Основы налоговой системы и принципы ее функционирования
Налог— одно из основных понятий финансовой науки. Экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Налоговая система — неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, обеспечивающий возможность выполнения государством целого ряда воспроизводственных функций, создающих условия эффективной деятельности всех субъектов общественного производства, представляющих все формы собственности. Практическая реализация функций предполагает их финансовое обеспечение, которое невозможно без централизации определенной части стоимости ежегодно создаваемого валового внутреннего продукта, без аккумуляции финансовых ресурсов на государственном уровне, в государственном бюджете. Роль механизма централизации и аккумуляции денежных средств, необходимых для реализации экономической роли государства, выполняет налоговая система. Таким образом, налоговая система, с одной стороны, включает в себя совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, уплачиваемых физическими и юридическими лицами, с другой стороны — механизм, методы, порядок, взимания этих, налогов, устанавливаемый законами. С помощью налогов происходит дальнейшее перераспределение этой части валового внутреннего продукта с целью обеспечения расходов государства, необходимых для реализации его социальных, политических и экономических функций. Налоги являются основным источником доходов бюджета; его структура представлена различными платежами юридических и физических лиц. Они составляют основу доходной части госбюджета: 80 % доходов бюджета формируется за счет налогов. Как экономическая категория, налог отражает отношения между государством, населением и юридическими лицами в процессе перераспределения ВВП с целью мобилизации денежных средств для государственных расходов. Более конкретно налоги можно определить как обязательные, Налоги являются объективной необходимостью, обусловлены потребностями поступательного развития общества и относятся к базисным отношениям. Как объективная: экономическая категория налог свою внутреннюю сущность проявляет в конкретной видимой правовой форме, в экономических взаимоотношениях хозяйствующих субъектов с бюджетом. Объективная сущность налогов порождена развивающимися экономическими отношениями и институциональными процессами, развитием государственности. Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т. п.) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т. д. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание и общественное назначение налогов проявляется через их функции. Выделяют фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную, стимулирующую, социальную функции налогов. Экономическое предназначение налогов реализуется фискальной функцией, реализация которой позволяет формировать денежные фонды и создавать материальные условия для функционирования государства. Налог выполняет важную контрольную функцию, суть которой состоит в том, что благодаря налогам появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Данная функция выполняется соответствующими органами государственной власти (МНС, налоговые инспекции). Остальные функции показывают роль налогов в функционировании государства. Как только каждый конкретный налог попадает в бюджет - он растворяется в нем, превращается в финансовые ресурсы государства или территории. Таким образом, мы можем говорить о двух функциях налогов и отдельно об их роли в финансовой системе государства. Регулирующая рольвозникает в связи с тем, что современная рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Центральное место в системе регулирования принадлежит налогам. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Регулирующая роль налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Распределительная рольпроявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т. д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная роль налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов. Распределительная роль налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность роли налогов в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная роль налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения. Перераспределительная роль налогов заключается в том, что концентрируемые посредством налогов в государственном бюджете средства направляются затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финан- сирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная роль налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Поэтому перераспределительную роль налогов очень часто связывают с социальной. Социальная рольналогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность изымать их из обращения и перераспределять на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная роль налоговой системы бюджета весьма существенна ввиду тех обязательств, которые имело советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ; т. е. социальные затраты финансируются государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т. д.). Социальная роль налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налог на прибыль и т. д.). Социальная роль налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее усиления, так и с позиций устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям. Стимулирующая роль налоговой системы является одной из важнейших, но и самой «труднонастриваемой». Как и любая другая роль, стимулирующая проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Поощрительная роль налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом. Эта роль налогов имеет социальную направленность. Она отличается от уже рассмотренной стимулирующей роли налогообложения, поскольку трудно представить, что граждане участвуют в боевых операциях, совершают героические поступки для того, чтобы впоследствии иметь налоговые льготы. В целом можно говорить об экономической роли налогов. Экономическая роль означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Основные закономерности налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в виде четырех принципов. 1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам. 2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. 3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика. 4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Главный принцип функционирования налогов таков: как бы ни были велики потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Кроме этих классических правил налогообложения с течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых к нему как со стороны государства, так и со стороны плательщиков налога. Эти требования нашли отражение в новых общих принципах налогообложения, соблюдение которых считается обязательным. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем. 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности). 2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер (принцип однократности уплаты налога). 3. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности). 4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, их собирающих. 5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности). 6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. 7. Принцип универсализации или всеобщности налогообложения, который означает необходимость одинакового подхода к исчислению величины налога, независимо от источника полученного дохода. 8. Стабильность и устойчивость ставок налогообложения в течение длительного времени. Реализация этого принципа играет стимулирующую роль. 9. Принцип оптимальности налоговых изъятий, предполагающий такую долю изъятий в виде налога, которая позволяет плательщику иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. 10. Принцип дифференциации налоговых ставок в зависимости от уровня доходов. 11. Разделение налогов по уровням государственного управления (федерального, субъектов Федерации, местные). Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в нормативных актах должно определить элементы налога. Элементы налога — это принципы построения и организации налогов. К элементам налога относятся: субъект налога, или налогоплательщик; объект налога; налогооблагаемая база; единица обложения; налоговые льготы; налоговая ставка; налоговый оклад; источник налога; налоговый период; срок уплаты налога; способы взимания. Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально-экономических задач. Постоянная и, как правило, растущая потребность государства в денежных средствах и стремление воздействовать с помощью налогов на социально-экономические процессы ведут к применению разнообразных видов этих платежей, влияют на их количество. История развития государств мира подтверждает это. Немалое число налогов установлено и современным законодательством Российской Федерации. Следует заметить, что в этот перечень включены не только налоги в собственном смысле слова, но и другие платежи, подлежащие в обязательном порядке внесению в бюджет какого-либо уровня или государственные внебюджетные фонды. При этом все они объединены в общем понятии «налоговая система». Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько. Каждая из них имеет свое значение и практическое применение. Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. . Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть. С учетом исторических особенностей образования современной налоговой системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас налоги можно классифицировать в виде следующей схемы: 1) с натуральной базой обложения: подомовые налоги; подушевые налоги; специфические таможенные пошлины; 2) со стоимостной базой обложения: а) налоги на базе валового дохода: акцизы; налоги с оборота; таможенные пошлины; налоги на имущество, капиталы и т. д.; налоги на проценты, дивиденды и т. д.; б) налоги на базе очищенного дохода: корпорационный налог; налог на индивидуальные доходы; налог на добавленную стоимость; налог на наследство. Существует несколько принципов классификации налогов: 1) по способу взимания налогов, или иначе - механизму формирования; 2) по субъекту налогообложения (налогоплательщику); 3) по объекту налогообложения; 4) по целевой направленности введения налога; 5) исходя из потребности покрытия расхода; 6) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж; 7) по регулярности взимания; 8) по источникам обложения; 9) по характеру и моменту обложения; 10) по органам взимания; 11) по принципу взимания; 12) по уровню, который вводит налог. Переход к рыночным отношениям потребовал усиления значения налогов как одного из главных инструментов государственного регулирования экономики при замене метода прямых директивных воздействий на нее, а также регулирующей функции в области социальной политики, культуры, науки, других сферах жизни общества. Все это выразилось в существенном изменении правовых норм, регулирующих налогообложение физических и юридических лиц, в круге субъектов налоговых правоотношений, в статусе налогоплательщиков, в их ответственности за налоговые правонарушения, а также в структуре налогового права, действующего в Российской Федерации в современных условиях. Отметим наиболее значительные изменения. Прежде всего, была реформирована сама система налогов. Из прежней структуры осталось значительное число платежей. Но в настоящее время здесь явно преобладает фискальная направленность, хотя это и не привело к достаточности средств в государственной казне, а регулирующая и стимулирующая функции налогов проявляются все еще недостаточно. При формировании российской налоговой системы был широко использован опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. Разнообразились и выросли численно налоги с населения, увеличились их поступления в государственную казну. Появились новые налоги, взимаемые с граждан, - налоги с различных видов имущества: налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налоги, исчисляемые в дорожные фонды, и др. Расширена сфера применения сохранившегося подоходного налога с физических лиц, она охватила разнообразные стороны деятельности граждан, в том числе развивающуюся предпринимательскую деятельность. Унифицирована система налогов, установленных для предприятий. Она теперь не зависит от формы собственности, на которой основано предприятие. В связи с появлением в финансовой системе России новых звеньев в виде государственных и муниципальных целевых фондов (внебюджетных и бюджетных) установлены налоговые платежи специально для зачисления в эти фонды - дорожные, экологические и др. Установлен ряд налогов в качестве общих для физических и юридических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.). Новое законодательство разграничило налоги по трем уровням, выделив налоги федеральные, субъектов Федерации и местные. Они находятся в распоряжении органов власти соответствующего уровня и по принадлежности обеспечивают формирование самостоятельной финансовой базы бюджетов. Механизм системы налогообложения, позволяющий регулировать народное хозяйство экономическими, а не административно-командными методами, требует еще существенной отработки, учета особенностей переходного к рыночным отношениям периода, своеобразия хозяйственных связей в стране и будет проверен временем. В последующие годы должно произойти развитие налоговой реформы с учетом накопленного опыта и состояния экономики страны.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |