Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория эмоционального интеллекта



2016-09-17 376 Обсуждений (0)
Теория эмоционального интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин «эмоциональный интеллект» (emotionality intelligence) был введен впервые Дэниелом Гоулманом. На настоящий момент эмоциональный интеллект считается самым эффективным инструментом в вопросах коммуникативной компетентности и лидерства и определяется как навык понимания и управления своими чувствами и эмоциями. В отличие от коэффициента интеллекта (IQ), который считается величиной постоянной и генетически предопределенной, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Более того, именно развитый эмоциональный интеллект является залогом успешной самореализации личности. Говоря простым языком, эмоциональный интеллект есть ни что иное как способность адекватно оценивать свои чувства и эмоции и чувства и эмоции других людей. Согласно концепции Д.Гоулмана, эмоциональный интеллект представляет собой «совокупность качеств, определяющих способность управлять собой и своими отношениями с другими людьми – складывается из основных четырех компонентов: самоанализа, самоконтроля, социального анализа и управления межличностными отношениями». Очевидно, что сами эмоции с интеллектом напрямую не связаны, однако их учет, контроль, оценка и управление вполне могут быть расценены как интеллектуальная деятельность. Совершенно очевидно, что существует взаимосвязь эмоционального интеллекта и когнитивной картины мира субъекта. Например, если рассмотреть отношения между негативными эмоциями и эмоциональным интеллектом: с точки зрения НЛП негативные эмоции – это ни что иное как ошибки в когнитивной картине мира человека. Человек с развитым эмоциональным интеллектом, как правило, легче избегает фрустрации, конфликтов ценностей и убеждений или вместо того, чтобы испытывать их длительное время – быстро избавиться от них. Безусловно, эмоциональный интеллект влияет на стиль коммуникации и управления. Как уже было отмечено выше, эмоциональный интеллект состоит из четырех компонентов: самоанализа, самоконтроля, социальной чуткости и управления. Самоанализ включает в себя анализ собственных эмоций, самооценку и уверенность в себе. Самоконтроль подразумевает контроль над собой, ответственность, надежность, инициативность, ориентированность на достижения. Социальная чуткость есть не что иное как способность к сопереживанию, эмпатии, организационной компетентности, понимание потребностей коммуникантов. И, наконец, управление представляет собой комплекс таких составляющих как инициативное лидерство, влиятельность, коммуникативные навыки, инновации, улаживание конфликтов, выстраивание связей, командное сотрудничество. Совершенно очевидно, что существует четкая взаимосвязь между самооценкой, самоконтролем, индикатором межличностных отношения и общим отношением к жизни. В связи с этим, согласно концепции Д. Гоулмана выделяется 6 стилей лидерства: авторитарый, авторитетный, отеческий, наставнический, эталонный и демократический. Считается, что руководитель с развитым эмоциональным интеллектом имеет и использует широкий спектр управленческих стилей в зависимости от ситуации. Исходя из вышеперечисленного, напрямую видна связь между эмоциональным интеллектом и конфликтностью: совершенно очевидно, что человек с развитым эмоциональным интеллектом с меньшей вероятностью будет представлять из себя конфликтную личность и, соответственно, наоборот.

И, наконец, следует отметить взаимосвязь эмоционального интеллекта и личной эффективности, которое может быть оценено с помощью таких параметров как мотивация, умение управлять временем, навык долгосрочного и краткосрочного планирования, удовлетворенность общим уровнем жизни и т.д.

Можно вывести прямую взаимосвязь между уровнем развития EQ и лидерскими качествами. В большинстве случаев лидеры - люди с развитым эмоциональным интеллектом. Как правило, это объясняется рядом следующих причин:

· люди с развитым эмоциональным интеллектом коммуникативно компетентны;

· они без особого труда понимают мотивацию других людей и эффективно взаимодействуют с ними, используя различные стили управления.

Считается, что самому лидеру совершенно не обязательно иметь высокий IQ. Его уровень эмоционального интеллекта позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их способности.

Интересно рассмотреть взаимосвязь EQ и личной эффективности.

Личная эффективность представляет собой комплексное образование. В него входят: адекватная самооценка, самомотивация, цели, ценности, стратегии развития, умение пользоваться технологиями таим-менеджмента, стресс-менеджмента, и т.д. Существует прямая связь личной эффективности и развитого эмоционального интеллекта. Она сводится к пониманию своих истинных намерений и целей, чувств и эмоций, адекватной самооценке поведения как своего, так и партнеров по коммуникации. Считается, что уровень IQ предопределен генами человека и по сути, является величиной статичной, тогда как EQ имеет тенденцию развиваться в течение всей жизни человека. Доказано на практике, что люди с развитым эмоциональным интеллектом во много раз реже испытывают негативные эмоции, эффективнее используют собственное время, легче достигают поставленных целей, легко коммуницируют с людьми, в целом довольны качеством и процессом своей жизни.



2016-09-17 376 Обсуждений (0)
Теория эмоционального интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория эмоционального интеллекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)