительное согласие, диссонанс может быть уменьшен изменением мнения так, чтобы привести его в соответствие с поведением; или увеличением поощрения или грозящего наказания.

5. Если принудительное согласие получено, но не проявляется в поведении, диссонанс может быть уменьшен возвращением к первоначальному мнению субъекта или уменьшением желания получить награду или угрозы наказания.

6. Присутствие диссонанса ведет к поиску новой информации, которая будет обеспечивать познание, консонантное с существующими когнитивными элементами, и избеганию тех источников новой информации, которая могла бы увеличить существующий диссонанс.

7. Когда некоторые из когнитивных элементов диссонантны познанию относительно поведения индивида, диссонанс может быть уменьшен изменением поведения, и, следовательно, этих элементов.

 

8. Принудительное или случайное знакомство с новой информацией, которая может увеличить диссонанс, приведет к неверному истолкованию и ошибочному восприятию субъектом этой информации с целью избежать увеличения диссонанса.

9. Диссонанс, вызванный разногласиями, может быть уменьшен путем изменения собственного мнения, влияния на других с целью изменения их мнения и отклонения общения с теми, кто выражает несогласие.

10. Существование диссонанса будет вести к поиску единомышленников и инициированию коммуникации и процессов влияния с целью получения социальной поддержки.

 

 

Заключительные ремарки: Описанная в разделе теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера имеет ключевое значение в понимании факторов, определяющих личную эффективность. Существенна часть барьеров и психологических препятствий связана с когнитивными несоответствиями. В частности, в следующем разделе представлены ментальные ловушки, в основе которых также лежит явление психологического дискомфорта. Одним из способов снижения таких противоречий буде приведена ниже, и заключается он в структуризации знаний о ситуации и ее активных участников с целью снижения неопределенности из-за нехватки знания.


 

 

Ментальные ловушки

А. Кукла в работе «Ментальные ловушки» исследует причины, которые препятствуют нашему эффективному мышлению, называя их ментальными ловушками. Ментальные ловушки являются некими накатанными путями, по которым привычно движется наша мысль, «сжирая» большое количество времени и энергии. Ментальные ловушки – это непродуктивные структуры мышления. Во многом они схожи с когнитивными искажениями, однако, в отличие от первых, они больше относятся уже к разряду неэффективной деятельности, а не мышления.

Причины ментальных ловушек в том, что процесс мышления редко бывает осознаваем, более того, мы не до конца не понимаем вредоносного характера своих мыслей. Для того, чтобы избавиться от них нам в первую очередь необходимо их осознать и познакомиться с ними поближе.

  1. Ловушка № 1 – УПОРСТВО

Данная ловушка знакома многим. Под упорством будем понимать продолжение работы над тем, что уже потеряло всякий смысл, а мы продолжаем делать это по инерции. Здесь важно различать тонкую грань между упорством и настойчивостью. Примером «упорства» могут выступать состояния , когда мы не можем бросить смотреть надоевший фильм, или книгу, или разорвать отношения, в которых мы не видим никакого смысла, продолжать ходить на ненавистную работу и т.п.

 

  1. Ловушка № 2 – АМПЛИФИКАЦИЯ

В этой ловушке мы оказываемся, когда вкладываем в достижение цели больше усилий, чем нужно. Иными словами «мы используем кувалду, чтобы убить комара». Пример – стараться заработать такое количество денег, которое не в состоянии потратить, репетировать речь столько раз, что слова уже перестают нести смысл.

 

  1. Ловушка № 3 - ФИКСАЦИЯ

При фиксации движение к цели заблокировано. Мы не можем продолжать дело, пока не дождемся звонка, прихода человека, нужного часа, чьего-то мнения и т.п. Фиксация – это чистая потеря времени. Одной из самых распространенных видов фиксации является беспокойство по поводу ситуации, на которую мы никак не можем повлиять.

 

  1. Ловушка № 4 – РЕВЕРСИЯ

Реверсия – это временная противоположность фиксации, когда мы тщетно пытаемся изменить то, что уже произошло. Например мы пытались планировали пойти в кино, освободили вечер и приехав узнали, что билетов на этот сеанс нет. Наши мысли вновь и вновь будут возвращаться к данной ситуации и осмысливать ее. Это есть не что иное как потеря времени. У реверсии есть 2 распространенных разновидности – это вина и стыд за поступки, которые давно в прошлом, но регулярно продолжают оказывать влияние на нашу жизнь и настроение.

 

  1. Ловушка № 5 – ОПЕРЕЖЕНИЕ

Опережение – это та ловушка при которой мы слишком рано начинаем что-то делать, не обладая необходимой информацией. Очень часто мы беспокоимся, придумываем выход, а проблемы решаются сами собой и оказывается, что нужно было просто подождать.

 

 

  1. Ловушка № 6 – ПРОТИВЛЕНИЕ

Противление – это нежелание или неумение переключить свое внимание в нужный момент. Данная ловушка также связана с неспособностью четко расставлять приоритеты. Мы читаем книгу, но вдруг узнаем о выгодной распродаже. И мы не можем бросить чтение не доведя его до конца. Разница этой ловушки с ловушкой упорства в том, что здесь действие в настоящий момент не теряет смысл. Противление по мнению А. Куклы – это болезнь «еще чуть-чуть».

 

  1. Ловушка № 7 – ЗАТЯГИВАНИЕ

Нередко мы затягиваем, прежде чем приступить к какому-либо делу. Основная причина затягивания – отвращение к новой работе и к новым занятиям.

 

 

  1. Ловушка № 8 – РАЗДЕЛЕНИЕ

Разделение это ловушка, при которой человек пытается делать 2 дела одновременно, каждое из которых требует нашего сознательного внимания.

 

 

  1. Ловушка № 9 – УСКОРЕНИЕ

 

При данной ловушке мы делаем что-то с большей скоростью, чем необходимо. Мы торопимся, делаем массу ошибок, в результате все усилия и время оказывается потраченным попусту.

 

  1. Ловушка № 10 – РЕГУЛИРОВАНИЕ

Регулирование – это ловушка бесполезных предписаний, а формулирование – это бесполезные предписания. В подобных ситуациях мы предписываем себе какое-то особое поведение там, где импульс был бы лучшим проводником.

 

 

  1. Ловушка № 11 - ФОРМУЛИРОВАНИЕ

Данная ловушка заключается в беспрерывном проговаривании своих мыслей о том, что нам кажется истинным.

По мнению автора, ментальных ловушек можно избежать, если перестать совершать ментальную работу, которая совершенно не нужна. Ментальные ловушки, по сути, есть не что иное как попытки контролировать все.

Избежать ментальных ловушек поможет так называемое рациональное сознание – заключающееся в максимально внимательном отношении ко всему происходящему.

 

 



2016-09-17 469 Обсуждений (0)
Когнитивный диссонанс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Когнитивный диссонанс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)