Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы налоговой системы и принципы ее функционирования



2016-09-17 614 Обсуждений (0)
Основы налоговой системы и принципы ее функционирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Налог— одно из основных понятий финансовой науки. Экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое.

Налоговая система — неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, обеспечивающий возможность выполнения го­сударством целого ряда воспроизводственных функций, создаю­щих условия эффективной деятельности всех субъектов обществен­ного производства, представляющих все формы собственности.

Практическая реализация функций предполагает их финансо­вое обеспечение, которое невозможно без централизации опреде­ленной части стоимости ежегодно создаваемого валового внутрен­него продукта, без аккумуляции финансовых ресурсов на госу­дарственном уровне, в государственном бюджете.

Роль механизма централизации и аккумуляции денежных средств, необходимых для реализации экономической роли госу­дарства, выполняет налоговая система.

Таким образом, налоговая система, с одной стороны, включа­ет в себя совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, уплачиваемых физическими и юридическими лицами, с дру­гой стороны — механизм, методы, порядок, взимания этих, нало­гов, устанавливаемый законами.

С помощью налогов происходит дальнейшее перераспределе­ние этой части валового внутреннего продукта с целью обеспече­ния расходов государства, необходимых для реализации его со­циальных, политических и экономических функций.

Налоги являются основным источником доходов бюджета; его структура представлена различными платежами юридических и физических лиц. Они составляют основу доходной части госбюд­жета: 80 % доходов бюджета формируется за счет налогов.

Как экономическая категория, налог отражает отношения меж­ду государством, населением и юридическими лицами в процессе перераспределения ВВП с целью мобилизации денежных средств для государственных расходов.

Более конкретно налоги можно определить как обязательные,
безвозмездные платежи юридических или физических лиц, установленные законодательными органами государственной власти (с определением их размеров и сроков уплаты) и зачисляемые в государственную бюджетную систему, в муниципальные бюдже­ты, а также во внебюджетные целевые государственные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицин­ского страхования).

Налоги являются объективной необходимостью, обусловлены потребностями поступательного развития общества и относятся к базисным отношениям.

Как объективная: экономическая категория налог свою внут­реннюю сущность проявляет в конкретной видимой правовой фор­ме, в экономических взаимоотношениях хозяйствующих субъек­тов с бюджетом.

Объективная сущность налогов порождена развивающимися экономическими отношениями и институциональными процесса­ми, развитием государственности.

Налог как экономическая категория выражает денежные от­ношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в про­цессе вторичного распределения (перераспределения) вновь со­зданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т. п.) определяется внешней средой, в которой функционируют на­логи. Особенно важное значение здесь имеют уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устрой­ства, традиции и т. д.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание и общественное назначение налогов проявляется через их функ­ции. Выделяют фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную, стимулирующую, социальную функции налогов.

Экономическое предназначение налогов реализуется фискаль­ной функцией, реализация которой позволяет формировать де­нежные фонды и создавать материальные условия для функцио­нирования государства.

Налог выполняет важную контрольную функцию, суть кото­рой состоит в том, что благодаря налогам появляется возмож­ность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресур­сах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Данная функция выполняется соответствующими органами государственной власти (МНС, налоговые инспекции).

Остальные функции показывают роль налогов в функциониро­вании государства. Как только каждый конкретный налог попа­дает в бюджет - он растворяется в нем, превращается в финансо­вые ресурсы государства или территории.

Таким образом, мы можем говорить о двух функциях налогов и отдельно об их роли в финансовой системе государства.

Регулирующая рольвозникает в связи с тем, что современная рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Центральное место в системе регулирования принад­лежит налогам. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и от­меняя другие налоги, государство создает условия для ускоренно­го развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Регулирующая роль налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хо­зяйственной жизни страны.

Распределительная рольпроявляется в сложном взаимодей­ствии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т. д. Налоги выступают существенным инструментом распределе­ния и перераспределения национального дохода, доходов юриди­ческих и физических лиц. Распределительная роль налогов вли­яет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвес­тиционных ресурсов.

Распределительная роль налогов обладает рядом свойств, ха­рактеризующих многогранность роли налогов в воспроизводствен­ном процессе. Это прежде всего то, что изначально распредели­тельная роль налогов носила чисто фискальный характер: на­полнить государственную казну, чтобы иметь возможность содер­жать армию, чиновничий аппарат, социальную сферу (просвеще­ние, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор как государство по­считало необходимым активно участвовать в организации хо­зяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие фун­кции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В на­логовом регулировании появились стимулирующие и сдерживаю­щие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция вос­производственного назначения.

Перераспределительная роль налогов заключается в том, что концентрируемые посредством налогов в государственном бюдже­те средства направляются затем на решение народнохозяйствен­ных проблем, как производственных, так и социальных, финан- сирование крупных межотраслевых, комплексных целевых про­грамм - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприя­тий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на раз­витие производственной и социальной инфраструктуры, на инве­стиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, до­бывающие отрасли, электростанции и др.). В современных усло­виях значительные средства из бюджета должны быть направле­ны на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии эко­номики и жизни населения.

Перераспределительная роль налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной эко­номике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установ­ления прогрессивных ставок налогообложения, направления зна­чительной части бюджета на социальные нужды населения, пол­ного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждаю­щихся в социальной защите. Поэтому перераспределительную роль налогов очень часто связывают с социальной.

Социальная рольналогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, цент­рализуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность изымать их из обращения и перераспределять на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная роль налоговой системы бюджета весьма существенна ввиду тех обязательств, которые имело советское государство пе­ред населением и которое «по наследству» перешло к РФ; т. е. социальные затраты финансируются государством за счет нало­гов (бесплатное образование, здравоохранение и т. д.).

Социальная роль налогов проявляется и непосредственно че­рез механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налог на при­быль и т. д.).

Социальная роль налоговой системы требует детального ис­следования как с точки зрения ее усиления, так и с позиций устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Стимулирующая роль налоговой системы является одной из важнейших, но и самой «труднонастриваемой». Как и любая дру­гая роль, стимулирующая проявляется через специфические фор­мы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощре­ний, запретительных или ограничивающих ставок и другие инст­рументы налогового механизма и налоговой политики.

Поощрительная роль налогообложения предусматривает осо­бый порядок обложения налогом определенных категорий граж­дан, имеющих заслуги перед обществом. Эта роль налогов имеет социальную направленность. Она отличается от уже рассмотрен­ной стимулирующей роли налогообложения, поскольку трудно представить, что граждане участвуют в боевых операциях, совер­шают героические поступки для того, чтобы впоследствии иметь налоговые льготы.

В целом можно говорить об экономической роли налогов. Эко­номическая роль означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, уси­ливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или умень­шая платежеспособный спрос населения.

Ос­новные закономерности налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в виде четырех принципов.

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность об­ложения и равномерность распределения налога между гражда­нами соразмерно их доходам.

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представля­ют наибольшие удобства для плательщика.

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Главный принцип функционирования налогов таков: как бы ни были велики потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплатель­щиков в хозяйственной деятельности.

Кроме этих классических правил налогообложения с течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых к нему как со стороны государства, так и со стороны плательщиков нало­га. Эти требования нашли отражение в новых общих принципах налогообложения, соблюдение которых считается обязательным.

Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем.

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с уче­том возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (прин­цип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер (принцип однократности уплаты налога).

3. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налого­плательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть про­стыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и эко­номичными для учреждений, их собирающих.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируе­мой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государ­ственной экономической политики.

7. Принцип универсализации или всеобщности налогообложе­ния, который означает необходимость одинакового подхода к ис­числению величины налога, независимо от источника полученно­го дохода.

8. Стабильность и устойчивость ставок налогообложения в те­чение длительного времени. Реализация этого принципа играет стимулирующую роль.

9. Принцип оптимальности налоговых изъятий, предполагаю­щий такую долю изъятий в виде налога, которая позволяет пла­тельщику иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие.

10. Принцип дифференциации налоговых ставок в зависимос­ти от уровня доходов.

11. Разделение налогов по уровням государственного управле­ния (федерального, субъектов Федерации, местные).

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в норма­тивных актах должно определить элементы налога. Элементы налога — это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся: субъект налога, или налого­плательщик; объект налога; налогооблагаемая база; единица об­ложения; налоговые льготы; налоговая ставка; налоговый оклад; источник налога; налоговый период; срок уплаты налога; спосо­бы взимания.

Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различ­ных социально-экономических задач. Постоянная и, как прави­ло, растущая потребность государства в денежных средствах и стремление воздействовать с помощью налогов на социально-эко­номические процессы ведут к применению разнообразных видов этих платежей, влияют на их количество. История развития го­сударств мира подтверждает это.

Немалое число налогов установлено и современным законода­тельством Российской Федерации. Следует заметить, что в этот перечень включены не только налоги в собственном смысле сло­ва, но и другие платежи, подлежащие в обязательном порядке внесению в бюджет какого-либо уровня или государственные вне­бюджетные фонды. При этом все они объединены в общем поня­тии «налоговая система».

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соот­ветствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает воз­можность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущ­ность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько. Каждая из них имеет свое значение и практическое применение.

Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым об­легчить их изучение и практическое использование. Особые свой­ства отдельных групп налогов требуют особых условий налогооб­ложения и взимания, специфических административно-финансо­вых мер. .

Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным груп­пам, получает различные оценки и характеристики, что способ­ствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть.

С учетом исторических особенностей образования современной налоговой системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас налоги можно классифицировать в виде следующей схемы:

1) с натуральной базой обложения: подомовые налоги; подуше­вые налоги; специфические таможенные пошлины;

2) со стоимостной базой обложения:

а) налоги на базе валового дохода: акцизы; налоги с оборо­та; таможенные пошлины; налоги на имущество, капиталы и т. д.; налоги на проценты, дивиденды и т. д.;

б) налоги на базе очищенного дохода: корпорационный на­лог; налог на индивидуальные доходы; налог на добавлен­ную стоимость; налог на наследство.

Существует несколько принципов классификации налогов: 1) по способу взимания налогов, или иначе - механизму форми­рования; 2) по субъекту налогообложения (налогоплательщику); 3) по объекту налогообложения; 4) по целевой направленности введения налога; 5) исходя из потребности покрытия расхода; 6) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый пла­теж; 7) по регулярности взимания; 8) по источникам обложения; 9) по характеру и моменту обложения; 10) по органам взимания; 11) по принципу взимания; 12) по уровню, который вводит налог.

Переход к рыночным отношениям потребовал усиления значе­ния налогов как одного из главных инструментов государствен­ного регулирования экономики при замене метода прямых дирек­тивных воздействий на нее, а также регулирующей функции в области социальной политики, культуры, науки, других сферах жизни общества.

Все это выразилось в существенном изменении правовых норм, регулирующих налогообложение физических и юридических лиц, в круге субъектов налоговых правоотношений, в статусе налого­плательщиков, в их ответственности за налоговые правонаруше­ния, а также в структуре налогового права, действующего в Рос­сийской Федерации в современных условиях.

Отметим наиболее значительные изменения. Прежде всего, была реформирована сама система налогов. Из прежней структуры осталось значительное число платежей. Но в настоящее время здесь явно преобладает фискальная направлен­ность, хотя это и не привело к достаточности средств в государ­ственной казне, а регулирующая и стимулирующая функции на­логов проявляются все еще недостаточно.

При формировании российской налоговой системы был широ­ко использован опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

Разнообразились и выросли численно налоги с населения, уве­личились их поступления в государственную казну. Появились новые налоги, взимаемые с граждан, - налоги с различных видов имущества: налог с имущества, переходящего в порядке наследо­вания и дарения, налоги, исчисляемые в дорожные фонды, и др. Расширена сфера применения сохранившегося подоходного нало­га с физических лиц, она охватила разнообразные стороны дея­тельности граждан, в том числе развивающуюся предпринима­тельскую деятельность.

Унифицирована система налогов, установленных для предпри­ятий. Она теперь не зависит от формы собственности, на которой основано предприятие.

В связи с появлением в финансовой системе России новых зве­ньев в виде государственных и муниципальных целевых фондов (внебюджетных и бюджетных) установлены налоговые платежи специально для зачисления в эти фонды - дорожные, экологичес­кие и др.

Установлен ряд налогов в качестве общих для физических и юридических лиц (земельный налог, налог с владельцев транс­портных средств и др.).

Новое законодательство разграничило налоги по трем уров­ням, выделив налоги федеральные, субъектов Федерации и мест­ные. Они находятся в распоряжении органов власти соответству­ющего уровня и по принадлежности обеспечивают формирование самостоятельной финансовой базы бюджетов.

Механизм системы налогообложения, позволяющий регулиро­вать народное хозяйство экономическими, а не административно-командными методами, требует еще существенной отработки, учета особенностей переходного к рыночным отношениям периода, сво­еобразия хозяйственных связей в стране и будет проверен време­нем. В последующие годы должно произойти развитие налоговой реформы с учетом накопленного опыта и состояния экономики страны.



2016-09-17 614 Обсуждений (0)
Основы налоговой системы и принципы ее функционирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы налоговой системы и принципы ее функционирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)