Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Структурные основы научных исследований в менеджменте



2016-09-17 1535 Обсуждений (0)
Тема 1. Структурные основы научных исследований в менеджменте 0.00 из 5.00 0 оценок




Г. Я. Белякова, Л. Р. Батукова, С. А. Беляков

Организация исследований

в менеджменте:

Практический аспект

Рекомендовано Федеральным государственным научным учреждением «Институт проблем непрерывного образования» Российской академии образования в качестве учебного пособия для магистрантов по программе подготовки 1504000.68.00.04 «Современные технологии в управлении наукоемким производством металлургического комплекса». Может быть использовано для подготовки бакалавров, обучающихся по укрупненной группе специальностей 080000 «Экономика и управление», 14.03.2013г.

 

 

Красноярск

СФУ


УДК 336.761(07)

ББК 65.264я(73)

Б 448

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор В.И.Лячин

(ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф.Решетнева),

доктор экономических наук, профессор А.Н.Чаплина

(ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет)

 

Белякова, Г.Я.

Б 448 Организация исследований в менеджменте: практический аспект : учеб. пособие / Г. Я. Белякова, Л. Р. Батукова, С. А.Беляков. – Сиб. федер. ун-т, 2013. – 117 с.

 

 

В пособии описаны компоненты методологии исследований в области организации, их подсистем и процессов, что поможет студентам освоить теоретический и практический материал по дисциплинам «Методология научных исследований» и «Методы исследований в менеджменте». Приведен перечень тем для изучения и практических заданий для выполнения на семинарах и самостоятельной работы, а также перечень контрольных вопросов, краткий словарик терминов и список литературы по темам.

Предназначено для магистрантов, обучающихся по программе подготовки 1504000.68.00.04 «Современные технологии в управлении наукоемким производством металлургического комплекса».

 

ISBN 978-5- 7638-2809-2

 

 

УДК 336.761(07)

ББК 65.264я(73)

 

© Сибирский

федеральный

университет, 2013


Содержание

 

Тема 1. Структурные основы научных исследований в менеджменте. 5

Тема 2. Методологические основы исследовательского процесса 18

Тема 3.Особенности сбора первичных данных методами наблюдения.. 30

Тема 4. Основные виды интервью, используемые. 38

в управленческих исследованиях.. 38

Тема 5. Сбор первичных данных посредством частично структурированных и неструктурированных интервью... 48

Тема 6. Использование телефонных и групповых интервью... 55

Тема 7. Получение и использование вторичных данных.. 59

Тема 8. Экономическая эффективность предложений и рекомендаций по результатам исследования.. 64

Тема 9. Подготовка и презентация отчета о проведенном исследовании.. 84

Приложения.. 90

Практикум. 102

Ключи к практическим заданиям. 108

Глоссарий. 112

Литература. 113

 


Введение

Значимость навыка исследовательской деятельности в условиях повышающейся сложности и изменчивости внешней среды возрастает год от года. Специалисты в области менеджмента должны обладать знаниями, умениями и навыками исследователя. Квалифицированное проведение исследовательских работ способствует развитию теории и практики менеджмента, создает условия более эффективного функционирования и развития социально-экономических объектов.

Дисциплина «Методология научных исследований» является одной из основных для студентов, обучающихся по программе подготовки 1504000.68.00.04 «Современные технологии в управлении наукоемким производством металлургического комплекса». Она основывается на материалах курсов «Философия и методология науки», «Менеджмент», «Системный анализ», «Информационные системы управления» и ряде других, являясь базой для усвоения специальных дисциплин в области управления, а также для ряда элективных дисциплин.

Предметом данной дисциплины выступают компоненты методологии исследований в области менеджмента, организация их подсистемы и процессов.

Цель изучения данной учебной дисциплины – дать студентам знания, умения и навыки планирования и организации проведения исследований в области менеджмента.

Сфера использования полученных при изучении курса знаний, умений и навыков распространяться (полностью или частично) на многие объекты менеджмента национальной экономики, в том числе предприятия, региональные системы, товарные рынки.

Приобретение студентами и слушателями соответствующих знаний, умений и навыков должно позволить им на достаточно высоком научно-методическом уровне исследовать различные проблемы в области организации социально-экономических систем.

Тема 1. Структурные основы научных исследований в менеджменте

Исследование — это вид человеческой деятельности, направленной на выяснение сути какого-либо феномена действительности на системати­ческой основе для пополнения человеческого знания. Система человеческого знания включает различные виды знания, в том числе религиозное, художественное, бытовое, научное и др.. Поэтому выделяют различные виды исследований в зависимости от того, для развития какого вида из знаний они производятся.

Менеджмент как наука, опирается на научное знание и научные исследования. Прочие виды знания также могут быть использованы, но в качестве вспомогательных и иллюстративных.

Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки). Есть два взаимосвязанных уровня научных исследований: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. Классификация научных исследований может производиться и по другим основаниям. Наиболее распространённым является деление научных исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные и т. д. Взаимное наложение этих классификаций и их более тщательное членение дают многоступенчатую классификационную иерархию научных исследований [1].

Все исследовательские проекты в области экономики и управления в зависимости от их целей и подходов к организации можно разбить на две группы (рис.1): фундаментальные и прикладные [17].

Фундаментальные исследовательские проекты (еще их называют базовыми, или чистыми) имеют цель углубить понимание экономических процессов. Их проводятся, как правило, в университетах, специальных исследовательских институтах, в рамках специальных проектов и программ согласно заранее утвержденному плану. Пользователями результатов этих исследований являются в основном:

· ученые, представители академической среды;

· государство;

· студенты и магистры образовательных программ.

Причем практическое применение результатов фундаментальных исследований, если и рассматривается, то на уровне государственных концепций экономического развития. Основное требование к результатам фундаментальных научных исследований – это то, что их результаты не должны повторять ранее открытые факты и законы.

Чем более широкий практический интерес имеют исследования, тем ближе соответствующие исследовательские проекты к правой части спектра, где отражены прикладные исследования (рис. 1). Крайняя правая его точка соответствует проектам, рассматривающим наиболее актуальные для менеджеров вопросы, причем результаты исследований представлены в понятной для них форме и предполагают ряд дальнейших мероприятий. Исследования, которые называют прикладными, направлены на подготовку научно-методологических и аналитических материалов, выработку конкретных рекомендаций и подготовку законопроектов в различных областях экономической науки и практики [6]. Процесс прикладных научных исследований нужно рассматривать как функцию цели и времени. Из двух исследовательских процессов, относящихся к одним и тем же объектам и решающих одну и ту же задачу, более эффективен тот, который, при прочих равных условиях, приводит к намеченной цели за более короткий интервал времени [1].

Рис. 1. Основные виды исследований [1]

Основными компонентами научных исследований являются: определение цели исследования, постановка задач; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Для прикладных научных исследований выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в производство. Структура научных исследований определяется комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными повторениями и изменениями. В ряде случаев те или иные этапы могут отсутствовать (например, при экспериментальной проверке ранее выдвинутых гипотез и т. п.). [1].

Формулировка темы исследований

Выбор темы – важная часть проекта. На начальной стадии этого этапа нужно определить общее направление вашего проекта. Даже если направление исследования в общем виде уже определили руководитель проекта и/или организация-заказчик, то и тогда потребуется уточнение и конкретизация этого направления для формулировки темы либо ее корректировка.

Основные методы формулировка и корректировки общего направления исследований:

рациональный подход:

· оценка собственных сильных сторон и интересов;

· просмотр тем проектов прошлых лет;

· обсуждение;

· обзор литературы.

творческий подход:

· ведение «тетради идей»;

· исследование собственных предпочтений на основании проектов прошлых лет;

· Построение дерева относительной важности исследовательских идей;

· мозговой штурм.

Для определения темы научного исследования необходимо четко уяснить, какую тему исследований можно считать хорошей. Признаки хорошей темы везде определяются почти одинаково.

1) Тема должна закладывать основы такого исследовательского проекта, который строго соответствует требованиям и критериям оценки качества исследовательскогопроекта, предъявляемым со стороны руководителя, заказчика (выдвигаемым экзаменационной комиссией, если речь идет о дипломном проектировании). Требования могут касаться как результатов исследования, так и порядка его проведения, информационной базы, формата представления результатов и прочие.

2) Если исследовательский проект осуществляется в рамках дипломного проектирования, то обязательным элементом должно стать рассмотрение теоретических вопросов.

3) Тема должна соответствовать возможностям исследователя. Еще до начала выполнения проекта должно быть понятно, что исследователь обладает необходимыми знаниями и навыками для его проведения, или он способен их приобрести в процессе работы над проектом

4) Тема должна быть интересна исследователю, чтобы обеспечить заинтересованность в изучении темы на протяжении не одного месяца.

5) Работа над исследовательским проектом требует финансовых и временных ресурсов, поэтому исследователь должен предусмотреть возможность доступа для себя к данным ресурсам в течении исследовательского проекта.

6) Потенциал темы исследования определяется также наличием или возможностью получения доступа ко всем видам информации, необходимой для выполнения проекта. Информационную обеспеченность темы следует учитывать на этапе ее выбора.

7) Тема должна включать разумный объем исследований, чтобы цели исследовательского проекта могли быть достигнуты за отведенное для его выполнения время.

8) Цели исследовательского проекта, с учетом имеющихся ресурсов, должны быть достижимы.

9) Планируемые результаты исследования должны быть ценными для заказчика проекта, для той области деятельности, в рамках которой вы разрабатываете проект, и обеспечить новый, более совершенный подход к решению рассматриваемых проблем.

10) Тема исследования должна соответствовать целям вашего будущего карьерного роста.

Одним из наиболее важных моментов в исследовательском проекте является формулировка контрольных вопросов по выбранному направлению исследований. Основным критерием успешного выполнения проекта считается четкость заключений по теме исследования, которая напрямую зависит от того, насколько грамотно сформулированы контрольные вопросы на начальном этапе выполнения проекта. В табл. 1 приведены примеры постановки контрольных вопросов к общему направлению исследования.

Можно попытаться определить тему без постановки вопросов, но вопросы помогают лучше понять и сформулировать цели вашего исследования, а соответственно, значительно облегчат формулирование темы. Детализированные контрольные вопросы по общему направлению исследований приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Примеры постановки контрольных вопросов общего направления на основании формулировки общего направления исследования [17]

Общее направление исследования Контрольный вопрос общего направления
Наем на работу при помощи Интернета Насколько эффективно нанимать новых сотрудников при помощи Интернета по сравнению с традиционными методами?
Реклама и стоимость акций корпораций Как телевизионная реклама, направленная на улучшение имиджа компании, способна повлиять на изменение цен на ее акции?
Использование ароматизаторов в супермаркетах Каким образом использование ароматизаторов в супермаркетах может повлиять на поведенческие модели покупателей?
Будущее профсоюзов Какие наиболее эффективные стратегические меры необходимо принять профсоюзам для обеспечения своей жизнестойкости в будущем?

В общем виде цель исследования – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего [21. С. 29].

Цель исследования декомпозируется до задач исследования. Задачи формулируются с помощью глаголов в неопределенной форме совершенного вида: изучить, разработать, выявить, установить, обосновать, определить, проверить и т. д.. Задачи должны формулироваться в теоретико-прикладном контексте. Для магистерской диссертации допустимо поставить 5–6 задач. Задачи исследования являются программными, так как они закладывают основу задач исследовательской программы. Весь комплекс задач должен обеспечивать достижение основной цели исследования. В табл. 2 представлен в общем виде порядок постановки теоретико-прикладных задач, которые решает исследователь, а также соответствующие им задачи исследовательской программы.

Таблица 2

Характеристика теоретико-прикладных задач исследования и задач исследовательской программы (составлена на основе [17])

№ п/п Цель исследования
теоретико-прикладная задача задача исследовательской программы
Определение существа познавательной проблемы на основе доступной информации и ее локализация на конкретных социально-экономических системах и процессах Выявление и предварительный анализ источников информации, консультации со специалистами для определения типовых подходов к решению данной задачи на выбранном объекте
Выявление причин, сопутствующих возникновению проблем, факторов их развития Разработка теоретической концепции исследования. Сбор фактических данных о ситуации, в которой функционирует объект исследования и/или будет функционировать в стратегической перспективе с использованием уже апробированных или специально создаваемых методик. Определение способов применения типового варианта решения проблемы к выбранному объекту
Разработка методики исследования, ее апробация и последующий сбор данных на объекте исследования Разработка вариантов, сценариев решения проблемы, их проверка путем обсуждения с экспертами, вынесение на обсуждение на конференциях в печати и в конечном счете – экспериментальная проверка полученных результатов
Детальный анализ полученных данных в соответствии с концепцией исследования. Определение принципиальных путей решения проблемы и возможных практических приложений на конкретных объекта Анализ итогов проведенных управленческих экспериментов, корректировка предлагаемых нововведений, оценка достигнутых эффектов, предложения и рекомендации относительно практических действий на перспективу

 

Объектом научного исследования выступает фрагмент объективной реальности (система или процесс), на который направлен процесс исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частное, общее и частное. Исследованию подвергаются определяющие организационные отношения, которые реализуются в рамкахпредмета научного исследования.

Ознакомьтесь с приведенными во вставке 1, 2 и 3 примерами структурных основ научных исследований в менеджменте.

 

Вставка 1. Пример основных элементов структуры научных исследований в менеджменте №1[10] Тема исследования: Развитие механизма управления транснациональными корпорациями. Целью диссертационного исследования является развитие теоретико-методических аспектов механизма управления транснациональными корпорациями в промышленности и разработка на этой основе рекомендаций по их совершенствованию. Для осуществления цели исследования определены такие задачи: · исследовать научные подходы к содержанию механизма управления транснациональными корпорациями в промышленности; · обосновать универсальность применения системного подхода к управлению ТНК; · выявить особенности структурных преобразований отечественных транснациональных корпораций; · развить инструментально-методические основы к оценке механизма управления транснациональными компаниями; · проанализировать тенденции развития механизма управления ТНК; · решить проблему совершенствования организационно-экономического механизма управления транснациональными корпорациями в промышленности. Объектом исследования являются транснациональные корпорации в промышленности. Предметом исследования – организационно-управленческие и экономические отношения, возникающие в процессе развития механизма управления транснациональными корпорациями в промышленности
Вставка 2. Пример основных элементов структуры научных исследований в менеджменте №2 [15] Тема исследования: Инструменты формирования стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности. Цель диссертационного исследованиязаключается в теоретическом обосновании и разработке методических инструментов формирования стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: • обосновать роль и значение машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности; • раскрыть особенности развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности; • выявить факторы, влияющие на выбор стратегии развития машиностроительной отрасли; • выделить стратегические зоны хозяйствования предприятий машиностроительной отрасли, учитывающие специфику региона сырьевой направленности; • сформулировать принципы формирования стратегии развития машиностроительной отрасли; • разработать концептуальный подход к формированию стратегии развития машиностроительной отрасли; • определить структуру потенциала предприятий машиностроительной отрасли; • сформировать систему показателей и разработать методику комплексной оценки состояния машиностроительной отрасли; • разработать методику формирования стратегии развития машиностроительной отрасли в регионе сырьевой направленности; • провести апробирование предложенных теоретических и практических положений. Объект исследования— машиностроительная отрасль региона сырьевой направленности. Предмет исследования– управленческие отношения, возникающие в процессе формирования стратегии развития машиностроительной отрасли  

 

Вставка 3. Пример основных элементов структуры научных исследований в менеджменте №3 [21] Тема исследования: Инструменты гармонизации промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности. Цель диссертационной работысостоит в теоретическом обосновании и разработке инструментов гармонизации промышленной и торговой политики с учетом обеспечения экономической безопасности региона. Цель исследования предопределила круг взаимосвязанных задач, основными из которых являются: – определение роли промышленной и торговой политики в обеспечении экономической безопасности региона; – раскрытие сущности понятий гармонизации, промышленной и торговой политики; – исследование видов экономической безопасности как основы национальной безопасности; – определение взаимосвязи процессов гармонизации промышленной и торговой политики; – анализ современного состояния социально-экономического развития региона с учетом экономической безопасности; – разработка системы показателей оценки экономической безопасности и их пороговых значений, позволяющих дать оценку эффективности развития экономики региона; – определение инструментов гармонизации промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности; – разработка и апробация методики выбора инструментов гармонизации промышленной и торговой политики сцелью обеспечения экономической безопасности региона. Объектом исследованияявляется промышленная и торговая политика в их взаимосвязи с экономической безопасностью. Предмет исследования– инструменты гармонизации промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности

 

В ходе работы над исследованием нужно тщательно обосновать необходимость его проведения, то есть дать характеристику актуальности исследования. Сегодня под актуальностью темы, понимают степень ее важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения определенных проблем (вопроса или задачи) [14. С. 15].

Освещение актуальности должно быть сжатым. Как правило, достаточно 1–2 страниц или даже менее. Изложенное должно четко задавать направление исследований. В прил. 1 вставка 1–3 вы можете ознакомиться с тремя подробными примерами обоснования актуальности темы исследования.

План проведения исследования

Цели составления плана исследования лежат в практической плоскости, это:

· формулировка и систематизация идей;

· способ убедить аудиторию в необходимости проведения данного исследования;

· возможность получить заказ на исследовательский проект.

Основные разделы плана исследования:

· заглавие – обозначение общего направления исследований;

· введение, с обоснованием актуальности общего направления исследований;

· контрольные вопросы, детализирующие общее направление исследований, формулировка цели исследования;

· методы, которые обеспечивают достижение цели исследований.

После составления плана исследований, для рационально распределения своего времени на протяжении всего исследовательского процесса, необходимо разработать график выполнения исследовательского проекта, где будут определенны временные рамки выполнения отдельных задач. Примерный график выполнения проекта приведен в табл. 3.

Таблица 3

Примерный график выполнения исследовательского проекта

Дата выполнения Этапы выполнения проекта Задание
Начало октября Формулировка общего направления исследования
Конец ноября Чтение литературы. Постановка целей исследования со ссылками на литературные источники
Конец декабря Составление обзорного списка литературы. Чтение методологической литературы о сборе первичных/вторичных данных
Конец января Сбор и анализ первичных / вторичных данных. Повторное изучение литературы
Середина февраля Дальнейшее написание отчета и анализ данных
Конец марта Окончание написания отчета, включая форматирование, составление списка использованной литературы и т.д.
Середина мая   Вычитка отчета (при необходимости)
Конец мая Сдача отчета

 

Критерии оценки плана исследования:

· согласованность элементов плана;

· отсутствие предвзятого мнения;

· осуществимость проекта;

· соответствие темы, целей и планируемых результатов исследования требованиям экзаменационной комиссии, а также «заказчика» проекта, на предприятии которого планируется применить полученные результаты.

Пример сокращенного плана выполнения исследовательского проекта приведен в приложении (прил. 1, вставка 4).

Контрольные вопросы и задания

1) Что такое исследование в самом общем смысле слова? Что такое научное исследование?

2) Дайте сравнительную характеристику фундаментальным и прикладным научным исследованиям в разрезе их целей и общей направленности деятельности.

3) Что является основными компонентами научного исследования?

4) Как в общем виде следует подходить к определению цели научного исследования? Какую тему можно считать хорошей?

5) Какие вам известны общие подходы к выбору направления исследований?

6) Какую роль в формировании исследовательского проекта играют контрольные вопросы по выбранному направлению исследований? Приведите примеры контрольных вопросов к выбранному направлению исследований.

7) Поясните, что значит формулировка «задачи исследования являются программными»?

8) Что такое объект и предмет исследования? Как соотносятся эти понятия между собой? Приведите пример объекта и предмета исследований.

9) Каковы цели и основные разделы плана научного исследования?

10) Назовите основные критерии оценки плана научного исследования?

Практические задания

Выберите, охарактеризуйте и обоснуйте направление своего научного исследования. Сформулируйте тему, объект и предмет исследования. Сформулируйте задачи исследования, а также задачи исследовательской программы. Определите основные разделы плана своего исследовательского проекта. Разработайте примерный график выполнения плана исследовательского проекта.

 




2016-09-17 1535 Обсуждений (0)
Тема 1. Структурные основы научных исследований в менеджменте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Структурные основы научных исследований в менеджменте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)