Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система местных налогов и сборов



2016-09-17 463 Обсуждений (0)
Система местных налогов и сборов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Местные налоги являются одним из элементов налоговой сис­темы государства. Они играют важную роль в обеспечении фи­нансовой самостоятельности местных бюджетов и регулировании муниципальной экономики.

Формирование системы местных налогов связано с процессом налоговой децентрализации. Данный процесс обусловлен необхо­димостью решения задач повышения эффективности государствен­ного управления, обеспечения финансовой самостоятельности ор­ганов местного самоуправления с целью улучшения качества жиз­ни населения.

Налоговая децентрализация представляет собой процесс пере­дачи в ведение органов местного самоуправления поступлений от местных или регулирующих налогов, способствующий усилению их самостоятельности. Налоги, закрепленные на постоянной или долговременной основе, обеспечивают муниципальным органам власти устойчивую базу для долгосрочного бюджетного планиро­вания, самостоятельного управления расходами.

Важным аспектом налоговой децентрализации является право органов местного самоуправления на определенную степень неза­висимости в установлении уровня местных налогов.

Самостоятельность в области установления местных налогов позволяет местным органам власти варьировать объем и качество предоставляемых общественных услуг в соответствии с потребно­стями населения территории данного муниципального образова­ния. Деятельность местных органов власти в этом направлении практически невозможна без предоставления им права изменять размеры своих доходов путем установления местных налогов.

При оценке необходимости пересмотра уровня налоговой де­централизации следует учитывать ряд факторов:

1) стабильность и координированность налоговой системы;

2) соотношение между степенью налоговой децентрализации и размером территориальных образований;

3) возможность возникновения налоговой конкуренции между территориями;

4) уровень социально-экономического развития муниципальных образований.

Уровень налоговой децентрализации может оцениваться с по­мощью различных параметров.

Двумя наиболее часто используемыми критериями являются: соотношение между налоговыми доходами и общим доходом му­ниципального образования и доля местных налогов в общем объеме налоговых поступлений, государственных доходов и валового внут­реннего продукта страны.

При оценке первого соотношения важно учитывать, что оно зависит и от таких факторов, как уровень финансирования мест­ных общественных услуг за счет платежей и сборов, размер и характер трансфертных платежей.

При анализе второго параметра следует принимать во внима­ние, что различия показателей могут быть связаны с неодинако­вой территориальной организацией государств или тийом госу­дарственного устройства, а также степенью независимости мест­ных органов власти в установлении местных налогов и использо­вании налоговых доходов.

Основными принципами установления местных налогов следу­ет считать:

- высокую эффективность и низкие затраты на управление и

контроль;

- установление местных налогов (основных элементов налого­обложения) нормативными правовыми актами представитель­ных органов власти;

- равномерное распределение налогового бремени, возникаю­щего в связи с установлением местных налогов, в зависимос­ти от возможностей налогоплательщиков, объема и качества местных услуг, получаемых ими в обмен на налоги;

- степень гибкости, достаточную для регулирования налого­вых доходов в зависимости от роста расходов;

- незначительное расхождение между ставками местных нало­гов различных муниципальных образований, при этом нера­венство должно быть обосновано разным уровнем предостав­ляемых местных услуг;

- открытость системы установления налогов для налогоплатель­щиков, являющуюся важным условием эффективного распре­делений средств в зависимости от приоритетов населения;

- недопустимость установления индивидуальных налогов и иных налоговых льгот для отдельных плательщиков или конкрет­ного круга плательщиков;

- недопустимость отмены федеральными или региональными законодательными актами законно установленных местных налогов.

Муниципальный кредит: необходимость использования. Эффективным инструментом муниципальной финансовой политики может быть использование финансово-кредитных отношений. Согласно Федеральному за­кону 2003 г., муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установ­ленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Бюджетный кодекс РФ определяет, что ор­ганы местного самоуправления имеют право на заключение кредитных соглаше­ний и договоров, получение муниципальных займов, осуществляемых путем вы­пуска муниципальных ценных бумаг (муниципальные облигации, жилищные сертификаты), получение бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, выдачу муниципальных гарантий. В этих случаях у муниципального образова­ния возникает муниципальный долг.

Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципаль­ного образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. Согласно Бюджетному кодексу РФ, предельный объем муниципального долга не должен превышать объем доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Краткосрочные муниципальные заимствования используются для покрытия временных дефицитов местных бюджетов.

Муниципальное образование обязано ежегодно разрабатывать программу за­имствований, в которую включаются объемы заимствований па очередной фи­нансовый год, общие объемы заимствований с учетом предыдущих лет и расходы на погашение долговых обязательств. Программа заимствований утверждается представительным органом муниципального образования одновременно с утверж­дением бюджета.

Информация о долговых обязательствах муниципального образования вно­сится уполномоченным органом местного самоуправления в муниципальную долговую книгу. В ней отражаются сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования (в том числе гарантий), о дате осуществления за­имствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обя­зательств полностью или частично, а также другая необходимая информация.

Вопрос об использовании кредитных ресурсов для развития муниципальных образований является достаточно новым для современных хозяйственных отношений. Однако, как и многие но­вации, вводимые в нашем государстве, он является «хорошо за­бытым старым». Достаточно подробно указанная проблема была рассмотрена в трудах Л.А. Велихова и А.В. Чаянова. Поэтому данный параграф практически полностью основан на работах этих двух выдающихся российских ученых.

Характеризуя природу и происхождение муниципального кре­дита, прежде всего необходимо отметить, что по своей природе кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следова­тельно, должны использоваться лишь на развитие муниципаль­ного образования. В связи с этим, говоря о муниципальном кре­дите, Л.А. Велихов выделяет следующую обязательную законо­мерность: «обыкновенные расходы коммуны должны быть покрываемы обыкновенными ее доходами... чрезвычайные рас­ходы коммун должны быть покрываемы за счет их чрезвычайных доходов». В данном случае под обыкновенными расходами и до­ходами понимаются текущие расходы, покрываемые из постоян­ных (закрепленных) доходов. Под чрезвычайными расходами по­нимаются расходы, которые не являются постоянными. Поэтому для покрытия этих расходов используются различные источники доходов, которые можно назвать экстраординарными:

1. Отчуждение имущества.

2. Заблаговременное накопление фондов.

3. Субсидии государства.

4. Заем или кредит.

Рассматривая выгоду от применения этих четырех возможных источников средств для развития муниципального образования, мы должны отметить следующее:

• широкое применение первого источника доходов невыгод­но муниципальному образованию, поскольку продажа собствен­ного имущества в обмен на деньги выступает формой обмена долгосрочного источника доходов на краткосрочный. В резуль­тате прироста хозяйственных ресурсов не происходит. К тому же массовая приватизация собственности в 1990-1995 гг. пока­зала крайнюю неэффективность этого способа инвестирования для хозяйства;

• заблаговременное накопление средств также вряд ли возмож­но, поскольку рост потребностей всегда опережает рост возмож­ностей муниципального бюджета, а бюджетный дефицит являет­ся неизбежным и вечным спутником хозяйственной деятельности муниципалитетов. Тем более, что в данном случае происходит «омертвление капитала», что также вряд ли является целесообразнным;

использование субсидий государства достаточно широко при­меняется в наше время, однако данный источник имеет пределы с точки зрения возможностей государства, с одной стороны, и с точ­ки зрения условий предоставления таких субсидий - с другой.

В связи с этим особую важность для развития городов имеют заемные средства, например, муниципальный кредит. Источни­ками муниципального кредита могут выступать:

• население;

• государство;

• частные кредитные учреждения;

• другие органы местного самоуправления (взаимный кредит).
Наиболее важной формой муниципального кредита является взаимный кредит, который подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач. Л.А. Велихов выделяет четыре формы взаимного кредитования:

1. Посредничество при отыскании нужных кредитов.

2. Создание учреждений, которые осуществляют взаиморасче­ты между муниципальными образованиями без посредства денег.

3.Муниципальные банки, в которых ответственность ограни­чена долей участия каждого муниципального образования.

4.Муниципальные банки взаимного кредита с солидарной ответственностью.

Применение той или иной формы взаимного кредита зависит от ряда условий, прежде всего от величины самого муниципаль­ного образования и его финансово-экономической мощности. Так, для городских органов местного самоуправления кредитная коо­перация может осуществляться в рамках одного муниципального образования и выступать как взаимное кредитование производ­ственной деятельности муниципальных предприятий через орга­низацию муниципальных банков. Причем, в ряде муниципальных образований уже сегодня формируются финансово-промышлен­ные группы, где взаимное кредитование очень гибко учитывает все четыре формы взаимного кредитования. В данном случае орган местного самоуправления лишь участвует в организации кредит­ной кооперации, оставляя осуществление самих операций и от­ветственность по ним за муниципальными предприятиями.

Для менее экономически сильных муниципальных образова­ний способ взаимного кредита перемещается на уровень отноше­ний между муниципальными образованиями и выступает как фор­ма объединения гарантий для получения наиболее дешевого и крупного займа, для которого требуются солидные гарантии. С другой стороны, непосредственно хозяйственной деятельностью занимаются не муниципальные предприятия, а община. В этом случае субъектами кредитной кооперации могут выступать и сами органы местного самоуправления.

И в первом, и тем более во втором случае важно соблюдать ряд принципов Райфайзена:

1. Круговая ответственность всех членов товарищества всем своим имуществом по долгам товарищества (или солидарная от­ветственность).

2. Производительное назначение ссуд.

3. Малый район деятельности товарищества.

4. Выдача ссуд только членам товарищества.
Применение данных принципов дает возможность мелким

муниципальным образованиям участвовать в более выгодных формах кредитования и выступать конкурентоспособными с круп­ными муниципальными образованиями.

Налоговый кредит.Часто складывающаяся в городе ситуация предопределяет необходимость поддержки хозяйственных субъектов путем предоставления не только прямого освобождения от уплаты налогов, а и налоговых отсрочек и налогового кредита. За пользование данным видом льготирования с налогоплательщика может взиматься плата в виде процентов по ставке, не превышающей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Отсрочка налоговых платежей и прекращение действия финансовых штрафных санкций на них (в виде пени за каждый день просрочки) дает возможность налогоплательщикам с течением времени рассчитаться со своей задолженностью по уплате налогов.

Например, Законом города «О налоговом кредите в г. Москве» предусмотрена возможность использовать налоговый кредит на инвестиционные цели и определено, что предельный размер средств, используемых на кредитование в виде изменения срока исполнения налогового обязательства (налоговый кредит), предусматривается отдельной строкой в Законе о бюджете. Законом "О бюджете города» установлено, что налоговое кредитование организаций, предприятий и других субъектов, находящихся на территории г. Москвы, осуществляется в пределах увеличения сумм доходов бюджета г. Москвы за счет сокращения числа действующих налоговых льгот.В бюджете на 1998 год для этих целей предусмотрено 500 млн. рублей (с учетом деноминации).

Налоговый кредитпредставляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать причитающиеся с него налоговые платежи с последующей поэтапной их уплатой.Налоговый кредит предоставляется налогоплательщику по каждому из следующих оснований:

а) нанесение налогоплательщику значительного материального ущерба в результате
стихийных бедствий и других обстоятельств непреодолимой силы;

б) задержка финансирования из бюджета города или оплаты продукции, работ и услуг,
осуществляемых в рамках городского заказа;

в) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налогов (сборов) и исполнение предъявленных требований об их уплате и соответствующих штрафных санкций;

г) аккумуляция финансовых ресурсов в целях закупок сырья и материалов для обеспечения и наращивания производства и реализации продукции (работ, услуг), имеющей приоритетное значение для жизнеобеспечения города;

д) сезонный характер предпринимательской деятельности;

е) реализация инвестиционных проектов, направленных на решение проблем социально- экономического развития города, в т.ч. расширение и техническое перевооружение собственного производства, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создание рабочих мест;

ж) осуществление внедренческой или инновационной деятельности, связанной с созданием новых или совершенствованием применяемых технологий, созданием новых видов сырья или материалов.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким видам налогов. В зависимости от целей его предоставления может носить краткосрочный (сроком от 6 до 12 месяцев), среднесрочный (сроком от 1 года до 2 лет) и долгосрочный (сроком от 2 до 5 лет) характер. Краткосрочный налоговый кредит представляется по всем вышеперечисленным основаниям. Его сумма определяется в пределах фактических платежей, предъявленных налогоплательщику в текущем финансовом году, и подтверждается налоговым органом. Среднесрочный налоговый кредит может быть представлен в случаях материального ущерба, полученного предприятием по независящим от него обстоятельствам, задержке финансирования из бюджета города или оплаты продукции (работ, услуг) в рамках городского заказа, реализации инвестиционных проектов, осуществления внедренческой и инновационной деятельности (пункты "а", "б", "е", "ж"). Долгосрочный налоговый кредит можно получить, если предприятие понесло материальный ущерб в результате стихийных бедствий, осуществляет реализацию инвестиционных проектов, внедренческую и инновационную деятельность (пункты "а", "е", "ж").

Размер среднесрочного и долгосрочного налогового кредита определяется как на уровне фактически предъявленных налогоплательщику платежей, так и на основании расчетов о предполагаемых платежах в период действия договора о предоставлении налогового кредита. Причем при предоставлении кредита по основаниям, предусмотренным п. "б" в части доли работы и услуг, осуществляемых в рамках городского заказа или финансируемых из бюджета, в общем объеме работ и услуг заемщика, проценты за пользование кредитом не начисляются. В остальных случаях конкретный размер процентов, уплачиваемых за пользование налоговым кредитом, определяется решением комиссии по налоговому кредиту, но не более ставки рефинансирования Центрального Банка России.

Налоговый кодекс уточняет эту важную составляющую налоговой работы. В соответствии с Кодексом «налоговый кредитможет быть предоставлен заинтересованному лицу по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им
налога».

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом. Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие производятся в порядке и в сроки предусмотренные Кодексом. Решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения. Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора. Если налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 3 выше, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период договора о налоговом кредите, если по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 выше, проценты на сумму задолженности не начисляются.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на
прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.
Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита на прибыль (доход)
организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации,
принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного
года до пяти лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе

уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов соответствующих платежей по налогу, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода. При этом, если указанная сумма превышает допускаемые размеры, установленные настоящим пунктом для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на второй отчетный период (или следующие отчетные и налоговые периоды) в аналогичном порядке.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации,
являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы
одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-
экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг
населению.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

• по основаниям, указанным в подпункте 1 выше - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

• по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 выше, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи). Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми
актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по
региональным и местным налогам соответственно могут быть установлены иные
основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая
сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму
кредита.



2016-09-17 463 Обсуждений (0)
Система местных налогов и сборов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система местных налогов и сборов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)