Система местных налогов и сборов
Местные налоги являются одним из элементов налоговой системы государства. Они играют важную роль в обеспечении финансовой самостоятельности местных бюджетов и регулировании муниципальной экономики. Формирование системы местных налогов связано с процессом налоговой децентрализации. Данный процесс обусловлен необходимостью решения задач повышения эффективности государственного управления, обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления с целью улучшения качества жизни населения. Налоговая децентрализация представляет собой процесс передачи в ведение органов местного самоуправления поступлений от местных или регулирующих налогов, способствующий усилению их самостоятельности. Налоги, закрепленные на постоянной или долговременной основе, обеспечивают муниципальным органам власти устойчивую базу для долгосрочного бюджетного планирования, самостоятельного управления расходами. Важным аспектом налоговой децентрализации является право органов местного самоуправления на определенную степень независимости в установлении уровня местных налогов. Самостоятельность в области установления местных налогов позволяет местным органам власти варьировать объем и качество предоставляемых общественных услуг в соответствии с потребностями населения территории данного муниципального образования. Деятельность местных органов власти в этом направлении практически невозможна без предоставления им права изменять размеры своих доходов путем установления местных налогов. При оценке необходимости пересмотра уровня налоговой децентрализации следует учитывать ряд факторов: 1) стабильность и координированность налоговой системы; 2) соотношение между степенью налоговой децентрализации и размером территориальных образований; 3) возможность возникновения налоговой конкуренции между территориями; 4) уровень социально-экономического развития муниципальных образований. Уровень налоговой децентрализации может оцениваться с помощью различных параметров. Двумя наиболее часто используемыми критериями являются: соотношение между налоговыми доходами и общим доходом муниципального образования и доля местных налогов в общем объеме налоговых поступлений, государственных доходов и валового внутреннего продукта страны. При оценке первого соотношения важно учитывать, что оно зависит и от таких факторов, как уровень финансирования местных общественных услуг за счет платежей и сборов, размер и характер трансфертных платежей. При анализе второго параметра следует принимать во внимание, что различия показателей могут быть связаны с неодинаковой территориальной организацией государств или тийом государственного устройства, а также степенью независимости местных органов власти в установлении местных налогов и использовании налоговых доходов. Основными принципами установления местных налогов следует считать: - высокую эффективность и низкие затраты на управление и контроль; - установление местных налогов (основных элементов налогообложения) нормативными правовыми актами представительных органов власти; - равномерное распределение налогового бремени, возникающего в связи с установлением местных налогов, в зависимости от возможностей налогоплательщиков, объема и качества местных услуг, получаемых ими в обмен на налоги; - степень гибкости, достаточную для регулирования налоговых доходов в зависимости от роста расходов; - незначительное расхождение между ставками местных налогов различных муниципальных образований, при этом неравенство должно быть обосновано разным уровнем предоставляемых местных услуг; - открытость системы установления налогов для налогоплательщиков, являющуюся важным условием эффективного распределений средств в зависимости от приоритетов населения; - недопустимость установления индивидуальных налогов и иных налоговых льгот для отдельных плательщиков или конкретного круга плательщиков; - недопустимость отмены федеральными или региональными законодательными актами законно установленных местных налогов. Муниципальный кредит: необходимость использования. Эффективным инструментом муниципальной финансовой политики может быть использование финансово-кредитных отношений. Согласно Федеральному закону 2003 г., муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Бюджетный кодекс РФ определяет, что органы местного самоуправления имеют право на заключение кредитных соглашений и договоров, получение муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальные облигации, жилищные сертификаты), получение бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, выдачу муниципальных гарантий. В этих случаях у муниципального образования возникает муниципальный долг. Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. Согласно Бюджетному кодексу РФ, предельный объем муниципального долга не должен превышать объем доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Краткосрочные муниципальные заимствования используются для покрытия временных дефицитов местных бюджетов. Муниципальное образование обязано ежегодно разрабатывать программу заимствований, в которую включаются объемы заимствований па очередной финансовый год, общие объемы заимствований с учетом предыдущих лет и расходы на погашение долговых обязательств. Программа заимствований утверждается представительным органом муниципального образования одновременно с утверждением бюджета. Информация о долговых обязательствах муниципального образования вносится уполномоченным органом местного самоуправления в муниципальную долговую книгу. В ней отражаются сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования (в том числе гарантий), о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая необходимая информация. Вопрос об использовании кредитных ресурсов для развития муниципальных образований является достаточно новым для современных хозяйственных отношений. Однако, как и многие новации, вводимые в нашем государстве, он является «хорошо забытым старым». Достаточно подробно указанная проблема была рассмотрена в трудах Л.А. Велихова и А.В. Чаянова. Поэтому данный параграф практически полностью основан на работах этих двух выдающихся российских ученых. Характеризуя природу и происхождение муниципального кредита, прежде всего необходимо отметить, что по своей природе кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования. В связи с этим, говоря о муниципальном кредите, Л.А. Велихов выделяет следующую обязательную закономерность: «обыкновенные расходы коммуны должны быть покрываемы обыкновенными ее доходами... чрезвычайные расходы коммун должны быть покрываемы за счет их чрезвычайных доходов». В данном случае под обыкновенными расходами и доходами понимаются текущие расходы, покрываемые из постоянных (закрепленных) доходов. Под чрезвычайными расходами понимаются расходы, которые не являются постоянными. Поэтому для покрытия этих расходов используются различные источники доходов, которые можно назвать экстраординарными: 1. Отчуждение имущества. 2. Заблаговременное накопление фондов. 3. Субсидии государства. 4. Заем или кредит. Рассматривая выгоду от применения этих четырех возможных источников средств для развития муниципального образования, мы должны отметить следующее: • широкое применение первого источника доходов невыгодно муниципальному образованию, поскольку продажа собственного имущества в обмен на деньги выступает формой обмена долгосрочного источника доходов на краткосрочный. В результате прироста хозяйственных ресурсов не происходит. К тому же массовая приватизация собственности в 1990-1995 гг. показала крайнюю неэффективность этого способа инвестирования для хозяйства; • заблаговременное накопление средств также вряд ли возможно, поскольку рост потребностей всегда опережает рост возможностей муниципального бюджета, а бюджетный дефицит является неизбежным и вечным спутником хозяйственной деятельности муниципалитетов. Тем более, что в данном случае происходит «омертвление капитала», что также вряд ли является целесообразнным; • использование субсидий государства достаточно широко применяется в наше время, однако данный источник имеет пределы с точки зрения возможностей государства, с одной стороны, и с точки зрения условий предоставления таких субсидий - с другой. В связи с этим особую важность для развития городов имеют заемные средства, например, муниципальный кредит. Источниками муниципального кредита могут выступать: • население; • государство; • частные кредитные учреждения; • другие органы местного самоуправления (взаимный кредит). 1. Посредничество при отыскании нужных кредитов. 2. Создание учреждений, которые осуществляют взаиморасчеты между муниципальными образованиями без посредства денег. 3.Муниципальные банки, в которых ответственность ограничена долей участия каждого муниципального образования. 4.Муниципальные банки взаимного кредита с солидарной ответственностью. Применение той или иной формы взаимного кредита зависит от ряда условий, прежде всего от величины самого муниципального образования и его финансово-экономической мощности. Так, для городских органов местного самоуправления кредитная кооперация может осуществляться в рамках одного муниципального образования и выступать как взаимное кредитование производственной деятельности муниципальных предприятий через организацию муниципальных банков. Причем, в ряде муниципальных образований уже сегодня формируются финансово-промышленные группы, где взаимное кредитование очень гибко учитывает все четыре формы взаимного кредитования. В данном случае орган местного самоуправления лишь участвует в организации кредитной кооперации, оставляя осуществление самих операций и ответственность по ним за муниципальными предприятиями. Для менее экономически сильных муниципальных образований способ взаимного кредита перемещается на уровень отношений между муниципальными образованиями и выступает как форма объединения гарантий для получения наиболее дешевого и крупного займа, для которого требуются солидные гарантии. С другой стороны, непосредственно хозяйственной деятельностью занимаются не муниципальные предприятия, а община. В этом случае субъектами кредитной кооперации могут выступать и сами органы местного самоуправления. И в первом, и тем более во втором случае важно соблюдать ряд принципов Райфайзена: 1. Круговая ответственность всех членов товарищества всем своим имуществом по долгам товарищества (или солидарная ответственность). 2. Производительное назначение ссуд. 3. Малый район деятельности товарищества. 4. Выдача ссуд только членам товарищества. муниципальным образованиям участвовать в более выгодных формах кредитования и выступать конкурентоспособными с крупными муниципальными образованиями. Налоговый кредит.Часто складывающаяся в городе ситуация предопределяет необходимость поддержки хозяйственных субъектов путем предоставления не только прямого освобождения от уплаты налогов, а и налоговых отсрочек и налогового кредита. За пользование данным видом льготирования с налогоплательщика может взиматься плата в виде процентов по ставке, не превышающей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Отсрочка налоговых платежей и прекращение действия финансовых штрафных санкций на них (в виде пени за каждый день просрочки) дает возможность налогоплательщикам с течением времени рассчитаться со своей задолженностью по уплате налогов. Например, Законом города «О налоговом кредите в г. Москве» предусмотрена возможность использовать налоговый кредит на инвестиционные цели и определено, что предельный размер средств, используемых на кредитование в виде изменения срока исполнения налогового обязательства (налоговый кредит), предусматривается отдельной строкой в Законе о бюджете. Законом "О бюджете города» установлено, что налоговое кредитование организаций, предприятий и других субъектов, находящихся на территории г. Москвы, осуществляется в пределах увеличения сумм доходов бюджета г. Москвы за счет сокращения числа действующих налоговых льгот.В бюджете на 1998 год для этих целей предусмотрено 500 млн. рублей (с учетом деноминации). Налоговый кредитпредставляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать причитающиеся с него налоговые платежи с последующей поэтапной их уплатой.Налоговый кредит предоставляется налогоплательщику по каждому из следующих оснований: а) нанесение налогоплательщику значительного материального ущерба в результате б) задержка финансирования из бюджета города или оплаты продукции, работ и услуг, в) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налогов (сборов) и исполнение предъявленных требований об их уплате и соответствующих штрафных санкций; г) аккумуляция финансовых ресурсов в целях закупок сырья и материалов для обеспечения и наращивания производства и реализации продукции (работ, услуг), имеющей приоритетное значение для жизнеобеспечения города; д) сезонный характер предпринимательской деятельности; е) реализация инвестиционных проектов, направленных на решение проблем социально- экономического развития города, в т.ч. расширение и техническое перевооружение собственного производства, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создание рабочих мест; ж) осуществление внедренческой или инновационной деятельности, связанной с созданием новых или совершенствованием применяемых технологий, созданием новых видов сырья или материалов. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким видам налогов. В зависимости от целей его предоставления может носить краткосрочный (сроком от 6 до 12 месяцев), среднесрочный (сроком от 1 года до 2 лет) и долгосрочный (сроком от 2 до 5 лет) характер. Краткосрочный налоговый кредит представляется по всем вышеперечисленным основаниям. Его сумма определяется в пределах фактических платежей, предъявленных налогоплательщику в текущем финансовом году, и подтверждается налоговым органом. Среднесрочный налоговый кредит может быть представлен в случаях материального ущерба, полученного предприятием по независящим от него обстоятельствам, задержке финансирования из бюджета города или оплаты продукции (работ, услуг) в рамках городского заказа, реализации инвестиционных проектов, осуществления внедренческой и инновационной деятельности (пункты "а", "б", "е", "ж"). Долгосрочный налоговый кредит можно получить, если предприятие понесло материальный ущерб в результате стихийных бедствий, осуществляет реализацию инвестиционных проектов, внедренческую и инновационную деятельность (пункты "а", "е", "ж"). Размер среднесрочного и долгосрочного налогового кредита определяется как на уровне фактически предъявленных налогоплательщику платежей, так и на основании расчетов о предполагаемых платежах в период действия договора о предоставлении налогового кредита. Причем при предоставлении кредита по основаниям, предусмотренным п. "б" в части доли работы и услуг, осуществляемых в рамках городского заказа или финансируемых из бюджета, в общем объеме работ и услуг заемщика, проценты за пользование кредитом не начисляются. В остальных случаях конкретный размер процентов, уплачиваемых за пользование налоговым кредитом, определяется решением комиссии по налоговому кредиту, но не более ставки рефинансирования Центрального Банка России. Налоговый кодекс уточняет эту важную составляющую налоговой работы. В соответствии с Кодексом «налоговый кредитможет быть предоставлен заинтересованному лицу по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом. Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие производятся в порядке и в сроки предусмотренные Кодексом. Решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения. Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора. Если налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 3 выше, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период договора о налоговом кредите, если по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 выше, проценты на сумму задолженности не начисляются. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов соответствующих платежей по налогу, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода. При этом, если указанная сумма превышает допускаемые размеры, установленные настоящим пунктом для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на второй отчетный период (или следующие отчетные и налоговые периоды) в аналогичном порядке. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, 1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально- Инвестиционный налоговый кредит предоставляется: • по основаниям, указанным в подпункте 1 выше - на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей; • по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 выше, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи). Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора. Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |